Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Свт. Проклъ Константинопольскій († 446 г.)
Слово въ недѣлю Ваій
.

Нынѣ, дрýги, ближайшее намъ спасеніе. Настоящее время дѣлаетъ насъ ревностнѣйшими, готовѣйшими и усерднѣйшими ко встрѣчѣ Небеснаго Царя. Это изрекъ и Павелъ, благовѣствуя: Господь близь: ни о чемже пецытеся (Флп. 4, 6). Господь обрѣтается близко – въ скоромъ подаяніи даровъ. Нощь прейде, а день приближися: отложимъ убо дѣла темная, и облечемся во оружіе свѣта. Яко во дни, благообразно да ходимъ (Рим. 13, 11-13). Возжемъ свѣтильники вѣры; запасемся елеемъ нищелюбія, подобно пяти мудрымъ дѣвамъ; встрѣтимъ Христа бодрственно; возвысимъ пальму правды; облобызаемъ сосудъ мѵра Маріина; внемлемъ гласу ликованія; вознесемъ Богоприличныя хвалы; съ народомъ воскликнемъ пѣснь, воспѣтую народомъ: Осанна въ вышнихъ! Благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ (Іоан. 12, 13)! Грядущій – благъ: ибо Онъ всегда грядетъ къ намъ, и никогда не оставляетъ насъ. Близъ Господь всѣмъ призывающимъ Его во истинѣ (Псал. 144, 18). Благословенъ грядый Царь Израилевъ!

Все, совершаемое въ нынѣшній день, служитъ знакомъ, указаніемъ, возвѣщеніемъ Царскаго шествія. Въ мірскихъ городахъ, когда ожидаютъ прибытія земнаго Царя, уравниваютъ дороги, увѣшиваютъ вѣнками входы, обновляютъ зданія, украшаютъ повсюду для Царя дворцы, составляютъ повсемѣстно хвалебные хоры, – все сіе предзнаменуетъ прибытіе земнаго Царя въ какой-либо городъ. Подобное тому совершаемъ нынѣ и мы, или даже нѣчто блистáтельнѣйшее и слáвнѣйшее. Ибо сколько владычество вѣчнаго Царя превосходнѣе временнаго; во столько разъ и служеніе Ему превышаетъ почести, оказываемыя Царю смертному. Кроткій и тихій Царь стоитъ при дверяхъ. Носимый на небеси херувимами, возсѣдитъ здѣсь дóлу на жребяти ослемъ. Приготовимъ душевные наши домы; снимемъ паутину всякаго братоненавидѣнія; обметемъ пыль злословія; прольемъ обильную воду любви для омовенія нечистоты; уравняемъ всякую негладкость вражды; преддверія устъ нашихъ украсимъ цвѣтами благочестія; воспоемъ съ народомъ пѣснь народа: Благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ!

И кто не воззоветъ? Кто не восхвалитъ сіи лики предходящихъ и вслѣдствующихъ людей – враговъ іудеямъ, друзей христіанамъ? Они величали Господа Царемъ, не видя тѣлесными очами ничего, свойственнаго Царскому достоинству. Не видали они ни колесницъ позлащенныхъ, ни лошаковъ красивыхъ, ни другой какой пышности, какою обыкновенно окружаютъ себя земные Цари въ шествіяхъ своихъ: не видали ни оружій, ни щитовъ, ни копій, ни порфиръ, ни грозныхъ и могучихъ тѣлохранителей, ни богатоубранныхъ слоновъ, ни старѣйшинъ предшествующихъ, – ничего такого они не видали; а видѣли все противуположное: осля слабое, невинное, младое, нагое, чуждое, къ ярму готовимое; и сопровождающими видѣли только одиннадцать учениковъ (Іуда занятъ уже былъ дѣломъ предательства). Взирая на такую бѣдность, народъ, какбы на небо восхищенный, и гóрнее помышляющiй, съ ангелами ликующій и устамъ серафимскимъ подражающій, возносилъ гласъ, подобный гласамъ воевъ (воинствъ) небесныхъ, взывая: Благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ!

