Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ПИСЬМА БЛАЖЕННАГО ѲЕОДОРИТА
104. Епископу Константинопольскому Флавіану.

И въ другихъ письмахъ я уже извѣщалъ твою святость, что явно клевещутъ на насъ обвиняющіе насъ за наше ученіе, точно такъ же и нынѣ чрезъ боголюбезнѣйшихъ епископовъ дѣлаю это, имѣя ихъ свидѣтелями правоты (нашихъ) догматовъ, а равно и многія тысячи другихъ людей, которые слушаютъ наши рѣчи въ церквахъ «Востока», и еще прежде нихъ совѣсть и Всевидца (нашей) совѣсти. Я знаю, что и божественный Апостолъ часто пользовался свидѣтельствомъ совѣсти: похваленіе бо наше сіе есть, свидѣтельство совѣсти нашея (2 Кор. 1, 2); и въ другомъ мѣстѣ: истину глаголю о Христѣ, не лгу, послушествующей ми совѣсти моей Духомъ Святымъ (Рим. 9, 1).

Итакъ, пусть знаетъ твоя священная и боголюбезная глава, что никто не слыхалъ, чтобы мы когда-либо проповѣдывали двухъ сыновъ, ибо, по-истинѣ, этотъ догматъ кажется мнѣ отвратительнымъ и нечестивымъ, такъ какъ единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имъ же вся (1 Кор. 8, 6). Я признаю, что Онъ и предвѣчный Богъ и человѣкъ въ концѣ дней, и приношу Ему единое поклоненіе, какъ Единородному. Я наученъ также не упускать изъ вида и различія плоти и божества, ибо соединеніе несліянно. Возставая такимъ образомъ противъ бѣшенства Арія и Евномія, мы совсѣмъ безъ труда изобличаемъ дерзкое хуленіе ихъ противъ Единороднаго, — сказанное о Господѣ уничижительно, примѣнительно къ воспринятому естеству, относя къ Нему, какъ къ человѣку, a то, что прилично Богу и обнаруживаетъ свойства того (т. е. божескаго) естества, относя къ Нему, какъ къ Богу, при чемъ мы не раздѣляемъ Его на два лица, но учимъ, что то и другое принадлежитъ одному Единородному: — одно, какъ Богу и Творцу и Владыкѣ всяческихъ, — другое, какъ человѣку, ставшему такимъ ради насъ. Божественное Писаніе говоритъ, что Онъ сдѣлался человѣкомъ не по премѣненію божества, a по воспріятію человѣческой природы отъ сѣмени Авраамова. Объ этомъ выразительно замѣчаетъ божественный Апостолъ: не отъ ангелъ бо пріемлетъ, но отъ сѣмене Авраамова пріемлетъ, отнюдуже долженъ бѣ no всему подобитися братіи (Евр. 2, 16-17); и въ другомъ мѣстѣ: Аврааму же рѣчени быша обѣты, и сѣмени его. He глаголетъ: и сѣменемъ, яко о мнозѣхъ, но яко о единомъ: и сѣмени твоему: иже есть Христосъ (Гал. 3, 16).

Отвергнувши эти и подобныя изреченія божественнаго Писанія, Симонъ, Василидъ, Валентинъ, Вардесанъ, Маркіонъ и получившій имя отъ маніи (безумія, т. е. Манесъ) называютъ Богомъ только Владыку Христа, не имѣющаго ничего человѣческаго, но лишь являвшагося людямъ въ видѣ человѣка призрачно и мнимо. А мыслящіе согласно съ Аріемъ и Евноміемъ говорятъ, что Богъ Слово воспринялъ только одно тѣло, а Самъ заступилъ въ немъ мѣсто души. Аполлинарій же называетъ тѣло Господа, — правда, — одушевленнымъ, но отнимаетъ умъ отъ Ставшаго (нашимъ) спасеніемъ, не знаю, откуда научившись такому раздѣленію души и ума. По ученію божественныхъ Апостоловъ вмѣстѣ съ плотію была воспринята и разумная и мыслящая душа, и вѣрующимъ обѣщается всецѣлое спасеніе (души и тѣла).

Есть еще и другое полчище еретиковъ, держащееся совершенно противоположныхъ этимъ религіозныхъ воззрѣній: Фотинъ, Маркеллъ и Павелъ Самосатскій говорятъ, что Господь нашъ и Богъ есть только человѣкъ. Въ разсужденіяхъ противъ нихъ намъ необходимо было приводить свидѣтельства о божествѣ и показывать, что Владыка Христосъ есть и предвѣчный Богъ. Въ состязаніяхъ съ другимъ сообществомъ, которое называетъ Господа нашего Іисуса Христа только Богомъ, намъ приходилось противопоставлять имъ божественное Писаніе и приводить отсюда свидѣтельства касательно воспринятаго человѣчества: ибо врачу слѣдуетъ пользоваться соотвѣтствующими болѣзни лекарствами и предлагать каждому то, что ему подходитъ. Посему прошу твою святость разрушить составленную противъ насъ клевету и обуздать напрасно хулящіе насъ языки: такъ какъ мы и по вочеловѣченіи покланяемся одному Сыну Божію, Господу нашему Іисусу Христу, и мыслящихъ что-либо иное называемъ нечестивыми.

Да удостоимся мы твоихъ, владыко, святыхъ молитвъ, чтобы, наслаждаясь божественнымъ благоволеніемъ, мы могли переправиться чрезъ бурное море и достигнуть безвѣтренныхъ гаваней Спасителя.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть восьмая: Письма блаженнаго Ѳеодорита (№ 1-268). Сергiевъ Посадъ.: Типографiя Св.-Троицкой Сергiевой Лавры, 1908. – С. 117-120. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 68.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online