План:

 

1.      Таинство Церкви

1.1.          Материя таинства

1.2.          Созидание Церкви

2.      Таинственное преложение

3.      «Брашно, пребывающее в живот вечный»

3.1.          Вечеря бессмертия

3.2.          Малая Пасха

3.3.          Причастники Божеского естества

4.      Литургия – совместное служение

4.1.          Таинство любви

4.2.          Символ и реальность

 

   Если кратко сказать, о чём пишут святые отцы, то получится, что они пишут о значении Евхаристии в жизни христианина и о том, что Евхаристия – это Таинство Церкви. 

   В Новом Завете о трёх реалиях говорится как о Теле Христовом: о теле, рождённом Марией и вознесённом одесную Отца; о евхаристическом хлебе и о собрании верных. Это не случайный набор понятий: через вкушение евхаристического хлеба люди становятся Церковью, чтобы соучаствовать в победе Христа над смертью. Мы входим в храм просто людьми, а должны стать Церковью – Телом Христовым, той материей, над которой совершается чудо евхаристического преложения, являемся мы сами. Величайшее чудо не в том, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью, а в том, что люди становятся Христовыми, потому что человеческие сердца Христос желает присоединить к Себе. В главной молитве Литургии есть такие слова: «Господи, ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия». «Я очищаю людей, - говорит свт. Григорий Богослов, - которых приношу Тебе в дар» [5,стр.163]. «Священник совершает моление не о том, чтобы огонь ниспал свыше и попалил предложение, но чтобы Благодать, нисшедши на Жертву, воспламенила через неё души всех» [5,стр.163]– говорит о литургии свт. Иоанн Златоуст. О том, что предметом преложения являются люди, говорит и преп. Максим Исповедник: «Кто причащается таинству достойным образом, тех оно преобразует сообразно самому себе» [5,стр.163]. Итак, материя Таинства – люди. Во что же они прелагаются? При обычной трапезе плоды, вкушаемые людьми, превращаются в человеческое тело. На евхаристической трапезе, наоборот, верные, вкушая Тело Христово, сами преобразуются в Тело Христово – в Церковь. «Лучшие <...> делаются Церковью»[3,стр.405].    

Вот что почти ушло из сегодняшнего обиходного переживания Литургии. Об этом свидетельствуется в евхаристической молитве из Дидахе: «Как этот преломляемый хлеб, быв рассеян по холмам и будучи собран, сделался единым, так да соберётся Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое» [5,стр.165]. И это созидание Церкви происходит через соединение нас в ней. По словам Феодора Мопсуестийского, «священник просит о том, чтобы благодать Духа Святого снизошла на всех здесь собравшихся, дабы соединённые в одно тело символом возрождения, были бы заключены теперь в одно тело причастием Телу Господа нашего"[5,стр.165]. В грехах мы отпадаем от Церкви. В Евхаристии мы возвращаемся к церковному бытию. Это то событие, через которое Церковь поддерживает своё бытие; то, что делает нас христианами, объединяя нас с Церковью.

  Но раз адресатом и материей таинства являемся мы, то становится понятным одно святоотеческое мнение, которое кажется противоположным тому, как воспринимают Литургию наши современники. В перспективе обычного восприятия хода Литургии при начале священнослужения мы имеем хлеб и вино, которые к его исходу должны преложиться в Тело и Кровь Христа. Однако в перспективе вневременной всё выглядит ровно наоборот: Тело Христа, даруемое людям, существует прежде начала Литургии, и оно должно приобрести такую форму, чтобы людям было доступно его вкушение. «Древний патерик» рассказывает о монахе, который не мог причащаться, ибо видел на Литургии закалаемого отрока. «Когда приходили братия принимать, давалось им тело, и <...> становилось оно хлебом в руках их... <...>поелику никто не может вкушать мясо, посему учредил Господь хлебы для причастия. Итак, с верою ли примешь то, что держишь в руке твоей? И я сказал: Верую, Господи. И когда я сказал сие, тело, которое я держал в руке моей, стало хлебом» [5,стр.169]. Или противоположный случай: некий старец считал, что дары суть лишь образ Тела Христова.

Ему была открыта истина: он увидел в чаше младенца и когда после этого исповедал: «Верую, Господи, что хлеб – Тело Твое», - «тотчас плоть, которая была в его руке, сделалась хлебом, согласно славе Таинства... И сказали старцы: Бог знает человеческую природу, что не может она есть сырую плоть, и потому прелагает Тело Свое в хлеб, и Кровь Свою в вино для приемлющих сие с верою» [5,стр.169]. Отсюда будет понятнее выражение св. Ипполита Римского о хлебе и вине как антитипосе («вместообразном») Христа [1,стр.252]. Христианство естественнее, чем кажется: тело обновляется пищей, многие тела в обновлении объединяет совместная трапеза. Христос мог бы избрать любой способ для Своего главного Таинства – Он избрал посвящение через трапезу, для которой использовал хлеб и вино, за этими простыми продуктами скрывая Таинство – иначе, по словам свт. Иоанна Златоуста, мы «не могли бы перенести огня этой жертвы» [5,стр.170]. В Причастии Бог дарит Себя нам так, чтобы мы были в состоянии принять Его, и потому Причастие есть Таинство. Оно таинственно не потому, что оно секретно, а потому, что непостижимо.

