страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Исидор Пелусиот
Письма

Содержание
Краткое житие преподобного Исидора Пелусиота
Книга I. 1-100, 101-200, 201-300, 301-400, 401-500, 501-600, 601-710
Книга II. 1-100, 101-200, 201-300, 301-400, 401-500, 501-599
Книга III. 1-100, 101-200, 201-295

101. Новоначальному монаху Феогносту.
О том, что всегда должно трезвиться.

Прекрасно ты сделал, что немедленно взял в руки заступ. Прекрасно делаешь, что бегаешь вещества как чего-то удушающего; прекрасно делаешь, что удивляешься возвышенному образу жизни. Посему стой бодрственно, как воин, чтобы не объял тебя расслабляющий сон и чтобы не оказаться тебе бросившим щит беглецом. Да не будет сего! Не неразумеваем бо умышлений лукаваго (2Кор.2:11).

102. Чтецу Тимофею.
На феопасхитов и утверждающих, что во Христе одно естество.

Как мореходы под видом пищи скрывают приманку и неожиданно уловляют рыб, так и лукавые поборники ересей, красным словом прикрывая худые свои мысли, как удою, увлекают простодушных на смерть. Посему всяцем хранением блюди твое сердце (Прит.4:25), чтобы естества Христова по воплощении не принять тебе как-либо за призрак. Ибо признание во Христе только одного естества, так как сим или извращаешь Божественное, или умаляешь наше, есть уничтожение того и другого. Это Манесова Харибда (мифическое чудовище); ею старался Манес всех низвести в геенну.

103. Ему же.
Для чего Господь по воскресении троекратно вопрошал Петра о любви?

Троекратно предложенный Петру Господом вопрос о любви не подает мысли о незнании Владыки (да не вдаются иные в такое ложное умствование!). Напротив того, добрый Врач троекратным Петровым подтверждением исцелил троекратное отречение.

104. Леонтию.
О принимающих рукоположение во епископа недостойно.

Не всякому, кто бы он ни был, досточудный, должно желать себе епископства, а только тем, которые в жизни управляются Павловыми законами. Посему, если усматриваешь в себе оную строгость жития, с радостью приступай к восхождению на такую высоту. А если нет у тебя оной, пока не приобретешь ее, не касайся неприкосновенного. Опасайся приближать вещество к истребляющему его огню.

105. Диакону Евтонию.
Почему Иоанн Предтеча Иудеев назвал рождениями ехидновыми (Мф.3:7).

Иоанн Предтеча назвал Иудеев рождениями ехидновыми, как плод, превзошедший в лукавстве своих лукавых родителей. Ибо говорят, что ехидна, рождаясь, угрызает матернюю утробу. А посему, так как Иудеи оставили родившего их Бога и всю данную им благодать, приведя в бездействие, как бы умертвили, то св. Иоанн справедливо уподобляет их сим ядовитым животным, уничтожающим или, лучше сказать, поедающим благодеяния своею неблагодарностью.

106. Чтецу Тимофею.
На слова: не творите дому Отца Моего дому купли (Ин.2:16).

На разумный твой вопрос необходимо дать ответ. Ибо сказано: глаголет во уши послушающим (Сир.25:12); и: имеяй уши слышати, да слышит (Мф.11:15). Не творите дому Отца Моего дому купли, - сказал Господь продающим голубей, подразумевая иереев, торгующих дарами Святого Духа (потому что в виде голубя явился Божественный Дух), и посмеваясь над продавцами Божественного. А сказанное: возмите сия отсюду, значит, что не нужно более кровей, бескровное дарую отпущение грехопадений, с сего времени хочу, чтобы умилостивляем был единый Дух. Закон плотский исполнен, да возобладает закон Духа, и да будет положено начало спасению.

107. Ему же.
О согласии заветов.

Сын Божий к закону и Пророкам не привнес никакой новизны догматов, но привел только в исполнение предсказанное о Нем в древности. И, разумно объясняя себе Завет Ветхий, без сомнения, друг мой, найдешь, что в нем проповедано все, что есть в Завете Новом. Посему, опирающимся на закон и путь евангельский почитающим путем новым пусть Завет Ветхий изречениями самого закона уяснит истину догматов благодати, и тогда они увидят внутреннее согласие обоих Заветов.

108. Схоластику Проэресию.
О слове живом.

У тебя, как доходит до моего сведения, есть собрание слов, услаждающих слух, но не питающих душу. А твое слово должно быть живо. Кто лишен такого слова, тот - кимвал звяцаяй (1Кор.13:1). Посему, если присовокупишь и оное, то будешь сладкозвучным органом, благоприятным и Богу, и людям.

109. Монаху Марафонию.
На македониян, или духоборцев.

Если Бог и Спаситель наш, вочеловечившись, открыл нам, что Всесвятый Дух восполняет Собою Божественную Троицу, в призывании во время Крещения сопричисляется к Отцу и Сыну как освобождающий от грехов и на таинственной Трапезе простой хлеб делает собственным Телом воплощения Христова, то как же ты, поврежденный в уме, учишь, будто бы Дух Святый создан или есть тварь и естества рабского, а не сродствен Владычней зиждительной и царственной Сущности и не единосущен с Нею?

Ибо, если Он раб, то да не сопричисляется ко Владыке, и если тварь, то да не поставляется наряду с Творцом. Но Он присоединяется и сопричисляется, потому что надлежит верить точному учителю таковых догматов Христу, преподающему несомненное учение о Своей сущности, хотя и не так это представляется тебе, мудрецу, величающемуся тем, что знаешь небесное даже больше Бога, или лучше сказать, дерзко витийствующему против Бога.

110. Монаху Кратону.
О том, что дающий обет подвижничества обязан со всею готовностью возлюбить все трудности оного.

Кто намеревается вступить в подвиг и желает спасения, тот готов возлюбить все трудности подвига, как бы ни были он велики и многочисленны. А кто думает о себе, что подвигом и служениями его унижается достоинство, тот облечен в мирскую кичливость и невозможно ему сложить с себя оную, если не будет содержать в памяти, из чего составлено его тело и во что опять разрешится.

111. Пресвитеру Зосиме.
О рукоположенном за деньги.

Несвященно принял ты священство, неосвященный, за деньги похитив себе небесный дар, как второй Каиафа, и на серебро купив неизреченное. Но есть еще надежда, что и ты переменишься, сделавшись лучше, потому что не хотелось бы мне сказать тебе что-либо противное сему.

112. Епископу Евсевию.
О том, что мы, иереи, обязаны делать то самое, что говорим.

Приятно учишь ты в церкви, но лучше было бы, если бы учил и благодетельно. А теперь ты уподобляешься человеку, который бросает вверх камни и старается, чтобы камень падал прямо вниз, а тем призывает его на себя самого. Если мы обличаем грехи и слова отрицаем делами, то, не только слушателям не воспрепятствуем поступать худо, но и себя подвергнем смеху, одному уча, а иное делая.

113. Ему же.
О том, что за деньги он продал священство.

Из негодных камней, на противозаконные, или лучше сказать, нечестивые доходы ты строишь церковное здание, потому что взял пеню за священство, как торгующий священством, и дал оное Зосиме. Так по всей стране носится это слово, и у всякого, слышащего его, гремит в обоих ушах.

114. Чтецу Тимофею.
О том, что три дня и три ночи пребыл Господь во гробе.

Вот объяснение того, что Господь три дня и три ночи пребыл во гробе. Написано: яко же бе Иона во чреве китове три дни и три нощи; тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи (Мф.12:40). Посему возвещающий о Себе, что исполнит прообразованное Ионою, в точности зная сие (потому что Сам был с Ионою и ввергаемым в глубину, и извергаемым из глубины), несомненно, исполнил это, столько же времени пребыв в гробе, сколько Иона в ките.

