Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2. |
|
1) Возлюбленнымъ и вожделѣннѣйшимъ сослужителямъ: Евсевію, Люциферу, Астерію, Киматію и Анатолію Аѳанасій и пребывающіе въ Александріи Епископы изъ Италіи, Аравіи, Египта и Ливіи, Евсевій, Астерій, Гаій, Агаѳъ, Аммоній, Агаѳодемонъ, Драконтій, Аделфій, Ермеонъ, Маркъ, Ѳеодоръ, Андрей, Пафнутій, другой Маркъ, Зоилъ, Мина, Георгій, Лукій, Макарій и прочіе желаютъ премного о Христѣ радоваться.
Увѣрены мы, что, будучи служителями Божіими и добрыми строителями, имѣете вы достаточныя силы благоустроить всѣ дѣла церковныя. Но поелику дошло и до насъ, что весьма многіе, прежде по упорству отъ насъ отдѣлявшіеся, желаютъ нынѣ быть въ мирѣ съ нами; а многіе, отступивъ отъ сношенія съ аріанами, ищутъ общенія съ нами: то почли мы необходимымъ, что написано нами и возлюбленными нашими Евсевіемъ и Астеріемъ, то написать и къ вашей добротѣ, о возлюбленные и подлинно вожделѣннѣчшіе сослужители. Мы радуемся таковому извѣстію. и желаемъ, чтобы, если и остается еще кто далекимъ отъ насъ, и если кто, повидимому, сходится еще съ аріанами, то и онъ бѣжалъ бы аріанскаго ихъ безумія, и наконецъ всѣ и повсюду могли бы сказать: единъ Гасподь, едина вѣра (Ефес 4, 5). Ибо, какъ сказалъ Пѣснопѣвецъ, что добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ (Псал. 132, 1)? А домъ нашъ — Церковь, и у насъ прилично быть одному и тому-же образу мыслей, ибо вѣруемъ, что въ такомъ случаѣ будетъ съ нами обитать и Господь, сказавшій: вселюся въ нихъ и похожду (2 Кор. 6, 16), и: здѣ вселюся, якоже изволихъ ѝ (Псал. 131, 14). Гдѣ же — здѣ, какъ не тамъ, гдѣ проповѣдуется одна вѣра, одно благочестіе?
2) Посему, дѣйствительно, и мы египетскіе вмѣстѣ съ возлюбленными нашими братіями, Евсевіемъ и Астеріемъ, намѣревались идти къ вамъ, какъ по многимъ причинамъ, такъ особенно для того, чтобы облобызать любовь вашу и сообща насладиться такимъ миромъ и единомысліемъ. Но поелику, какъ объясняли мы и въ другихъ посланіяхъ, и какъ можете узнать отъ самихъ сослужителей нашихъ, удерживаютъ насъ церковныя нужды; то мы поскорбѣли и упросили этихъ сослужителей нашихъ, Евсевія и Астерія идти къ вамъ вмѣсто насъ. И благодареніе ихъ богочестію, что хотя сами и могли поспѣшить въ свои епархіи, однако-же всему предпочли путешествіе къ вамъ ради настоятельной церковной нужды. Получивъ ихъ согласіе, утѣшились мы тѣмъ, что, когда они и вы будете тамъ, и мы всѣ почтемъ себя соприсутствующими съ вами.
