ГЛАВА 10


И когда [начало 10-й главы составляет прямое продолжение рассуждений, изложенных в конце предыдущей главы] явились двое, чтобы выбрать себе такое место, которым бы они превосходили товарищей своих, Господь сказал им: «Можете ли вы пить чашу, которую Я буду пить» (ср.: Мф.20:20-22), дабы на­учить, что место превосходства отдается за заслуги [буквально: «продается, как награда»]. Поэтому и (апостол) говорит: «посему и Бог превознес и прославил Его» (ср.: Флп.2:9), ибо никто не был более умален в своей природе, как Христос, поскольку Он был из Божества. После того, как они узнали, что то место дается за дела, (Господь как бы) таким образом продолжает (Свою речь): так как вы уже узнали, что место сие дается за заслуги, то рассудите, что, быть может, найдутся такие, которые сильнее вас будут подвизаться или пожелают подвизаться; по Суду же Отца совершен тот, кто подви­гом своим превосходит всех прочих, и для такового уготовано то ме­сто. Поскольку (те двое) пришли (с той целью), чтобы по избранию без заслуг получить (первое место), то Господь отверг их, делая вид, что не имеет власти (исполнить их просьбу), дабы не опечалить их, как и сло­ва: «О... часе этом никто не знает» (Мф.24:36), (сказал для того), что­бы дальше не спрашивали Его о том. «Не ваше дело, – говорит, – знать час и время» (ср.: Деян.1:7). Когда же прочие апостолы разгневались на них, раскрыл дело всем, говоря: «кто между вами хочет быть боль­шим, да будет вашим рабом» (ср.: Мф.20:27). Этим путем все люди имеют доступ к власти.

Итак, просьбу сыновей Зеведеевых Господь положил пред глазами их, как венец, которым увенчивается тот, кто превосходит (всех) на ри­сталище. Также и апостол на этом основании строит (свое учение), го­воря: «испытает сердца ваши, и тогда каждому из вас будет похвала у Бога» (ср.: 1Кор.4:5). Даже Валаам был избран для прорицания (Чис. гл. 22-24), сыновья Илия на священство (1Цар.2:12-17) и Иеровоам на царство (3Цар.11:26-40). Посему апостол говорит: «и я сам окажусь недостойным» (ср.: 1Кор.9:27), дабы научить, что он мало ценит вся­кое избрание по небесному усмотрению [т.е. не вменяет себе в заслугу], высоко же ставит волю. И дабы ты лучше уразумел эту истину, еще научает, что если кто говорит языками ангельскими (а любви не имеет), тот делает это не по собствен­ному изволению, но по избранию Божию, а кто любит, тот имеет соб­ственное избрание (1Кор.13:1). Посему любовь есть путь более вели­кий и превосходный (1Кор.12:31), чем тот, который не зависит от соб­ственного изволения, как, например, ведать пророчество и таинства, и переставлять горы. «И если раздам все имение мое бедным», как Ана­ния со своей женой, ибо они сделали это не по любви (Деян.5:1-5), «если отдам тело мое» (ср.: 1Кор.13:3), как сделал Искариот, – то этими словами учит, что избрание без любви, о чем и сказано, не при­носит пользы; (приносит) же (пользу) одно только избрание по (соб­ственной) воле. Посему говорит: «возлюбишь Господа Бога твоего, это есть великая заповедь» (ср.: Мф.22:37). И еще говорит: «если раздам (мое имение) бедным», как фарисейская секта (Мф.6:2), «и если отдам тело мое на сожжение огнем», как те пятьдесят мужей, ибо они не по истинной вере назвали Илию пророком, говоря: «пророк Божий! царь говорит: сойди» (ср.: 4Цар.1:9-12) [разумея, что «нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3). Возрыдали пред лицем Божиим вместе с тем, кто послал их, и свои тела отдали огню Господню, чтобы с воплями быть сожженными, поскольку не было в них Господа. То же случилось и с сынами Корея, так как они сожжены были не вследствие ревности к Божественному служению (Чис.16:1-35). И во дни Седраха, Мисаха и Авденаго многие желали быть вверженными в огонь, дабы и с ними случилось то же, что произошло с теми тремя (Дан.3:1-97). И во дни Авраама другие также помогали бедным пищей (в том расчете), что, быть может, войдут Ангелы и благословят их.

