Прп. Роман Сладкопевец
 

Кондак на Брак в Кане Галилейской

От переводчика. Я хочу познакомить нашего русскаго читателя с одним из творений преп. Романа Сладкопевца. Я остановил свой выбор на его кондаке в память Брака в Кане Галилейской, о котором повествует Евангелие от Иоанна во 2-й главе. Мой выбор сделан на том основании, что этот кондак совершенно не известен в нашем русском богословии, а затем, и сама тема из всех православных богословов только у преп. Романа нашла свое отражение. В древней службе апостолу Симону Зилоту нет ни малейшаго упоминания о браке в Кане Галилейской, хотя апостол Симон и был тот жених, в дом котораго и на брачном празднестве котораго Господь совершил Свое первое чудо.

Этот кондак пелся на 6-й глас и совершался на второй седмице после Пасхи. Акростих его: Песнь Романа смиреннаго. Мой перевод сделан в прозе.

Кондак:

Ты, Своим могуществом претворивший воду в вино, претвори в радость скорбь гнетущую меня, по причине моих грехов, предстательством Девы, Христе Боже, все в премудрости сотворивший.

Икос 1:

Бог, оказывая почтение девству, обитал во чреве Девы. Он был рожден от Нея без семени. Он не нарушил печати Ея непорочности; и Сам Он обручил Себе Церковь, как непорочную деву. Итак, Матерь Христова — вместе и Дева и Невъста. И Сам Он — девственник. Однако, и брачное ложе — священно: потому что из брачнаго чертога Он сотворил Небо. И хотя Он был рожден от девственнаго и святого чрева, Он не отвращается от брачных уз, все в премудрости Сотворивший.

Икос 2:

Посему отнюдь не имевший смертнаго брака, Единый святой и страшный, Он присутствовал на браке в Кане Галилейской, как известил нас божественный Иоанн. Рожденный не посредством брака, Он пришел на брак. Единый носимый на крыльях херувимских, Сущий в недрах Отчих, неразделимый от Него, Он почил в доме смертных. Не ведавший никакого греха, Он вечерял с грешниками, дабы Своим присутствием показать, что брак достоин уважения, все в премудрости Сотворивший.

Икос 3:

На основании сего, великий Павел разумно взял начало и писал, говоря, что "брак убо честен и ложе нескверно". Так и девственники просиявают, благодаря браку, потому что они пришли в мир в результате брака их родителей. Воистину, Богородица, святая Дева, хотя и пребыла чистой Девой после рождения, все же, это был брак, который Ее дал миру; так и множество тех, которые ради Христа пребывают девственниками, были рождены от брака, и их освятил от чрева матери все в премудрости Сотворивший.

Икос 4:

Теперь мы предлагаем повесть о чуде, которое совершил в Кане Тот, Кто сначала египтянам и самим евреям явил Свою силу совершением чуда: потому что тогда естество вод было чудесно изменено в кровь. Он излил Свой гнев на египтян в десяти язвах. Он сотворил море проходимым для евреев: они путешествовали через него, как если бы это была суша. В безводной пустыне Он снабдил их водой, потекшей из камня. И ныне, на брачном празднестве, Он снова изменяет естество материи, все в премудрости Сотворивший.

Икос 5:

Когда Христос присутствовал на брачном торжестве и толпа гостей изобильно угощалась, им не хватило вина, и тогда радость обратилась в печаль; жених был огорчен, виночерпии непрестанно сетовали; неожиданно бедность печально обнаружила себя; и в брачном чертоге воцарилась немалая скорбь. Видя это, всесвятая Мария, сразу же подошла и сказала Своему Сыну: ""Вина не имут"; но Я молю Тебя, о, Сыне Мой, покажи, что Тебе все — возможно, Ты, все в премудрости Сотворивший".

Икос 6:

Мы просим Тебя, Святая Дево, скажи нам: на основании каких прежних чудес Ты уже знала, что Твой сын будет силен преложить вино, хотя Он не пожинал виноград и никогда прежде не совершил чуда, как об этом свидетельствует боговдохновенный св. евангелист Иоанн? Научи нас, как это, в то время, как Ты никогда не видела и не испытала прежде Его чудес. Ты, однако, призываешь Его совершить это чудо? Потому что вопрос, представленный нами, относительно сего, не прост: именно — что подвигнуло Тебя сказать Твоему Сыну: "Дай им вина. Ты, все в премудрости Сотворивший?"

