Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Повидимому, нельзя ожидать ничего хорошаго. Церковная буря не только не утихаетъ, но, — можно сказать, — съ каждымъ днемъ еще вздымается. Уже пришли собирающіе соборъ и раздали нѣкоторымъ другимъ изъ митрополитовъ, а также и нашему, пригласительныя грамоты. Копію этихъ грамотъ я послалъ и твоему преподобію (ὁσιότητι), чтобы ты зналъ, какъ, — по слову поэта [1], — «бѣда за бѣдой возставала» и какъ нужно намъ надѣяться исключительно на благость Владыки, что буря утихнетъ: для Него легко и это, но мы сами не достойны тишины. Впрочемъ, намъ достаточно благодати терпѣнія, чтобы препобѣдить воюющихъ. И божественный Апостолъ научилъ насъ искать этого: сотворитъ, — говоритъ онъ (1 Кор. 10, 13), — со искушеніемъ и избытіе, яко возмощи понести. Прошу твое боголюбіе заграждать уста насмѣшникамъ и убѣждать, что остающимся, — какъ говорится, — внѣ стрѣлъ [2] не слѣдуетъ надсмѣхаться, — какъ они это дѣлаютъ, — надъ находящимися какъ бы въ строю, подвергающимися нападеніямъ и нападающими. Развѣ дѣло въ томъ, тѣмъ или другимъ оружіемъ поражаетъ противника борющійся? И великій Давидъ безъ вооруженія ниспровергъ борца иноплеменниковъ (1 Цар. 17, 38-39), а Сампсонъ ослиною челюстію побилъ тысячи своихъ враговъ (Суд. 15, 16). И никто не порицаетъ за побѣду и не обвиняетъ храбреца за то, что онъ безъ копій, щита, дротиковъ и лука побѣдилъ противниковъ. Посему и борющимся за благочестіе такъ же нужно тщательно изслѣдовать и не гоняться за словами, возбуждающими споръ, но за доводами, ясно выражающими истину и приводящими въ стыдъ всѣхъ, которые осмѣливаются сопротивляться ей. Что за важность въ томъ, именовать ли Святую Дѣву «человѣкородицею» и вмѣстѣ «Богородицею», или называть ее матерію Рожденнаго и рабою, присовокупляя, что она матерь Господа нашего Іисуса Христа, какъ человѣка, и раба Его, какъ Бога, и — для избѣжанія поводовъ къ клеветѣ — предлагать туже самую мысль подъ другимъ наименованіемъ? Сверхъ сего, нужно разсудить и то, какое имя общее и какое есть собственное имя Дѣвы: вѣдь объ этомъ возникъ и весь споръ, который не принесъ никакой пользы. Большинство древнихъ отцовъ прилагали къ Дѣвѣ такое почетнѣйшее наименованіе (Богородицы); это сдѣлало и твое благочестіе въ двухъ-трехъ рѣчахъ. Я имѣю нѣкоторыя изъ нихъ, которыя присланы твоимъ боголюбіемъ, гдѣ ты, владыко, хотя не соединилъ съ (наименованіемъ) «Богородица» (наименованіе) «человѣкородица», но, впрочемъ, выразилъ туже мысль другими словами [3]. [A такъ какъ вы обвиняете меня, что въ счисленіи учителей я опустилъ святыхъ и блаженныхъ отцовъ Діодора и Ѳеодора, то я почелъ необходимымъ сказать кратко и объ этомъ. Ибо, во-первыхъ, любезнѣйшій для меня человѣкъ (любезный мой другъ), (мы опустили) и многихъ другихъ знаменитыхъ и сдѣлавшихся весьма славными мужей. Затѣмъ, нужно разсудить еще и то, что кто обвиняется, тотъ долженъ представить несомнѣнныхъ свидѣтелей, которыхъ никто изъ обвинителей упрекнуть не можетъ. Если же преслѣдуемый призоветъ во свидѣтельство лицъ, обвиняемыхъ преслѣдущими, то и самъ судья не дозволитъ принять ихъ. Вотъ еслибы я, пиша похвалу отцамъ, опустилъ тѣхъ святыхъ, то, — признаюсь, — поступилъ бы несправедливо и былъ бы не благодаренъ въ отношеніи къ учителямъ. Если же, будучи обвиняемъ, я привелъ въ свое оправданіе несомнительныхъ свидѣтелей, то въ чемъ обвиняютъ безъ причинѣ тѣ, которые не хочутъ видѣть ничего этого? Α какъ я почитаю тѣхъ мужей, — свидѣтелемъ служитъ мое сочиненіе, которое написано мною за нихъ и въ которомъ я разрушилъ поднятое противъ нихъ обвиненіе, не боясь ни могущества обвинителей, ни бывшихъ противъ насъ козней]. Итакъ: любящіе болтовню пусть изыщутъ другое средство морочить людей. У меня цѣль — все говорить и дѣлать не въ угоду тому или другому, но созидать Церковь Божію и угождать ея Жениху и Господу. Α что я не ради временныхъ выгодъ и многозаботливой чести, которую привыкъ называть жалкою, дѣлаю это, — свидѣтельствуетъ мнѣ совѣсть. Давно уже я добровольно пересталъ бы (дѣлать это), еслибы только не боялся суда божественнаго. И нынѣ знай, владыко, что жду насилія. Думаю, что оно близко: въ этомъ убѣждаютъ направленныя противъ меня козни.
Примѣчанія:
[1] Ср. въ письмѣ 241 (гл. 88).
[2] Там же (гл. 88).
[3] Слѣдующія слова, заключенныя въ квадратныя скобки [ ], были читаны въ пятомъ собраніи V-го вселенскаго собора въ качествѣ выдержки изъ письма Ѳеодорита къ епископу Іеренату (Дѣянія вселенскихъ соборовъ въ русскомъ переводѣ, изд. второе, Казань 1871, стр. 149-150; 3-е изд., Казань 1889, стр. 79-80). Тамъ рѣчь идетъ объ одномъ Ѳеодорѣ, но въ нѣкоторыхъ мѣстахъ употребляется множественное число, а это показываетъ, что имя Діодора было въ подлинникѣ и опущено нотаріемъ или кѣмъ-нибудь другимъ.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть восьмая: Письма блаженнаго Ѳеодорита (№ 1-268). Сергiевъ Посадъ.: Типографiя Св.-Троицкой Сергiевой Лавры, 1908. – С. 16-19. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 68.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.