Архiереи и фарисеи вознегодовали, слыша отъ народа: Царь Израилевъ! Ибо слышали именно то, чего не хотѣли никогда слышать. Они называли Іисуса имущимъ бѣса; а народъ возглашалъ Его Царемъ: Благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ! Кто вложилъ въ уста народа такой гласъ? Кто внушилъ разуму простыхъ человѣковъ такую пѣснь? Кто далъ въ руки ихъ вáія отъ финикъ? Кто предводительствовалъ ими, приводя всѣхъ въ послушаніе, въ одно мгновеніе, по единому мановенію? Кто научилъ ихъ согласному взыванію? – Благодать свыше, откровеніе Духа Святаго. Потому-то они съ дерзновеніемъ возглашали: Благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ! Мірскіе воины стали небесными ангелами, смертные – безсмертными, ходящіе по землѣ – ликовствующими на небесахъ: Благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ! – возгнушались фарисеями, отвратились отъ архіереевъ, воспѣли ангелоподобное хваленіе, возрадовали природу, освятили воздухъ, возбудили мертвыхъ къ торжествованію, разверзли небо, отворили рай, возжгли въ смертныхъ подобную ревность. Ибо нѣкоторые изъ еллиновъ (изъ язычниковъ), побуждаемые Богоприличнымъ гласомъ къ Богоприличнымъ чувствованіямъ, расположились къ раскаянію, и приступивъ (какъ недавно слышали) къ одному изъ апостоловъ, именемъ Филиппу, сказали ему: Господи, хощемъ Іисуса видети (Іоан. 13, 21). Видите, какъ проповѣданіе народа подвигло еллиновъ къ обращенію; тотчасъ подошли къ ученикамъ Господа и говорили: хощемъ Іисуса видети. Прекрасно язычники выучились у 3акхея желанію видѣть Іисуса. Они даже превзошли учителя, ибо не возлѣзли, предитекши, на ягодичину, но поспѣшили на путь Богопознанія: хощемъ Іисуса видети, – не столько для того, чтобы узнать Его лице, сколько для того, чтобы показать недугъ свой Врачу душъ. Посему и Іисусъ, видя ихъ намѣреніе, во услышаніе всѣхъ возглашалъ: пріиде часъ, да прославится Сынъ человѣческій; – назвалъ обращеніе еллиновъ славою, которую отвергли чада Авраамовы, и которою украсилисъ язычники. Богъ еще чрезъ пророка [Малахiю] укорялъ іудеевъ за непокорность ихъ, и говорилъ: аще Отецъ есмь Азъ, то гдѣ слава Моя? и аще Господь есмь Азъ, то гдѣ есть страхъ Мой? А о язычникахъ изрекъ: отъ востокъ солнца и до западъ имя Мое прославится во языцѣхъ (Мал. 1, 6-11). И теперь, разумѣя язычников Iисусъ Богочеловѣкъ взываетъ: пріиде часъ, да прославится Сынъ человѣческій. Славою наименовалъ Крестъ поелику мы познаемъ могущество Господа изъ того, что Онъ премѣнилъ поношеніе въ славу, безчестіе – въ честь, клятву – въ благословеніе, желчь – въ сладость, óцетъ (уксусъ) – въ млеко, заушеніе рабское – въ свободу, смерть – въ жизнь. Пріиде часъ, да прославится Сынъ человѣческій. Славою нарекъ Крестъ; и вотъ, отъ начала до нынѣ, Крестъ прославляется. Тотъ же Крестъ и нынѣ возвеличиваетъ Царей, просвѣщаетъ священство, сохраняетъ дѣвство, укрѣпляетъ подвижничество, связуетъ супружество, ограждаетъ вдовство, защищаетъ сиротство, умножаетъ благочадіе, возращаетъ Церковь, освящаетъ народъ, оградаетъ пустыню, отверзаетъ рай, показуетъ путь разбойнику, изгоняетъ вражду, погашаетъ зависть, уничтожаетъ силу вражескую, обращаетъ въ бѣгство полки демоновъ.

Взявъ пальмовыя вѣтви, изыдемъ и мы во срѣтеніе Господа нашего, и скажемъ къ іудеямъ: не вы ли говорили, что Онъ есть сынъ тектона (плотника)? – нѣтъ, Онъ Богъ крѣпкій, сильный. – Потечемъ, поспѣшимъ вмѣстѣ съ прочими, воззовемъ къ Воскресившему Лазаря: Осанна, Благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ! Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданiю: Святаго Прокла архіепископа Константинопольскаго Слово въ недѣлю Ваій. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1839 г. – Часть I. – С. 295-302.

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online