Икос 7:

Узнаем слова, которые Матерь всех Бога сказала нам: "Внимайте, — Она сказала — други Мои; научитесь и познайте тайну: — Да, Я видела Моего Сына, творящим чудеса даже и прежде сего чуда; Иоанн еще не был Его учеником; Иоанн еще не стал учеником Христу в то время, когда Он совершил оные чудеса. Но то чудо, которое Иоанн увидел в Кане, было первым явным чудом, самым началом Его чудес, как это ведал совершить Мой Сын, все в премудрости Сотворивший".

Икос 8:

Поскольку никто среди людей не имеет полной веры в вещи, не написанныя в книгах тех писателей, которые не были очевидцами Его благодати, то Я миную их; но Я коснусь более важных вещей, о которых Я ведаю. Так, Я ведаю, что Я не познала мужа и однако Я родила Сына выше естественных законов и возможности постижения;

и Я знаю, что Я пребыла Девой, как и была до Его рождения. Ищешь ли ты, о, человък, чуда большаго, чем это рождение? Гавриил пришед ко Мне, возвещая о том, как имеет родиться Он, все в премудрости Сотворивший.

Икос 9:

По Моем зачатии Его, Я, Сама, слышала, как Елисавета назвала Меня Матерью Божиею, и это было прежде наступившаго рождения; после же рождения Симеон восхвалил Меня в песне; Анна приветствовала Меня с радостью; волхвы из Персии поспешили к яслям, потому что небесная звезда заранее объявила им о рождении Христа; пастыри вместе с ангелами возвестили радость, и вся тварь сорадовалась с ними. Могла ли Я просить в Моей просьбе к Нему чего-нибудь большаго, чем эти чудеса? Воистину, на основании их Я верую, что это — Мой Сын, все в премудрости Сотворивший".

Икос 10:

Но Христос, видя, что Его Матерь говорить Ему: "Даруй Мне по Моей просьбе", сразу же сказал Ей; "Что есть Мне и Тебе, Жено? Не у прииде час Мой". Некие воспользовались этими словами как предлогом для их нечестия (ереси); они заявили, что Христос был подчинен необходимости; они говорили, что Он был рабом неких nepиодов времени; но они не понимают значение этих Его слов. Однако, уста нечестивых, совершающих зло, заградились, потому что немедленно за оными словами, Он совершил это чудо, все в премудрости Сотворивший.

Икос 11:

"Теперь ответь, Чадо Мое, — сказала Всесвятая Матерь Христова: Ты, Который содержишь в мере периоды времени, как (же говоришь Ты), Сыне Мой и Господи, что Ты ожидаешь некое определенное время (когда все время — покорно Тебе)? Ты, Который определил разделение года на времена его, как ожидаешь Ты наступления некоего определеннаго времени? Ты, Который — Создатель всего видимаго и невидимаго, Ты, Который, как Владыка, дълаешь то, чтобы день и ночь определяли непрестанное вращение времен, — как это угодно Тебе, — Ты, Который установил года в прекрасно устроенных круговых течениях, — как, тогда, ожидаешь Ты некоего времени для чуда, которое Я прошу сотворить — Тебя, все в премудрости Сотворившаго?"

Икос 12:

"Я знал и прежде, чем Ты возвестила Мне это, честная Дева, что вино стало у них оскудевать — ответил Несказанный и Милостивый Своей святой Матери. — Я знаю все заботы Твоего сердца, которыя подвигнули Тебя к сей просьбе; и знаю, что в глубине души Ты так разсудила — необходимость ныне призывает Моего Сына к совершению чуда, и Он отлагает это под предлогом времени. — О, святая Мати, узнай же причину Моего отлагательства, потому что, после того, как Ты узнаешь ее, Я сделаю по Твоей просьбе, все в премудрости Сотворивший".

Икос 13:

"При этих словах возвысь Твое сердце и познай. Чистая, то, что Я говорю. В то время, когда Я привел из небытия в бытие небо и землю и всю тварь, Я, конечно, мог установить так, чтобы все сотворенное Мною немедленно пришло в бытие и заняло свое место; однако, Я ввел некий благоустроенный порядок. Творение мира совершилось в шесть дней. И это не потому, что Я не имел силы все совершить в единое мгновение; а — по той причине Я совершил все, следуя известному порядку, чтобы ангелы, созерцая то, что Я сделал, каждое дело по очереди, восхваляли Меня и радовались и ликовали, ибо они пламенеют любовью к Богу и наслаждаются восхвалением Бога за каждое Его творение, за каждую звезду, за каждый цветок, за каждую былинку; и непрестанно с великим гласом они восхваляют бездну премудрости Божией и любовь Творца к Своему творению, воспевая песнь: Слава Тебе, Сильный, все в премудрости Сотворивший"

Икос 14:

"Внимательно выслушай. Святая: — Я мог и иначе искупить падших и не воспринимать на Себя образ беднаго раба; однако, Я допустил быть зачатым и родиться, как человек; и принятие молока от Твоих Пречистых персей. О, Дево, и все иное во мне шествовало по порядку; и все, что имеет отношеше ко Мне, ничто не совершается вне порядка. Так и теперь Я имею намъреше совершать чудеса в границах хорошо установленнаго порядка, дела, которые угодно совершить ради спасения человека, Мне, все в премудрости Сотворившему".

