ГлавнаяУчениеБиблияБиблиотекаНаследиеРелигииГалереяВидеоФорумРейтингЗнакомстваГостеваяСсылкиКонтакты

Святоотеческое Наследие / Исаия Авва

 

Исаия Авва

 

О ПОКАЯНИИ


1. Авва Исаия был вопрошен: что есть покаяние или что значит убегать греха? Он отвечал: два пути (предлежат нам), один (путь) жизни, другой — смерти. Кто идет по одному пути, тот не пойдет по другому. Кто же идет по тому и другому пути, тот еще не решился идти одним путем, посему не принадлежит ни к царствию, ни к мучению, доколе из сей жизни не переселится. Суд принадлежит Богу, равно и милость Ему. Кто желает войти в Царствие (Божие), тот совершает дела, вводящие в оное, ибо Царствие Божие есть истребление всякого греха. Хотя враги насевают зло, но их семена тогда не произрастают. Если ум вкусит Божественной сладости, то никакие стрелы не могут уязвлять его. Ибо он огражден щитом добродетелей, коим защищается от смущения врагов, и прилежит собственному рассуждению, посредством коего различает пути один от другого и одного убегает, а другой любит. Если кто познал славу Божию, тот понимает и лютость врага. Кто верует Царствию Божию, тому небезызвестна геенна. Кто познал любовь (к ближнему), тот знает ненависть. Кому известна любовь к Богу, тому известна ненависть к миру. Кто познал, что есть чистота, тот гнушается нечистоты. Кому известен плод добродетелей, тому известен также плод зла. Кому Ангелы сорадуются в добрых делах, тот знает, что демоны радуются, когда совершаем их дела. Каким образом возможет кто понять, что значит сребролюбие, если не испытает крайней нищеты Бога ради? Каким образом возможет уразуметь горечь порочной ревности, если не стяжет кротости? Каким образом познает смущение, (проходящее) от гнева, если не познает опытом долготерпения во всех случаях? Как познает бесстудие гордости, если не стяжет кротости и смиренномудрия?  Как уразумеет гнусность любодеяния, если не ощутит сладости непорочного целомудрия? Как постигнет низость злословия, не познав своих немощей? Как познает безобразие смеха, не пролив слез в оплакивании грехов? Как познает порок лености, если не приведет своих чувств в правильное состояние и не узрит в себе света Божия?

2. Всех сих зол глава одна — злоба врага; источник же всех добродетелей — страх Божий. Кто имеет в себе страх Божий, тот в чистоте плодотворит добродетели и отсекает ветви зла, которые мы выше рассматривали. Возлюбленный брат! Объими страх Божий и все время проведешь в спокойствии, ибо страх Божий есть корень всех добродетелей. Доколе кто не стяжет сказанного, дотоле еще не наследник Царствия Небесного. Итак, постепенно таковой должен пребывать в подвиге, пока не победит каждую из упомянутых страстей; а желающий узнать, проходит ли он дело духовное или нет, сего признаком считает следующее: доколе шуйца совершает дела свои, дотоле еще не умер грех, ниже добродетель десницы почивает в тебе. Ибо в Писании сказано: «Не весте ли, яко емуже представляете себе рабы в послушание, раби есте, егоже послушаете, или греха в смерть, или послушания в правду» (Рим. 6, 16). И еще: «Или не 
знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, разве точию чим неискусни есте» (2 Кор. 13, 5). И Апостол Иаков говорит: «Аще кто мнится верен быти в вас и не обуздовает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера» (Иак.
1, 26). Всему этому научает нас Дух Святой, чтобы мы удалялись от греха и более в оный не впадали, ибо в сем состоит покаяние. Грех же не один, но многообразен: весь ветхий человек называется грехом. Посему говорит Апостол: «Не весте ли, яко текущии в позорищи вси убо текут, един же приемлет почесть» (1 Кор. 9, 24). Кто же этот текущий, как не борющийся постоянно и мужественно? Всяк же подвизаяйся от всех воздержится (1 Кор. 9, 25). Итак, возлюбленные братия! Позаботимся о себе. Главнейшее попечение должно состоять в том, чтобы мы с покорностью припадали пред благостию Господа нашего Иисуса Христа, Который силен освободить нас из рук нечестивых врагов наших.