Если же требуешь и другого объяснения, вот оно. В шестой час пятка Господь распят, от шестого часа до часа девятого была тьма; разумей это как ночь. От девятого часа - опять свет, это уже день. В след за сим - ночь пятка. Суббота - еще день. Затем - ночь субботы и утро дня Господня, как говорит евангелист: свитающи во едину от суббот (Мф.28:1).

Если же хочешь знать и третье объяснение, то оно таково. В пяток Господь предал дух, - это один день; был во гробе всю субботу, потом и субботнюю ночь. Когда же воссиял день Господень, Он восстал из гроба, и это еще день, потому что по части, как сам знаешь, познается целое. Так у нас в обычае совершать поминки скончавшихся. В каком бы часу дня ни скончался кто, мы, миновав только следующий день, на другой после него обыкновенно правим третины умершего. Имеешь теперь, как думаю, разрешение вопроса.

А если упорные спорщики требуют полных трех дней и ночей, то отвечай: и царь, если, вняв ходатайству и прошению заключенных на рудниках и в тюрьмах, обещает простить их вину по истечении третьего дня, а дает свободу, предварив этот срок, то сею скоростью более всего доказывает истину обещания. И Владыка, восстав из мертвых скорее, нежели обещал, по справедливости да примет от всех поклонение.

115. Монаху Илие.

Что тебе, и пути египетскому, еже пити воду геонскую (Иер.2:18)? Так возвращающемуся, через Пророка Сам Бог. Что тебе до этой мутности, от которой освобожден ты рукою Божиею крепкою и мышцею высокою (Втор.5:15)? Почему, коснувшись добродетели и вкусив высшего любомудрия, возвращаешься ты к пороку, не содержа в уме сказанного в Писании, что для обращающегося от правды ко греху Господь готовит меч (Иез.18:26)? Избегай обуревания, избегай волн; Христос запрети ветру (Лк.8:24). Не подвергнешься никакому обуреванию, если будешь держаться пристани - Христа.

116. Авсонию-соправителю.

Имея мудрое изобретение для познания истины - разнообразные орудия истязаний, со страхом употребляй их при суде, потому что Божественный закон поставил тебя на то, чтобы боялись тебя совершающие злое (Рим.13:3).

117. Архимандриту Афанасию.
На слова: о дни же том и часе никто же весть (Мк.13:32).

Для чего хулители сами на себя навлекают суд Господень? Для чего богоборцы возжигают огонь гееннский? Говорят: не знал Господь дня скончания века. Нет, не не знал, но отказывался давать объяснение на бесполезные вопросы. Ибо мог ли не знать часа или дня Творец веков? В Нем суть сокровенна вся сокровища премудрости (Кол.2:3). Не незнающему свойственно предсказывать знамения и ужас последнего дня и описывать оный по признакам, как день настоящий.

Напротив того, как сказал я, не дал Он определенного ответа на суетный вопрос. Ибо, скажи мне, какая тебе польза знать день кончины? Не знать же оный полезно, чтобы, всякий день почитая последним, мы были готовы к оному, бодрствуя и ожидая нашего Господа.

118. Зосиме и Марону.
О пресвитерах, не ходящих по заповеди Божией.

И тебя одного, пребесстыдный Зосима, достаточно для поругания Божественного священства и для нанесения ему всякого оскорбления, но ты имеешь еще подобного себе сожителя; как пара волов заодно возделываете вы ниву, произращающую страсти. Поэтому, жалкие, положите конец неуместному неистовству; перестаньте, предерзкие, грязнить Царский двор; очистите себя от скверн; избавьте жертвенник от нечистот; не заставляйте нас плакать; освободите от соблазна видящих вас; дайте возможность умолкнуть посмеивающимся над вами; помыслите о Суде Божием; пощадите и душу свою, и тело свое.

119. Епископу Евсевию.
О том, что ужасное дело - продавать или покупать священство.

Прекрасно изучил ты псаломское слово и собрал единомысленныя в дом Господень (Пс.67:7), к Зосиме присовокупив и Марона, приложив, как думаю, все старание, чтобы вне алтаря не оставалось ничего негодного. Посему знай, что, умножая число Симонов, думающих за деньги приобрести Божия Духа, приобрел ты себе общее с этим предателем влагалище, погрязая в желчи горести и союзе неправды (Деян.8:23) и дерзко предавая на поругание вожделенное и для самых Ангелов.

120. Пресвитеру Евсевию.
О епископе Евсевии и о Зосиме.

Дивись не дерзости Евсевия, не наглости Зосимы, но долготерпению Бога, Который столько времени ожидает от нас покаяния и принимает фимиам от нечистой руки. Ибо если кто, возросши во грехах, запятнав себя всякими сквернами и грехопадениями, касается алтарей Божиих и в нечистоте простирает руки к святому, то сам подвергается осуждению, но Божественный жертвенник не оскверняется его делами.

121. Чтецу Тимофею.
На слова: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф.15:24).

Несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева, - говорит Господь Хананеянке, желая исполнить обетование, данное Аврааму, и восприняв от его семене человеческое естество (Евр.2:16), из рода его избрав Себе Матерь, в Ней и от Нее воплотившись, поистине сделавшись Человеком, подобным нам во всем, кроме греха, и отнимая у Иудеев всякий предлог к оправданию.

Поскольку, как сказал я, отцам их обетовал Он спасение, обетовал умножить семя их, яко звезды небесныя (Быт.26:4), то к ним пришел, и от них произошел, и не допускал пока к Себе язычников, сохраняя в первую очередь к Себе для Иудеев. Когда же Господь увидел в них неподвижность, а в язычниках нашел готовность к обращению, когда Иудеи уготовили Ему смерть и Крест, а язычники принесли плод - поклонение и богословие, тогда, восстав из мертвых, Он дал ученикам заповедь научить вся языки (Мф.28:19), отринув непризнательных и неблагодарных Иудеев. Посему-то Апостолы, обратившись к язычникам, целую вселенную озарили лучами Божественной проповеди.

122. Комиту Дорофею.
Изъяснение священнического возгласа.

Иерей с высоты кафедры изрекает Церкви мир, подражая в этом Господу, Который, принимая кафедру Свою*, дает и оставляет Свой мир. А то, что отвечает народ: "И Духови Твоему", - означает следующее: Ты, Господи, даровал нам мир, единомыслие друг с другом, даруй же нам мир, неразрывное единение с Тобою, чтобы, умиряемые Духом Твоим, Которого вложил Ты в нас в начале создания, пребыли мы неотлучными от любви Твоей.

* Т.е. седение одесную Бога Отца.

123. Ему же.
Изъяснение церковного тайнодействия.

Чистая плащаница, распростираемая для принесения Божественных Даров, есть служение Иосифа Аримафейского. Как он, обвив Тело Господне плащаницею (Мф.27:59), предал оное гробу, из которого для всего рода нашего приобретен плод воскресения, так мы, на плащанице освящая хлеб предложения, обретаем, без сомнения, Тело Христово, источающее для нас то нетление, которое по воскресении из мертвых даровал погребенный Иосифом Спаситель Иисус.

124. Ему же.
Против феопасхитов и утверждающих, что во Христе одно естество.

Говорится не "Божие страдание", но "страдание Христово", то есть пострадал воплотившийся Бог и потерпел страдание в принятой на Себя плоти, потому что неприкровенное Божество не может не только страдать, но не может даже быть осязаемо и видимо, если не соединено по человеколюбию с естеством человеческим.

125. Епископу Григорию.
Об Ангеле, который встретил Моисея и искаше его убити (Исх.4:24).

Стыжусь, что письмо проделало столь дальний путь, но я не подвергаюсь кичливым помыслам, когда вопрос предлагаешь ты. Впрочем, поскольку и родители восхищаются, глядя на телесные упражнения детей, хотя это - одни игры, то выражусь кратко.