  Что же именно Господь даёт нам в Евхаристии? В Своей Божественной Личности Христос исцелил воспринятую Им человеческую природу и её, уже исцелённую, подаёт нам в Причастии, чтобы через исцеление природы исцелить личность каждого из нас. В Евхаристии совершается исцеление от греха, который является причиной смерти. По выражению св. Климента Александрийского, Христос позвал нас на «вечерю бессмертия» [2,стр.267]. Причастие Тела и Крови Христовых – это лекарство от тления, разлившегося по всей вселенной. Ириней Лионский, поясняя слова ап. Павла «Мы члены тела Его, от плоти Его» (Ефес. 5, 30), говорит: «И эта плоть питается от чаши Его, которая есть Кровь Его, и растёт от хлеба, который есть Тело Его. Питаемые от Евхаристии тела наши, погребённые в земле и разложившиеся  в  ней,  в  своё  время  восстанут,  так  как

«Слово Божие тленному даром даёт нетление» [5,стр.190] (Против ересей. 11, 3). И он же говорит: «Наше же учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает наше учение» [5,стр.193](Против ересей. 4, 18, 4 – 6). Какое из христианских учений подтверждает Евхаристия? Практика Евхаристии неразрывно связана с пасхальным догматом: «Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним имени Бога не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей, из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду Воскресения» [4,стр.65] (там же). Итак, сердца следует омывать Кровью Христовой ради Пасхи: «Дай рабам Твоим, Сын Божий, в день воскресения услышать: «приидите и наследуйте царство»... Как залог жизни, сокрыты в членах их Тело Твое и Кровь Твоя» [5,стр.190](преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч.4). Евхаристия – это действительно залог жизни; во-первых потому, что это причастие не просто плоти Христа, но причастие воскресшей плоти, причастие тому Телу, что уже преодолело смерть. А во-вторых, причастие телесной природе Христа оказывается причастием к огню Его Божества: «Из людей участвуют и становятся общниками божественного естества те, которые принимают святое Тело Христово и пьют его Кровь. Ибо то и другая соединены с Божеством по ипостаси, и в принимаемом ими Теле христовом две природы неразрывно соединены по ипостаси»5 (преп. Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах).

  Главное христианское таинство не случайно называется Литургией - совместным служением - общим делом (не только Божеским и не только человеческим). Действия Бога и человека должны встретиться. Литургия – «общее дело» – и есть место встречи. От нас требуется принести в жертву Богу то, что не принадлежит Ему – наши сердца, которые мы просим освятить. Бог отдал нам сотворённую Им нашу жизнь, сделав нас самодержцами самих себя. И этот дар надо вернуть Творцу – чтобы он не был украден

 

 

 


1 Цит. по: диакон А. Кураев. Протестантам о Православии. – М., 1997, с. 190.

2 Там же, с.193.

3 Цит. по: диакон А. Кураев. Наследие Христа. – М., 1997, сс. 65 –66.

4 Цит. по: диакон А. Кураев. Протестантам о Православии. – М., 1997, с.190.

5 Там же, с.192.

смертью. Мы можем и должны подарить Богу самих себя, выразив это хотя бы в дарении части своего времени: «Из 168 часов в неделю один лишь единственный час отделил Себе Бог;  неужели ты и тот потратишь на дела житейские?»1 (свт. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии, 9). Свободно подарить свою свободу можно только любимому, и Литургия – это обмен любовью: «Таинство любви делает нас из людей богами... Любовь вместо веры в Его бытие дарует собою вкушение Его в настоящем»2 (преп. Максим Исповедник. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви). О том же говорит и свт. Григорий Нисский в своём толковании на Песнь Песней: когда на Литургии происходит истинная встреча человеческой души (Невесты) и Христа (Жениха) – «начинается взаимное перехождение одного в другое, и Бог бывает в душе, и душа также переселяется в Бога. Невеста достигла, кажется, самого верха в надежде благ, ибо что выше сего – пребывать в самом Любимом и в себя восприять Любимого?»3.

  Литургия символична. Слова «символ» и «воспоминание» в православной традиции понимается более онтологично, чем во внецерковном лексиконе. Символ есть встреча с тем, к чему стремится ум. Литургия идёт от аллегорий в своей первой части к онтологическому символу во второй. В литургии оглашенных спасение изображается, в литургии верных – осуществляется. Мы приносим Богу символ Завета – вино и хлеб. А взамен получаем Реальность. Осуществляется переход от знака к истине. И «воспоминание» о моменте проявления Истины означает не просто мысль издалека, но возвращение «во время оно». Как поясняет свт. Филарет Московский, «в словах: сие есть Тело Мое, за вы ломимое, сказанных на все времена, дондеже приидет Господь, заключается мысль о всегдашнем продолжении и возобновлении одной и той же жертвы, так как и Тело Христово есть только одно»4. Есть лишь одна Жертва – принесённая Христом. И мы можем принять участие в той самой Вечере, на которой Христос подал Чашу «всем», а не только апостолам.

 

 

 

 

 


1 Цит. по: диакон А. Кураев. Протестантам о Православии. – М., 1997, с 188.

2 Там же.

3 Цит. по: диакон А. Кураев. Наследие Христа. – М., 1997, с. 41.

4 Цит. по: диакон А. Кураев. Протестантам о Православии. – М., 1997, с. 178.

 

Библиография:

 

 

1.            Св. Ипполит Римский. Апостольское предание. // Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. – М., 1996.

 

2.            Св. Климент Александрийский. Строматы. // Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 1. – М., 1996.

 

3.            Св. Мефодий Олимпийский. Пир десяти дев, или о девстве. // Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. – М., 1996.

 

4.            Диакон Андрей Кураев: Наследие Христа. – М., 1997.

 

5.            Диакон Андрей Кураев: Протестантам о Православии. – М., 1997.