3) Итакъ, всѣхъ желающихъ быть въ мирѣ съ нами, особливо же имѣющихъ собранія въ старомъ городѣ, а также отступившихъ отъ аріанъ, пригласите къ себѣ, пріимите ихъ, какъ отцы дѣтей, присвойте себѣ какъ учители и попечители, и соедините ихъ съ возлюбленными нашими, сущими съ Павлиномъ; ничего же не требуйте отъ нихъ больше, а только, чтобы предали анаѳемѣ аріанскую ересь, и исповѣдали вѣру, святыми Отцами исповѣданную въ Никеи, предали также анаѳемѣ утверждающихъ, что Духъ Святый есть тварь и отдѣленъ отъ сущности Христовой. Ибо не раздѣлять Святую Троицу, и не говорить, будто бы нѣчто изъ Нея есть тварь, значитъ истинно отступить отъ ненавистной ереси аріанъ. А тѣ, которые притворно приписываютъ себѣ вѣру, исповѣданную въ Никеи, дерзаютъ же произносить хулу на Духа Святаго, не болѣе дѣлаютъ, какъ только на словахъ отрицаются аріанской ереси, содержатъ же ее въ сердцѣ. Всѣми да будутъ преданы анаѳемѣ нечестіе Савеллія и Павла Самосатскаго, безуміе Валентина и Василида и безразсудство манихеевъ. Ибо, когда будетъ все это, тогда всѣ содѣлаются свободными отъ всякаго худого подозрѣнія, и видима будетъ единая чистая вѣра вселенской Церкви.
4) А что эта вѣра содержится и нами, и имѣвшими всегда съ нами общеніе, это, думаемъ, не неизвѣстно и вамъ и всякому другому. Поелику же участвуемъ въ радости намѣревающихся вступить въ единеніе, какъ всѣхъ, такъ преимущественно имѣющихъ собранія въ старомъ городѣ, и какъ за всѣхъ, такъ за доброе преднамѣреніе послѣднихъ, наипаче прославили мы Господа; то умоляемъ васъ на этихъ условіяхъ пребывать съ ними въ единомысліи, и, по сказанному прежде, какъ вамъ ничего бóльшаго не требовать отъ имѣющихъ собранія въ старомъ городѣ, такъ и сущимъ съ Павлиномъ не выставлять на видъ ничего иного, кромѣ Никейскихъ опредѣленій.
5) Объявляемый же нѣкоторыми листъ, будто написанный о вѣрѣ на Сардикійскомъ Соборѣ, запретите вовсе читать или ссылаться на него; потому что Соборъ не опредѣлялъ ничего такого. Хотя нѣкоторые, подъ видомъ, что изложеніе вѣры Никейскаго Собора недостаточно, желали писать о вѣрѣ и усильно покушались на это: однако-же, святый Соборъ, сошедшійся въ Сардикѣ, вознегодовалъ на то, и опредѣлилъ — не писать больше о вѣрѣ, но довольствоваться вѣрою, исповѣданною Отцами въ Никеи; потому что исповѣданіе это ни въ чемъ не имѣетъ недостатка, но исполнено благочестія; и не должно вторично излагать исповѣданіе вѣры, чтобы исповѣданіе, написанное въ Никеи, не могло быть почтено недостаточнымъ, и не было дано этимъ повода желающимъ часто писать и дѣлать опредѣленія о вѣрѣ. Почему, еели кто будетъ выставлять на видъ это или другое изложеніе вѣры, останавливайте такихъ, и убѣждайте ихъ пребывать лучше въ мирѣ; и мы ничего болѣе не видимъ въ этихъ людяхъ, кромѣ одного упорства.
Скажемъ и о тѣхъ, которыхъ порицали иные, за употребленіе реченій — три Ѵпостаси, — такъ какъ реченія эти взяты не изъ Писанія и подозрительны. Хотя мы и просили ничего большаго не требовать, кромѣ Никейскаго исповѣданія; однако-же, по причинѣ спора спрашивали ихъ: не именуютъ ли они, подобно аріанамъ, Ѵпостаси сіи отчужденными, разобщенными, и взаимно иносущными, каждую же Ѵпостась особо отдѣльною, какъ отдѣлены другія твари и раждаемые отъ людей; или, не именуютъ ли Ѵпостасей различными сущностями, каковы напримѣръ золото, или серебро, или мѣдь; или, какъ другіе еретики именуютъ три начала и трехъ боговъ, не такъ ли и они, думая объ Ѵпостасяхъ, именуютъ ихъ? — И они подтвердили, что не въ такомъ смыслѣ именуютъ, и что никогда такъ не думали. Когда же спросили мы ихъ: почему же говорите это, и вообще, для чего употребляете такія реченія? — они отвѣчали: для того, что вѣруемъ во Святую Троицу; знаемъ же Троицу не по имени только, но истинно сущую и пребывающую, истинно сущаго и пребывающаго Отца, истинно сущаго и пребывающаго самосущимъ Сына, пребывающаго и сущаго Духа Святаго; не именуемъ же трехъ боговъ или трехъ началъ, и вовсе не терпимъ утверждающихъ это или мудрствующихъ такъ; но вѣдаемъ Святую Троицу, и единое Божество, и единое Начало, и Сына единосущнаго Отцу, какъ изрекли Отцы, и Духа Святаго — не тварь и не чуждаго, но собственнаго сущности Сына и Отца и нераздѣльнаго съ Ними.