Ангел, встретивший возвращающегося в Египет Моисея и хотевший умертвить его, простер на него меч не с намерением наказать за убийство, давно совершенное им по Божественной ревности, но обличая его в нарушении закона, который Моисей шел исполнить. Ибо, поставленный от Бога быть законодателем и обязанный в точности хранить закон, Моисей в самом начале преступил оный, ведя сыновей своих в Египет необрезанными и не исполнив ту заповедь, которая одна отличала Евреев от иноплеменников.

Поскольку же Сепфора, осознав преступление, взяла камень и обрезала сына и припала к ногам Ангела, то немедленно удалился он, показав, что причиною праведного гнева Божия было то самое, о чем догадывалась вера жены. Ибо в крайней нужде женщины умеют пользоваться лучшими средствами, нежели мужчины, и с большею искренностью искать прибежища у Бога. Посему Сепфора сделала то же, что и ныне, как случается слышать, говорят в тесных и неминуемых обстоятельствах: "Окружены мы бедствиями, поспешим крестить детей. Может быть, Ангел почтит Таинство". А у Иудеев вместо Крещения употреблялось обрезание.

126. Комиту Ермину.
На слова Писания: мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф.10:16).

Господь повелевает нам, разумливый мой, быть мудрыми подобно змее, во всяком искушении соблюдать главу свою, то есть веру нашу. Ибо змея, в каких бы затруднительных обстоятельствах ни находилась и каким бы ударам ни подвергалась, сохраняет голову свою невредимою. А также ухитряется совлечь с себя ветхость, проползая сквозь какое-либо тесное отверстие и там слагая свою старую кожу. Посему Господу угодно, чтобы и мы на тесном пути и в злострадании совлекались ветхого человека и облекались в человека нового, обновляемаго по образу Его (Кол.3:10).

127. Симпликию.
О том, что приобретение многих книг читающим их полезно, а представляющим богатством одно приобретение их служит причиною конечного наказания.

Накупил ты, как узнал я, множество книг, хотя не умеешь читать, и почитаешь себя богатым, поступая точно так же, как и те, которые имеют много пшеницы и кормят ею червей. Ибо и книги, когда они плотно уложены, зарождают и питают в себе моль. Посему, или пользуйся приобретением, или не позорь ученость, подвергаясь ее за это великому осмеянию, приобретая прозвище губителя книг, или книжного гроба и воспитателя моли, и усугубляя виновность свою пред Богом, как скрывший весьма полезный талант, который вверен был другим и разумно употребляем ими в дело, а тобою бесстыдно вкопан в землю.

128. Зосиме.
О тщеславии.

У тебя, ничему не учившегося, и бесстыдство, вероятно, соразмерно невежеству. Но поскольку сверх этого, как дошло до моего сведения, ты надмеваешься еще горделивою о себе мыслью, то познай себя. Обличение близко к тебе, в речах твоих. Заметь, какой ты возбуждаешь смех употреблением несвойственных языку слов. Всмотрись, как улыбаются слушатели при твоих погрешностях против законов речи. Посему, или перестань выражаться смешно, или речь свою почитай худой.

129. Монаху Пахомию.

Монашеская жизнь - царство Божие; никакой не подчиняется страсти, пренебесно мыслит и преуспевает в пренебесном. Вступив в нее, смотри внимательно, чтобы грехопадение не извлекло тебя из Царских чертогов и не отвело бы в плен как раба. Ибо возвращение в нее для отпавших трудно. Но Бог, открывший действенную дверь и Себя именующий дверью, которою возможен вход во спасение, да даст тебе и ум невысокопарный, и слово неукоризненное, растворенное благодатью; а при этом да соделаются для тебя и настоящая жизнь не трудною, и будущий век не грозным, но спасительным.

130. Монаху Иоанну.
О посте, о бдении и о чревоугодии.

Пресыщение не знает бдения; кичливость не знает покоя; подвижничество имеет нужду в бодрствовании и кротости. Посему, если желаешь быть подвижником, не давай в себе места пресыщению и гордости. А если не владеешь чревом, то для чего напрасно занимаешь место и расслабляешь подвижников?

131. Чтецу Тимофею.
Об онемении Захарии.

Онемение Захарии произошло не от ужаса, как полагаешь ты, многоумный; потому что для сего иерея, в чистоте служившего таинствам, обычны были и Богоявление, и видение Ангелов. Напротив того, под образом сего молчания разумелось умолкновение закона. А что от молчания, и неплодства, и старости родился глас, то сие, как думаю, означает, что от писанного закона - обветшавшего, состарившегося, неплодного по причине непослушания принявших его - предварительно произошли пророчества о Христе, а потом от него же произошла и Матерь Христова.

132. Ему же.
Что такое пружие и мед дивий, которыми питался Иоанн Креститель (Мф.3:4)?

Пружие, которыми питался Иоанн Креститель, были не живые твари, похожие на жуков, как думают иные по невежеству (да не будет сего!), но верхушки трав или растений. А также и мед дивий был не какое-либо произрастение, но действительно горный мед, который делают дикие пчелы, весьма горький и противный на вкус. А сим Иоанн показывал, какому чрезмерному подвергался он злостраданию, не только скудостью, но и суровостью подавляя всякое телесное пожелание.

133. Дуку Стратигию.
Начальникам.

Начальническая у тебя душа; с детства ненавидишь ты лукавства; а теперь и от царя принял власть, которая дает тебе силу, какой требовало твое расположение. Посему, так как оба сии дарования от Бога, пользуйся ими по мере сил для служения Ему, чтобы Он дал тебе и большую власть, если увидит, что сею распоряжаешься ты чисто, потому что великодушное пастырство обращает Он в многомощное царство.

134. Зосиме.
О бесчувственности.

Если Царство тебя не привлекает и геенна также не устрашает, то, значит, сами того не зная, хотим мы укротить неукротимого зверя и боремся с лукавым демоном в человеческом образе.

135. Ему же.
О том же.

Если похотливость преодолевает и сокрушает крепость тела и самого духа и уловленного ею делает предметом насмешек и поруганий, как научает тому пример ослепленного Сампсона, то для чего ты сам на себя навлекаешь произвольный плен и естественную силу не сохраняешь неповрежденною, но, добровольно став игралищем страстей, жизнью своею оскорбляешь Бога, не имевшего где главы подклонити (Мф.8:20), противоборствуешь нам, молящимся о твоем спасении и обижаешь сам себя, отказываясь от укрепляющего врачевства.

136. Комиту Ермину.
О сане епископа и о том, чей образ носит он на себе.

Сколько в тебе ненасытности к познанию, столько во мне готовности к объяснению, если только, по молитвам твоим, свыше даст мне Бог найти оное. Орарь, с которым совершают святую службу диаконы, напоминает смирение Господа, умывшего и отершего ноги ученикам.

А омофор епископа, сделанный из волны*, а не из льна, означает кожу заблудшей овцы, которую Господь, взыскав, воспринял на рамена Свои (Лк.15:4.5). Ибо епископ, как образ Христов, исполняет дело Христово и облачением своим показывает всем, что он уподобляется благому и великому Пастырю, будучи поставлен нести на себе немощи паствы. Вникни же точнее. Когда приходит при открывании достопокланяемого Евангелия Сам истинный Пастырь, тогда и епископ востает и слагает с себя уподобляющий его Христу образ, давая тем знать, что предстоит Сам Господь, Вождь пастырей, Бог и Владыка.

* Род шерсти, превосходной по качеству.

137. Нилу.
На сказанное Господом: а еже сести одесную и ошуюю, несть Мое дати (Мф.20:23).

