О ЛОТЕ И О ПРИВЕДЕНИИ СЕБЯ В БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Сластолюбцы, сердце свое научено всякому лихоимству имуще, и очи имуще исполнь блудодеяния и непрестаемаго греха... раби суще тле­ния (2Пет.2:14,19), предлагают такую мысль и говорят: «Не мы одни обнаруживаем в себе страсть; этому подвержены многие, не только люди не славные, но даже и славные». И они думают на этом основании най­ти себе оправдание. Но мы боимся Того, Кто судит по делам каждого. Ибо по отшествии отсюда должны будем подпасть Суду за все, что сде­лано нами в жизни. И вот, дни наши текут, как пополуденная тень. По­этому, имея в виду жизнь святых, к ней направим ладью свою, чтобы, войдя в тихую пристань, вечно насладиться нестареемой (нескончаемой) жизнью. А это слова людей, растленных умом и неискусных в вере. Но они не много успеют (2Тим.3:8,9). Итак, послушаем Божественное Писание, которое говорит: Еда утаю Аз от Авраама раба Моего, яже Аз творю? Вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Отыде же Гос­подь, яко преста глаголя ко Аврааму (Быт.18:17,20,33). Приидоста же два Ангела в Содом в вечер (Быт.19:1). Лот принимает их. Но му­жие града Содомляне обыдоша дом, от юноши даже до старца, весь народ вкупе: и иззываху Лота, и глаголаху к нему: где суть мужие, вшед­шии к тебе нощию? Изведи я к нам, да будем с ними (Быт.19:4;5). Пра­ведник не пришел в страх, увидев множество Содомлян, и не выдал в руки нечестивым этих странников и путников. Как псы, лаяли на него Содомляне, а он решился лучше умереть от них у дверей своих, неже­ли стать сообщником их беззакония. Поэтому, облекшись в броню веры, стал поборником благочестия. Развращенные же злым навыком неотступно принуждали Лота, и приближишася разбити двери. Про­стерше же мужие руки, вовлекоша Лота... и двери храмины заключи­ша: мужы же, сущыя пред дверми дому, поразиша слепотою от мала даже до велика; и разслабишася ищуще дверий (Быт.19:9-11). Кто же скажет, что ничего не значит грех ненавистного дела сего? Если будем утверждать, что ничего это не значит, то обвиним в неправде Бога, как будто из-за ничего истребил Он города Содомские. Итак, убе­жденные истиной будем хранить себя от всякого греха, наипаче же от этой нечистой мерзкой похоти.

Реша же мужие к Лоту: суть ли тебе зде зятие или сынове или дще­ри? Или аще кто тебе ин есть во граде, изведи (я) от места сего: яко мы погубляем место сие, понеже возвысися вопль их пред Господем, и посла нас Господь истребити его. Изыде же Лот и глагола к зятем своим, по­имшым дщери его, и рече: востаните и изыдите от места сего, яко по­губляет Господь град. Возмнеся же играти пред зятьми своими. Егда же утро бысть, понуждаху Ангели Лота, глаголюще: востав, поими жену твою и две дщери твоя, яже имаши, и изыди, да не и ты погибнеши со беззаконми града. И смутишася, и взяша Ангелы за руку его, и за руку жену его, и за руки двух дщерей его, понеже пощаде и Господь. И бысть егда изведоша я вон, иреша: спасая спасай твою душу: не озирайся вспять, ниже постой во всем пределе (сем): в горе спасайся, да не когда купно ят будеши (Быт.19:12-17). Когда же Лот стал просить о городе Сигоре, чтобы туда убежать ему, Господь не отказывает ему в просимом, но говорит: Се, удивихся лицу твоему, и о словеси сем, еже не погубити гра­да, о немже глаголал еси: потщися убо спастися тамо: не возмогу бо со­творити дела, дондеже внидеши тамо (Быт.19:21-22). Видишь ли, ка­кое снисхождение у Бога к рабам Его? Видишь ли Божие благоутробие? Видишь ли силу действенной молитвы праведника? Не возмогу бо, го­ворит, сотворити дело, дондеже внидеши тамо. Произнесен приговор на развратных; огонь готов излиться на города их; Ангелы ждали ма­новения, чтобы привести в исполнение распоряжение своего Владыки; но Создатель повелел Небесным Силам удержать готовую пагубу, пока праведник не спасется из среды беззаконных. Не изумился ли лик Ан­гельский при таком долготерпении Человеколюбца? Кто не устрашит­ся этого Праведного Судии? Кто не возлюбит сладчайшего Владыку? Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Пс.102:13).

А издевавшиеся над праведником внезапно погибли, потому что не послушались увещаний праведника. Они видели, что солнце по обыч­ному чину совершает течение свое, и луна сохраняет чин свой, и воздух чист, и земля покрыта зеленью; не было ни молний, ни громов, ни зем­летрясения. Но когда думали благоденствовать в совершенном мире и безопасности, внезапно постигла их погибель, как написано: Якоже бысть во дни Лотовы: ядяху, пияху, куповаху, продаяху, саждаху, зда­ху: в оньже день изыде Лот от Содомлян, одожди камык горящь и огнь с небесе и погуби вся (Лк.17:28-29), потому что, по удалении правед­ника из среды их, всемогущая Рука одождила на них с неба огнь и жу­пел и истребила всех. Как крепкий город по разрушении стен берется победителем, так и они, лишившись молитв праведника, погибли все до одного.

Итак, возлюбленные, убоимся Господа Бога Отцов и всякия плоти, да и нас, по снисхождению Своему, покроет в день гнева. Ибо написа­но: Сия же вся образы прилучахуся онем: писана же быша в научение наше, в нихже концы век достигоша (1Кор.10:11). Итак, крепко покорим чувства свои воле Божией, по причине злоумышляющих на жизнь нашу; яко с падением нашим ходим (Сир.13:16), и среди сетей многих путь наш. Но если вверим себя Господу, то спасемся Им от гнева.