Икос 15:

"Заметь, что говорю, Святая: Я желал сначала возвестить израильтянам и научить их надежде веры, для того, чтобы затем, перед лицом чудес, они могли полностью познать: Кто послал Меня, и чтобы они ведали славу Моего Отца и Его волю, потому что Он желает, чтобы во всем Я был славим всеми людьми наравне с Ним. Ибо то, что соделал Мой Родитель, это же и Я творю, потому что Я — единаго существа с Ним и Его Духом, Я — все в премудрости Сотворивший".

Икос 16:

"Потому что, если бы они уразумели все это в то время, когда увидели поразительныя чудеса, они уразумели бы, что Я — Бог, Сущий прежде времени, хотя Я и стал Человеком. Но ныне, противно порядку, прежде чем Я научил их. Ты просишь Меня совершать чудеса;

вот это-то и есть причина, почему на короткое время Я отлагал Мой ответ Тебе: если Я ожидал благоприятнаго времени для совершения чудес, то исключительно по сей причине. Но поелику необходимо, чтобы дети почитали родителей, то Я окажу уважение Твоей просьбе, Мати, потому что все — в Моих руках, все в премудрости Сотворившаго".

Икос 17:

"Поэтому поспеши сказать сущим в доме, чтобы они следовали Моим указаниям, и затем они станут свидетелями чуда, ради пользы себе и другим. Я не хочу, чтобы сейчас Мне служил Петр, ни Иоанн, ни Андрей, ни кто-либо иной из Моих учеников, ибо у людей, по причине близости ко Мне оных (апостолов), могло бы возникнуть какое-либо сомнение в совершении чуда. Но Я хочу, чтобы сейчас Мне помогали эти слуги в доме; так что сами они и станут свидетелями того, что Я могу сделать все, все в премудрости Сотворивший".

Икос 18:

Уступая этим словам, Матерь Христова немедленно со всей поспешностью сказала слугам брачнаго пира: "Еже аще глаголет вам Сын Мой сотворити, сотворите". — В это время, как говорит Евангелие, в доме было шесть больших кувшинов. Тогда Христос велел слугам: "Наполните водоносы водой"; и немедленно это было исполнено; они наполнили все кувшины свежей водой, и слуги стояли возле, для того, чтобы увидеть, что Он намерен сделать с этим, Он — все в премудрости Сотворивший.

Икос 19:

Сейчас я буду хвалить водоносы (кувшины), повествуя о том, как они оказались полными вина; как неожиданно и как скоро произошло изменение воды в вино. Затем, как написано, Учитель, явно сказать слугам: "Почерпите от вина, которое не было собрано на жатве винограда, и после сего, предложите питие гостям; наполните опустевшия чаши; пусть все множество гостей и сам жених насладятся им, потому что чудесным образом Я доставил радость всем, все в премудрости Сотворивший".

Икос 20:

Когда Христос, в знак Своего могущества, явно изменил воду в вино, все люди возрадовались, ибо они посчитали вкус вина чудесным. — Ныне и все мы участвуем на пиршестве в Церкви, где Кровь Христова изменилась в образ вина; и мы пьем от Нея со святой радостью, восхваляя великаго Жениха — ибо Он есть истинный Жених, Сын Марии, Слово, Сущее прежде всех времен, восприявшее образ слуги, Он — все в премудрости Сотворивший.

Икос 21:

О, Ты, Обитающий в вышних, Святый, Спасителю всех, соблюди Cиe Вино в нас; Ты, Содержащий все в Своей власти, сохрани Его в нас незамутненным. Изжени отсюда всех зломудрствующих (еретиковъ), неключимых, разбавляющих Твое Святое Вино "водою": те, которые всегда разбавляют Твое учение своей "водою", осуждены на адский огнь. Но избави нас, безгрешный, от плача, который обымет нас, если мы услышим подобный же приговор, о, милосердный Боже, — молитвами Святой Девы и Богородицы, Ты — все в премудрости Сотворивший.

 
Прозаический перевод архимандрита Амвросия (Погодина)