Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4. |
|
Тотъ, Котораго непрестанно воспѣваютъ и прославляютъ Ангелы, Тотъ на землѣ, какъ человѣкъ, преклоняетъ колѣна предъ Отцемъ и молится, а на небѣ самъ пріемлетъ молитвы и колѣнопреклоненія отъ всей твари, видимой и невидимой; на землѣ, какъ человѣкъ, алчетъ (Матѳ. 4, 2; 21, 18), а самъ есть Хлѣбъ небесный, сшедшій свыше (Іоан. 6, 41. 51); по домостроительству жаждетъ (Іоан. 19, 28), a по Божеству самъ есть источникъ жизни; на землѣ утруждается (Іоан. 4, 6) по воспринятому (человѣчеству), а Самъ есть упокоеніе труждающихся и обремененныхъ (Матѳ. 11, 28).
Онъ-то сегодня добровольно идетъ на смерть, чтобы смертію своею сокрушить имѣющаго смерть во власти своей (Евр. 11, 14), а обольщеннымъ отъ него надеждою безсмертія, и умерщвленнымъ даровать безсмертіе. Посему хотя Господь Христосъ, Богъ (сущій) въ Сіонѣ, шествуетъ не со скипетрами и трубами, но съ совершенною нищетою, не съ мечами, оружіями и копьями, но съ крайнимъ смиреніемъ, не съ оруженосцами, не съ позлащенными щитами, шлемомъ и бронею, но съ крайнею кротостію, безпредѣльнымъ незлобіемъ и безмѣрною скромностію: однакожъ сказано: и потрясеся весь градъ, глаголя: кто есть сей? Народи же глаголаху: сей есть Христосъ Сынъ Давида (Матѳ. 21, 10-11). Онъ входитъ въ храмъ, и какъ истинный Богъ храма, святѣйшій самаго святилища, изгоняетъ изъ Него недостойныхъ, беззаконныхъ и злонравныхъ священниковъ; а предстоящіе въ храмѣ Божіемъ отроки храмолѣпно, или лучше, боголѣпно восклицаютъ Богу храма, Христу Іисусу: осанна, осанна Сыну Давидову (Матѳ. 21 , 15), дарующему миръ на небеси, и славу въ вышнихъ (Лук. 19, 38)!
Блаженны чаянія Церквей! Блаженны надежды христіанъ! Люди, увѣровавъ въ Начальника мира (Ис. 9, 6), и обогатившись миромъ, сдѣлались сожителями Ангеловъ. Христосъ совокупилъ дольнее и горнее, соединилъ бренныхъ съ безтѣлесными. Радуйтесь во Христѣ! Еще повторяю, радуйтесь: радуйся зѣло, дщи Сіоня (Зах. 9, 9), Новый Іерусалимъ, Церковь Божія! Приникни глубже въ таниство твоего празднества! Вознесись превыше видимаго, чтобъ понять духовно (αναγωγιϰῶς) то, что совершается чувственно. Для чего Іисусъ, Который всегда пѣшешествовалъ, нынѣ, и только нынѣ, возсѣлъ на животное, самъ восшедши на оное? Для того, чтобы вразумить насъ о своемъ вознесеніи на крестъ. Какая это противу-лежащая весь? Безъ сомнѣнія, противоположный и противный міру образъ мыслей, усвоенный себѣ поселеннымъ прямо рая (Быт. 3, 24) человѣкомъ, къ которому Христосъ и послалъ двухъ учениковъ, то есть, два свои завѣта, — завѣтъ Ветхій и Новый. Кто эта ослица? Безъ сомнѣнія, ветхая и прелюбодѣйная синагога, которая отягчена бременами житейскими, и на которой Христосъ возсѣдалъ до нѣкотораго времени. Кто — осленокъ? Это я, младый и самый необъѣзженный народъ языческій, на котораго никтоже отъ человѣкъ всѣде (Mapк. 11, 2), — ни законъ, ни страхъ, ни Ангелъ, ни Пророкъ, ни Моисей, ни Писанія, а только самъ Богъ Слово, возлегшій съ нами безсловесными въ ясляхъ, въ Виѳлеемѣ, чтобы освободить насъ отъ нашего безсловесія, и потомъ сдѣлать богословами. Что это за отрѣшеніе осленка? Безъ сомнѣнія, освобожденіе (насъ) отъ идолослуженія и отрѣшеніе отъ кровавыхъ идольскихъ жертвъ, которое предзнаменовано было прикосновеніемъ жены кровоточивой. Кто суть ропщущіе на отрѣшеніе осленка и говорящіе: почто отрѣшаета (Лук. 19, 31) осля привязано (Матѳ. 21, 2)? — іудеи и демоны. Что это за постиланіе отроками одеждъ? Совлеченіе ветхаго человѣка, и вмѣстѣ безобразная нагота и пустота синагоги. Кто богословствующіе младенцы? Безъ сомнѣнія, чада вѣрнаго народа Христовой Церкви. Кто ихъ матери? Купели крещенія, возраждающія вѣрныхъ. Что — сосцы матерей? Два завѣта, которые оба суть наши учители, напаяющіе насъ млекомъ духовнымь и небеснымъ. Что такое сошествіе Христа съ горы Елеонской? Безъ сомнѣнія, не иное что, какъ сошествіе съ неба къ намъ Бога Слова. Кто — масличныя вѣтви? Души милостивыхъ. Что такое путь? Путь, который хорошо устилаютъ дѣлами добродѣтелей, совлекаясь ветхаго человѣка. Что — финиковыя вѣтви? Чистыя сердца праведныхь, процвѣтающія какъ финики, и возвышающіяся какъ кедры Ливанскіе, насажденныя въ дому Господнемъ, процвѣтающія (Псал. 91, 13-14) и устремляющіяся горѣ къ истинному Финику, безъ сомнѣнія, одерживая побѣду надъ мучителемъ и адомъ, отъ тиранніи которыхъ сами освобождены силою побѣдителя Христа. Кто предшествующіе? Праведные Пророки. Кто послѣдующіе? Апостолы, и мы, вмѣстѣ съ ними увѣровавшіе изъ язычниковъ. Что — градъ? Горній Іерусалимъ. Что — храмъ? Царство небесное, изъ котораго Христосъ изгналъ іудеевъ, какъ недостойныхъ.
Такъ понимай обстоятельства настоящаго праздника. Такъ, соблюдай таинство Владыки, а также и то, что относится къ твоему празднеству... Будемъ вмѣстѣ съ Ангелами ликовать, съ народомъ рукоплескать, съ осленкомъ прыгать, съ матерями удивляться, съ Апостолами проповѣдывать, и, срѣтая Христа, идущаго во Іерусалимъ, хвалить, благословлять и восклицать: осанна, благословенъ грядый, и паки грядый во имя Господне судить міръ свой! Слава Ему, со Отцемъ и Духомъ, во вѣки. Аминь.
Примѣчаніе:
[1] Перевед. изъ S. Patr. nostr. Epiph. Constant. S. Salam. in Cypro Episc. Operr. Tom, II pag. 301-303, ed. Colon. 1682.
Печатается по изданiю: Святаго Епифанія епископа Кипрскаго, Слово въ недѣлю Ваій. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи Ильи Глазунова и К° — 1841 г. — Часть I. — С. 345-350.
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.