Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2. |
|
Глава I.
Да будетъ извѣстно вамъ, братіе, каковы были обращенія наши въ Христѣ со всѣми братіями нашими, въ мѣстахъ, въ которыя мы ходили, дабы, если сіе угодно вамъ во страхѣ Божіемъ, и вы такъ же обращались. Мы же, съ помощію Божіею, такъ обращаемся. Съ дѣвами не живемъ, и не имѣемъ къ нимъ никакого дѣла, и съ ними ни ѣдимъ, ни пьемъ, и гдѣ спитъ дѣва, не спимъ, и не умываютъ женщины ногъ нашихъ, и не помазываютъ насъ, и совершенно не спимъ тамъ, гдѣ спитъ дѣва, не принадлежащая мужу, или возрастная дочь, и если она одна въ извѣстномъ мѣстѣ, тамъ не ночуемъ. Если же застигнетъ насъ время (т. е. отдыха) на какомъ либо мѣстѣ, въ полѣ, или въ городѣ, или въ деревнѣ, гдѣ встрѣтятся намъ и найдутся братія, — входимъ къ брату и созываемъ туда всѣхъ братій, и говоримъ съ ними слова увѣщательныя и честныя. И умѣющіе между нами говорить говорятъ бодренно и благоговѣйно слова важныя, достопочтенныя и трезвенныя въ страхѣ Божіемъ, — и чтобы угодить Богу во всемъ, и чтобы предшествовать имъ (т. е. слушателямъ) и предварять ихъ въ дѣлахъ благихъ, и быть во всемъ безъ притворства (sine fuco), какъ прилично и праведно народу Божію.
Если же случится, что мы очутимся далеко отъ домовъ и ближнихъ, и склонится день, и наступитъ вечернее время, и братія, по братолюбію и страннолюбію, побудятъ насъ остаться у нихъ и бодрствовать съ ними, чтобы они могли послушать и сотворить слова святыя Божіи, и напитаться словами Господними, чтобы помнить ихъ, и принесутъ намъ хлѣбъ и воду и чтó Богъ послалъ, — въ такомъ случаѣ мы соглашаемся переночевать съ ними, если тамъ есть мужъ святый, и идемъ къ нему и остаемся у него. И самъ братъ этотъ приготовитъ намъ все необходимое, и самъ будетъ служить намъ, и самъ умоетъ намъ ноги и помажетъ насъ елеемъ, и самъ постелетъ намъ ложе, вручая насъ покрову Божію, и — мы спимъ. Все это братъ оный святый, находящійся въ томъ мѣстѣ, гдѣ мы остановились, будетъ дѣлать самъ собою и служить братіямъ: и каждый изъ братій, находящихся въ томъ мѣстѣ, будетъ служить вмѣстѣ съ нимъ во всемъ, необходимомъ для братій. Женщина же — отроковица или имѣющая мужа въ то время — да не будетъ тамъ, хоть богата она, хоть возрастна, христіанская ли то раба, или язычница; но только одни мужчины съ мужчинами. Если же увидимъ, что надобно стать и молиться за женщинъ и говорить слова увѣщанія и назиданія, — сзываемъ братьевъ и всѣхъ сестеръ святыхъ и дѣвъ и всѣхъ женщинъ, находящихся тамъ, со всякою скромностію и благоприличіемъ, чтобы пришли для утѣшенія истиннаго. И умѣющіе между нами говорить говорятъ и увѣщаваютъ ихъ рѣчами, которыя Богъ далъ имъ. И тогда молимся, и привѣтствуемъ мужчины мужчинъ: жены же и дѣвы окутываютъ руки своими одеждами, также и мы бодренно и со всякою скромностію, благоговѣйно поднявши очи горѣ, и со всякимъ благоприличіемъ окутываемъ своею одеждою нашу десницу, и тогда придутъ (т. е. жены и дѣвы) и привѣтствуютъ нашу десницу, окутанную одеждою [1]. Тогда идемъ, куда дастъ намъ Господь.