3. Когда у сего же аввы спросили, каким образом должно безмолвствовать в келлии, он отвечал, что тот поистине в келлии безмолвствует, кто со смирением повергаясь пред Богом, тщательно занимается молитвой, и всеми силами отгоняет все нечистые помыслы врага. Ибо в этом состоит бегство от мира. Когда опять его спросили, что есть мир, он отвечал, что мир есть уклонение души ко греху. Мир есть, когда мы делаем то, что противоестественно. Мир — когда исполняем вожделения плоти. Мир (значит) то, когда помышляем, что долго еще будем пребывать в сем веке. Мир — когда прилагаем более попечения о теле, нежели о душе. Мир — когда величаемся тем, что тленно. Не от себя это я вымышляю, но так говорит Апостол Иоанн:  «Не любите мира, ни яже в мире; аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем: яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки» (1 Ин. 2, 15–17). Чадца, никтоже да льстит вас. Творяй правду, праведник есть якоже он праведен есть. Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает (1 Ин. 3, 7–8). Любы мира сего вражда Богу есть (Иак. 4, 4). Апостол Петр, отвращая чад своих от греха, говорит: «Возлюбленнии, молю яко пришельцев и странников огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу» (1 Пет. 2, 11). И возлюбленный Господь наш Иисус Христос, ведая, что мир приносит нам тяжесть греховную, доколе не оставим его, укрепляет учеников своих сими словами: «Грядет сего мира князь и во Мне не имать ничесоже» (Ин. 14, 30). И еще, что мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19). И об учениках Своих говорит, что Он избрал их от мира. Каким образом избрал их от мира, как не отвлекши от всякого действия греховного? Посему каждый желающий быть учеником Иисусовым убегает от страстей, ибо если не отвергнет оных, не может быть ни жилищем Божиим, ни вкушать сладости Божественной. «Светильник телу, — сказал Господь, — есть око: егда убо око твое просто будет, все тело твое светло будет: егда же лукаво будет, и тело твое темно» (Лк. 11, 34). Итак, если ум не будет чист и чужд зла, то не может видеть Божественного Света. Ибо зло, подобно темной стене, затемняет ум и соделывает душу бесплодною, как и в Евангелии написано: никтоже убо светильника вжег, покрывает его сосудом, или под одр подлагает: но на свещник возлагает, да входящии видят свет (Лк. 8, 16). Под словом одр здесь разумеется неправда мира сего, коею доколе ум удерживается, дотоле в нем не может быть светильника Божественного. Когда же ум будет поставлен на возвышенном свещнице, тогда вмещается в нем Свет Божественный; тогда познает он тех, кои находятся в душевном доме его, кого должно изгнать — изгоняет и с кем иметь мир — того оставляет. Так Господь научал тех, коих ум озарен светом Божественных заповедей: «Но вам глаголю слышащим: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите кленущия вы, и молитеся за творящих вам обиду. Биющему тя в ланиту, подаждь и другую: и от взимающаго ти ризу, и срачицу не возбрани. Всякому же, просящему у тебе, дай; и хотящаго от тебе заяти, не отврати; и от взимающаго твоя не истязуй» (Лк. 6, 27–30. Мф. 5, 42).

4. Сие сказал Господь тем, кои, отрекшись от мира, оставили все принадлежащее веку сему и решились следовать за Спасителем своим. Посему, любя их совершенною любовью, Он говорил им: «Востаните, идем отсюду» (Ин. 14, 31). Куда же Он их ведет, когда говорит: «Востаните, идем отсюду»? Отводит их от попечения сего века к покою Царствия Своего, почему говорит им: «Аз есмь лоза, вы же рождие. Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете» (Ин. 15, 5, 4). Так говорил Он оставившим мир, ибо они имели Духа Святого, Который обитал в сердцах их. Не оставлю вас сиры: прииду к вам (Ин. 14, 18). Следовательно, кто любит Бога и желает, чтобы Бог обитал в нем и не оставил его сирым, должен стараться соблюдать все, что заповедано Иисусом, и тогда Он будет обитать в человеке. Ибо Он недалек от нас и между Им и нами нет ничего преграждающего, кроме греха. Посему, брат, если ты говоришь о себе, что ты отрекся от мира, а уловляешься делами, принадлежащими миру, то ты не вполне отрекся оного, но обольщаешь самого себя. Ибо Господь произнес следующее определение к тем, кои отреклись мира: «Обретый душу свою погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» (Мф. 10, 39). Каким образом может кто погубить душу свою ради Господа? (Может), когда отсечет все плотские похотения. И еще сказал Господь:  Иже не носит креста своего и вслед Мене грядет, не может Мой быти ученик» (Лк. 14, 27). О каком кресте говорит Он, чтобы мы несли его? О том, чтобы ум тщательно бодрствовал и прилежал добродетелям. Не сходит с креста тот, кто борется со страстями, доколе не преодолеет и победит их. Восстающим (от греховной жизни) говорит Господь: «Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит» (Ин. 12, 24). Для утешения же умирающих, по подобию зерна, Господь говорит: «Аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой; и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Как таковые служат Иисусу? Не иначе, как ненавистью и удалением от мирских похотений и соблюдением заповедей Божиих. Чрез это соблюдение (заповедей) приемлют они дерзновение и говорят Ему: «Се, мы оставихом вся и в след Тебе идохом: что убо будет нам» (Мф. 19, 27). Он им отвечает: «Вы шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы  Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судеще обеманадесяте коленома Израилевома. И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит» (Мф. 19, 28–29).

