Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

VI-X ВѢКЪ

Преп. Косма, еп. Маіумскій († ок. 787 г.)
Канонъ на великiй Четвертокъ.

Πѣснь 1-я.

Ирмοсъ. Сѣченіемъ раздѣляется Чермное море и волнообильная бездна изсушается, содѣлавшись удобопроходимою для безоружныхъ и въ то же время гробомъ для вооруженныхъ; посему воспѣвается богоугодная пѣснь: Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился.

Сотворившая и сохраняющая все живущее, безпредѣльная Премудрость Божія создала себѣ жилище отъ чистой безмужной Матери; ибо облекшись въ храмь тѣлесный, Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился (Прит. 9, 1; Іоан. 2, 21).

Преподавая таинство возлюбленнымъ Своимъ, истинная Премудрость Божія уготовляетъ душепитательную трапезу и предлагаетъ чашу безсмертнаго питія вѣрнымъ; приступимъ же благочестиво и будемъ взывать: Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился (Прит. 9, 2; Матѳ 26, 26).

Внемлемъ всѣ вѣрные призывающей возвышеннымъ гласомъ несозданной и самосущей Премудрости Божіей; ибо она взываетъ: вкусите, и познавъ, что я Христосъ, восклицайте: Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился (Прит. 9, 3; Псал. 33, 9).

Пѣснь 3-я.

Ирмосъ. Будучи Господомъ и Создателемъ всего, безстрастный Богъ уничиживъ себя возсоединилъ съ собою созданіе, и самъ себя предложилъ въ Пасху тѣмъ, за которыхъ готовился умереть, взывая: ядите тѣло Мое и утверждайтесь въ вѣрѣ (1 Кор. 5, 7; Матѳ. 26, 26).

Искупительною для всего рода человѣческаго собственною чашею напоилъ ты, Благій, учениковъ своихъ, наполнивъ ее веселіемъ; ибо ты приносишь самъ себя въ жертву, взывая: пійте кровь Мою и утверждайтесь въ вѣрѣ (Прит. 9, 5; Матѳ. 26, 27).

Безумный человѣкъ, находящійся между вами предатель, предсказалъ ты, Незлобивый, ученикамъ своимъ, не познаетъ сего и какъ неразумный не уразумѣетъ; но вы пребывайте во Мнѣ и утверждайтесь въ вѣрѣ (Псал. 91, 7; Іоан. 15, 4).

Пѣснь 4-я.

Ирмосъ. Пророкъ, прозрѣвъ неизреченное таинство твое, Христе, провозгласилъ: крѣпкую и сильную любовь явилъ ты, Отецъ милосердый; ибо ты, Благій, послалъ единороднаго Сына для очищенія міра (Авв. 3, 4; Рим. 8, 32).

Шествуя на страданіе, источившее всѣмъ потомкамъ Адама безстрастіе, сказалъ ты, Христе, возлюбленнымъ своимъ: съ вами возжелалъ я причаститься сей пасхи; ибо Отецъ послалъ меня единороднаго для очащенія міра (Лук. 22, 15).

Причащаясь чаши, взывалъ ты, Безсмертный, ученикамъ: плода винограднаго уже болѣе не буду пить въ (здѣшней) жизни съ вами, ибо Отецъ послалъ меня единороднаго для очищенія міра (Матѳ. 26, 29).

Питіе новое превыше разума, говорю я, буду пить въ царствіи моемъ, сказалъ ты, Христе, возлюбленнымъ, когда вмѣстѣ съ вами буду я, какъ Богъ съ богами; ибо Отецъ послалъ меня единороднаго для очищенія міра (Псал. 81, 1; Матѳ. 26, 29).

Пѣснь 5-я.

Ирмосъ. Апостолы, соединяемые союзомъ любви,предавши себя владычествующему надъ всѣмъ Христу, простирали прекрасныя ноги, (чтобы) проповѣдывать всѣмъ миръ (Ис. 52, 7; Рим. 10, 15).

Держащая неудержимую и превознесенную на тверди воду, усмиряющая бездны и укрощающая моря, Премудрость Божія вливаетъ воду въ умывальницу и Владыка умываетъ ноги рабовъ (Быт. 1, 7; Іов. 38, 10; Іоан. 13, 5).

Ученикамъ Владыка подаетъ примѣръ смиренія; облекающій небо облаками препоясуется лентіемъ, и преклоняеть колѣно умыть ноги рабовъ Тотъ, въ рукѣ коего дыханіе всего существующаго (Псал. 146, 8; Іоан. 13, 4).

Пѣснь 6-я.

