Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4. |
|
Блаженный пророкъ Давидъ надѣющихся на Господа называетъ неустрашимыми, говоря: мужайтеся, и да крѣпится сердце ваше, вcu уповающіи на Господа (Псал. 30, 5). Ибо какъ растенія въ садахъ, орошаемыя обильными потоками воды, укрѣпляются, зеленѣютъ и достигаютъ великой высоты, такъ и душа человѣка, утѣшеніями Святаго Духа, возрастаетъ въ благочестіи, утверждается въ вѣрѣ и пріобрѣтаетъ несокрушимое терпѣніе, которому удивляется блаженный Павелъ преимущественно предъ всѣми другими добродѣтелями, говоря: не точію же, но и хвалимся въ скорбѣхъ, вѣдяще, яко скорбь терпѣніе содѣловаетъ, терпѣніе же искуство, искуство же упованіе, упованіе же не посрамитъ (Рим. 5, 3). Итакъ терпѣніе есть источникъ всякаго блага, путь къ достиженію славы и укрѣпленіе надежды жизни вѣчной. А какимъ образомъ оно пріобрѣтается, этому научаетъ насъ Писаніе, которое говоритъ: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушеніе, управи сердце твое, и потерпи (Сир. 2, 1-2). Но, можетъ быть, скажетъ кто нибудь: нѣтъ ли другаго пути къ достиженію жизни, и нельзя ли безъ труда пріобрѣсти блага? Никакъ нельзя. Но почему же? Потому, что и весьма многіе святые подвержены напастямъ и повсюду преслѣдуетъ ихъ жестокая вражда. Посему то и самъ Спаситель говорилъ: въ мірѣ скорбни будете: но дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 16, 33). Итакъ, какъ отвсюду многія напасти возстаютъ на святыхъ, то необходимо мужественно противостоять искушеніямъ и помнить всегда слова ученика (Христова): блаженъ мужъ, иже претерпитъ искушеніе, зане искусенъ бывъ, пріиметъ вѣнецъ жизни, егоже обѣща Богъ любящимъ Его (Іак. 1, 12). Но я хочу привести нѣчто и изъ древнихъ примѣровъ, чтобы вы узнали цѣль духовнаго мужества. Вавилонскіе тиранны и люди, управлявшіе въ этомъ народѣ царствомъ, всегда нѣкоторымъ образомъ склонные къ жестокости, высокомѣрію и гордости, вышли изъ предѣловъ, назначенныхъ для человѣческой природы, и захотѣли присвоить себѣ честь, подобающую одному Богу. Нечестивый Навуходоносоръ воздвигъ золотую статую и при звукѣ музыкальныхъ инструментовъ заставлялъ поклоняться ей всѣ подвластные ему народы. Они же, привыкшіе служить тварямъ болѣе, нежели творцу Богу, со всею готовностію поверглись предъ нею и измѣнили славу нетлѣннаго Бога въ подобіе образа тлѣнна человѣка (Рим. 1, 23). Потомъ вавилоняне привели и еврейскихъ отроковъ Ананію, Азарія и Мисаила, приказывая имъ поклониться золотой статуѣ и сей славный и боголюбезный народъ побуждая къ томуже нечестію, въ какое впали они сами, къ поклоненію золотой статуѣ; но нисколько не успѣли въ этомъ. Побѣжденные ихъ благочестіемъ, они подвергли ихъ огненному мученію, а виною ихъ была твердость въ вѣрѣ, постоянство въ благочестіи, отверженіе человѣкослуженія и то, что они не хотѣли признать того, что оскорбляло божественное существо. Но когда они были ввержены въ огненную пещь, тогда явилось великое дѣйствіе неизреченной силы. Ибо сила стихіи измѣнилась въ то, что противно ея природѣ, огонь повиновался волѣ Творца, и пламя превратилось въ прохладную росу. Когда юноши замѣтили присутствіе небесной помощи, то воспѣли въ огненной пещи, и божественными пѣснями укротили силу пламени. Эта пещь была образомъ Церкви, которая имѣетъ воспѣвающихъ не только людей, но и ангеловъ. Подивившись добродѣтели этихъ мужей, похваливъ терпѣніе ихъ и благочестіе, посмотримъ теперь на то, въ какихь обстоятельствахъ мы находимся. Они жили при варварахъ тираннахъ, а мы подъ скиптромъ благочестивой имперіи, имѣя благочестивѣйшихъ правителей надъ всѣми дѣлами; почему же намъ уступать врагамъ? Если они и возжгутъ пещь козней и возбудятъ злобный пламень, внося къ намъ человѣкослуженіе, то мы имѣемъ Бога на небесахъ и Ему покланяемся. Ибо Онъ, Богъ по существу, сдѣлался подобныыъ намъ, не отлагая своего божества, но почтивъ природу человѣческую: Онъ можетъ избавить насъ. Подражая вѣрѣ благочестивѣйшихъ императоровъ и полагаясь на ихъ великую кротость, мы не будемъ сносить нечестія противниковъ, и исповѣдуемъ, что Еммануилъ есть Богъ по существу. Исповѣдуя же и утверждая это, мы получимъ великое воздаяніе, о которомъ говоритъ намъ самъ Христосъ: всякъ, иже исповѣсть Мя предъ человѣки, исповѣмъ его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, Иже на небесѣхъ. А иже отвержется Мене предъ человѣки, отвергуся его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 10, 32-33). А исповѣдуетъ Христа тотъ, кто называетъ Его истиннымъ Богомъ и обличаетъ не вѣрующихъ; и отвергается Христа опять тотъ, кто не признаетъ Его истиннымъ Богомъ и преслѣдуетъ исповѣдующихъ это. Итакъ ихъ отвергаетъ, а насъ признаетъ своими Спаситель всѣхъ, чрезъ котораго и съ которымъ принадлежитъ Богу Отцу со Святымъ Духомъ слава и держава во вѣки. Аминь.
Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ первый. – Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1859. – С. 773-777.
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.