Господь отказывается исполнить просьбу матери сынов Зеведеевых не потому, что исполнение было невозможно (для Него возможно все, чего Он восхочет); напротив того, отвергает эту просьбу, потому что исполнение ее было бы неприлично. Рцы, - говорит она, - да сядета сия оба сына моя, един одесную Тебе, и един ошуюю Тебе во царствии Твоем (Мф.20:21). Правдивый же Мздовоздаятель ответом, нисколько объясняющим дело, уцеломудривает просившую неприличного. Несть Мое дати просящим просто так, а не в качестве награды трудящимся. Ибо несвойственно правдивому Судии презреть проливающих пот и наградить ленивых. Посему, если желают сего седения, то известны им подвиги, в награду за которые оно уготовано подвизавшимся законно.

138. Кифирию, последователю Савеллия.
На слова: Аз и Отец едино есма (Ин.10:30).

Невозможно, как писал ты, увидеть света, сокровенного в Писании, из объяснения, тобою даннаго; напротив того, тебя, скорее, ослепляют возсиявающие из Писания лучи. Ибо сказать, будто бы из Писания видно, что ипостась Отца и Сына одна - признак великого неразумия, лучше же сказать, бессмыслия. Если с точностью исследуешь написанное, не подвергающееся сомнению, то найдешь непогрешительное изложение тайны. Сказано: Аз и Отец едино есма, а не Аз и Отец едино есмь. Посему словом: едино выражается единая сущность, а словом: есма (двойственное число) означаются две ипостаси.

139. Февоне.
На слова: не восхищением непщева быти равен Богу (Флп.2:6).

Не восхищением непщева быти равен Богу, пишет Божественный Апостол Филиппийцам, людям суеверным, поборникам и хранителям языческих учений, а вследствие привязанности к ним неохотно принимающими евангельскую проповедь. В язычестве научены они были, что бог их, причем соделавшийся верховным, у отца своего отсек родотворные члены из боязни, что будут у него другие сыновья, сообщники в царской власти, которые станут присваивать себе божество, произведут за оное многие распри и брани. Поэтому они не верили, что Сын Божий, оставив небеса и не убоявшись какой-либо перемены во владычестве, пришел сюда и воплотился.

Посему, исправляя это их неведение или, лучше сказать, неразумие, божественный человек и учитель неизреченных тайн говорит: сие да мудрствуется в вас: еже и во Христе Иисусе, Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, то есть, не присвоил Себе Божество и царство, но прежде веков имел сие нерожденно, и не предполагал, что может лишиться сего, но, как Владыка и пренебесных, и земных, и преисподних, и горнего не оставил, и к нам пришел, снизойдя даже и до ада, чтобы, повсюду быть, везде спасать всех, на земле обновляя и тех, которые живут, и тех, которые будут жить, а под землею освобождая от владычества смерти обладаемых ею.

140. Зосиме, состарившемуся и упорно пребывающему во зле.

140. Зосиме, состарившемуся и упорно пребывающему во зле.

Последний уже час, униженный Зосима. Почему же остаешься беспечным, как только начинающий жить? Для тебя наступила уже жатва; нива побелела для жатвы (Ин.4:35). Почему же нерадишь, как бы еще не сеял? Да вразумят тебя твои седины, что конец близок. Почему долговременная жизнь не научила тебя уразуметь конец? И деть страшный Судия. Почему дел своих не готовишь к представлению? Перестань упиваться, отрезвись, хотя напоследок; не смейся над Божиим долготерпением, едя и пия с упивающимися. Не коснит пришествием Господь твой (2Пет.3:9), как думаешь ты, но тогда придет, когда ты и не знаешь (Мф.24:50). Надобно же тебе, наконец, отрезвиться, уцеломудрившись хотя бы этим страхом.

141. Адамантию.
Против Иудеев; о Божественном зачатии.

Иудею, который состязается с тобою о Божественном воплощении и утверждает, что для естества человеческого невозможно рождать без сожития и семени, скажи так: ничего нет необычайного, если, вместе со всеми тайнами и догматами закона, не знаешь ты и этого. Ибо, не будучи в состоянии уразуметь самых первоначальных понятий закона, весьма очевидных и ясных, мог ли ты прозреть в его сокровенное или проникнуть в его глубину?

Написано: наложи Бог изступление на Адама, и успе; и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда ребро, еже взя от Адама, в жену (Быт.2:21.22), прежде создав Адама из персти. Итак, вот - муж из земли и жена из мужа, и оба без сожития. Посему, так как жена обязана мужу тем, что безсеменно произошла из его ребра, то долг сей уплатила Матерь Господа, воздав Его нам, воплотившегося без семени.

Посему не невозможно это для естества; напротив того, как было уже с первозданными, так совершилось и при Владычнем домостроительстве, хотя естество рождением сим обязано необычайному. Итак, читай, чтобы познавать. Если же не хочешь познать, то и не читай, чтобы не был ты осужден, как не знающий, что читаешь.

142. Схоластику Ирону.
О падшем рабе, которому преподобный Исидор испрашивает прощения.

Один молодой человек пришел в пустыню, в которой мы живем и, встретив охраняющего дверь, просил допустить до меня. И так как я, по обычаю своему, готов всякого принять у себя, добродушно побеседовать с ним и доставить ему упокоение, то и он был позван и, немедленно пав ниц, простерся на земле и не вымолвил ни слова, пока не пролил множества слез. Когда же коснулся я его рукою, обещал помочь, в чем могу, стал спрашивать, кто он и что ему нужно, тогда сказал, что он твой служитель и по неведению впал в проступок, который, по его мнению, незаглаждаем никаким раскаянием.

И сперва он привел меня в изумление. Ибо, думаю, христолюбивый Ирон, познавший благодать, всех освободившую, не имеет у себя раба. А потом стал скорбеть я, потому что всякий грех, даже повторяемый сделавшими его, Христос повелел нам отпускать друг другу. Так Он и учил, так и творил; учил: аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам грехи ваши (Мф.6:15); и творил, ибо и блудницу, и мытаря Матфея, и Самарянку, и расслабленного, и самого Петра, первоверховного в сонме учеников, разрешил не только от телесных, но и от душевных грехов и болезней.

Посему, если хочешь уподобиться Христу, то прощай падшим грехи великие, потому что на малые и как бы общие для всех людей многие не обращают и внимания и прощают их по одной просьбе, а грехи тяжкие отпускаются только теми, совесть которых высока пред Богом и которые за славные дела ожидают великих наград от Бога.

143. Фаллелею.

Прекрасно и разумно ты делаешь, прилежно занимаясь чтением Божественного учения, спасшись от головокружения, производимого оным бесполезным и горьким чтением, и боголюбиво приняв Христовы заповеди. Посему не дадите святая псом (Мф.7:6), то есть Иудеям, которые неоднократно принимали Божие Слово и снова возвращаются на свою блевотину (2Пет.2:22), или приступающим к истинному учению от ересей и опять предающимся прежнему злоумию. Не повелено же нам и бисер пометать пред свиниями, то есть перед погрязшими в страстях и ведущими жизнь скотскую, да не поперут их ногами, лукавыми своими начинаниями, хуля имя Божие, и вращшеся расторгнут вы (Мф.7:6), ибо сообщение таковым тайн для небрежно сообщающих их есть непоправимое растерзание.

144. Афанасию.

Почему, избрав путь тесный и дав Богу обет идти им, идешь путем широким, ведущим к смерти? Ибо здешняя расточительность навлекает там наказание, а злострадание и обуздание пожеланий в настоящем приуготовляет будущее наслаждение благами.

145. Марону.
О том, что священство есть дело страшное.