6) Принявъ же отъ нихъ такое объясненіе и оправданіе реченій, спросили мы и обвиняемыхъ ими, будто бы именуютъ одну Ѵпостась: не въ томъ ли смыслѣ, какъ мудрствуетъ Савеллій, и они именуютъ такъ, отрицая чрезъ сіе Сына и Святаго Духа, или предполагая, что Сынъ не самосущъ и Духъ Святый не самостоятеленъ? — Но они подтвердили, что не въ этомъ, смыслѣ именуютъ и никогда такъ не думали; именуемъ же, говорили, Ѵпостасію, почитая равнозначительнымъ сказать: Ѵпостась или сушность; а разумѣемъ одну Ѵпостась, потому что Сынъ отъ Отчей сущности, и признаемъ тождество естества въ Отцѣ и Сынѣ. Ибо вѣруемъ, что Божество одно, и естество Его одно, а не иное естество Отца, и не чуждое Ему естество Сына и Святаго Духа.
И дѣйствительно, обвиненные, что именуютъ три Ѵпостаси, стали въ этомъ согласны съ послѣдними, а утверждавшіе одну сущность и сами одобрили мнѣніе первыхъ въ томъ видѣ, какъ объяснили они его; тѣ же и другіе предали анаѳемѣ Арія, какъ христоборца, Савеллія и Павла Самосатскаго, какъ злочестивыхъ, Валентина и Василида, какъ чуждыхъ истинѣ, и Манихея, какъ изобрѣтателя золъ. И всѣ, по благодати Божіей, послѣ такихъ объясненій совокупно соглашаются, что лучше и точнѣе подобныхъ реченій вѣра, исповѣданная Отцами въ Никеи, и что наконецъ лучше довольствоваться и пользоваться тѣми реченіями, какія употреблены въ Никейскомъ исповѣданіи.
7) А поелику нѣкоторые, повидимому, спорятъ другъ съ другомъ и о домостроительствѣ Спасителя въ воплощеніи; то и объ этомъ спрашивали мы тѣхъ и другихъ, и что исповѣдали одни, съ тѣмъ согласились и другіе, именно же: не какъ Слово Господне было въ Пророкахъ, такъ при скончаніи вѣковъ вселилось Оно въ Святаго Человѣка; напротивъ же того, само Слово плоть бысть, и во образѣ Божіи Сый пріялъ зракъ раба, и отъ Маріи по плоти содѣлался человѣкомъ ради насъ; и такимъ образомъ, родъ человѣческій, въ Немъ совершенно и всецѣло освобождаемый отъ грѣха и оживотворяемый изъ мертвыхъ, вводится въ царство небесное. Они исповѣдывали также, что Спаситель имѣлъ тѣло не бездушное, не безчувственное и не неразумное; ибо, поелику Господь ради насъ содѣлался человѣкомъ, то и невозможно тѣлу Его быть неразумнымъ; потому что самимъ Словомъ совершено спасеніе не тѣла только, но и души. Будучи же истинно Божіимъ Сыномъ, содѣлался Онъ и Сыномъ человѣческимъ; и будучи единороднымъ Божіимъ Сыномъ, содѣлался и первороднымъ во многихъ братіяхъ. Почему, не иной былъ Сынъ Божій, сущій прежде Авраама, а иной — сущій послѣ Авраама; не иной былъ воскресившій Лазаря, а иной вопрошавшій о немъ; но Одинъ и Тотъ-же по-человѣчески сказалъ: гдѣ положенъ Лазарь? а по Божеству воскрешаетъ его. Одинъ и Тотъ-же тѣлесно, какъ человѣкъ, плюну, и Божески, какъ Сынъ Божій, отверзъ очи слѣпому отъ рожденія; и пострадавъ плотію, какъ сказалъ Петръ (1 Петр. 4, 1), Божески отверзъ гробы и воскресилъ мертвыхъ. Такимъ же образомъ, изъ сего уразумѣвая и все, повѣствуемое въ Евангеліи, они утверждали, что одинаково разсуждаютъ о воплощеніи и вочеловѣченіи Слова.