Ирмοсъ. Крайняя бездна грѣховъ окружила меня, и уже не перенося волненія, какъ Іона, взываю къ тебѣ Владыкѣ: изъ тлѣнія изведи меня.

Господомъ и Учителемъ вы называете меня, ученики; я истинно таковъ; — взывалъ ты, Спаситель: посему подражайте примѣру, какой вы видѣли во мнѣ (Іоан. 13, 13. 15).

Кто не имѣетъ нечистоты, тотъ не нуждается въ омовеніи ногъ; и вы, ученики, чисты, но не всѣ: ибо страсть въ одномъ изъ васъ неистово бѣснуется (Іоан. 13, 10-11).

Πѣснь 7-я.

Ирмοсъ. Отроки въ Вавилонѣ не устрашились пламени пещи, но бывъ ввержены посреди огня и орошаемы, воспѣвали: благословенъ ты, Господи, Боже отцевъ нашихъ.

Іуда, замышляя злое, движеніемъ главы подавалъ знаки, а самъ искалъ удобнаго времени предать на судъ Судію, который есть Господь всѣхъ и Богъ отцевъ нашихъ (Матѳ. 26, 16).

Одинъ изъ васъ, взывалъ Христосъ къ возлюбленнымъ, предастъ меня; они же, оставивъ радость, предались скорби и страху и говорили: скажи, кто это, Боже отцевъ нашихъ (Матѳ. 26, 22).

Кто вмѣстѣ со мною дерзновенно опуститъ руку въ солоницу, тому лучше было бы накогда не проходить вратъ жизни: такъ указывалъ, кто это былъ, Богъ отцевъ нашихъ (Матѳ. 26, 23-24).

Пѣснь 8-я.

Ирмοсъ. Блаженные юноши въ Вавилонѣ, подвергаясь опасности за законы отеческіе, презрѣли безумное повелѣніе властителя, и бывъ ввержены въ огонь, въ которомъ не опалились, пѣли достойную Вседержителя пѣснь: воспѣвайте Господа творенія и превозносите во всѣ вѣки.

Блаженные Апостолы, вечерявшіе вмѣстѣ съ Словомъ въ Сіонѣ, неотступно слѣдовали за нимъ, какъ агнцы за пастыремъ; соединившись же со Христомъ, отъ котораго не отлучались, и питаясь божественнымъ словомъ, съ благодарностію взывали: воспѣвайте Господа творенія и превозносите во всѣ вѣки (Іоан. 10, 11; 18, 1).

Злоименитый Искаріотъ, преднамѣренно забывъ законъ любви, на предательство подвигъ ноги, которыя были омыты, и ѣвши твой хлѣбъ, божественное тѣло, поднялъ пяту на тебя, Христе, и не восхотѣлъ взывать: воспѣвайте Господа творенія и превозносите во всѣ вѣки (Іоан. 15, 13; Псал. 40, 10).

Безсовѣстный (Іуда) принялъ тѣло, очищающее отъ грѣха, и божественную кровь, изливаемую за міръ; не устыдился же онъ пить то, что продалъ за цѣну, не погнушался зла и не восхотѣлъ взывать: воспѣвайте Господа творенія и превозносите во всѣ вѣки (Матѳ. 26, 26-28; 27, 6; Псал. 35, 5).

Пѣснь 9-я.

Ирмосъ. Вечери Владычней и безсмертной трапезы (предлагаемой) въ горнемъ мѣстѣ, пріидите вѣрные, насладимся вознесенными горѣ душами, познавъ отъ самаго Слова, что (здѣсь) предлежитъ Слово, которое мы величаемъ (Лук. 22, 12).

Идите, сказало Слово ученикамъ, приготовьте въ горнемъ мѣстѣ пасху, которою утверждается умъ тѣхъ, коимъ я преподаю таинство безкваснымъ словомъ истины; силу же благодати величайте (Лук. 22, 8; Матѳ. 16, 6; 1 Кор. 5, 8).

Отецъ прежде вѣковъ раждаетъ меня — творческую Премудрость, но въ начало путей (своихъ) создалъ меня на дѣла, нынѣ таинственно совершаемыя; ибо будучи Словомъ несозданнымъ по естеству, я усвояю выраженія и того, коего (плоть) нынѣ принялъ (Прит. 8, 22).

Какъ я есмь человѣкъ существенно, а не видимо (только), такъ и соединенное со мною естество — Божественно по причинѣ общенія; посему знайте меня единаго Христа, сохраняющаго то, изъ чего, въ чемъ и что я есмь (1 Тим. 2, 5).

Печатается по изданію: Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга третiя: Каноны Постной Трiоди. – СПб.: Въ Сѵнодальной Типографiи, 1856. – С. 109-118.

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online