5. Поелику возлюбленный Господь наш Иисус Христос знал, что невозможно уму человеческому взойти на крест, если не уклонится от всякого мирского попечения, то повелел оставлять все, чем ум низводится с креста. Посему Господь запретил (идти в дом) пришедшему к Нему и сказавшему: «Иду по Тебе, Господи: прежде же повели ми отвещатися, иже суть в дому моем» (Лк. 9, 61). Ибо если бы он увидел находящееся в дому своем, то сердце его опять обратилось бы к сему. Посему Господь, отсекая самый корень обращения вспять, возбранил ему идти, говоря: «Никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» (Лк, 9, 62). Когда отец сотворил вечерю для сына своего и послал слуг приглашать званых; когда всякий связанный пристрастием к любимым вещам не хотел прийти (на вечерю), Он со скорбью сказал: «Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и м атерь, и жену и чад, и братию и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик» (Лк. 14, 26). Сими словами показал, что мы не можем достигнуть желаемого Царствия, если прежде не решимся возненавидеть все, что привязывает сердце наше к миру. Потом, увещавая нас, чтобы мы утверждались не на одной вере без дел, говорит:  «Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное, повелел его ввергнуть во тьму кромешную» (Мф. 22, 11–13). Входят (на вечерю сию) все носящие имя христиан; извергаются же те, которые не имеют дел, соответственных имени. Апостол, зная, что никто не может вместе любить Бога и мир, так писал к Тимофею, ученику своему: «Никтоже бо воин бывая, обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще не законно мучен будет» (2 Тим. 2, 4–5). И, утверждая его в том, что труды его не погибнут, говорил, что труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити (2 Тим. 2, 6). И к коринфянам пишет: «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене» (1 Кор. 7, 32–33). Каждый да блюдется, чтобы не услышать оного гласа: «Вверзите во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом» (Мф. 25, 30).