Все они старались уподобиться людям достойным, (но) не по люб­ви к добру, а ради собственной выгоды. Таков был Валаам, который выстроил семь жертвенников (Чис.23:1), а так как слышал, что молит­вы предков были приняты ради принесенной (ими) жертвы, то и сам принес жертву (Чис.23:2-6). Поступку царя Моавского подражал Иеф­фай. Но так как у него было одно детище, и он подвергал смерти чело­века, а не животное, то Бог смиловался над ним, хотя тот сделал это вследствие бедствия, а не из любви (Суд.11:30-40). И если бы Иеффаю встретился кто-либо из слуг его, то он немедленно бы убил его, но в целях предостережения, дабы человек не убивал человека, Бог выслал навстречу ему дочь, чтобы и других поразить страхом, дабы не прино­сили людей в жертву Богу [см. толкования святого Ефрема на книгу Судей, гл. 11 (Opp. Syri. t. I, p. 321-322)]. А то, что сделано Авраамом (Быт.22:1-14), указывает на обычай того времени приносить в жертву детей сво­их, и это произошло для того, чтобы родители не безумствовали (от печали), а скорее радовались, когда дети добровольно приносятся ими в жертву [в этом месте святой Ефрем говорит о посвящении детей на служение Богу по обету] или лишаются жизни. И вот у Авраама, который в радости принес в жертву своего сына, вместо одного этого было впоследствии много детей. Потому Бог открыл многие врата (доставляет много раз­ных случаев), дабы люди становились друзьями Божиими, подобно тому, как Авраам и многие другие были друзьями Божиими.

Слова: «ни здесь, ни там не отпустится ему» (ср.: Мф.12:32) дол­жно понимать так. Господь даром прощает грехи многих, и крещение Его даром освобождает верующих от наказания. Грехи же такого чело­века (богохульника) на сей земле не отпускают ни Господь, ни креще­ние Его, ни даже милосердие Божие, которое укрывает злое добрыми делами и в конце совсем покрывает. Господь не сказал, что такому бо­гохульнику нет воздаяния и возмездия, но что даром ему не отпускает­ся, то есть если он исполнит все благое и совершит все в правде, то и тогда не может быть того, чтобы ему даром было отпущено, но возда­стся ему в геенне. Давид все-таки отдал праведность свою за человекоубийство, которое совершил (2Цар. гл. 11) [смысл этих рассуждений таков: богохульники, о которых Господь гово­рит в этом месте, никоим образом не получают полного отпущения грехов туне, по благодати, но им воздастся в геенне. Давид, который тяжко погрешил, все-таки мог возвратить себе праведность покаянием. Подобным образом и другие грешники могут очищаться чрез покаяние, – однако не богохульники, которые одни исключены от покаяния и от благодатного прощения грехов]. Открыто говорю: нет гре­хов, которые исключают или будут исключать (грешника) от покаяния, кроме этого греха, богохульства, так как прочие грехи не препятствуют тому, чтобы человек освящался посредством других дел, так что когда Господь воздаст за первое в геенне, за последнее Он вознаградит в Царстве (Небесном). Павел не так богохульствовал, чтобы для него не было более покаяния, ибо многие богохульствуют и преследуют, однако не таким образом богохульствуют [т.е. чтобы для них было невозможно покаяние; значит, по мысли свя­того Ефрема, и богохульство бывает различного рода].

