Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2. |
|
Глава I.
Всѣмъ, любящимъ спасеніе свое во Христѣ чрезъ Бога Отца и повинующимся истинѣ Божіей въ надеждѣ жизни вѣчной, любящимъ братій своихъ и ближнихъ своихъ любовію Божіею, блаженнымъ дѣвственникамъ, рѣшившимся хранить дѣвство свое ради царствія небеснаго, и святымъ дѣвственницамъ (желаю) о Господѣ здравствовать.
Всякому дѣвственнику и всякой дѣвственницѣ, рѣшившимся по истинѣ сохранять свое дѣвство ради царствія небеснаго, необходимо во всемъ быть годнымъ для этого царствія. Ибо царство небесное восхищается не словомъ, ни именемъ, ни образованіемъ, ни происхожденіемъ, ни красотою, ни силою, ни долголѣтіемъ, но доблестію вѣры, когда человѣкъ являетъ дѣла вѣры. Кто истинно праведенъ, того дѣла свидѣтельствуютъ о его вѣрѣ, что онъ истинно вѣренъ — вѣрою великою, вѣрою совершенною, вѣрою въ Бога, вѣрою сіяющею благими дѣлами, да славится Отецъ всѣхъ чрезъ Христа. Такъ и истинные дѣвственники и дѣвственницы слушаютъ того, кто сказалъ: правда и вѣра да не оскудѣваютъ тебѣ: обложи ихъ на твоей выи, и обрящешь милосердіе душѣ твоей, и будешь мыслить благость [1] предъ Богомъ и человѣки (Прит. 3, 3-4). Путіе праведныхъ подобнѣ свѣту свѣтятся, предходятъ и просвѣщаютъ, дондеже исправится день (Прит. 4, 18). Отблески свѣта ихъ просвѣщаютъ и нынѣ всю тварь добрыми дѣлами, такъ что они по истинѣ суть свѣтъ міра (Матѳ. 5, 14), сіяющій сѣдящимъ во тмѣ (Псал. 106, 10; Матѳ. 4, 16), чтобъ они встали и перешли изъ тмы чрезъ свѣтъ добрыхъ дѣлъ страха Божія, да видятъ добрая дѣла и прославятъ Отца своего небеснаго (Матѳ. 5, 16). Ибо человѣку Божію необходимо быть совершеннымъ во всѣхъ дѣлахъ и словахъ своихъ, украшаться во всемъ поведеніи своемъ всѣмъ честнымъ и благопристойнымъ, и всѣ дѣла свои совершать въ правдѣ, какъ человѣку Божію.
Дѣвственники и дѣвственницы суть прекрасные образцы для вѣрующихъ и имѣющихъ вѣровать. Ибо одно имя безъ дѣлъ не вводитъ въ царствіе небесное. Истинно вѣрующій спасется, а кто только по имени называется вѣрующимъ, а на дѣлѣ не таковъ, тотъ не можетъ спастись. Итакъ никто-же васъ да льститъ суетными словесы (Еф. 5, 6). Кто называется дѣвственникомъ, или дѣвственницею, и не имѣетъ обильныхъ, прекрасныхъ, приличныхъ дѣвству дѣлъ, тотъ не можеть спастись. Господь такое дѣвство называетъ буимъ, какъ говорится въ евангеліи (Матѳ. 25, 2 и слѣд.); оно, не имѣя ни елея, ни свѣтильника, осталось внѣ царствія небеснаго, лишилось утѣшенія женихова наравнѣ съ врагами жениха. Такіе (дѣвственники) имѣютъ только образъ благочестія, а силу его отвергаютъ (Тит. 1, 16), мнятъ себе быти что, ничтоже суще, и умомъ льстятъ себе (Гал. 6, 3). Пусть же всякій испытаетъ дѣла свои и узнаетъ себя самого, потому что напрасно трудится тотъ, кто величается дѣвствомъ и святостію, будучи чуждъ силы дѣвства. Такое дѣвство нечисто и отвергается всѣми добрыми дѣлами. Ибо всякое древо отъ плодовъ своихъ познается (Матѳ. 12, 33). Размысли о томъ, что я сказалъ [2]: да дастъ тебѣ Господь разумъ (2 Тим. 2, 7). Всякъ, кто обѣщается предъ Богомъ сохранить чистоту (дѣвственную), долженъ препоясаться всею силою (или: всякою добродѣтелью) святою Божіею, и если истинно въ страхѣ распялъ плоть (Гал. 5, 24) свою, — то отвращаетъ [3] слово говорящее: раститеся и множитеся (Быт. 1, 28), и весь умъ, и помышленіе [4], и похоть, и обольщеніе міра сего, и утѣхи, и пьянство, и всякую любовь его, и праздность его, и освобождаетъ себя отъ всякаго обращенія съ міромъ, отъ всякихъ хитростей, сѣтей и препонъ его. И ходя [5] превыше земли, избирай себѣ дѣланіе и служеніе свое на небѣ!