Если и прибрел ты себе священство происками и кучею денег, укрывшись от людей, не способных видеть истину, то не думай, что укроешься также и от будущего воздаяния. Ибо ни чудотворение, совершаемое иными во имя Христово, ни запрещение демонам, ни действия со многою силою не возмогут избавить от страшного пламени повинных оному.

А если кто скажет: почему же Бог дозволяет творить чудеса недостойным? Отвечу на сие: ради славы имени Своего совершал Господь Божественные знамения, и останавливая тем козни демонов, и уравнивая непреткновенный путь Евангелию. А то и другое послужит к большему осуждению непризнательных, потому что, приняв такую силу от Бога, самовольно не познали Подателя благ. Призыванием имени Христова изгоняя демонов и врачуя болезни, сами себя обличали в неблагодарности, ибо лукавые и самые упорные демоны стали послушнее их, убоялись имени Господня и с великою поспешностью обращались в бегство. Почему и угрожает таковым неизбежное мучение, и услышат они от Господа: николиже знах вас, отыдите от Мене, делатели беззакония (Мф.7:23).

146. Чтецу Тимофею.
Почему повелено было прокаженному принести дар, предписанный законом (Мф.8:4)?

Прекрасно, как купец, ищущий дорогих бисеров, доведываешься ты смысла, заключенного в Писании. И кратко отвечу на то, о чем спрашиваешь. Прокаженному повелено было принести предписанный законом дар для того, чтобы показать согласие двух Заветов, а также и то, что Совершивший исцеление ныне и Давший закон - Один и Тот же.

147. Ему же.
Авраам, Исаак и Иаков.

Господь, возбуждая к соревнованию неблагодарный народ иудейский, противящийся евангельской проповеди, говорит: мнози от восток и запад приидут, и возлягут со Авраамом, и Исааком, и Иаковом, праотцами их, во царствии небеснем (Мф.8:11). А сим и камни благодати созидает на основании закона, народ Божий сопоставляет с патриархами, показывает связь закона с Евангелием, а также и то, что благоискусные в том и другом удостоятся приглашения, а те, которые, надмеваясь мыслью о своем роде и будучи скудны добродетелью, величаются, что они - сыны царствия, сами себя ввергнут в нескончаемое мучение.

148. Архонту Конону.
О том, каким надлежит быть епископу.

Управление делами и народами, высота престолов, строгость судилищ, если они сопряжены с благолюбивым расположением сердца, составляют в подлинном смысле истинное начальство, уподобляющееся горнему чину. А если соединяются с лукавыми намерениями, то справедливее назвать это самоуправством, которое распоряжается другими против их воли и вместо покорности порождает раздоры и мятежи. Посему, для чего же, оставив первый способ начальствования, злостраждешь ты от второго? Ибо не столько делаешь зла подчиненным, сколько прежде них казнишь себя. Народная дерзость, если вступает в борьбу с одним начальником, велика и необузданна, а если направлена против многих, делается малою и незаметною.

149. Епископу Трибуниану.
О том, что епископство есть дело крайне опасное и что не только незаконно достигший епископства, но и избравшие недостойного, подлежат неизбежным наказаниям.

Епископ должен из самого имени уразуметь свою обязанность*. Ему надлежит зорко видеть нашествия неявных и невидимых зверей, беспечность в членах Церкви, леность в монахах, насилия людей несправедливых, безуспешность в делах вдов, бедность сирот, подозрительное поведение служащих алтарю, недобрые расположения прислуживающих, худые поступки юных, злонамеренность старых - одним словом, быть оком, которое все видит и не упускает из вида ничего такого, за что, если вознерадеет о сем епископ, подвергнется наказанию не он один, но часто с ним вместе и вся Церковь. И сам он наказан будет за то, что, будучи нерадивым, решился стать служителем Божиим и добровольно принял на себя или даже в безумии своем купил себе такое дело; а прочие - за то, что такому человеку недостойно вручили священство.

* Епископ - от греческого слова "надзирать"

150. Монастырю Пелусиотскому.
О странноприимстве.

Как по словам узнаются сердечные движения, так по хозяину делается явным состояние дома. Случилось же мне встретить сказывавших, будто бы они, одолеваемые в полдень под открытым небом зноем и жаждою, прибегли у вас под тень преддверия и нашли тут, если говорить правду, пса или человеконенавистника волка: тот самый, кому вверено у вас странноприимство, прогнал их, избив немилосердно. Но если неведяще нецыи странноприяша Ангелы (Евр.13:2), то вы не по неведению, а вполне сознательно, гоните от себя Ангелов.

151. Епископу Евсевию.
О том, что епископство требует великой души и что дело сие исполнено многочисленных опасностей.

Иерей Божий, поскольку приближается к Богу, должен, подобно многоочитым животным (Иез.10:12), весь быть оком и так же, как они, все знать и все видеть. Итак, поскольку не знаешь ты этого, научись со смирением и не подвергай осмеянию светоносного священства, которое оскорбляешь, изменяя ему всем: и леностью, и продажею.

152. Симмаху.
О святом Иоанне Златоустом.

Спрашиваешь о горестной кончине богомудрого Иоанна; затрудняюсь пересказать тебе это. Ход дела сего превышает ум. Но прими к сведению нечто немногое. Беззаконно, по обычаю своему, поступил соседственный Египет, который отверг Моисея, а Фараона принял, наносил удары смиренным, притеснял трудящихся, строил города и лишал платы строителей, и доныне упражняется в том же. Ибо, изведя на среду неистового любителя камней и поклонника золота Феофила, огражденного четырьмя споспешниками, или, лучше сказать, такими же, как он, отступниками, нашедшего защиту своей грубости во вражде и неприязненности к человеку, единодушному мне - восстал он на сего боголюбца и богослова. Но, как видишь, дом Давидов укрепляется, дом же Сауль изнемогает (2Цар.3:1), хотя муж сей и прошел житейскую бурю, и преставился в горний покой.

153. Пресвитеру Ираклиду.
Что значит сказанное Апостолам: на путь язык не идите (Мф.10:5)?

Не идти на путь язык - значит не сходиться с ними в образе мыслей, равно как и во град самарянский не входить значит не то, чтобы удаляться от сожительства с ними, но чтобы не приобщаться к их злочестию и лукавству.

154. Живущим в обители пелусиотов.

Слыша многие на вас жалобы, ежедневно исчерпываем для вас множество увещаний. Мужие ниневистии возстанут на суд с родом сим и осудят его, - сказал Господь (Мф.12:41), потому что они, не слышав закона, приведены были в ужас угрозою Пророка и, послушав того, кто был прообразованием и сенью Владычнего погребения, убоялись из-за необычайности совершившегося. А мы, увидев и осязав Самого предсказанного Пророками, остаемся пред Ним непризнательными и нимало не приходим в раскаяние. Поэтому, братия, как бы не оказаться нам более неверными, нежели язычники, и не навлечь на себя той гибели, которой они избегли.

155. Корабельщику Феофилу.
О том, что не должно клясться.

Если нашего ты стада и признаешь себя состоящим под добрым Пастырем, то отрекись от естества зверей и от подобия им и последуй слову Пастыря, повелевающего не клятися всяко (Мф.5:34). А не клясться - значит и не требовать клятвы. Ибо, если не хочешь сам клясться, то и от других не потребуешь клятвы по следующим двум причинам: вопрошаемый или стоит во истине, или, напротив того, - лжет. Если человеку обычно стоять во истине, то, без сомнения, и до клятвы говорит он истину. А если он лжец, то лжет и поклявшись. Итак, по той и по другой причине не надлежит требовать клятвы.

156. Евстафию.
О священстве.

