Содержание
Назад • Дальше

Проповедь перед народом


Подобает нам, возлюбленные братья, трепетать перед теми ударами бича Божия, коих прежде мы должны были страшиться в грядущем и кои мы испытываем ныне. Пусть же скорбь наша открывает нам двери к покаянию, и пусть жестокость сердец наших смягчена будет самой той карой, которую мы претерпева­ем. Как предсказано свидетельством пророка, «Меч доходит до души» (Иерем. 4, 10); ибо вот пронзен острием гнева небесного весь народ и одного за одним уносит внезапная гибель. И не предваряется смерть недугом, но, как видите воочию, медлитель­ность недуга опережает сама смерть.

Пронзенный ударом похищается раньше, чем успевает обра­титься к покаянным стенаниям. Помыслите же, каким предста­нет перед лицом строгого Судии тот, кому уже не дано срока оплакать содеянное им. Ибо не постепенно отторгаются от нас жители нашего города, но гибнут многие одновременно. Пусты­ми остаются дома, на погребение чад своих взирают родители, и их наследники на дороге к гибели опережают их.

Пусть же каждый из нас ищет прибежища в покаянных сте­наниях, пока ему, до смертельного удара, еще дано время ры­дать. Воскресим перед очами нашего ума все, что мы, заблуждаясь, совершили,  и все, что содеяли недостойного,  покараем своими слезами.  «Предстанем лицу его со славословием» (П 94, ст. 2). Так же наставляет нас пророк:  «Вознесем сердца наши и руки к Богу»  (Плач Иерем.  3,  41).  Вознести к Богу сердца и руки означает — усердие молитвы нашей достойно укрепить свершением добрых дел. Ибо воистину подает нам, тре­пещущим в страхе, подает верную надежду Тот, Кто через про­рока возглашает: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего  и жив был»  (Иез.  33,  11).  Посему пусть никто, видя безмерность грехов своих, не отчаивается. Ибо трехдневным покаянием стерты были в прах долголетние грехи ниневитян (Иона, 3), и разбойник покаявшийся приял в своем смертном приговоре в награду жизнь (Лука, 23).

Изменим же сердца наши и уверуем, что мы уже получили то, о чем просим; ибо скорее склоняется судия к исполнению просьбы, если просящий сам исправился от своей порочности; и перед мечом, грозящим столь страшной карой, будем в мольбах своих настойчивы; ведь настойчивость, людям обычно досаж­дающая, праведному судии угодна; ибо Бог благой и милосерд­ный хочет, чтобы своими мольбами мы исторгли у Него помило­вание, а гневаться на нас, как мы того заслуживаем, Ему не угодно. Потому Он и говорит через псалмопевца: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня"» (Пс. 49, 15). Итак, сам Бог свидетельствует о Себе, что Он хочет сжалиться над призывающими Его, раз повелевает нам Его призывать.

Посему, любезнейшие братья, с сокрушенными сердцами и совершив дела покаяния, завтра на рассвете четвертого (quartae feriae) праздничного дня соберемся для молебствия в семи шест­виях в порядке, указанном далее, с благоговением и слезами.

Пусть никто из вас не выходит на поля для работ земледель­ческих, пусть никто не предпринимает никаких дел; но, собрав­шись в храм Пресвятой Матери Божией, мы, все, кто вместе грешили, вместе станем оплакивать наши злые деяния, дабы строгий Судия, видя, что мы за свои грехи себя наказуем, Сам пощадил нас и отказался от предуготованного нам смертного приговора.

Молебственное шествие (Iitania) духовенства выходит из цер­кви святого Иоанна Крестителя, шествие мужчин-мирян — из церкви блаженного мученика Марцелла, монахов — из церкви мучеников Иоанна и Павла, шествие служительниц Божиих — из церкви блаженных мучеников Космы и Дамиана, замужних женщин — из церкви блаженного первомученика Стефана, вдов — из церкви блаженного мученика Виталия, шествие бед­няков и детей (infantium) — из церкви блаженной мученицы Цецилии.


Назад • Дальше
Содержание