Далѣе — если придемъ въ такое мѣсто, гдѣ нѣтъ святаго брата (т. е. дѣвственника), но всѣ ведутъ жизнь супружескую (sunt socii), и примутъ брата, пришедшаго къ нимъ, — всѣ находящіеся тамъ да служатъ ему и заботятся о немъ во всемъ, тщательно и благосклонно; а оный братъ, какъ равный, да принимаетъ услуги ихъ, какъ равный. И да скажетъ оный братъ находящимся въ томъ мѣстѣ людямъ, ведущимъ жизнь супружескую: мы святые съ женщинами ни ѣдимъ, ни пьемъ, и не служатъ намъ женщины или дѣвы, и ногъ не умываютъ намъ женщины, ни помазываютъ насъ, и не обращаются съ нами женщины, и мы не спимъ, гдѣ спятъ женщины, чтобы намъ быть безупречными во всемъ и не быть кому либо въ преткновеніе или соблазнъ, но, исполняя все это, быть безъ соблазна всякому человѣку. Итакъ, какъ люди вѣдущіи страхъ Господень, человѣки увѣщаваемъ, Богови же явлени есмы (2 Кор. 5, 11).
Если же случится намъ удалиться въ такое мѣсто, гдѣ нѣтъ мужчины, но всѣ женщины и дѣвы вѣрныя, и убѣдятъ насъ переночевать въ томъ мѣстѣ, — созываемъ всѣхъ ихъ въ одно мѣсто, на правую сторону, и спрашиваемъ ихъ, какъ онѣ живутъ, какъ будто желаемъ узнать отъ нихъ что нибудь, и, видя ихъ образъ мыслей, говоримъ съ ними, какъ прилично, какъ люди боящіеся Бога. И когда созванныя соберутся всѣ, и мы видимъ, какъ онѣ живутъ, — говоримъ съ ними слова чистоты въ страхѣ Божіемъ, и читаемъ имъ писаніе, съ благоговѣніемъ изрекая слова краткія и сильныя, полныя страха Божія, со всякимъ умиленіемъ и душевнымъ вниманіемъ, дѣлая все къ назиданію и утвержденію ихъ, и съ ними, какъ съ союзницами, говоримъ о Господѣ, какъ подобаетъ. Когда же склонится день и наступитъ время вечера, чтобы переночевать тамъ, — избираемъ женщину старую и скромную болѣе всѣхъ другихъ, и говоримъ ей, чтобъ дала намъ мѣсто отдѣльно, куда бы не ходила ни женщина, ни дѣва, и принесла бы намъ та женщина старая зажженную свѣчу и все, чтó намъ необходимо, принесла бы намъ, подобно тому какъ изъ любви къ братіи приноситъ все, что необходимо для служенія братіямъ — странникамъ (гостямъ). Старуха же оная — та, которая во многихъ помышленіяхъ долгимъ временемъ усовершилась, аще чада воспитала есть, аще странныя пріятъ, аще святыхъ нозѣ умы (1 Тим. 5, 10). И она, когда наступитъ время сна, уходитъ и идетъ домой съ миромъ.