Послал я тебе книгу, которую просил ты, и жду от тебя плода ее, какой обыкновенно приносится всеми. Ибо нет такого сердца, на которое не подействовало бы чтение этой книги и не уязвило бы его Божественною любовью, - и показав, насколько священство досточтимо и высоко, и научив, как проходить оное неукоризненно. Ибо так тонко и сжато сочинил ее мудрый истолкователь Божиих тайн - это око византийской и всей на земле Церкви, - что все, и священствующие по Богу, и исправляющие обязанность священства нерадиво, находят в ней и свои преуспеяния, и свои преткновения.

157. Архидиакону Пансофию.
Иереям, страждущим сребролюбием.

Если служишь Христову алтарю, то по Христовым заповедям проходи свое служение, будь кроток и смирен сердцем. У тебя в руках не какая-либо гражданская власть, надмевающаяся кичением и пышностью, но мирное и безмятежное служение. Если же надмевает тебя неправедно собранное богатство, то оно скоро изблюется тобою, потому что по природе своей течет и не устоит на месте. А ты будешь посмешищем, прилепившись к преходящему как к чему-то постоянному.

158. Каппадокиянину Приску.

Иные говорят, что ты груб, высокомерен и в злонравии превышаешь меру естества человеческого. Но, слушая многие рассказы о тебе, не хочу тому верить, потому что вовсе тебя не знаю. Предполагаю же одно основание к тому, чтобы согласиться с сими грустными слухами, - странное свойство твоей родины, и боюсь, не принадлежишь ли ты как-либо к одному из двух разрядов Каппадокиян, заклейменному всеми недостатками; потому что другая часть Каппадокиян - люди превосходнейшие, и из нее произошли те, которые повсюду светом своей жизни и своих наставлений озаряли пределы земные. Посему, так как священство доставила тебе купля, убойся оных богоносных мужей: или подражай их произволению, или не оскорбляй их служения. Ибо, если ими будешь обличен, то неминуемо осудит тебя и Христос.

159. Епископу Леонтию.
О священстве.

Ничто да не служит препятствием Евангелию Господню, и рассеянность да не сопровождает духовного учения, и смятение да не прерывает полезной беседы. Ибо и Христос не внял приглашению Матери и братьев, домогавшихся видеть Его (Мф.12:47-49), когда преподавал учение и прилагал попечение о спасении слушателей, показывая сим, что духовное должно предпочитать телесному. Так и ученики Его отказались от смотрения за трапезами, хотя надзор сей для бедных был необходим (Деян.6:2).

160. Исаврянину Тарасию.
О том, что должно всегда быть трезвенным.

Все говорят о тебе, что ты лучше и рода, и отечества своего, все извещают о твоем благонравии - о том, что не удержал ты в себе жесткости, свойственной жителям гор, но возлюбил и нрав, и храм первомученицы Феклы. И блажен ты, как обнищавший от души, это похвально в верующих. И желаю пребыть тебе неизменным, потому что в нас ничего нет твердого, но легким воззванием, как ветром, приводимся в движение.

161. Светлейшему Иераксу.
О подвижничестве.

Иоанновой пищи, его пития и ложа недостаточно, доблестный мой, для полноты подвига тем, кто стремится подвизаться. Напротив того, для совершенства потребен и дух Иоаннов. Посему, если хвалишь нашу воздержность, то преуспевай с нами и в кротости, которая отклоняет от себя всякое высокоумие.

162. Комиту Фоме.

И пишешь величественно, и посылаешь великолепно; будь всегда радушным, добрый для всех.

163. Киру.

Ты и пишешь, как настоящий софист, и щеголяешь изяществом слов. Надобно же, чтобы слова служили поводом к полезным делам, потому что говорить красиво - значит походить на кимвал, а делать хорошо - сродно Ангелам, неукоснительное и богобоязненное послушание которых свидетельствует, что творят они Божию волю.

164. Мартирию.
О гордости.

Гордым противится Бог (Иак.4:6), потому что и в начале воспротивился их началовождю. Посему, прими во внимание, каково это - иметь Бога противоборцем, а соучастником - исконного мятежника.

165. Авзонию.

Многие одну начальническую должность меняют на другую, и исправляющее должность свою хорошо по справедливости переходят от низшей к высшей. Иные же не только высшие должности меняли на низшие, но жалко погибали, и правительственная власть не была им в помощь. Но тебя с престолов доброго начальствования примут к себе Небесные Чины, которым соделался ты любезен, как попечительный о боголюбивых нищих и всему предпочитающий справедливость.

166. Мартиниану.

Царицу южную слух о мудрости Соломоновой побудил идти к нему от конец земли (Мф.12:42). А тебя, ежедневно призывая, Господь не убедил отрезвиться и обратить взор к полезному. Посему, смотри, чтобы не осудила она тебя, потому что ее окрылили слухи и слова, а тебя нимало не улучшили ни зрение, ни испытание на деле Христовой силы.

167. Воину Исаии.

Тебя, который рад видеть драки, утешается мятежами и более всего заботится о том, чтобы все тебя ненавидели, как приличнее назвать? Не демоном ли негодным, намеренно изменившим свое естество? Итак, поскольку Христос и здесь прежде времени мучит демонов (Мф.8:29), и там вместе с отцом их обещал им вечный огонь (Мф.25:41), то или перестань вести жизнь любомятежную, или знай, что и здесь подлежишь Божиим казням, и там не избавишься от наказания.

168. Пресвитеру Зоилу.

Поскольку Господь, предлагая питательную и веселящую сердце проповедь, нарек Себя виноградною лозою (Ин.15:1), то Божественное Писание по необходимости истинное слово Божественного ведения называет вином. Им-то и премудрость напоевает из чаши (Прит.9:2), именуя чашею ребра Господни, из которых излилось нам веселье жизни.

169. Ему же.
На слова: корчемницы твои... (Ис.1:22).

Приняв на себя сошествие Святого Духа, Апостолы Господни сочтены были упившимися вина, и всем народам преподали истинное и неподдельное питие таин. Посему, искажающих Божественное учение, подложными и не имеющими силы наставлениями возмущающих небесные догматы, - Манихеев, Симонов, Монтанов, Новатов, Ариев, Македониев, Фотинов и их единомышленников справедливо называет Писание корчемниками, мешающими вино с водою, прибавляющими к неимеющей примесей премудрости Божественных слов свои вопли.

170. Херимону.
О причащающихся Таин недостойно.

Иные говорят, что ты делаешь все недозволенное, а иногда и явно запрещенное, но часто простираешь руки к Божественным Тайнам и дерзко причащаешься неприкосновенного для тебя. И я прихожу в крайнее удивление твоему бесстыдству, что, до пресыщения приобщаясь трапезам бесовским, не страшишься приобщаться и трапезе Господней (1Кор.10:20.21). Посему, смотри, чтобы и тебя не постигла петля, как Иуду, который, и предательство совершая, и требуя приобщения, по дерзости своей впал в отчаяние.

171. Архонтию.
На сказанное Авраамом богатому: между нами и вами пропасть велика утвердися (Лк.16:26).

Авраам отвечал, что великая пропасть утвердилась между ним и страждущим в муках богачом, показывая различие между праведными и грешными. Ибо Авраам был страннолюбив и нищелюбив, принимал приходящих издалека, а богач немилосердно отвращался от лежащего в язвах при вратах его. Посему, как расположения противоположны, так и места переселения раздельны одним - покой, другим - мучение.

172. Сыновьям Ниловым.

Почему отрекаетесь от естества или не познаете призвания? Из единой утробы произвело вас естество и единым упованием возродило призвание. Посему, или уважьте первое рождение, или устрашитесь второго возрождения, и спешите придти в согласие или с естеством, или с призванием.

173. Монаху Марку.
Монаху, меняющему одно место на другое.