Говоря же: «будет виновен в грехах вовек» (ср.: Мк.3:29), утвердил, что грехи не отпускаются ему. Заметь изъяснение, присоединенное к этим словам: «но виновен будет», – каковым подтверждает, что тот че­ловек получит, что должно, и вместе с тем отрицает, что ему отпустит­ся. Господь делает различие между воздаянием и отпущением, хотя это и не ясно видно. Ибо не сказал: будет грешником, или нечестивым, или неправедным, – но: «будет виновен и осужден». Серебро ты можешь без огня обтереть и очистить, но сделать (его) пылающим и кипящим без огня не можешь. Подобно (сему) и то, что говорится: «не отпу­стится ему ни здесь, ни там». Или о том времени, какое провел на земле, сказал это, а не о будущем. Увидели Его облеченным плотью и по этой причине многие усомнились в Его Божестве, но предубеждений отно­сительно Духа (Святаго) у них не было. Посему говорит: «кто скажет слово о Сыне Человеческом, отпустится тому; кто же скажет его о Духе Святом, не отпустится тому ни в сем мире, ни в том» (ср.: Мф.12:32). Эти слова могут быть истолкованы как о двояком воздаянии, то есть что человек и здесь будет мучиться, и там будет сокрушен. Не все преступники получают возмездие в этом мире, но те из них, которые богохульствуют, и (от таковых) отмщение взыскивается и здесь, и там, – как от Искариота, у которого все внутренности изверглись.

Смотри, как Петр гневом своим показал, что (Анания) согрешил против Духа Святаго (Деян.5:3-5). Но так происходило с богохульни­ками того времени; в наши же дни богохульствуют по неведению. Итак, все рожденные могут достигать покаяния; посему, кто не может раска­иваться, тому лучше было бы не родиться. Всем отпущение чрез покаяние: ведением ли или по неведению согрешили. Не сказал Господь: «не найдет таковой милосердия и милости», – но: «не отпустится». Быть может, если в этом мире (Господь) воздал ему должным наказа­нием, то там он найдет милосердие. Итак, если не отпускает, то (как) Судия объявляет, сколь велики преступления преступника; если же отпускает, то (как) Милосердый показывает, сколь велики щедроты Того Благого Бога, в Коем обитает полнота (Кол.2:9). Не думай, что Бог не прощает, если (грешники) делают покаяние, ибо (но) чрез таковое богохульство сатана не допускает их до покаяния. «В неведении, – говорит, – сделал это» (ср.: 1Тим.1:13). Итак, о тех, которые сознатель­но продолжают грешить, сказал: «не отпустится им». Об этом свиде­тельствует Иуда Искариот, так как сердечное сокрушение и раскаяние его не были приняты. Тем, которые сделали Христа сообщником бесов (Мф.12:24), дал и участь, (одинаковую) с бесами, так как бесы ни в этом, ни в другом мире не имеют умилостивления. Поскольку бес ска­зал: «Ты, Святый Божий» (Лк.4:34), – они же говорили: «нечистый (дух) в Нем» (ср.: Мк.3:30), то, соответственно этому, они более до­стойны проклятия, чем тот бес. Богохульство необходимо присуще вся­кому греху, но в таком богохульстве заключается заведомое бесстыд­ство, потому что они знали, что Господь о знающих (сознательно грешащих) высказал тот приговор, что не отпустится им. Ибо сами Иудеи издали такое постановление, что, конечно, не того, кто назвал бы Его беснующимся, но того, кто назовет Его Христом, должно изгонять и отлучать (от синагоги; Ин.9:22), дабы ты понял, что это было бого­хульством без (всякой) нужды, – потому оно и остается без прощения.

«Привели к Нему одного мужа бесноватого, глухого и немого и сле­пого» (ср.: Мф.12:22), в котором представлен был образ народа, как сказал Исаия: «огрубело сердце народа сего, ушами своими отяжелел и глаза свои сомкнул, да не увидят глазами своими и не услышат ушами своими» (ср.: Ис.6:10. Мф.13:15). То, что добавляет (затем): «исцелил его и дал ему (способность) слышать, говорить и видеть», – есть образ уверовавших в Него.