Если же удалимся въ мѣсто и найдемъ тамъ одну и единственную женщину вѣрную, и не будетъ тамъ никого другаго, кромѣ ея одной, — не останавливаемся тамъ, и не молимся тамъ, и не читаемъ тамъ писаній, но бѣжимъ какъ отъ змія и какъ отъ сѣти грѣховной. Мы нисколько не презираемъ вѣрную женщину, — да не будетъ, чтобъ такъ мы разсуждали о братіяхъ во Христѣ, — но поелику она одна, боимся, чтобы кто либо не наложилъ на насъ ζήτημα въ словахъ лжи, — ибо сердца человѣковъ во злѣ положены и утверждены, — и чтобы не дать повода тѣмъ, которые желаютъ, обвинять насъ (1 Тим. 5, 14) и говорить о насъ дурное, и чтобы никому не быть въ соблазнъ. Поэтому отсѣкаемъ вину хотящимъ на насъ вины (2 Кор. 11, 12); поэтому бережемся, чтобы никому не быть соблазномъ — ни іудею, ни еллину, ни Церкви Божіей, и не ищемъ себѣ однимъ пользы, но — полезнаго для многихъ, да спасутся (1 Кор. 10, 32-33): ибо и намъ неполезно, если кто будетъ соблазняться нами. Будемъ же тщательно во всякое время беречься, чтобы не дать преткновенія братіямъ и не подвергнуть ихъ смущенію мыслей, будучи для нихъ соблазномъ. Ибо если ради пищи скорбитъ братъ, или претыкается, или немощствуетъ, или соблазняется, то мы не ходимъ въ любви Божіей. Ради пищи твоей губишь того, егоже ради Христосъ умре. Итакъ, согрѣшающе въ братію вашу и біюще ихъ совѣсть немощну сущу, во Христа согрѣшаете. Тѣмже аще брашномъ соблазняется братъ, — да скажемъ вѣрные, — не имамы ясти мяса во вѣки, да не соблазнимъ брата нашего (1 Кор. 8, 10-13). Все это дѣлаетъ всякій, кто истинно любитъ Бога, кто истинно несетъ крестъ свой и облекается во Христа и любитъ ближняго своего, кто хранитъ душу свою такъ, чтобы и ему никто не былъ соблазномъ, и имъ не соблазнился кто либо и умеръ — по той причинѣ, что онъ учащаетъ къ дѣвамъ и живетъ у нихъ, что не прилично, къ разстройству тѣхъ, которые видятъ и слышатъ эти недобрыя отношенія, исполненныя претыканія и опасности и близкія къ смерти, чтó не подобаетъ христіанину. Блаженъ человѣкъ, который бережется и боится всего ради чистоты.
Если же случится намъ зайти въ такое мѣсто, гдѣ нѣтъ христіанина, и побудятъ насъ остаться тамъ на нѣсколько дней, то да будемъ мудри яко змія и цѣли яко голубіе (Матѳ. 10, 16), и не будемъ какъ немудрые, но какъ премудрые, во всякомъ обученіи страха Божія, да славится Богъ во всемъ чрезъ Господа Іисуса Христа, чрезъ отношенія ваши чистыя и святыя. Аще бо ямы, аще ли піемы, аще ли ино что творимъ, вся въ славу Божію да творимъ (1 Кор. 10, 31), такъ чтобы всѣ видящіе насъ познали, что мы сѣмя благословенное и святое, сыны Бога живаго — во всемъ, во всѣхъ словахъ, въ благоговѣніи, въ скромности, въ правотѣ [2], — чтобы мы ни въ чемъ не подражали язычникамъ, и, вѣрные, не были подобны (прочимъ) людямъ, но во всемъ отчуждены были отъ злыхъ, и не бросали святая псомъ и бисеръ свиніямъ (Матѳ. 7, 6), но во всякомъ наученіи и всякомъ знаніи и всякомъ страхѣ Божіемъ и всякой бодрости ума прославляли Бога. Ибо мы не такъ служимъ, какъ пьяные язычники, богохульствующіе въ забавахъ своихъ, въ словахъ обольщенія [3] по причинѣ нечестія своего. Поэтому мы не поемъ язычникамъ и писаній не читаемъ имъ, да не будемъ подобны поющимъ или играющимъ на арфахъ, или поющимъ голосомъ, или гадальщицамъ, какъ многіе, которые занимаются этимъ и дѣлаютъ это, чтобы насытиться кусочкомъ хлѣба глупости, и ради небольшаго пріема вина идущіе и поющіе пѣсни Господни на земли чуждей, языческой (Псал. 136, 4), и дѣлающіе чего не слѣдуетъ. Не дѣлайте такъ, братіе! Просимъ васъ, братіе, да не дѣлается этого между вами, но воспящайте и тѣмъ, которые избрали себѣ это и обращаются въ глупости и безразсудствѣ. Не нужно, брітіе, быть сему такъ. Просимъ же васъ, братіе правды нашей, да будетъ сіе такъ у насъ [4] въ примѣръ вѣрующимъ, которые имѣютъ увѣровать. Да будемъ въ числѣ овецъ Христовыхъ, святыхъ и праведныхъ всякою правдою и во всякихъ отношеніяхъ, обращаясь въ правотѣ и святости, какъ подобаетъ вѣрнымъ, и почитая честныхъ, скромныхъ и святыхъ, прославляя и величая, и украшая собою всѣхъ общниковъ въ трудѣ [5]. Ибо вы — радость наша и вѣнецъ нашъ, и надежда наша, и жизнь наша, если стоите о Господѣ (Флп. 4, 1) и если истинно вѣрны и правы во всемъ о Господѣ. Аминь.