6. Итак, братия, приложим посильное старание, чтобы облечься в одежду добродетелей и не быть изринутыми вне (Царствия Божия). Ибо в оный День (Суда) не будет у Бога никакого лицеприятия. Апостол, исчислив пороки, говорит: яко таковая творящии Царствия Божия не наследят (Гал. 5, 21). Те, которые восстали от мертвых дел и живут по духу, для получения Царствия не будут иметь препятствия. Каков же должен быть плод их духа, сие объясняется следующими словами:  плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона (Гал. 5, 22–23). Возлюбленный Господь наш Иисус, показывая нам, что в оный день имеют открыться самые дела каждого, каковы они есть, говорит: «Мнози взыщут внити и не возмогут. Отнележе востанет дому владыка и затворит двери… И отвещав речет толкущим: не вем вас» (Лк. 13, 24–25). Неужели можем сказать, чтобы Бог кого-либо не знал? Да не будет. Почему же говорится: не вем вас? Потому что толкущие и говорящие: «Господи, Господи, отверзи нам», не уразумели добродетелей. О тех, которые имеют веру, но не имеют дел (добрых), опять говорит так: «Аз есмь лоза, вы же рождие; и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног… аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает» (Ин. 15, 5, 6). Те, которые приносят благой плод, очищаются Богом, дабы приносили больше плода. А что Он не любит тех, которые исполняют волю плотскую, показано в следующих словах: «Не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть. Аз их избрах от мира» (Ин. 17, 9): мир любит свое. Отче, соблюдеши их от неприязни: яко от мира не суть (Ин. 17, 15–16). Братия! Испытаем самих себя: не принадлежим ли мы к миру? Если мы не от мира, то Господь сохранит нас от зла. Ибо Он так говорит: «Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут… якоже Мы едино есма» (Ин. 17, 20–22). И еще: «Идеже есмь Аз, и тии будут со Мною» (Ин. 17, 24). Возлюбленные! Вникните, коликая любовь (Господня) объемлет нас, если подвизаемся в сем мире и ненавидим хотения плотские, ибо мы будем царствовать с Ним в бесконечные веки. Апостол Иоанн, созерцая оную великую славу, сказал:  «Вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем» (1 Ин. 3,2), если мы соблюдем заповеди Его и сотворим угодное пред очами Его. Еще: «Не чудитеся, братие моя, аще ненавидит вас мир. Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию. Еще: «Всяк, не творяй правды, несть от Бога, и не любяй брата своего» (1 Ин. 3, 13­–14). Еще: «Всяк творяй правду, от Бога  родися. Творяй грех от диавола есть». Еще: «Всяк рожденный от Бога греха не творит, яко семя Его в нем пребывает: и не может согрешати, яко от Бога рожден есть» (Ин. 2, 29; 3, 8–9). Итак, братия, утверждаясь на сих 
свидетельствах (Св. Писания), прибегнем к Благости Божией, чтобы Бог умилосердился над нами и подал силы свергнуть тяжелое иго сего мира. Ибо и враг наш не перестает употреблять все средства для уловления и погубления душ наших, но с нами Господь наш Иисус Христос: Его слова нам служат помощью. Силою их мы сокрушим врага, если сохраним оные (слова). Иначе кто может противостать врагу? Апостол Петр, научая, что человек не может спастись одной верой без дел, говорит: «Подадите в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, во благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь. Сия бо сущая в вас и множащаяся, не праздных ниже бесплодных сотворят вы в Господа нашего Иисуса Христа познание; емуже бо несть сих, слеп есть, мжай, забвение прием очищения древних своих грехов» (2 Пет. 5–9), и Иоанн Креститель говорит: «Сотворите убо плоды достойны покаяния… Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо не творящее плода добра посекается и во огнь вметается» (Лк. 3, 8­–9). И Господь сказал: от плода познается древо.. И еще:  «Не всяк глаголяй ми, Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Мф. 7, 16). И Иаков говорит: «Вера без дел мертва есть; и беси веруют и трепещут. Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 20, 19, 26). Также Апостол Павел, доказывая своим чадам, что вера требует дел, строго заповедует следующее: «Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым: и сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение. Сие бо да весте, яко всяк блудник или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в Царствии Христа и Бога» (Еф. 5, 3–5). Утверждая сие, прибавляет: «Никтоже вас да льстит суетными словесы, сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя. Не бывайте убо сопричастницы сим. Бесте иногда тма, ныне же свет о Господе: якоже чада света ходите: плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине: искушающе, что есть благоугодно Богови; и не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте» (Еф. 5, 6–11). И еще: «Всяка горесть и гнев, и ярость и клич и хула, да возмется от вас со всякою злобою» (Еф. 4, 31).  Подражателе мне бывайте, яко же и аз Христу (1 Кор. 11, 1). Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).

8. Братия! Рассмотрим себя, действительно ли облеклись мы во Христа или нет. Христос познается в нас через чистоту, ибо Он чист, и обитает в чистых. Каким же образом человек очищается? Ежели он более не делает тех поступков, в кои впадал прежде. Таково благоутробие Божие, что в какой бы час человек ни обратился к Нему от грехов своих, Бог приемлет его с радостью и предает забвению прежние его преступления, подобно описанному в Евангелии юнейшему сыну, который, живя блудно, расточил часть наследия своего и дошел до такого состояния, что пас свиней и пищею их желал насытиться. Наконец, пришедши в себя, он уразумел, что невозможно в грехах найти когда-либо насыщения, ибо чем более кто предается им, тем большим возжигается вожделением. Как только мысль о покаянии коснулась (сердца) его, он не отлагал до другого времени, но тотчас, отвергнув волю плоти, возвратился к отцу своему со смирением. Ибо он был уверен в милосердии отца и надеялся, что отец не будет истязать его за содеянные грехи. Посему и отец немедленно повелел дать ему одежду чистоты и залог отеческой любви. Сим примером Господь наш Иисус Христос научил нас, что если желаем возвратиться к Нему, то первее должны оставить пищу свиней, и тогда Он примет нас. Сие сказал Он с тем намерением, чтобы мы не унывали духом и не сомневались в Его милосердии, ибо Он Сам знает время, когда просящий достоин получить просимое, тогда услышит его скоро  Итак, от всего сердца обратимся к Нему с молитвою, чтобы не поработил нас грех, и Господь скоро услышит нас, как и Сам говорит: «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7, 7). Итак, если чего-либо просим, или ищем, или умоляем, то вникнем — его нам должно просить у Него. Приходивший к другу своему в полночь, говорил: «Даждь ми взаим три хлебы: понеже друг прииде с пути ко мне» (Лк. 11, 5–6). И поелику он не преставал стучаться, то и получил просимое.