Кто желаетъ себѣ этого великаго и славнаго, тотъ отказывается изъ-за него и отдѣляется отъ всего міра, чтобы уединиться и жить жизнію божественною и небесною, какъ ангелы (Матѳ. 22, 30; Марк. 12, 25; Лук. 20, 36) святые, въ служеніи чистомъ и святомъ, въ святости Духа Божія, и служить Богу всемогущему чрезъ Іисуса Христа ради царствія небеснаго. Изъ-за этого же отрицается отъ всѣхъ похотей плоти, и не только не прилагаетъ къ себѣ изреченія: приносите и размножайте плодъ [6], но желаетъ надежды — обѣтованной, уготованной и положенной на небесахъ Богомъ, который обѣщалъ устами и не обманываетъ, который есть болій сыновъ и дщерей [7] и дастъ дѣвственникамъ и дѣвственницамъ въ дому Божіемъ мѣсто именито, лучшее отъ сыновъ и дщерей (Ис. 56, 5), лучшее и отъ тѣхъ, которые были супругали въ святости и не осквернились плотскимъ совокупленіемъ (Апок. 14, 4). Этимъ дѣвственникамъ и дѣвственницамъ Богъ дастъ царство небесное, какъ ангеламъ святымъ, за это (ихъ) исповѣданіе великое и славное.
Хочешь ли, братъ, быть дѣвственникомъ? Знаешь ли, сколько труда и тяжести въ истинномъ дѣвствѣ? Оно твердо стоитъ предъ Богомъ всегда (Апок. 14, 4-5) и печется, како угодити Господеви въ святомъ тѣлѣ и духѣ (1 Кор. 7, 32. 34). Знаешь ли, какая слава дѣвства, ради которой подвизаешься? Знаешь ли и понимаешь, что желаешь дѣлать? Знаешь ли великое дѣло святаго дѣвства? Умѣя ли правильно вести борьбу, сражаешься ты (вооруженный) силою Духа Святаго, избравъ для себя этотъ подвигъ, чтобы получить свѣтлый вѣнецъ? Видишь ли (discernis) природу твою въ Іерусалимѣ вышнемъ (Гал. 4, 26)? Итакъ, если желаешь всего этого, побѣждай тѣло, побѣждай возбужденія плоти, побѣждай міръ Духомъ Божіимъ, побѣждай суету времени преходящаго и старѣющагося, суету обольстительную и измѣнчивую. Побѣждай дракона, побѣждай льва, побѣждай сатану чрезъ Іисуса Христа, который укрѣпляетъ тебя словомъ своимъ [8] и евхаристіею божественною. Возьми крестъ твой и послѣдуй (Лук. 9, 23) за тѣмъ, кто очистилъ тебя, — за Іисусомъ Христомъ, Господомъ твоимъ. Подвизайся (luctare cursum) правильно и вѣрно (1 Тим. 6, 12), безстрашно, смѣло, съ крѣпкою надеждою на Господа твоего, что получишь вѣнецъ правды званія твоего вышняго чрезъ Іисуса Христа. Ибо всякій, кто будетъ сражаться [9] какъ совершенный въ вѣрѣ, подлинно получитъ вѣнецъ дѣвства, коего подвигъ великъ, но велика и награда. Понимаешь ли и знаешь, къ какой славѣ стремится святость? Понимаешь ли, какова, какъ славна и высока похвала дѣвства?