Нетвердых и подобных тебе, непостоянный, Пророк назвал прахом, возметаемым от лица земли (Пс.1:4). Ибо, если ты будучи насажден и напоен боголюбиво и утвержден безопасно блаженным Аммоном, и, как думаем, принеся плод, часто меняешь место жительства не ради научения, но ради более лакомой пищи, то можно ли кому достойно оплакать тебя, и себя губящего, и делающего негодными многих, по юности предоставляющих себе сообразное возрасту послабление?

174. Военачальнику Киринию.

Граждане прислали нам лист, прибитый, как говорят, у церкви прежде, нежели вошел ты в город. Эта бумага лишает всех права оправдываться и искать убежища в церкви. Это не только признак жестокости, но даже заставляет подозревать тебя в нечестии. Ибо, если не дозволяешь оправдываться, не даешь возможности находить прибежище у Бога, то открыл ты уста клеветникам и умножил обиды. Посему, как доищешься правды? Как спасешь обиженного, который, чтобы не соделаться игрушкою сильного, по неимению защищающего судии, прибегал в неприкосновенный храм? Предлогом к этому служит общее мнение о продажности суда. Введи же теперь жестокость, и продажа будет происходить всего удобнее.

175. Ему же.

И меру мы себе знаем, и на то поставлены, чтобы обличать порочных. Если избегаешь речей о том, что делаешь, то перестань делать, не будет и речей. Ибо кто не стыдится что-нибудь делать, тот да не смущается, когда по делам дают ему и имя. А если одно именование оскорбительно, то неужели не будет оскорбительным самое дело, давшее повод к наименованию?

176. Пелусиотам.

Добрейший Кириний снова украшает собою торжище, ибо не могу назвать это судилищем, разве только судилищем, определяющим чистоту и неподдельность монеты, собираемой за учиненные кражи. Посему поступайте хорошо, и ему не доставляя доходов, и себе не уготовляя петли; ваше обогащение добрыми делами пусть будет для него разорением.

177. Епископу Евсевию.

Худо теперь дело Пелусиотов когда и гражданское правление подверглось той же болезни, какой и церковное. Ибо прилетел к нам чудный Кириний, облеченный властью, и пастырство вверено пресловутому Евсевию, и экономом служит Марон, и архидиаконствует Пансофий. Первый торгует судами, второй пускает в продажу Божественные приговоры, а последние - их споспешники, и даже самые ревностные. Блажен, если кто не соблазнился у вас. Остерегитесь посему, нерадивые, и не оправдывайте мирского судью, который смотрит на вас и не забывает своих выгод.

178. Руфину.

Грехи ли Пелусиотов или важные дела римские, которыми ты снисходительно правишь, стали причиною того, что укрылось от тебя, великого нашего благодетеля, каким образом захватил у нас власть Кириний, и дела здешние опять стали худы? Продажность у нас весьма распространена, великая нищета, частые обиды, Церковь доведена до неспособности помочь; справедливость бежала, закон неизвестен; страх тем, которые ничего не дают, и отдаленность служит Киринию защитою во всем, что он ни делает. Или отними у него власть, или знай, что и ты вместе с ним получишь одну награду от Бога на Суде.

179. Ликене.

Если решилась ты пребывать во вдовстве, то не веди себя, как юная. Если же и нарядов не снимаешь с себя, и присваиваешь себе имя плачущей, то одно к другому не идет. Посему, или оставь то или другое, или не оскорбляй стыдливости.

180. Феофронию.
О том, что добродетели познаются из дел, а не из слов.

Не словесное изъяснение, но деятельное служение дает в человек видеть ревнителя Божественных наставлений. Исконный мятежник, когда, искушая Господа, приводил на память Божественный изречения, не был похвален за изучение оных, но осужден и отвергнуть, потому что, имея ведение, отрекается от дел. Посему, если не хочешь оказаться человеком не основательным, у которого вся ученость только на языке, то покажи ее на деле. Ибо и Голиаф не получил никакой пользы от внешнего вооружения при отсутствии внутренних вспомоществований.

181. Монаху Ориону.
О том, что гнев Апостола Петра на Ананию и Сапфиру был не жесток, но в начал проповеди полезен.

Наказание согрешивших смертью было, ученейший муж, не делом жестокости премудрого Петра, но делом назидания человека предведущего, наперед исцеляющего многие грехи людские. Ибо, начав тогда посевать семена Евангелия и вскоре увидев возникшие плевелы, премудро исторг их без замедления, чтобы, умножившись с пшеницею, не соблюлись они будущему огню на сожжение. Так и богомудрый Моисей, видя закон нарушенным, в самом начале и за малый грех повелел побить камнями собирающего дрова в субботу, написав, что так определил Бог (Числ.15:35), потому что преступление и малое, и великое судится, как и первые праотцы рода нашего за вкушение древесного плода осуждены на многобедственные и жизнь, и смерть.

182. Епископу Ираклиду.
Почему Господь называется бисером и почему царство небесное уподобляется ищущу добрых бисерей (Мф.13:45)?

Взыскавший многоценен бисер и отдавший за него все, елика имяше, есть новый Господень народ, пренебрегший достоянием и богослужением отеческим и взыскующий Господа славы. А бисером называется Господь, потому что соединен с глубиною Божества, и познается только одними рыбарями и истолкователями Его.

183. Ему же.

Сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих (Пс.106:23), суть богоносные Господни Апостолы, как по первоначальному своему занятию, так и потому, что соделались ловцами в целом мире. Поскольку, подобно востанию волн, дела человеческие мятутся и утихают, то Божественные Писания непостоянство их справедливо называют морем. О тех же, которые утишили сие море, сказано, что сотворили делания в водах многих.

184. Зосиме.

Если пренебрегаешь ты, несчастный, Божиим замедлением и долготерпением, то устыдись хотя бы настоящего. Ибо многие, не имея в виду будущего, уклоняются от того, что осмеивается здесь. Если же пренебрегаешь тем и другим, то здесь возбудишь смех, а там - плачь.

185. Епископу Евсевию.

Мог бы ты помогать имеющим нужду в пособии, если бы сам себя не привел наперед в неспособность к этому постыдною любовью к приношениям и другими преградами. Ибо, кто видит, что уступаешь над собою верх Пансофию, этому человеку, который не только оскорбил божественного Стефана, безрассудно приняв на себя его служение, но постарался изгнать всякую добродетель из досточестного лика, тот удостоит ли тебя какой чести? Но если и его остановишь, и себя исправишь, то и здешнее, без сомнения, послужить тебе во благо, и тамошнее соделается, конечно, сносным.

186. Трибуну Серину.
О том, что делающие пожертвования должны просто приносить Богу дары, а не судить посредника их, то есть иерея.

Не требуй отчета в употреблении даров, а только принеси их. Ибо и тебе принесший что-либо не любопытствует, где и как употребишь ты это; для него довольно дать только и тебе оказать честь, а себе приобрести смелость пред тобою.

187. Ему же.

Точно ли иереи, неправильно употребляющие жертвуемое, как говоришь ты, виновны пред Богом, сие не известно тебе. Не оскорбляй намерения, с каким приносится дар, доведываясь о самом образе его употребления, как будто с тем ты дал, чтобы требовать отчета, а иереев освободить тем от будущей ответственности. Как для делающих что-либо на показ здешними рукоплесканиями умаляется тамошнее воздаяние, так подвергающие здесь предварительному следствию тех, кто подлежит тамошнему наказанию, освобождают их от вины и наказания там.

188. Асклипию.
О тех, которые не радят о страшном Дне.

Если небо совьется, как свиток (Апок.6:14), звезды и Орион падут (Ис.13:10), земля и все, что на ней, сгорит (2Пет.3:10), и вся нага и объявлена (Евр.4:13) приуготовятся к великому Дню пришествия Господня, то почему же не радишь ты и не готовишься как обязанный дать отчет, но, как надеющийся остаться неповинным, отлагаешь покаяние? Посему смотри, чтобы не пришло тогда тебе на мысль раскаяться, когда останется место одному отчаянию.