9. Братия! Отринем от себя леность, будем подражать сему постоянству в прошении и получим просимое, если увидит Господь терпение наше  Ибо Он милостив и ничего другого не желает, как только того, чтобы грешник восстал и обратился. «Глаголю вам, — говорит Он, — яко тако радость будет на небеси о единем грешнице кающемся» (Лк. 15, 7). Доколе можем прибегать к Его милосердию и пользоваться богатством Его щедрот, раскаемся от всего сердца (во грехах своих), пока мы еще находимся в теле. Поприще жизни нашей кратковременно. Если употребим посильный подвиг, то наследуем вечную и неизглаголанную радость; если же обратимся вспять, то будем подобны тому юноше, 
который вопросил Господа Иисуса, что ему делать, дабы спастись. Господь отвечал ему: «Вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим, и возми крест свой, и гряди вслед Мене» (Лк. 18, 22). Сими словами научает нас, что спасение наше заключается в отсечении своей воли. Юноша, слышав сие, прискорбен бысть, и отыде (Лк. 18, 23). Ибо ему представилось тяжелым отдать все имущество бедным, но еще тягчайшим — носить крест свой. Раздать имение нищим — это составляет одну (частную) добродетель, хотя и она заключается также в кресте. Ношение же креста есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста. Впрочем, Апостол, зная, что много есть мнимых добродетелей, в коих нет ни любви, ни совершенства, говорит: «Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых (яко) медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая польза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13, 1, 3–5). Итак, кто желает идти путем любви, тот остается беспристрастным для всех людей, как добрых, так и злых, и желание к Богу пребывает в сердце его. Это желание рождает в нем по естеству гнев, который противостоит всему, что насевает враг. Тогда возрастает в человеке страх Божий и от страха Божия рождается любовь. Таковой дерзновенно говорит с Апостолом: «Аз бо не точию связан быти хощу, но и умрети готов есмь за имя Господа Иисуса»
(Деян. 21, 13). Блаженна душа, достигшая до таковой любви! (Она бывает бесстрастна.) 


10. Братия! Мы удалились от мира. 
Рассмотрим себя, в каком мы находимся устроении, ибо Господь Иисус милосерд и каждому дарует успокоение по мере дел его: за многие дела — многое, за малые — соразмерно малости их. «В дому Отца Моего, — говорит Он, — обители многи суть» (Ин. 14, 2). Ибо хотя одно Царство, но каждый найдет в нем свое место по мере дел своих. Братия! Будем подвизаться против лености и свергнем с себя покрывало тьмы, которое есть забвение, чтобы узреть свет покаяния. Будем подражать Марфе и Марии, кои плакали пред Спасителем, чтобы воскрестл Он брата их Лазаря, то есть ум, связанный многими узами греховными. Марфа означает удручение тела, а Мария — плач. Марфа и Мария показывали усердие свое, когда Лазарь спокойно возлежал со Иисусом. Марфа с радостью и прилежанием исполняет свое служение, а Мария, взяв алавастр мира, помазывает ноги Господни. Братия! Будем подвизаться по силам нашим, и Бог по множеству милости своей поможет нам. Если мы не сохранили сердец наших (чистыми) так, как отцы наши, по крайней мере, постараемся сохранить тела наши от греха по силе нашей, как требует сего Бог, и будем надеяться, что во время голода, имеющего постигнуть нас, обрящем пред Ним милость, как обрели Его все святые. Хотя ина слава солнцу и ина слава луне, и… звезда бо от звезды разнствует во славе (1 Кор. 15, 41), однако они находятся на одной тверди. Слава и честь за все принадлежит Богу во веки веков. Аминь.

 

Помощь сайту - Z725213213574                                                                                       © Svitlo.net 2001-2007

Рейтинг Каталога «Светильник» Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое Каталог христианских ресурсов - Internet 4J. Рейтинг христианских сайтов Свет Жизни
Христианский рейтинг top100 slowa.net ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс цитирования META-Ukraine Rambler's Top100