Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2. |
|
Πѣснь 1-я.
Ирмосъ. Волною морскою покрывшаго въ древности преслѣдовавшаго мучителя чада спасенныхъ сокрыли подъ землею: но мы, какъ отроковицы, воспоемъ Господу: ибо онъ торжественно прославился.
Господи Боже мой, отходное пѣніе и надгробную пѣснь воспою тебѣ, погребеніемъ своимъ отверзшему мнѣ входъ къ жизни, и смертію смерть и адъ умертвившему (Осіи 13, 14).
Небесныя и преисподнія (существа), видя тебя, Спаситель мой, горѣ на престолѣ и долу во гробѣ, изумлялись смерти твоей: ибо непостижимо оказался ты мертвымъ, Живоначальный (Марк. 15, 44).
Дабы исполнить все славою твоею, ты нисшелъ въ преисподнія (мѣста) земли: ибо не сокрылось отъ тебя Адамово существо мое, и бывъ погребенъ, ты обновляешь меня растлѣннаго, Человѣколюбче (Псал. 138, 51; Рим. 5, 12).
Ирмосъ. Тебя, повѣсившаго на водахъ всю землю недержимо, тварь увидѣвъ висящимъ на лобномъ (мѣстѣ), въ великомъ ужасѣ трепетала, восклицая: нѣтъ святаго кромѣ тебя, Господи (Псал. 23, 2; 135, 6).
Знаменія погребенія твоего ты показалъ во множествѣ (древнихъ) видѣній; а нынѣ, Владыка, богочеловѣчески явилъ ты тайны свои и находящимся во адѣ, восклицающимъ: нѣтъ святаго кромѣ тебя, Господи (Ос. 12, 10; Псал 50, 8).
Ты распростеръ длани и соединилъ прежде раздѣленное; а облеченіемъ (твоимъ) въ плащаницѣ и во гробѣ, Спаситель, ты разрѣшилъ связанныхъ, восклицающихъ: нѣтъ святаго кромѣ тебя, Господи (Ефес. 2, 13-18; Псал. 145, 7).
Во гробѣ и за печатями ты, Невмѣстимый, содержимъ былъ добровольно; ибо силу свою въ божественныхъ дѣйствіяхъ показалъ ты воспѣвающимъ: нѣтъ святаго кромѣ тебя, Господи Человѣколюбче (Матѳ. 27, 66).
Ирмосъ. Провидя твое божественное истощеніе на крестѣ, Аввакумъ въ взумленіи взывалъ: ты ниспровергъ, Благій, могущество сильныхъ, пребывая съ находящимися во адѣ, какъ Всесильный (Авв. 3, 14; Матѳ. 12, 29).
Ты освятиль нынѣ (день) седьмый, который благословилъ въ началѣ успокоеніемъ отъ дѣлъ; ибо ты все возстановляешь и обновляешь, упокоеваясь и привлекая къ себѣ, Спаситель мой (Быт 2, 2; Іоан. 12, 32).
Такъ какъ ты препобѣдилъ (смерть) силою высшаго (естества), то душа твоя, отдѣлившись отъ тѣла, расторгла обои узы — смерти и ада — могуществомъ твоимъ, Слово (Псал. 15, 10; Дѣян. 2, 27).
Адъ, срѣтивъ тебя, Слово, огорчился, видя смертнаго обоженнымъ и изъязвленнаго ранами всесильнымъ, и онѣмѣлъ отъ сего страшнаго видѣнія (Ис. 14, 9).
Ирмосъ. Увидѣвъ невечерній свѣть богоявленія твоего, Христе, милостиво совершившагося между нами, Исаія отъ нощи бодрствуя восклицалъ: воскреснутъ мертвые, и востанутъ находящіеся во гробахъ и всѣ живущіе на землѣ возрадуются (Ис. 26, 19).
Ты обновляешь земнородныхъ, Создатель, самъ содѣлавшись перстнымъ, и плащаница и гробъ являютъ, Слово, присущее тебѣ таинство; ибо благоименитый Совѣтникъ выражаетъ волю Родителя твоего, въ тебѣ меня велелѣпно обновляющаго (Марк. 15, 43-46).
Смертію ты измѣняешь смертное и погребеніемъ — тлѣнное, дѣлая божественно нетлѣннымъ и безсмертнымъ принятое на себя (естество): ибо плоть твоя, Владыка, не видѣла тлѣнія, и душа твоя дивнымъ образомъ не оставлена во адѣ (1 Кор. 15, 42-44; Псал. 15, 10).
Произшедши отъ безбрачной и бывъ прободенъ въ ребра, ты чрезъ сіе совершилъ возстановленіе Евы, Создатель мой, содѣлавшійся Адамомъ, уснувшій сверхестественно животворнымъ сномъ и воздвигнувшій жизнь изъ сна и тлѣнія, какъ всесильный (Быт. 2, 7-21; 3, 20; 1 Кор. 15, 45).
Ирмосъ. Былъ объятъ, но не удержанъ китовыми нѣдрами Іона; ибо прообразуя тебя, (Христе), пострадавшаго и предавшагося погребенію, онъ исшелъ изъ звѣря, какъ изъ чертога, а къ стражѣ (гроба твоего) взывалъ: стрегущіе тщетно и напрасно, (Христа) — истинную Милость вы оставили (Матѳ. 28, 4-11; Іона. 2, 9).
