Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
14. Посланіе (къ инокамъ).

Всѣмъ, — которые повсюду въ области сей подвизаются въ иноческой жизни, утверждены въ вѣрѣ Божіей, освящены во Христѣ и говорятъ: се мы оставихомъ вся, и въ слѣдъ Тебе идохомъ (Матѳ. 19, 27), — возлюбленнымъ и превожделѣннымъ братіямъ, желаю премного о Господѣ радоваться.

1) Уступивъ вашему благорасположенію, и по многократныхъ отъ васъ убѣжденіяхъ, написалъ я кратко о томъ, чтó претерпѣли и я и Церковь, по мѣрѣ силъ моихъ обличилъ скверную ересь зараженныхъ аріанствомъ и показалъ, сколь далека она отъ истины. Но чтó было со мною, когда писалъ это, — призналъ я необходимымъ сдѣлать это извѣстнымъ вашему благочестію, чтобы изъ этого видѣть вамъ, какъ справедливо сказалъ блаженный Апостолъ: о глубина богатства и премудрости и разума Божія (Рим. 11, 33), а потому, извинить и меня — человѣка по природѣ немощнаго. Какъ-скоро намѣревался я писать и принуждалъ себя помыслить о божествѣ Слова, — всякій разъ далеко отъ меня отступало вѣдѣніе, и сознавалъ я, что въ такой мѣрѣ остаюсь я позади, въ какой думалъ постигнуть. Ибо не могъ написать того, что, повидимому, представлялъ умомъ; а что писалъ, то дѣлалось слабѣе даже и той малой тѣни истины, какая была у меня въ мысли.

2) Посему, — видя, чтó написано въ Екклесіастѣ: рѣхъ, умудрюся: и сія удалися отъ мене далече паче неже бѣхъ, и бездны глубина, кто обрящетъ ю? (Еккл. 7, 24-25) и въ Псалмахъ: удивися разумъ Твой отъ мене: утвердися, не возмогу къ нему (Псал. 138, 6), и чтó Соломонъ говоритъ: слава Божія крыетъ слово (Прит. 25, 2), — не разъ (повѣрьте въ этомъ) намѣревался я удержаться и перестать писать. Но, — чтобы не показалось, будто бы молчаніемъ и васъ огорчаю, и тѣхъ, которые спрашивали у васъ и упорствуютъ въ своемъ мнѣніи, поощряю въ нечестіи, — принудилъ я себя написать немногое, и послалъ это къ вашему благочестію. Ибо хотя постиженіе истины само по себѣ далеко нынѣ отъ насъ по немощи плоти; однакоже, возможно, какъ сказалъ тотъ-же Екклесіастъ, разумѣти нечестивыхъ безуміе, и обрѣтши оное, сказать: горчайше есть паче смерти (Еккл. 7, 26-27). Посему-то, какъ умѣю и могу обрѣсти сіе, написалъ я, зная при семъ и то, что для вѣрныхъ осужденіе нечестія есть достаточное уже къ благочестію вѣдѣніе. Ибо, хотя и невозможно постигнуть, что такое Богъ, однакоже, можно сказать, чѣмъ Онъ не есть. Знаемъ же, что Онъ не тоже, что человѣкъ, и что непозволительно представлять себѣ о Немъ что-либо свойственное тварямъ. Такъ и о Сынѣ Божіемъ, хотя по природѣ весьма далеки мы отъ того, чтобы постигнуть Его, но и возможно и удобно — осудить произносимое еретиками и сказать: не таковъ Сынъ Божій, и подобнаго тому, что говорятъ еретики, непозволительно о божествѣ Его даже и помыслить, не только, чтобы говорить устами.

3) Посему-то, сколько могъ, написалъ я. А вы, возлюбленные, пріимите это, не какъ полное изложеніе ученія о божествѣ Слова, но какъ обличеніе нечестія христоборцевъ, которое служитъ и желающимъ подаетъ поводъ къ благочестію здравой о Христѣ вѣры. Если же что въ написанномъ — неполно (а думаю, что и все неполно), то извините меня въ этомъ съ чистою совѣстію, и обратите вниманіе только на смѣлость намѣренія — стоять за благочестіе. А къ совершенному осужденію аріанской ереси достаточенъ судъ Господень, совершившійся въ Аріевой смерти, о которой предварительно и отъ другихъ уже знаете. Яже бо Богъ святый совѣща, кто разоритъ (Ис. 14, 27)? И кого Господь осудилъ, кто тому оправдатель? Изъ такого бывшаго знаменія кто не уразумѣетъ, наконецъ, что богоненавистна эта ересь, хотя бы и покровительствовали ей люди? Прочитавъ это, помолитесь о мнѣ, и другъ друга убѣждайте дѣлать тоже; но немедленно возвратите мнѣ это и вовсе никому не давайте списка, не списывайте и для себя, но какъ искусные торжники, удовольствуйтесь прочтеніемъ, прочитавъ, если пожелаете, и не разъ. Ибо не безопасно оставлять будущимъ родамъ писанное мною нѣмотствующимъ и невѣждою. Привѣтствуйте любовію другъ друга и всѣхъ приходящихъ къ вамъ въ благочестіи и вѣрѣ; ибо аще кто, какъ сказалъ Апостолъ, не любитъ Господа, да будетъ проклятъ. Благодать Господа нашего Іисуса Христа съ вами (1 Кор. 16, 22-23). Аминь.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть вторая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 103-105. – Репр. изд.: СТСЛ, 1902.

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online