Утроба дѣвства святаго носила Господа нашего Іисуса Христа, Сына Божія, и въ тѣло, которое носилъ Господь нашъ и въ которомъ совершилъ борьбу въ этомъ мірѣ, Онъ облекся отъ Святой Дѣвы. Познай же здѣсь величіе и славу дѣвства [10]. Хочешь быть христіаниномъ? — подражай Христу во всемъ. Іоаннъ былъ ангеломъ [11] чтобы предъити предъ Господомъ нашимъ, и не воста въ рожденныхъ женами болій его (Мал. 4, 5; Матѳ. 11, 10-11; Марк. 1, 2; Лук. 1, 17; 7, 27). Святый ангелъ Господа былъ дѣвственникомъ. Подражай же посланнику Господню, полюби его во всемъ. Опять Іоаннъ, который возлеже на перси Господа (Іоан. 21, 20), любившаго его крѣпко, тоже былъ святымъ (т. е. дѣвственникомъ): ибо не напрасно возлюбилъ его Господь. Далѣе Павелъ, Варнава и Тимоѳей съ прочими, которыхъ имена написаны въ книгѣ живота (Флп. 4, 3), — всѣ они возлюбили и избрали святость (т. е. дѣвство), и въ борьбѣ подвизались и теченіе свое скончали (2 Тим. 4, 7) безъ порока, какъ подражатели Христовы и сыны Бога живаго. Извѣстно также объ Иліи и Елисеѣ и многихъ другихъ святыхъ, что жизнь ихъ была свята и непорочна. Итакъ, если хочешь имъ подражать, подражай мужественно. Ибо говоритъ (Писаніе): старцевъ вашихъ почитайте и, взирая на ихъ поведеніе и нравы, подражайте вѣрѣ ихъ (Евр. 13, 7), и еще говоритъ (апостолъ): подражатели мнѣ бывайте, братіе, якоже азъ Христу (1 Кор. 11, 1).
Подобные Христу — совершенно (omnino) подобны ему. Истинно облекшіеся во Христа (Рим. 13, 14; Гал. 3, 27), изобразили подобіе его въ умѣ своемъ, во всей жизни своей и во всемъ поведеніи своемъ, въ словахъ, дѣлахъ, въ терпѣніи, въ добродѣтели (virtute), въ познаніи (cognitione), въ чистотѣ, великодушіи, въ сердцѣ чистомъ, въ вѣрѣ, надеждѣ, въ любви полной и совершенной къ Богу. Поэтому, всякій дѣвственникъ и дѣвственница, если не будутъ совершенны какъ Христосъ, или какъ тѣ которые Его суть, — не могутъ спастись. Ибо всякій дѣвственникъ и всякая дѣвственница о Господѣ — святы тѣломъ и духомъ своимъ, и тверды въ служеніи своемъ Господу, и инуды не отходятъ отъ него, но всегда служатъ въ чистотѣ и святости въ Духѣ Божіемъ, да угодятъ Господеви своему чисто и безпорочно, и пекутся, како угодити Ему во всемъ (1 Кор. 7, 32. 34). Такіе (дѣвственники и дѣвственницы) не удаляются отъ Господа своего, но духомъ своимъ пребываютъ съ Нимъ, какъ написано: святи будите, яко Азъ святъ есмь, глаголетъ Господь (Лев. 11, 44).
Если кто только по имени называется святымъ, то такой еще не есть святый; но пусть дѣвственникъ или дѣвственница будутъ совершенно святы тѣломъ и духомъ, и всегда съ радостію уподобляются Господу и Христу Его и подражаютъ такимъ (т. е. уподобившимся Господу). Ибо въ такихъ нѣтъ помышленія плотскаго: кто суть истинно вѣрные и въ комъ живетъ Духъ Христовъ (Рим. 8, 9), въ тѣхъ не можетъ быть плотскаго помышленія, которое есть любодѣйство, безстыдство, нечистота, идолослуженіе, волшебство, вражда, зависть, домогательство, гнѣвъ, ссора, раздѣленіе, ревность, пьянство, пированіе, шутовство, глупыя рѣчи (Гал. 5, 19-21; 2 Кор. 12, 20; Еф. 5,5), ругательство, смятеніе, поношеніе, шептаніе, огорченіе, запальчивость, крикъ, хула, наглость, злоба, лукавая выдумка, ложь, многословіе, пустословіе, негодованіе, скрежетъ зубовъ, осужденіе, сокрушеніе, злословіе, подкопъ, уклоненіе, нерадѣніе, роптаніе, высокомѣріе, гордость, надутость, родъ, внѣшность, мѣсто, богатство, мышца тѣла, хитрость, глупость, любовь къ побѣдѣ, ненависть, непріязнь, ревнованіе, завистливость, воздаяніе зломъ, расточительность, жадность, клевета, лихоиманіе, еже есть идолослуженіе (Кол. 3, 5) сребролюбіе, которое есть корень всѣмъ злымъ (1 Тим. 6, 10), любовь къ украшеніямъ, тщеславіе, любовь къ первенству, дерзость, гордыня, которая называется смертію, противъ которой Богъ ведетъ брань (Дан. 5, 20; Іак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5). Всѣ такіе и имъ подобные суть люди плоти: ибо кто рожденъ отъ плоти, плоть есть (Іоан. 3, 6), и сый отъ земли отъ земли глаголетъ (Іоан. 3, 31) и о землѣ думаетъ, и мудрованіе (desiderium) плотское враждебно Богу, закону бо Божію не покоряется, ниже можетъ (Рим. 8, 7), потому что оно во плоти, въ которой не живетъ доброе (Рим. 7, 17-18), и Духа Божія нѣтъ въ немъ. Поэтому правильно говоритъ (Богъ) роду такому: не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣ (in homine) во вѣкъ, зане плоть суть (Быт. 6, 3); и всякій, въ комъ нѣтъ Духа Христова, сей нѣсть Его (Рим. 8, 9), какъ написано: отступи Духъ Господень отъ Саула, и давляше его духъ лукавый, посланный въ него отъ Господа (1 Цар. 16, 14).
Въ комъ есть Духъ Божій, тотъ творитъ волю Духа Божія, и согласуясь съ Духомъ Божіимъ умерщвляетъ дѣянія плотская (Рим. 8, 13) и живетъ Богови, подчиняя и порабощая тѣло свое и умерщвляя его, чтобы, проповѣдуя инымъ, самому быть знаменемъ (signum) и прекраснымъ образцомъ для вѣрующихъ (1 Кор. 9, 27). О такихъ рабахъ и сказано, что они достойны Духа Святаго, такъ какъ они не отвергаются, но будутъ избранными предъ Богомъ и человѣки: ибо въ человѣкѣ Божіемъ нѣтъ ничего изъ плотскихъ мудрованій, особенно въ дѣвственникахъ и дѣвственницахъ, но всѣ плоды ихъ суть плоды духа и жизни, и они по-истинѣ суть градъ Божій, и домъ, и храмъ, въ которомъ вселяется и обитаетъ Богъ, и ходитъ между ними (2 Кор. 6, 16) въ обществѣ святомъ небесномъ. Ибо чрезъ плоды духовные вы являетеся, якоже свѣтила въ мірѣ, слово животно придержаще (Флп. 2, 15-16), и такимъ образомъ будете по-истинѣ похвала, и слава, и вѣнецъ увеселенія, и радость рабовъ благихъ о Господѣ Іисусѣ Христѣ. Ибо всѣ видящіе васъ познаютъ, что вы — сѣмя благословенное отъ Господа (Ис. 61, 9), сѣмя, воистину славное и святое, царство священническое, народъ святый, народъ наслѣдія (1 Петр. 2, 9), наслѣдіе обѣтованій Божіихъ, которыя не нарушаются ни погибаютъ. Ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его и хранящимъ заповѣди Его (1 Кор. 2, 9).
Уповаемъ же о васъ, братіе, что вы размыслите о томъ, что необходимо для вашего спасенія. Такъ говоримъ мы о томъ, о чемъ говоримъ, по причинѣ дурной молвы и слуха о безстыдныхъ людяхъ, которые живутъ съ дѣвами подъ предлогомъ благочестія, и подвергаютъ душу свою опасности, и ходятъ съ ними одни, въ дорогѣ и пустынѣ, путемъ, полнымъ опасностей, соблазновъ, сѣтей и пропастей. Совершенно не подобаетъ такъ жить христіанамъ и боящимся Бога. Иные же ѣдятъ и пьютъ съ дѣвами и святыми въ возлежаніи (за столомъ), въ отдохновеніяхъ и непотребствахъ многихъ: это не прилично вѣрнымъ, особенно тѣмъ, которые избрали святость. Другіе собираются для пустословія, празднословія, смѣха, чтобы говорить злое другъ о другѣ и охотиться словами одинъ противъ другаго, и пребываютъ праздны: съ таковыми заповѣдуемъ вамъ даже хлѣба не ѣсть. Иные обходятъ дома дѣвственниковъ и дѣвственницъ, подъ предлогомъ посѣщенія ихъ, или чтенія писаній, или заклинанія ихъ, или ученія ихъ, поелику суть праздны и нисколько не трудятся, изыскивая то, что не есть необходимо, и посредствомъ нѣжныхъ словъ барышничая именемъ Христовымъ. Такихъ отвращается божественный апостолъ (Рим. 16, 18) по множеству нечестія ихъ, какъ написано: терніе прозябаетъ въ рукахъ праздныхъ, и пути праздныхъ исполнены тернія (Прит. 15, 19).
Кто праздненъ, тотъ безъ дѣла и безъ пользы. Таковы пути всѣхъ тѣхъ, которые не трудятся, но охотятся словами и воображаютъ себѣ, что это праведно и для нихъ полезно. Труды таковыхъ подобны вдовицамъ празднымъ и болтливымъ, которыя шатаются и обходятъ по домамъ (1 Тим. 5) въ болтливости своей, и охотятся словами праздными, и переносятъ изъ дома въ домъ въ преувеличеніи многое безъ страха Божія, и вмѣстѣ съ тѣмъ, въ безстыдствѣ своемъ, говорятъ разныя слова, подъ предлогомъ наученія. О если бы они были учители истиннаго ученія, и были блаженны! Но они докучны, не понимая чего хотятъ, и утверждая чего нѣтъ, поелику хотятъ быть учителями и хвастаются знаніемъ того, что говорятъ, и торгуютъ нечестіемъ во имя Христово. Это свойственно многимъ, но не подобаетъ рабамъ Божіимъ. Они не слушаютъ говорящаго: пусть не многіе будутъ учителями между вами, братіе, и не всѣ будьте пророками. Кто въ словѣ не согрѣшаетъ, сей совершенъ мужъ, силенъ обуздати и поработити все тѣло свое (Іак. 3, 1-2) и: если кто говоритъ, пусть говоритъ въ словѣ Божіемъ (1 Пет. 4, 11). И: если есть въ тебѣ разумѣніе, преподай слово брату твоему, а если нѣтъ, положи руку твою на уста твои: ибо во время надо молчать, и во время говорить (Еккл. 3, 7). И опять говоритъ: кто говоритъ въ свое время, благо тому (Прит. 25, 11). И еще говоритъ: да будутъ рѣчи ваши основаны во благодати (Кол. 4, 6). Дѣло человѣка — знать, какимъ образомъ предложить слово всякому человѣку въ своемъ мѣстѣ. Кто говоритъ что ни попадетъ на языкъ, тотъ всегда заводитъ прѣнія, и кто говоритъ излишнія слова, умножаетъ болѣзнь (Сир. 20, 8), и скорый губами своими падаетъ въ злая (Прит. 13, 3. 18; Еккл. 10, 12): ибо дерзостію языка приводитъ гнѣвъ, а неиспорченный (человѣкъ) хранитъ языкъ свой и соблюдаетъ душу свою въ животъ (Прит. 16, 26-27; 21, 23). Тѣ, которые благословеніемъ и благими словесы прельщаютъ сердца незлобивыхъ (Рим 16, 18), — ублажая ихъ, обманываютъ ихъ. Убоимся же наказанія, опредѣленнаго учителямъ: большее бо осужденіе пріимутъ (Іак. 3, 1) учители, которые учатъ и не дѣлаютъ (Матѳ. 23, 4), которые носятъ имя Христово во лжи и выдаютъ себя за истинныхъ учителей, и ходятъ и бродятъ безразсудно и превозносятся и славятся въ помышленіи плоти. Они — какъ тотъ слѣпецъ, который слѣпца водитъ, и оба падаютъ въ яму (Матѳ. 15, 14; Лук. 6, 39); они носятъ осужденіе (Гал. 5, 10), поелику въ болтовнѣ и ученіи своемъ учатъ пустому, мудрости душевной (Іак. 3, 15), тщетному заблужденію препрѣтельныхъ словесъ человѣческія мудрости (1 Кор. 2, 4), по волѣ началъ и властей воздушныхъ и духа, иже дѣйствуетъ въ сынѣхъ противленія (Еф. 2, 2), по стихіямъ міра сего, а не по ученію Христову (Кол. 2, 8). По складу рѣчи познается человѣкъ. Однакожъ, если ты получилъ слово знанія, или случай наученія, или пророчества, или служенія, — благословляй Бога, который помогаетъ всякому человѣку и не завидуетъ, — Бога, говорю, который даетъ всякому человѣку и не поноситъ (Іак. 1, 5). Итакъ — даромъ, который ты получилъ отъ Господа, служи братіямъ духовнымъ, пророкамъ, которые знаютъ, что слова, которыя ты говоришь, суть слова Господа, — и полученные дары, если они дѣйствительно у тебя есть, изрекай въ церкви, въ назидапіе братьевъ во Христѣ, чтобъ эти дары были благими, изобильными и полезными людямъ Божіимъ.
Далѣе — вотъ что добро и полезно: если кто посѣщаетъ сирыхъ и вдовицъ (Іак. 1, 27), особенно бѣдныхъ, имѣющихъ много дѣтей, паче же присныхъ въ вѣрѣ (Гал. 6, 10), которые, безъ сомнѣнія, имѣютъ нужду и любезны и пріятны рабамъ Божіимъ, или по истинѣ суть люди истины. Еще же и сіе добро и праведно и прилично братьямъ во Христѣ, — чтобы посѣщать одержимыхъ злыми духами, и творить надъ ними мудрыя заклинательныя молитвы, пріятныя предъ лицемъ Божіимъ, — не многими словами отборными, изысканными и хитро придуманными, чтобы показаться людямъ краснорѣчивыми и обладающими счастливою памятью. Подобны флейтѣ издающей звукъ, или кимвалу звучащему пустословія такихъ, и они ничего не помогаютъ тѣмъ, надъ которыми совершаютъ заклинаніе; произнося страшныя слова, подобные заклинатели только пугаютъ людей, и не поступаютъ въ вѣрѣ правой по ученію Господа, который сказалъ: сей родъ не исходитъ, токмо постомъ и молитвою (Матѳ. 17, 20; Марк. 9, 28) — молитвою постоянною, внимательною. Пусть благоговѣйно просятъ и молятъ (заклинатели) Господа, въ радости и во всякомъ бдѣніи и чистотѣ, безъ ненависти и злобы. Такъ да приближаемся къ болящему брату или сестрѣ, и да посѣщаемъ ихъ, какъ подобаетъ, безъ коварства и любви къ деньгамъ, безъ шуму и болтовни, и не въ видѣ чуждомъ благочестія, и безъ гордости, но въ кроткомъ и смиренномъ духѣ Христовомъ. Итакъ, постомъ и молитвами пусть заклинаютъ, — не словами красными, отборными и изысканными, но какъ мужи, отъ Бога получившіе даръ врачеванія. Туне пріясте, туне дадите (Матѳ. 10, 8), во славу Божію, въ постахъ и молитвахъ и непрестанномъ бдѣніи, вмѣстѣ съ другими добрыми дѣлами: умерщвляйте дѣла плоти силою Духа Святаго (Рим. 8, 13; Кол. 3, 5). Такой есть храмъ Духа Святаго Божія; сей изгонитъ демоновъ и Богъ ему помогаетъ. Прекрасно, если кто помогаетъ болящимъ. Господь сказалъ: бѣсы изгоняйте со многими другими врачеваніями, и туне пріясте, туне дадите (Матѳ. 10, 8). Велика награда отъ Бога — тѣмъ, которые служатъ братьямъ своимъ дарами, данными Господомъ. Сіе добро и полезно рабамъ Господнимъ, да дѣлаютъ по заповѣди Господа, который сказалъ: боленъ бѣхъ, и посѣтисте Мене (Матѳ. 25, 36); и сіе добро, и прилично, и добродѣтельно — посѣщать ближнихъ (vicionos) ради Бога, со всякимъ благоприличіемъ и почтительностію, какъ говоритъ апостолъ: кто изнемогаетъ, и азъ не изнемогаю? и кто соблазняется и азъ не разжизаюся (2 Кор. 11, 29)? Все это сказано относительно любви, какою кто любитъ ближняго своего. Да пребудемъ же въ этомъ непреткновенно, и не будемъ дѣлать чего либо по лицепріятію, или какъ будто къ стыду другихъ, но возлюбимъ бѣдныхъ, какъ рабовъ Божіихъ, и будемъ прежде всего посѣщать ихъ. Ибо доброе дѣло предъ Богомъ и человѣками — помнить бѣдныхъ и любить братій и странниковъ ради Бога и ради тѣхъ, которые вѣруютъ въ Бога, какъ научились мы отъ закона и пророковъ и отъ Господа Іисуса Христа о любви братней и гостепріимствѣ. Это пріятно и любезно вамъ, потому что всѣ вы — ученые Божіи (Ис. 54, 13; Іоан. 6, 45), и знаете слова, сказанныя о любви къ братьямъ и пришельцамъ: сильно сказаны слова (эти) для всѣхъ творящихъ ихъ.