189. Сирину.

Хорошо мученикам благочестия воздавать честь приношениями, что ты и сделал, но лучше служить им преуспеянием в том, что они совершали. Посему тем самым, кому принес ты в дар украшение, плодопринеси и добрые нравы.

190. Палладию.

Отрок, который бежал от тебя, развращенный худыми речами, по легкомыслию, с каким увлекался всяким слухом, пришел к тебе назад по благопокорности, наученный нами доброму к тебе расположению. Посему, прими его милостиво, одарив и нас, и себя: нас - любовью, а себя - пользою.

191. Каллиопию.
Обращение к градоправителям, и о том, что хорошо бегать городской жизни.

Бежали мы из городов, потому что они шумны, и нашли мятежи в пустыне, потому что гражданские правители, обязанные водворять тишину в городах, ныне пустыни делают городами, живущих в городах обращая в беглецов, слезные вопли которых слышны и нам. Что иметь сострадательность - дело Божественное, хорошо это знаю и я, но известно мне и то, что быть не в силах защитить, значит только прибавить нечто новое к ранам обижаемых. Посему, так как и власть тебе дана, и имеешь достаточные силы защитить, положи конец обидам, восстанови гражданский порядок, а нам отдай пустыню, прекратив в пустыне вопли.

192. Лампетию.
Почему Иаков при рождении придержася пяте Исавове (Быт.25:26)?

Иаков при рождении придержася пяте Исавове, прикровенно сим означая то, что ум, в чистоте созерцающий Бога - ибо сие и значит Израиль (так назван был Иаков) - попирает пятою страсти чревоугодия. А сие и исполнилось на Иакове и Исаве, когда Едом (как прозвали Исава) выказал нетерпеливую алчность и честь первородства соделал рабою снеди.

193. Ему же.
Что означал собою Иаков, - кожицами козлячими обложенный (Быт.27:16)?

Скоро проникаешь ты в мысли и хитро уловляешь смысл, сокровенный в иносказании.

Иаков, обложенный кожицами козлячими и приобретший отцово благословение, означал собою Господа и Спасителя нашего, безгрешно принявшего на Себя грешное наше естество и умертвившего в Себе его немощи. Ибо сие означает обложение мертвыми кожами, потому что Господь не оставил уже в естестве ничего козлищного, достойного поставления ошуюю и суда, но умертвил земные уды его, и Отцу, алчущему всегда нашего спасения, принес любимую Им снедь, а нам источил в Себе неотъемлемое благословение.

194. Монаху Ориону.
На притчу о плевелах (Мф.13:25).

Спрашиваешь: почему помышления злая от сердца исходят и сквернят человека (Мф.15:18.19)? Потому что спят делатели, обязанные бодрствовать и хранить прорастающий плод доброго семени. Если бы мы неизменно пребывали на страже над собою, не предаваясь пресыщению и усыплению и не оскверняя Божия образа, то есть не допуская подменивать доброе семя, то сеятель плевел не нашел бы к нам доступа и не возрастил бы в нас достойных огня плевел.

195. Ему же.
О том же.

Хощеши ли, да шедше исплевем плевелы (Мф.13:28), - говорят Ангельские Силы, желающие всегда преданно служить Божией воле, потому что видят и нашу леность, и великое Божие долготерпение. Но им воспрещается сделать сие, чтобы вместе с плевелами не была исторгнута пшеница, не был похищен грешник, подающий надежду исправления, и вместе с родителями, которые соделались порочными, не были истреблены невинные дети, которые нередко находятся еще в отеческих чреслах, но предстоят уже Богу, видящему сокровенное.

Чины Ангельские, как Божии рабы, подобно всякому естеству, не знают того, чего еще нет, а Господь и знает это, и нередко приводил в исполнение. Не лишил Он жизни согрешающего Исава, когда тот был еще бездетным, чтобы вместе с ним не истребить от него рожденного Иова. Не предал смерти мытаря Матфея, чтобы не воспрепятствовать делу Евангелия. Не умертвил непотребных блудниц, чтобы в мире были и образцы покаяния. Не наказал отречения Петрова, потому что провидел горькие слезы. Не истребил, наказав смертью, гонителя Павла, чтобы не лишить спасения пределы вселенной.

Посему те плевелы, которые остаются до жатвы и не изменяются, то есть не приносят плода покаяния, как болезнующие совершенным неплодием, уготовляются великому огню.

196. Серину.
О повелении, данном при исшествии из Египта: да испросит кийждо у соседа сосуды сребряны и златы, и проч. (Исх.11:2).

Нет несправедливости в суде, как думаешь ты, когда приказано, чтобы совершившие много работ и с трудом построившие города обобрали Египтян и взяли золотые и серебряные сосуды у тех, для кого они трудились. Напротив того, самому нелицеприятному Судии свойственно узаконить, что достоин есть делатель пищи своея (Лк.10:7). Ибо, если кто из нас приобрел дух ведения, то найдет, что награда сия, таким образом данная, неравносильна многоболезненному плинфоделанию и многотрудному возведению построек, за что правдивый Судия дал Израильтянам дозволение воспользоваться наградою.

197. Киру.

Не пышность, не кичливость, не суетная слава вводят в горнюю светлость, но добрый нрав, досточестная жизнь, не выставляющая себя на вид с нуждающимися, потому что здешними похвалами уничтожается вознаграждение за благотворение. Но кто взыскует тамошнего воздаяния, тот и ныне начинает принимать, и там окончательно получает богатую награду.

198. Ему же.
О том, что Египтяне за истребление у Израильтян детей мужеского пола понесли в Чермном море равносильное злодеянию наказание.

Поскольку, как говоришь, превосходным показалось тебе прежнее, то вот и другая, не недостойная первой мысль. За избиение мужеского пола Евреев Бог воздал подобною тому казнью, потопив в Чермном мор всех Египтян мужеского пола, чтобы и по отношению к телу в наказании было сходство. Посему, будь осмотрителен и не порицай опрометчиво.

199. Дидиму.
На сказанное: подобно есть царствие небесное зерну горушичну (Мф.13:31).

Зерну горушичну уподобляет Господь небесное царствие по многим чертам. Это и уничижение убожества, которое Он воспринял в Его снисхождении и которое соделалось нам сенью и отрадою среди всех болезней в жизни. Это и малость стада в начале благовествования. Это и острота вкуса, естественно свойственная горчице, в чем и имеет нужду купец, идущий путем тесным, и нераздробляемость зерна, и сохранение им состава своего неразделимым. Ибо, кто вступил в единение с Богом и достиг состояния единого совершенного человека, тот должен быть с Ним в нераздельном и неразрывном союзе, не расторгаемом никаким страданием, и всецело с Ним соединенным.

200. Диакону Ирону.
О слезах и покаянии, на написанное у Пророка Амоса: ризы своя связующе ужами, завесы творяху (Ам.2:8).

Смысл пророческих слов объясняется так: покрывали слезами олтарь Мой, - говорит Бог (Мал.2:13), - слезами обиженных, ограбленных, оклеветанных. Посему-то и ставит Он им сие в обличение, порицая их и объявляя, что это и послужило причиною происшедших раздоров. Ибо слезы покаяния не только не укоризненны, но и приятны Богу, как фимиам. Одежды же, связанные ужем и завешивающие собою жертвенник, означают презрительное отношение их к Божественному. Закон предписывал делать украшения в Божественном храме из чистых и дорогих веществ, они же, связывая около Святая Святых оскверненные и нечистые одежды, оскорбляли тем святилище, не только чистого не отделяя от нечистого, но даже и не делая различия между Богом и нечистым (Иез.22:26), что и открыло для них источник стольких бедствий.


 


Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru