Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2. |
|
Акростихъ: Τοῦ ταπεινοῦ Ῥωμανοῦ ὁ ψαλμός — смиреннаго Романа пѣснь [1]. Гласъ 2-й.
Умудривъ больше риторовъ рыбарей, этихъ безстрашныхъ и боговдохновенныхъ проповѣдниковъ, верховнаго изъ учениковъ Твоихъ, Господи, взялъ Ты для наслажденія Твоими благами и успокоенія; ибо труды и смерть ихъ выше всякаго всесожженія принялъ Ты, единый знающій внутреннее.
1) Проясни языкъ мой, Спаситель мой, разшири уста мои, и наполнивъ ихъ (пѣснями) умили сердце мое, чтобы мнѣ слѣдовать тому, чтó говорю, и первому исполнить то, чему учу; ибо всякой, кто дѣлаетъ и учитъ, говоритъ (писаніе – Матѳ. 5, 19; 1 Кор. 13, 1), тотъ великъ; если же я говоря не дѣлаю, то сравнюсь съ мѣдью звенящею; посему говорить должное и дѣлать полезное даруй мнѣ, единый знающій внутреннее.
2) Такъ нѣкогда и ученики Твои, напередъ исполнивъ Твои заповѣди, учили тому, чтó сами дѣлали, всѣми силами согласуя жизнь съ Твоимъ ученіемъ; великъ тотъ, кто на нее взираетъ и имъ соревнуетъ въ томъ, чтобы отрѣшаться отъ житейскаго, пещись всегда ο горнемъ, нести крестъ на раменахъ, утѣшаться при смерти, какъ заповѣдалъ Ты, единый знающій внутреннее.
3) Цвѣтущій такимъ множествомъ добродѣтелей сонмъ апостоловъ, вѣрные, облагоухалъ всю землю, вѣтви Христова винограда, ниву вышняго земледѣльца, эти ловцы прежде Христа, ловцы и послѣ Христа, занимавшіеся на морѣ, а теперь произносящіе сладостныя слова: прежде ловившіе рыбъ теперь ловить людей научены (Тобою), единый знающій внутреннее.
4) Этихъ агнцевъ. которыхъ разсѣялъ страхъ во время крестное, Архипастырь собралъ послѣ воскресенія; ибо ставъ на вершинѣ горы возгласилъ сладостную пѣснь, придавая бодрость паствѣ, и нѣсколько прикровенно, какъ боявшимся, сказалъ (имъ) такъ: мужайтесь, Я одинъ побѣдилъ міръ (Іоан. 16, 33), Я разсѣялъ волковъ; со Мною не былъ никто, единъ Я былъ, единый знающій внутреннее.
5) Идите же ко всѣмъ народамъ; бросивъ въ эту землю сѣмя покаянія, орошайте (ее) наставленіями; смотри ты, Петръ, какъ тебѣ учить; представляя свое паденіе, будь сострадателенъ ко всѣмъ, а не строгъ, (помня) ту служанку, которая поколебала тебя: если нападетъ на тебя гордость, вспомни ο голосѣ пѣтуха и приведи на память слезы, которыхъ потоками Я очистилъ тебя, единый знающій внутреннее.
6) Петръ, любишь ли Меня? Дѣлай, чтó скажу: паси стадо Мое и люби, кого Я люблю, сострадая согрѣшающимъ, помня ο Моемъ къ тебѣ милосердіи, какъ тебя, трижды отрекшагося, принялъ Я; разбойникъ, привратникъ рая, ободряетъ тебя; посылай къ нему, кого хочешь; чрезъ васъ возвращается ко Мнѣ Адамъ, взывая: Создатель, разбойника привратника и держащаго ключи Кифу посли ко мнѣ, единый знающій внутреннее.
7) Мужайся и ты, Андрей; какъ ты первый нашелъ Меня, бывъ найденъ Мною, такъ найди и блуждающаго; не забудь прежняго искуства, отъ него Я руковожу тебя къ этому: какъ прежде (ты входилъ) обнаженнымъ въ глубину, такъ и нынѣ (будь) отрѣшеннымъ отъ жизни; прежде уловляя удою, научись улавлять крестомъ; ты приманивалъ червями, уловлять плотію Моею заповѣдаю тебѣ, единый знающій внутреннее.
8) Нынѣ приступи къ дѣлу, Іоаннъ; нынѣ всѣ пусть узнаютъ, что не напрасно нѣкогда Я приклонялъ тебя къ груди Моей (Іоан. 13, 23); проведи борозды для источника Моего, котораго потоками напаялась любовь твоя; прокопай для Меня, какъ бы заступомъ, языкомъ твоимъ проходъ, и Я приду, куда захочешь, и оросивъ напою посѣянное тобою; бросай слова, какъ зерна, а Я умноживъ (ихъ) наполню житницы твои, единый знающій внутреннее.
9) Такъ поступай и ты, Іаковъ, не оставляя проповѣди, при воспоминаніи о Зеведеѣ, которому нѣкогда ты предпочелъ Меня; ибо ты знаешь, какъ ты оставилъ родителя на лодкѣ (Матѳ. 4, 21), возлюбивъ Меня Создателя; исполняй волю Мою съ сослужителями Твоими; не страшись коварныхъ (людей); Я разсѣялъ козни ихъ; когда будутъ посѣкать тебя мечами, представь, кто былъ пронзенъ въ бокъ копьемъ, единый знающій внутреннее.
10) Ступай, Филиппъ, вмѣстѣ съ ними проповѣдуй Меня, какъ видишь и слышишь Меня нынѣ; не отдѣляй Меня отъ Отца Моего, не говори: я видѣлъ сына, а Отца его вовсе не видалъ (Іоан. 14, 8-9); Я показалъ тебѣ Отца во Мнѣ и Меня въ Немъ; Я пришелъ не безъ Него; что Онъ говоритъ, тó Я исполняю; чего Я хочу, тó Онъ исполняетъ; мы въ одномъ и томъ же Духѣ; Его проповѣдникомъ (и) риторомъ Я посылаю тебя, единый знающій внутреннее.
11) Изгладивъ теперь слова прежняго невѣрія вѣрою, Ѳома, проповѣдуй Того, котораго ты осязалъ; пришло время, котораго ты желалъ, противостать народу еврейскому; ты имѣешь ясные залоги воскресенія Моего, ты видѣлъ раны отъ гвоздей, видѣлъ и язвы отъ копья; нѣтъ болѣе предлога для тебя; ибо всякой поводъ (къ невѣрію) устранилъ Я отъ тебя, единый знающій внутреннее.
12) Оставайся какъ бы мытаремъ, Матѳей, и бери пошлину съ того врага Адамова, какъ прежде съ проходящихъ; не щади, пока не возьмешь съ него послѣдняго кодранта (Матѳ. 5, 26), и сиди наблюдая за путемъ ведущимъ въ адъ, и если встрѣтишь губителя идущаго отъ моихъ (жилищъ), останови и возьми пошлину и обнажи его, какъ Я говорю тебѣ, единый знающій внутреннее.
13) Одно слово произношу для всѣхъ, чтобы не утомить, научая каждаго порознь, скажу всѣмъ вмѣстѣ святымъ Моимъ: идите по всему міру, научите народы и царей (Матѳ. 28, 19); ибо все предано Мнѣ родившимъ Меня (Лук. 10, 22), горнее вмѣстѣ съ дольнимъ; надъ этимъ Я владычествовалъ и прежде, нежели принялъ плоть, и теперь воцарился надъ всѣмъ, и въ васъ имѣю (свой) священный соборъ, единый знающій внутреннее.
14) Идите же ко всѣмъ народамъ; бросивъ въ эту землю сѣмя покаянія, орошайте (ее) наставленіями. Выслушавъ это, сотаинники смотрѣли другъ на друга, кивая головами: откуда (будетъ) у насъ голосъ и языкъ, чтобы говорить ко всѣмъ? — кто дастъ намъ силу противостать народамъ и язычникамъ (намъ, неграмотнымъ и неученымъ, слабымъ рыбарямъ), какъ повелѣлъ Ты, единый знающій внутреннее?
15) Теперь не смущайтесь сердцемъ (Іоан. 14, 1); да не возмутитъ врагъ души ваши; не разсуждайте, какъ младенцы, будьте мудры, какъ зміи (Матѳ. 10, 16); ибо для вась Я вознесенъ какъ змій (Іоан. 3, 14); изъ страха не оставляйте (Моей) проповѣди; Я не хочу побѣждать силою, преодолѣваю посредствомъ слабыхъ; не утѣшаюсь послѣдователями Платона, потому что безумное міра (1 Кор. 1, 27) возлюбилъ Я, единый знающій внутреннее.
16) Впрочемъ Я дамъ вамъ и силу, силу возстановляющую многихъ отъ паденія, и умудряющій языкъ; вашъ голосъ обращаетъ въ бѣгство Димосѳена, и Аѳиняне поражаются Галилеянами; Кифа (онъ же и Петръ), возвѣщая ο Мнѣ, прекращаетъ наконецъ безмѣрныя рѣчи, и затмеваетъ басни изреченіе маранаѳа (1 Кор. 16, 22); Назаретъ колеблетъ Коринѳъ; вы говорите, (а) Я убѣждаю, единый знающій внутреннее.
17) Всѣмъ вамъ нанесутъ оскорбленія, ввергая въ темницы, и въ тяжкихъ узахъ предадутъ властителямъ; но Я не оставлю васъ сиротами (Іоан. 14, 18); ибо Я съ вами до скончанія (вѣка – Матѳ. 28, 20); когда предстанете предъ судей, то увидите Меня посреди васъ; васъ связываютъ и Меня вмѣстѣ связываютъ; со Мною для Меня вы все терпите; крѣпко содержите мысль, что чрезъ васъ ратоборствую и Я, единый знающій внутреннее.
18) Когда мудрые ученики услышали слова мудраго Учителя, то отвѣчали на это: Ты возвѣстилъ намъ все тяжкое, исполненное ужаса и смерти; этого нынѣ мы думали избѣжать, прилѣпляясь къ Тебѣ, и вотъ Ты предаешь насъ тягчайшимъ (бѣдствіямъ), Спаситель нашъ; Ты призывалъ къ успокоенію, и вотъ помазуешь на подвиги, единый знающій внутреннее.
19) Опредѣленіе призываетъ васъ къ подвигамъ; законъ любви требуетъ отъ васъ — совершить дѣло дружбы; пострадайте за Меня, какъ друзья, какъ и Я (пострадалъ) за друзей, хотя и не былъ обязанъ; никакого не было долга, вызывающаго меня на смерть. и однако Я принялъ (ее) и какъ должникъ претерпѣлъ крестъ; вашу дань Отцу Я неповинный отдалъ добровольно, единый знающій внутреннее.
20) Идите же по всему міру; бросивъ въ эту землю сѣмя покаянія, орошайте (ee) наставленіями; смотрите, чтобы кто-нибудь покаявшійся не остался внѣ вашей сѣти; ибо Я радуюсь обращающимся, какъ знаете и вы, такъ что если бы и предавшій Меня послѣ продажи обратился ко Мнѣ, то Я, изгладивъ и его грѣхъ, присоединилъ бы его къ вамъ, единый знающій внутреннее.
21) Отгоняйте отъ себя уныніе и малодушіе; ибо оно доводитъ многихъ до смерти, какъ показало на Іудѣ; вы знаете, какъ отчаяніе опутало предателя веревкою удавленія; впрочемъ и въ этомъ тщетно коварство діавола; ибо скоро онъ будетъ отмщенъ: вмѣсто Искаріота — Киликійца, вмѣсто коварнаго — доблестнаго, вмѣсто продавца — Павла пріобрѣту Я, единый знающій внутреннее.
22) Таинники Мои, друзья и братья Мои; такъ, называю васъ таинниками, — а уже не слугами — сынами и сонаслѣдниками Моими; вы — свѣтильники всей вселенной и свѣтлые лучи солнца — Меня, вѣрные хранители Моихъ сокровищъ, посредники даровъ моихъ возвращающемуся Адаму, столпы церкви Моей, которые Я вывелъ изъ (глубины)моря, единый знающій внутреннее.
23) Такъ проповѣдуйте Меня міру, объявляя, кто Я; и уже избѣгая притчей и загадокъ, скажите, что Я — Богъ и неизреченно принялъ образъ раба (Флп. 2, 7); объясните, какъ Я добровольно принялъ тѣлесныя раны; будучи Богомъ, безсмертнымъ, Я съ плотію пришелъ на смерть, и бывъ погребенъ, какъ осужденный, разрушилъ адъ, какъ Господь, единый знающій внутреннее.
24) Итакъ спасайте этимъ міръ, крестя во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19). Укрѣпившись такими словами, апостолы сказали Создателю: Ты — Богъ, предвѣчный и безсмертный; Тебя одного признавая Господомъ вмѣстѣ съ Твоимъ Отцемъ и Духомъ, мы будемъ проповѣдывать, какъ Ты повелѣлъ; будь Ты съ нами и надъ нами, единый знающій внутреннее.
Примѣчаніе:
[1] Предлагаемое пѣснопѣніе найдено карданаломъ Питрою въ одномъ только корсиніанскомъ кодексѣ въ Римѣ (fol. 126-129) и издано въ его книгѣ: Hymnographie de l'Eglise grecque, Rome, 1867. p. I-ѴIII, какъ первоначальный образецъ силлабической симметріи, которая потомъ стала господствовать въ ирмосахъ и тропаряхъ каноновъ и въ такъ называемыхъ подобныхъ стихирахъ. Особенности построенія его состоятъ въ слѣдующемъ: послѣднія слова 1-й строфы или кондака, заимствованныя изъ 3 Цар. 8, 39; 2 Парал. 6, 30, неизмѣнно повторяются во всѣхъ послѣдующихъ; начиная съ 2-й строфы или 1-го икоса до конца, соотвѣтственныя строки ихъ имѣютъ равное число слоговъ, именно по 10, 7, 6, 9, 10, 7, 5, 4, 6, 6, 8, 11, 9, 11 и 11; буквы акростиха повторяются въ началѣ икосовъ, кромѣ ε двоегласной ει вѣроятно потому, что она произносшась какъ одна ι. Въ рукописи Моск. синод. библ. (№ 437) есть нѣсколько (до 13) этихъ икосовъ. Въ богослужебныхъ славянскихъ книгахъ помѣщонъ 29 іюня кондакъ, впрочемъ безъ первыхъ двухъ строкъ, начинающійся словами: Твердыя и боговѣщанныя проповѣдатели… и одинъ 1-й икосъ, также и въ греческихъ богослужебныхъ книгахъ 29 и 30 іюня. При переводѣ этого пѣснопѣнія приняты во вниманіе также замѣчанія В. Криста, который перепечаталъ его въ своемъ сборникѣ греческихъ пѣснопѣніи: Anthologia graeca carminum Christianorum. Lips. 1871. p. 131-138. adorn. W. Christ et M. Paranikas.
Печатается по изданiю: Кондакъ и икосы св. Романа Сладкопѣвеца въ честь святыхъ апостоловъ. / Пер. съ греч. Е. Ловягина. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1876 г. – Часть II. – С. 208-222.
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.