Умерщвленъ былъ ты, Слово, но не отдѣлился отъ плоти, которую принялъ; ибо хотя и разрушился храмъ твой во время страданія, но и тогда было одно лице Божества и плоти твоей, такъ какъ въ обоихъ единъ ты пребываешь Сынъ, Слово Божіе, Богъ и человѣкъ (Іоан. 2, 19; 1 Тим.2, 5).
Смертоносно для людей, но не для Бога было паденіе Адамово: ибо хотя и пострадало перстное существо плоти твоей, но Божество осталось безстрастнымъ; и даже тлѣнное (естество) въ себѣ ты преобразилъ въ нетлѣнное и открылъ источникъ нетлѣнной жизни въ воскресеніи (Быт. 2, 7; Рим. 5, 12; Кол. 1, 18).
Царствуетъ адъ, но не вѣчно, надъ родомъ человѣческимъ; ибо ты, Сильный, бывъ положенъ во гробѣ, живоначальною дланію расторгъ ключи смерти и возвѣстилъ сидѣвшимъ тамъ отъ вѣка неложное избавленіе, содѣлавшись первенцемъ изъ мертвыхъ, Спаситель (Рим. 5, 14; Псал. 106, 16; 1 Петр. 4, 6).
Ирмосъ. Неизреченное чудо! Избавившій въ пещи отъ пламени благочестивыхъ отроковъ, во гробѣ полагается мертвымъ бездыханнымъ, ко спасенію насъ поющихъ: благословенъ ты, Богъ-Избавитель.
Уязвленъ въ сердце адъ, принявшій Прободеннаго копіемъ въ ребра, и стенаетъ истощаемый огнемъ божественнымъ, ко спасенію насъ поющихъ: благословенъ ты, Богъ-Избавитель (Псал. 88, 11; Ис. 14, 9-11).
Блаженный гробъ! Принявъ въ себя какъ бы уснувшаго Создателя, онъ явился божественнымъ сокровищемъ жизни, ко спасенію насъ поющихъ: благословенъ ты, Богъ-Избавитель (Быт. 49, 9).
По закону смертныхъ водвергается положенію во гробѣ Жизнь всѣхъ и являетъ его источникомъ воскресенія, ко спасенію насъ поющихъ: благословенъ ты, Богъ-Избавитель (Іоан.14, 6).
Едино было нераздѣльное Божество Христа во адѣ и во гробѣ и въ раю со Отцемъ и Духомъ, ко спасенію насъ поющихъ: благословенъ ты, Богъ-Избавитель (Ефес. 4, 9-10).
Ирмосъ. Да подвигнется съ трепетомъ небо и да поколеблются основанія земли; ибо вотъ сопрачисляется къ мертвымъ и въ маломъ гробѣ вмѣщается Живущій на высотахъ (небесныхъ), котораго отроки благословите, священники воспѣвайте, люди превозносите во всѣ вѣки (Іер. 2, 12; Псал. 81, 5).
Разрушенъ пречистый храмъ, но съ собою онъ возстановляетъ падшую скинію; ибо Адамъ вторый, живущій на высотахъ (небесныхъ), нисшелъ къ первому даже до глубинъ ада: Его отроки благословите, священники воспѣвайте, люди превозносите во всѣ вѣки (Іоан. 2, 19; Амос. 9, 11; 1 Кор. 15, 47).
Не стало дерзновенія у учениковъ, Іосифъ же Аримаѳейскій благодушествуетъ; ибо видя всевышняго Бога мертвымъ и обнаженнымъ, испрашиваетъ и погребаетъ (Его), восклицая: отроки благословите, священники воспѣвайте, люди превозносите (Его) во всѣ вѣки (Марк. 15, 42-46).
Ο необычайныя чудеса! О благость! О неизреченное терпѣніе! Живущій на вышнихъ (небесахъ) добровольно запечатлѣвается подъ землею, и Богъ называется позорнымъ именемъ обманщика: Его отроки благословите, священники воспѣвайте, люди превозносите во всѣ вѣки (Матѳ. 27, 63-66).
Ирмосъ. Не рыдай о мнѣ, Матерь, видя во гробѣ Сына, котораго зачала ты во чревѣ безсѣменно; ибо я востану и прославлюсь и какъ Богъ вознесу во славѣ непрестанно съ вѣрою и любовію величающихъ тебя (Лук. 23, 28).
Въ дивномъ рождествѣ твоемъ, Сынъ безначальный, сверхестественно не испытавъ болѣзней, я ублажала себя; нынѣ же видя тебя, Боже мой, мертвымъ бездыханнымъ, терзаюсь тяжко мечемъ скорби: но востань, дабы я возвеличилась (Лук. 1, 48; 2, 35).
Земля покрываетъ меня по волѣ (моей), но привратники ада трепещутъ, видя (меня), Матерь, облеченнаго въ окровавленную одежду отмщенія; ибо поразивъ враговъ на крестѣ, какъ Богъ, я опять возстану и возвеличу тебя (Іов. 38, 17; Быт. 49, 11; Ис. 59, 17).
Да радуется тварь, да веселятся всѣ земнородные; ибо упраздненъ враждебный адъ; съ ароматами срѣтайте (меня), жены; я избавляю Адама и Еву со всѣмъ родомъ (ихъ), и въ третій день воскресну (Марк. 16, 1; Матѳ. 28, 9).
Печатается по изданію: Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга третiя: Каноны Постной Трiоди. – СПб.: Въ Сѵнодальной Типографiи, 1856. – С. 123-132.
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.