«Если бы Он был пророк, то разве не знал бы, какой образ жизни ве­дет эта женщина, ибо она есть грешница» (ср.: Лк.7:39). А ты, Симон, если знал ее, то зачем позволил ей войти на пир твой? И все-таки из того, что не мог воспрепятствовать сокровенной Его воле, которая при­вела ее (к тебе на пир), ты не познал, что Христос есть Бог. «У одного господина заимодавца были два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят» (ср.: Лк.7:41), дабы ясно показать, что Он оценивает их грехи приличествующим им способом. «Сказал Симону фарисею: Я пришел в дом твой, и воды ты не дал на ноги Мои» (ср.: Лк.7: 44). Хорошо случилось, что не дал воды для ног Его, дабы не воспре­пятствовать тому, чтобы они были омыты слезами грешницы, которые она приготовила для своего Оправдателя. Не огнем согрета была вода, которой омылись ноги Его, ибо слезы грешницы горячи были любо­вью к нему. Она сделала Господу это превосходное омовение, потому что Он дал ей дары, достойные соревнования. Омыт был Возлежащий, и в награду за омовение Свое дал очищение. Человеческая Его природа была омыта и возлежала, Божественная же воздала награду. Одна толь­ко человеческая Его природа могла быть омыта, но и одна только Бо­жественная природа способна была очистить невидимые грехи женщи­ны. Итак, она сделала Ему баню слез, а Он дал ей в награду отпущение грехов. Она слезами своими омыла пыль с ног Его, а Он словами Свои­ми очистил недостатки ее тела. Она омыла Его нечистыми слезами сво­ими, а Он омыл ее чистыми словами Своими. Женщина омыла пыль у Господа, Который взамен того омыл ее нечистоту. Ноги Господа омы­ты были слезами, а слова Его дали отпущение грехов.

«Одного приветственного поцелуя ты Мне не дал, она же с тех пор, как Я вошел, не перестает целовать Мои ноги, и посему отпущены ей многие ее грехи за то, что возлюбила много, ибо тот, кому мало отпу­скается, мало любит» (ср.: Лк.7:45-47). Этими словами засвидетель­ствовал истинность Своих (телесных) членов, ибо у Него, действительно, было осязаемое тело, и она омочила (слезами) тело, осушила и помаза­ла (его). Итак, пусть плачут кающиеся и скорбят грешники, дабы, пройдя как бы открытыми вратами [путем, указанным женой-грешницей], достигнуть до Него. И те, которые лю­бят жизнь, пусть умоляют (Его), потому что открытие заключеных врат благовествовано тем, которые бездействовали на ристалище своем и не приготовили себе награды за добрые дела.

Слезы грешницы ниспали и омыли место, где записаны были те пятьсот динариев Его должников. Нужда научила ее отложить страх при виде Того, Кто не презирает просьбы нуждающихся, но отвергает спесь гордецов. Потому Господь к несчастным возвысил в милосердии Свой голос и к нуждающимся открыл Свои уста для отпущения (гре­хов), и которые оказали Ему честь, тех похвалил, являя тем Свое попе­чение о любви, какую они имели к Нему; тех же, которые пригласили Его, постыдил, презрев ту любовь, какую они имели к Нему (неистин­ную). Веру жены чрез похвалу во всеуслышание объявил, а помыслы фарисея чрез обличение открыл и обесславил. Стал врачом верующих, поскольку Он есть Целитель всего, и стал Судией тайных помыслов того, кто считал Его не знающим даже вещей общеизвестных.

«Послал их по два по подобию Своему» (ср.: Лк.10:1), то есть как (Сам) даром без вознаграждения проповедовал, так и они пусть дела­ют, как говорит: «даром получили, даром давайте» (Мф.10:8). И сказал: «по подобию Своему», – то есть чтобы проповедовали истину, совер­шали чудеса и терпели бедствия по подобию Его, и таким путем ото­бражали бы Его в себе, как в образе.

Кто как бы с неба упал, тот хотел скрыться на земле [речь идет о сатане] (Лк. 10; 18), но до этого не допустили его Кровь и вода, истекшие на нее (землю) из ребра Животворца. Когда летел по воздуху, то и отсюда также был из­гнан Господом, распростершим руки на Кресте. Когда же, убегая, бро­сился в твердыню свою, то и там также посмеялся над ним Говорящий: «падут подле тебя тысяча и десять тысяч» (Пс.90:7). Когда же уда­лился и отступил в бездну, место убежища своего, то и здесь также (Гос­подь) подверг его преследованию, когда освободил связанных там и вы­вел заключенных. Догадываясь об этом, он побудил распинателей го­ворить: «сойди, сойди, чтобы мы видели и веровали в Тебя» (ср.: Мк.15:32), дабы таким образом он, как ветер пылающий и губительный, мог оста­ваться спокойным в твердыне своей.