Итакъ, братіе, разсмотримъ и увидимъ, какимъ образомъ обращались всѣ отцы праведные во все время жизни своей: разыщемъ и изслѣдуемъ отъ (ветхаго) закона до новаго завѣта. Ибо и хорошо и полезно — знать, сколько и какихъ людей погибло чрезъ женщинъ, и сколько и какихъ женщинъ погибло чрезъ мужчинъ, — отъ частаго посѣщенія, какимъ посѣщали они другъ друга. Потомъ я покажу еще, сколько и какихъ мужей жили съ мужами все время жизни своей, и даже до конца пребыли во взаимномъ общеніи въ служеніи чистоты безъ порока.
И это явно и извѣстно, что таковъ былъ Іосифъ — вѣрный, благоразумный, мудрый, праведный и благочестивый во всемъ. Не восхотѣла ли женщина красоты его — чистаго и праваго? И когда онъ не поддался и не склонился сотворить похоть и волю ея, — въ похотѣніи она подвергла мужа праведнаго всякому озлобленію и мученію, даже до смерти, посредствомъ свидѣтельства ложнаго. Богъ же освободилъ его отъ всѣхъ бѣдствій, постигшихъ его чрезъ негодную супругу (Быт. гл. 39-41). Видите, братіе, неутомимость плотскаго взора этой египтянки, какъ жегъ онъ мужа праведнаго. Поэтому не будемъ часто у женъ и дѣвъ, ибо это не пользуетъ тѣмъ, которые хотятъ видѣть чресла свои въ истинѣ. Надлежитъ же любить сестеръ во всякой святости и чистотѣ, со всякою сдержанностію мысли, въ страхѣ Божіемъ, не часто съ ними обращаясь, да не привыкнетъ нога наша быть у нихъ во всякій часъ.
Не слышалъ ли ты о Сампсонѣ — назореѣ, мужѣ храбромъ, съ которымъ былъ Духъ Божій? Этотъ мужъ былъ назорей и святъ Богу, и былъ въ мужествѣ и силѣ: жена его погубила дешевымъ тѣломъ и похотью злою (Суд. гл. 13 и 14). Не будь какъ онъ; знай себя, знай цѣну свою; мужняя жена уловляетъ дорогія души. Поэтому совершенно не совѣтуемъ мужчинѣ — сидѣть у замужней жены, и всякому — обитать съ дочерью возрастною, или спать, гдѣ она спитъ, или бывать съ нею часто. Это противно и не сообразно со страхомъ Божіимъ.