О братіе возлюбленные! Всякій пусть назидаетъ и утверждаетъ братій въ вѣрѣ, потому что одинъ есть Богъ: это ясно и извѣстно. Еще и то хорошо, — чтобы никто не завидовалъ ближнему своему [12]. Опять и это добро и благопристойно, — чтобы служащіе Господу въ страхѣ Божіемъ чествовали и всѣхъ, служащихъ Богу. Итакъ, надлежитъ вспомнить, что жатва многа, а дѣлателей мало: это ясно и извѣстно, почему будемъ молиться Господину жатвы, яко да изведетъ дѣлателей на жатву свою (Матѳ. 9, 37-38), — такихъ дѣлателей, которые рѣжутъ и остро износятъ слово истины [13], — дѣлателей не стыдливыхъ [14], вѣрныхъ, дѣлателей, которые суть свѣтъ міра (Матѳ. 5, 14), которые дѣлаютъ не это брашно гиблющее, но брашно пребывающее въ животъ вѣчный (Іоан. 6, 27), — дѣлателей, подобныхъ апостоламъ, дѣлателей, подражающихъ Отцу и Сыну и Святому Духу, заботящимся о нашемъ спасеніи: но не дѣлателей наемниковъ (Іоан. 10, 12-13), не дѣлателей, непщующихъ пріобретеніе быти страхъ Божіи и правду (1 Тим. 6, 5), — не дѣлателей, работающихъ своему чреву, — не дѣлателей, которые благословеніемъ и благими словесы прельщаютъ сердца незлобивыхъ (Рим. 16, 18), — не дѣлателей, которые подобны сынамъ свѣта, не будучи свѣтомъ, но тьмою, коихъ кончина – погибель (Флп. 3, 19), — не дѣлателей, дѣлающихъ нечестіе, непотребство и лукавство, — не дѣлателей коварныхъ, не дѣлателей пьяныхъ и невѣрныхъ, — не дѣлателей, которые торгуютъ (negotiantur) о Христѣ, — не обманщиковъ, не жадныхъ, не враждебныхъ. Поэтому будемъ взирать на вѣрныхъ (дѣлателей) и подражать имъ, чтобы вести себя пристойно о Господѣ, какъ прилично и подобаетъ нашему званію и нашему исповѣданію. Такъ да служимъ и да угождаемъ Богу, въ правотѣ и правдѣ, безъ порока, помышляюще доброе и достохвальное предъ Богомъ и человѣки (Флп. 4, 8). Ибо сіе добро есть, да славится Богъ во всѣхъ насъ. Аминь.
Примѣчанія:
[1] Бонифацій Финетти: и будешь мыслить доброе.
[2] Финетти: что я говорю.
[3] Финетти: отрицаетъ, отвергаетъ.
[4] Финетти: все украшеніе и попеченіе.
[5] Финетти: и такъ ты ходя...
[6] Это свободный перифразъ словъ: раститеся и множитеся.
[7] Финетти: потому что онъ больше будетъ сыновъ и дщерей... Вообще же мысль св. отца выражена здѣсь не совсѣмъ ясно.
[8] Буквально: чрезъ слушаніе словъ своихъ.
[9] Финетти: будетъ ходить, или жить.
[10] Финетти: можетъ быть, Дѣвы.
[11] Финетти: былъ посланникомъ (legatus) идущимъ и проч.
[12] Переведено по поправкѣ Финетти, а по переводу Ветштейна: «чтобы никто не насмѣхался надъ ближнимъ своимъ».
[13] 2 Тим. 2, 15: право правяща слово истины — по греч. тексту. ὀρϑοτομοῦντα — праворѣжуща слово истины; по Вульгатѣ: recte tractantem слово истины.
[14] Тамъ же: дѣлателя непостыдна — по гречески: ἐργάτην ἀνεπαίσχυντον; по латыни: operarium inconfusibilem, т. е. такого дѣлателя, который не стыдится своего дѣланія.
Печатается по изданiю: Два окружныя посланія св. Климента Римскаго о дѣвствѣ, или къ дѣвственникамъ и дѣвственницамъ. // Журналъ «Труды Кiевской Духовной Академiи». – 1869 г. – Май. – с. 202-215.
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.