«Видел Я сатану, спадшего с неба, как молния» (Лк.10:18), – не так, как если бы он (на самом деле) был на небе; сего отнюдь не обо­значает (и то), что говорит: «выше звезд небесных положу престол мой» (ср.: Ис.14:13); но видел, говорит, сатану от своего величия и от своей власти и господства с неба падающим как молния. Не с неба спал, потому что и молния, которая происходит из облака, падать с неба не может. Итак, почему сказал: «с неба спал как молния»? Потому что сатана во мгновение ока повержен был пред победоносным Крестом! После того, как ничтожные люди были помазаны и получили посоль­ство Пославшего их, и пошли с необычайными знамениями для изгна­ния болезней, скорбей и других печальных бедствий, присовокупляет­ся, что сатана внезапно, как молния из облака, пал от своей власти. И как молния, исшедшая из своего места, никогда не возвращается об­ратно, так и сатана упал и никогда не восстанет вновь в своей власти, Поскольку правда попустила змию жалить [буквально: «подбегать»] в пяту (Быт.3:15), то ми­лосердие посредством Креста возвысило пяту, дабы, получив обратно силу, она преодолевала змия. Сие объясняет следующими (словами), говоря: «и на всю силу вражию» (Лк.10:19), которая сокрушена Кре­стом. Далее говорит: «вот дал вам власть наступать на змей и скорпио­нов» (Лк.10:19), потому что разрушил заблуждение, царствовавшее чрез змия, дабы воцарилась истина Того, Кто дал власть наступать на змия и скорпионов, то есть на царя их (сатану). Поскольку он поразил пяту Евы, то попрала его нога Марии.

«Благодарю Тебя, Отец небесный (в греческом тексте говорит: «Бла­годарю Тебя, Отче, Господи неба и земли»), что утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (ср.: Лк.10:21). Так как мудрые восста­ют против веры и не принимают (ее) в простоте, то она утаена от них. «Никто не знает Отца... кроме Сына» (Мф.11:27). Ибо кто знает Мысль, как не Слово, происходящее из Нее? А Сын есть Слово, превосходящее всякое разумение, и все движения помыслов, какие возникают, оказы­ваются ниже Его. Если бы познание происходило (только) при помощи зрения и слуха, то необходимо было бы, чтобы всякий, кто однажды видел Господа, знал бы Его. «Если бы, – говорит, – познали, то не воз­вели бы Его на Крест» (ср.: 1Кор.2:8). И Сам сказал: «Отче, прости им, ибо не знают» (Лк.23:34). Так же и солнце, и луна, и деревья [ср. Мф.21619, где рассказывается о проклятой смоковнице], и камни видимо воздали Ему честь, но не имели о Нем никакого познания.

Итак, Сын есть мысль Отца. Кто знает дерево, тот радуется и о плоде его, потому говорит: «никто не знает Сына, кроме Отца», – дабы соединить познание обоих. Восхотел, и познан был Бог по (проявлени­ям) Своей воли [т.е. Бог познан по воле Его, которой Он сотворил мир] и Сын из дел Своих. Хулители Святаго Духа говорят, что раз написано: «никто не знает Отца, кроме Сына, и никто не знает Сына, кроме Отца», – то, по их утверждению, явствует, что Дух не зна­ет Его. Но если это так, то из того места, где написано: «никто не знает человека, кроме того, кто живет в человеке, так и Бога никто не знает, кроме Духа Божия» (ср.: 1Кор.2:11), должно было бы заключать, что Бог не познан также и Сыном. «Придите ко Мне вы, кои трудитесь и обременены», имеете тяжкие мучения, «и Я успокою вас» (Мф.11:28). Так как слова утешения пролил в их уши, то многие прибегли к Нему и последовали за Ним. Однако, чтобы ученики не относились легко­мысленно к Его учению и наставлению, сказал им: «кто не ненавидит душу свою, тот не может быть Моим учеником» (ср.: Мф.16:25), и: «кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек из нее» (ср.: Лк.14:26-28). Для того, чтобы быть Его ученика­ми, потребны не слова, а дела, – потому тесен и труден путь (Мф.7:14) для тех, которые водятся плотью.