Не учитъ ли тебя поступокъ Давида, котораго нашелъ Богъ мужемъ по сердцу своему, человѣкомъ вѣрнымъ, совершеннымъ, святымъ, истиннымъ (Псал. 88, 21; Дѣян. 13, 22)? Онъ увидѣлъ красоту женщины, — я говорю о Вирсавіи, — увидѣлъ ее моющеюся и купающеюся, нагою. Увидѣлъ ее мужъ святый, и по-истинѣ плѣненъ былъ желаніемъ видѣть ее. Видите, какое зло учинилъ ради жены: и согрѣшилъ мужъ оный праведный, и повелѣлъ убить мужа ея, и это на войнѣ (2 Цар. гл. 11). Видите, сколько злыхъ коварствъ соединилъ и сдѣлалъ, и ради похоти жены убилъ убійствомъ — Давидъ, который названъ Христомъ Господнимъ (Псал. 19, 7; 88, 21. 52). Научись, человѣкъ, — если такіе мужи погибли чрезъ женщинъ, то какова твоя праведность, или каковъ ты между святыми, если обращаешься съ женами и дѣвами ночью и днемъ, въ безуміи многомъ, безъ страха Божія? Нѣтъ, братіе, не такъ будемъ обращаться по паденіи ихъ, но будемъ памятовать слово, говорящее о женщинѣ: руки ея держатъ узы, и сердце ея уготовляетъ сѣти; праведный вырывается отъ нея, а нечестивый падаетъ въ руки ея (Еккл. 7, 27). Будемъ же остерегаться, чтобы не жить намъ святымъ съ дочерью возмужалою: ибо не добры и неправедны такія обращенія раба Божія.
Не читалъ ли ты объ Амнонѣ и Ѳамари, дѣтяхъ Давида? Этотъ Амнонъ возгорѣлся похотью къ сестрѣ своей, и унизилъ и не пощадилъ ее, поелику воспламенился къ ней похотью гнусною, и сдѣлался золъ и нечестивъ ради связи съ нею, которая не была въ страхѣ Божіемъ, и сдѣлалъ дѣло гнусное во Израили (2 Цар. гл. 13). Поэтому не слѣдуетъ и не прилично обращаться съ сестрами въ смѣхѣ и распущенности, но со всякою чистотою и святостію и въ страхѣ Божіемъ.
Не читалъ ли ты объ имени (de familia) Соломона, сына Давидова, коему далъ Богъ премудрость, и знаніе, и величіе сердца, и богатство, и славу великую — паче всѣхъ людей? И онъ погибъ чрезъ женщинъ, и отступилъ отъ Господа (3 Цар. гл. 11).
Не читалъ ли и не знаешь о старѣйшинахъ опыхъ во дни Сусанны, которые, поелику часто бывали съ женщинами и засматривались на красоту чужую, пали въ глубину похотѣнія и не съумѣли удержаться въ сознаніи долга непорочности, но были побѣждены [6] лукавою мыслію, и поднялись противъ Сусанны блаженной, чтобы растлить ее? А она не совершила желанія ихъ постыднаго: но повѣдала Богу, и освободилъ ее Богъ отъ рукъ старцевъ нечестивыхъ (Дан. гл. 13). Итакъ, не слѣдуетъ ли намъ бояться и страшиться ихъ (т. е. женщинъ), когда эти старцы, судьи и пресвитеры народа Божія ради женщины отказались отъ чести своей? Они не вспомнили слова сего: не засматривайся на красоту чужую, и: красоты женщинъ многихъ погубили, и: съ мужатицею отнюдъ не сѣди (Сир. 41, 26; 9, 9. 12). И опять (не вспомнили) того, кто сказалъ: ввяжетъ ли кто огнь въ нѣдра, ризъ же своихъ не сожжетъ ли? Или ходитъ мужъ на огнѣ, и ноги его не обожгутся? Такъ всякій, кто входитъ къ женѣ мужатѣй, не чистъ отъ зла, и не выйдетъ, какимъ пришелъ къ ней (Прит. 6, 27-29). И еще говоритъ (Писаніе): не желай красоты женщины, чтобъ она не плѣнила тебя рѣсницами своими, и не назирай дѣвы, да не погибнешь въ желаніи ея, и къ хорошо поющей не примѣшайся (Сир. 9, 3-5); и: мняйся стояти, да блюдется да непадетъ (1 Кор. 10, 12).