8) Поелику же такъ они исповѣдали, то умоляемъ васъ: не осуждайте поспѣшно, и не отвергайте такъ исповѣдующихъ и такъ объясняющихъ употребляемыя ими реченія; но лучше принимайте желающихъ мира и оправдываюшихся. А которые не хотятъ такъ исповѣдывать и объяснять сіи изреченія, тѣхъ удерживайте и пристыждайте, потому что образъ ихъ мыслей подозрителенъ Но, не терпя послѣднихъ, и первыхъ, правильно толкующихъ и мудрствующихъ, увѣщавайте не предлагать больше вопросовъ другь другу, не входить въ словопренія о безполезномъ, не состязаться о подобныхъ реченіяхъ, но согласно держаться благочестнаго образа мыслей. Ибо разсуждающіе иначе, любящіе спорить о такихъ реченіяхъ и доискивающіеся чего-то сверхъ написаннаго въ Никеи, не иное что дѣлаютъ, а только, какъ ненавистники мира и любители расколовъ, напаяютъ подруга развращенiемъ мутнымъ (Аввак. 2, 15). Вы же, какъ люди добрые, рабы вѣрные, и Господни строители, чтò соблазняетъ и отчуждаетъ, то прекращайте и воспрещайте, всего же болѣе предпочитайте таковый миръ, храня здравую вѣру; Господь, можетъ быть, помилуетъ насъ и соединитъ раздѣленное. Когда же содѣлается единое стадо, тогда всѣ мы паки будемъ имѣть единаго вождя, Господа нашего Іисуса Христа.
9) И мы, оставшіеся въ Александріи, обще съ со служителями нашими Астеріемъ и Евсевіемъ (потому что большая часть изъ насъ разошлись по своимъ епархіямъ), хотя не должно было спрашивать ни о чемъ, кромѣ Никейскаго Собора, и не терпѣть спорныхъ реченій, однако-же ради мира, и чтобы не отвергнуть желающихъ вѣровать право, предлагали имъ эти вопросы, и что они исповѣдали, то изложили кратко. И вы также сообща, и гдѣ обыкновенно имѣете свои собранія, прочтите это, и удостойте пригласить туда всѣхъ. Ибо справедливо прочесть сперва посланіе тамъ, и тамъ же вступить въ единеніе съ желающими и домогающимися мира, и уже, по присоединеніи ихъ, гдѣ угодно будетъ всему народу, тамъ въ присутствіи вашей доброты и совершать церковныя службы и всѣмъ сообща прославлять Господа.
Привѣтствуютъ васъ сущіи со мною братія; желаю, чтобы вы здравствовали и творили о насъ память предъ Господомъ.
Подписали сіе: я — Аѳанасій — и другіе собравшіеся Епископы, и присланные Епископомъ острова Сардиніи Люциферомъ два діакона Еренній и Агапитъ, и присланные Павлиномъ Максимъ и Калимеръ также діаконы; были же при семъ и нѣкоторые монашествующіе отъ Епископа Аполлинарія, для сего имъ и присланные.
10) Поименованные же вначалѣ Епископы, къ которымъ писано это посланіе, были: Евсевій — города Верчелли въ Галліи, Люциферъ — острова Сардиніи, Астерій — Петры аравійской, Киматій — Палтоса въ Келесиріи, Анатолій — Евбеи.
А писавшіе посланіе были: Папа Аѳанасій и пребывающіе съ нимъ въ Александріи Евсевій и Астерій, и прочіе: Гаій — Епископъ Паратонія близъ Ливіи, Агаѳъ — Фрагона и части Елеархіи египетской, Аммоній — Пахнемуниса и остальной части Елеархіи, Агаѳодемонъ — Схедіи и Менелаита, Драконтій — малаго Ермополя, Аделфій — Онуфа лихнійскаго, Ерміонъ — Танеса, Маркъ — Зигровъ близъ Ливіи, Ѳеодоръ — Атриба, Андрей — Арсеноита, Пафнутій — Саиса, Маркъ — Филовъ, Зоилъ — Андро, Мина — Антифрона.
Къ сему Евсевій приписалъ по-латини, что въ переводѣ значитъ:
Я — Епископъ Евсевій — съ вами, по точномъ съ обѣихъ сторонъ исповѣданіи вѣры вашей, взаимно между собою соглашающимися въ разсужденіи Ѵпостасей, и самъ согласенъ; и не сіе только подтверждаю, но и все, что говорится въ Посланіи, какъ видно это по связи рѣчи, о воплощеніи Спасителя нашего, а именно, что Онъ Сынъ Божій и содѣлался человѣкомъ, воспріявъ на Себя, кромѣ грѣха, всего ветхаго нашего человѣка, какимъ онъ былъ. И поелику листъ, приписываемый Сардикійскому Собору, устраняется, чтобы не казалось, будто бы излагается въ немъ что-либо сверхъ никейской вѣры; то и я соглашаюсь не дѣлать его гласнымъ въ Церкви, чтобы не подать мысли, будто бы исключается имъ никейская вѣра; и желаю возмогать вамъ о Господѣ.
Я — Астерій — далъ свое согласіе на все писанное выше; желаю возмогать вамъ о Господѣ.
11) Когда же свитокъ сей былъ присланъ изъ Александріи къ антіохійцамъ за означенными подписями поименованныхъ выше, тогда и сами они подписались къ нему:
Я — Павлинъ, какъ пріялъ отъ Отцевъ, такъ и содержу въ мысляхъ, что Отецъ есть и пребываетъ совершенъ, и Сынъ пребываетъ совершенъ, и Духъ Святый пребываетъ совершенъ; почему и пріемлю написанное выше толкованіе о трехъ Ѵпостасяхъ, и объ единой Ѵпостаси, или сущности, а равно и разумѣющихъ такъ. Ибо благочестиво разумѣть и исповѣдывать Святую Троицу въ единомъ Божествѣ. И о совершившемся ради нась вочеловѣченіи Отчаго Слова такъ разсуждаю, какъ написано, а именно, что, по сказанному Іоанномъ, Слово плоть бысть, и что не претерпѣло Оно измѣненія, какъ говорятъ злочестивые, но содѣлалось ради нась человѣкомъ, родившись отъ Святой Дѣвы Маріи и отъ Духа Святаго. Ибо Спаситель пріялъ на Себя тѣло не безъ души, не безъ чувства, не безъ ума; потому что, когда Господь ради насъ содѣлался человѣкомъ, невозможио имѣть Ему только тѣло и не имѣть ума. Почему, анаѳематствую отметающихъ вѣру, исповѣданную въ Никеи, и непризнающихъ, что Сынъ отъ сущности Отчей и единосущенъ Отцу; анаѳематсгвую также утверждающихъ, что Духъ Святый есть тварь, приведенная въ бытіе Сыномъ; и еще анаѳематствую ересь Савеллія и Фотина, и всѣ другія ереси, соображаясь съ вѣрою, составленною въ Никеи, и со всѣмъ написаннымъ выше.
Я — Картерій — желаю вамъ здравствовать.
Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 166-175. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.