Посмотрите еще, чтó сказали мужи святые о пророкахъ и апостолахъ Господа нашего. Вы увидите, что никто изъ святыхъ [7] не былъ часто съ дѣвами, ни съ замужними молодыми женщинами, ни съ вдовами, которыхъ бѣгаетъ божественный апостолъ (1 Тим. 5, 11). Разсмотримъ [8] обращеніе въ страхѣ Божіемъ святыхъ мужей. Вотъ находимъ написанное о Моисеѣ и Ааронѣ, что обращеніе и жительство ихъ было съ мужчинами, которые къ нимъ обращались [9]; такъ же — и Іисусъ, сынъ Нуна: жены не было съ ними, но они одни свято служили предъ Богомъ, мужчины съ мужчинами. И не только это, но они и народъ учили, чтобы всякій разъ, когда отправляется войско, каждое колѣно шло отдѣльно, и женщины отдѣльно шли съ женщинами за войскомъ, также и мужчины — отдѣльно въ колѣнѣ своемъ. И по заповѣди Господней они (израильтяне въ пустынѣ) такъ и ходили, какъ народъ мудрый, чтобъ не было замѣшательства какого изъ-за женщинъ: когда отправлялось войско ихъ въ прекрасномъ и правильномъ порядкѣ, они шли безпрепятственно. Ибо такъ свидѣтельствуютъ священныя писанія къ слову: когда перешли сыны Израиля море Суфъ, воспѣли Моисей и сыны израилевы хвалы (laudes) Господни, глаголюще: поимъ Господеви, славно бо прославися. И когда Моисей пересталъ пѣть, тогда Маріамъ, сестра Моисеева и Ааронова, взяла тимпанъ въ руки свои, и вышли за нею всѣ женщины, и пѣли съ нею, женщины съ женщинами отдѣльно, и мужчины съ мужчинами отдѣльно (Исх. 15, 1. 20). Далѣе — и Елиссея, и Гіезія (Гехази), и сыновъ пророческихъ также находимъ въ страхѣ Божіемъ, и женщины не было у нихъ (4 Цар. 2, 3. 15; 4, 38; 6, 1; 9, 1). Миху (Micham) и пророковъ всѣхъ тоже находимъ жившими въ страхѣ Господнемъ (1 Цар. 10, 10; 19, 20; 3 Цар. 18, 4).
И — чтобъ не говорить слишкомъ долго — что сказано о Господѣ Іисусѣ Христѣ? Самъ Господь, когда пришелъ въ міръ, былъ безотлучно съ двенадцатью учениками своими. И не только это, но и когда ихъ посылалъ, послалъ два два вмѣстѣ (Марк. 6, 7), мужчинъ съ мужчинами; женщины же не были посланы съ ними, и ни въ дорогѣ, ни дома они не жили съ женщинами или съ дѣвами, и такимъ образомъ угодили Богу во всемъ. И самъ Господь Іисусъ Христосъ, когда говорилъ съ оною женою самарянкою у кладязя на-единѣ и ученики пришедши нашли его говорящимъ съ нею, — удивились, что Онъ стоитъ и бесѣдуетъ съ женою (Іоан. 4, 27). Не въ Немъ ли данъ неуклонный предѣлъ, край и образецъ для всѣхъ родовъ человѣческихъ? Но и это не все: и по воскресеніи своемъ отъ мертвыхъ, когда Марія прибѣжала ко гробу и, падши къ ногамъ Господа и поклонившись Ему, хотѣла обнять Его (eum apprehendere), Онъ сказалъ ей: не прикасайся Мнѣ, не у бо взыдохъ ко Отцу моему (Іоан. 20, 17). Не удивительно ли, что Господь не позволилъ Маріи, женѣ блаженной, прикоснуться къ ногамъ своимъ, а ты живешь съ женщинами и дѣвами, и онѣ служатъ тебѣ, и спишь, гдѣ онѣ спятъ, и онѣ умываютъ тебѣ ноги и помазываютъ тебя? Горе душѣ неправедной! Горе душѣ безстрашной! Горе этой смѣлости и глупости, которая безъ страха Божія! Отчего не осуждаешь себя? Отчего не испытываешь себя? Отчего не знаешь себя и мѣры своей? Вотъ что вѣрно, вотъ что правильно и праведно; вотъ въ чемъ непреложные предѣлы для тѣхъ, которые искренно обращаются въ Господѣ. Жены же многія святыя служили святымъ отъ имѣній своихъ (Лук. 8, 3). Такъ служила Елиссею соманитяныня (суламитянка-sulamitis), но съ нимъ не жила, и пророкъ жилъ въ отдѣльномъ домѣ. И когда умеръ сынъ ея, и она хотѣла броситься къ ногамъ пророка, но слуга не позволилъ и запретилъ ей это, — Елиссей сказалъ отроку: остави ю, яко душа ея болѣзненна въ ней (4 Цар. 4, 8. 27). Отсюда надлежитъ уразумѣть жизнь ихъ: Господу Іисусу Христу служили жены отъ имѣній своихъ, но съ нимъ не жили; и апостоламъ, и Павлу, какъ находимъ, тоже служили женщины (1 Кор. 9, 5), но они съ ними не жили, а цѣломудренно, свято и безпорочно обращались предъ Господомъ, и скончали теченіе свое и приняли вѣнецъ свой отъ Господа Бога всемогущаго (2 Тим. 4, 8).
Посему просимъ васъ, братіе о Господѣ, да сіе сохранимъ между нами и сіе помышляемъ, чтобъ намъ быть едино съ вами и вамъ едино съ нами (in nobis), и чтобъ во всемъ всѣ мы были одна душа и одно сердце въ Господѣ. Иже знаетъ Господа, послушаетъ насъ, а иже нѣсть отъ Бога, не послушаетъ насъ (1 Іоан. 4, 6). Кто дѣйствительно хочетъ сохранить святость, — послушаетъ насъ, и дѣва, истинно желающая сохранить дѣвство, послушаетъ насъ, а которая не хранитъ дѣвства своего по-истинѣ, не послушаетъ насъ.
За симъ здравствуйте въ Господѣ всѣ святые. Миръ и радость да будетъ съ вами отъ Бога Отца, чрезъ Іисуса Христа, Господа нашего. Аминь.
Примѣчанія:
[1] Salutent dextram nostram involutam vestibus. Переводимъ буквально, хотя привѣтствуютъ нашу десницу — выраженіе неупотребительное и нѣсколько странное. Должно быть, это привѣтствіе состояло не въ цѣлованіи десницы, а въ пожатіи рукъ, потому что, какъ сейчасъ сказано, и женщины окутывали свои руки.
[2] Финетти: въ смиреніиі — in humilitate.
[3] Финетти: нечистоты.
[4] Финетти: у насъ и у васъ.
[5] И здѣсь мысль св. отца выражена не совсѣмъ ясно и сбивчиво.
[6] Переведено по поправкѣ Финетти; а по переводу Ветштейна: были проданы — venditi sunt.
[7] Финетти: посмотримъ, бывалъ ли кто изъ святыхъ часто съ дѣвами и проч.
[8] Переведено по поправкѣ Финетти; а у Ветштейна — intelligamus.
[9] Финетти: которые обращались такъ же, какъ и они (т. е. какъ Моисей и Ааронъ).
Печатается по изданiю: Два окружныя посланія св. Климента Римскаго о дѣвствѣ, или къ дѣвственникамъ и дѣвственницамъ. // Журналъ «Труды Кiевской Духовной Академiи». — 1869 г. — Май. — С. 215-227.
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.