Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ПИСЬМА БЛАЖЕННАГО ѲЕОДОРИТА
112. Епископу Антіохійскому Домну
[1].

Мы уже надѣялись, что смутное состояніе кончилось, такъ какъ нѣкоторые извѣстили насъ, что неудовольствіе побѣдоноснаго царя прошло и онъ помирился съ боголюбезнѣйшимъ епископомъ [2], что уже отложено приглашеніе на соборъ и церквамъ возвращенъ прежній миръ; но нынѣшнее письмо твоего преподобія сильно опечалило насъ. Нельзя ожидать ничего добраго отъ провозглашаемаго собора, если только человѣколюбивый Владыка, по обычному Своему попеченію, не разрушитъ козни возмущающихъ демоновъ. Вѣдь и на великомъ соборѣ (— разумѣю собиравшійся въ Никеѣ —) вмѣстѣ съ православными подали свои голоса и приверженцы Арія и подписались подъ изложеніемъ вѣры апостольской; но потомъ они продолжали нападать на истину, пока не растерзали тѣло Церкви. Тридцать лѣтъ имѣли общеніе другъ съ другомъ и тѣ, которые приняли апостольскіе догматы, и тѣ, которые страдали хуленіемъ Арія. Когда былъ въ Антіохіи послѣдній соборъ, на которомъ утвердили на томъ апостольскомъ престолѣ человѣка Божія великаго Мелетія [3], а потомъ чрезъ нѣсколько дней изгнали его царскою властію, то тогда былъ избранъ Евзоій [4], явно зараженный поношеніемъ Арія, почему преданные евангельскимъ догматамъ тотчасъ же отложились, и съ того момента осталось раздѣленіе.

Видя это и предвидя подобное, моя несчастная душа скорбитъ и стенаетъ, не ожидая ничего хорошаго: ибо представители другихъ [5] діоцезовъ (οἱ ἐϰ τῶν ἄλλων διοιϰήσεων) не знаютъ заключающагося въ двѣнадцати «главахъ» яда, но въ виду славы писавшаго ихъ не подозрѣваютъ ничего гибельнаго, — и я думаю, что занявшій его (Кирилла Александрійскаго) престолъ (Діоскоръ) сдѣлаетъ все, чтобы подкрѣпить ихъ (12 «главъ») и на второмъ соборѣ. Недавно писавшій властно въ этомъ духѣ и анаѳематствовавшій нежелавшихъ оставаться при нихъ («главахъ») — чего онъ не сдѣлаетъ, предсѣдательствуя на вселенскомъ соборѣ [6]? Да будетъ извѣстно тебѣ, владыко, что никто изъ знающихъ заключающуюся въ нихъ («главахъ») ересь не допуститъ принять ихъ, хотя бы они рѣшили это дважды. И когда даже многіе безразсудно подкрѣпили ихъ, мы возстали въ Ефесѣ и не прежде вошли въ общеніе съ писавшимъ ихъ, какъ, принявши изложенное нами, онъ представилъ согласное сему ученіе, нисколько не упоминая о тѣхъ «главахъ». И твое преподобіе легко можетъ узнать это, приказавъ изслѣдовать самыя дѣянія (τά πεπραγμένα): ибо, по принятому обычаю, они, конечно, сохраняются, скрѣпленныя надписями Собора (τῆς συνόδου τὰς ὑπογραϕάς). Вѣдь имѣется больше пятидесяти соборныхъ актовъ (πλείονα ἢ πεντηϰοντα συνοδιϰά), которые показываютъ осужденіе двѣнадцати «главъ». Еще прежде отправленія въ Ефесъ блаженный Іоаннъ писалъ находившимся при боголюбезнѣйшемъ Евѳеріѣ Тіанскомъ, Фирмѣ Кесарійскомъ и Ѳеодотѣ Анкирскомъ, называя эти «главы» ученіемъ Аполлинарія [7]. И сдѣланное нами въ Ефесѣ низложеніе епископа Александрійскаго (Кирилла) и епископа Ефесскаго (Мемнона) было вслѣдствіе составленія и утвержденія этихъ «главъ»: — объ этомъ было писано много соборныхъ посланій (συνοδιϰὰ πολλά) къ побѣдоносному царю и великимъ архонтамъ (τοὺς μεγάλους ἄρχοντας), равно какъ къ народу Константинопольскому и благоговѣйнѣйшему клиру. Призванные въ Константинополь, мы имѣли пять [8] разсужденій (πέντε διαγνώσεις) въ присутствіи самого императора и послѣ послали ему три формальныхъ подтвержденія (τρεῖς διαμαρτυρίας). И боголюбезнѣйшимъ епископамъ Запада (— разумѣю Медіоланскаго [9], Аквилейскаго и Равенскаго —) мы писали объ этомъ, свидѣтельствуя, что онѣ («главы») полны Аполлинаріева новшества. И самого писавшаго ихъ блаженный Іоаннъ въ своемъ посланіи, переданномъ чрезъ блаженнаго Павла (Емесскаго), упрекалъ за нихъ [10], точно такъ же и блаженной памяти Акакій [11]. Чтобы представить твоей святости это дѣло въ сжатомъ видѣ, я прислалъ экземпляръ письма блаженнаго Акакія (Верійскаго) и написаннаго блаженнымъ Іоанномъ къ блаженному Кириллу, дабы ты зналъ, что писавшіе ему о соглашеніи обвиняли его за эти «главы». И самъ блаженный Кириллъ въ письмѣ къ блаженному Акакію показалъ цѣль этихъ «главъ», сказавъ, что «онѣ написаны имъ противъ новшества того (Несторія) и что, по заключеніи мира, онѣ будутъ разъяснены» [12]. Слѣдовательно, и самая защита подтверждаетъ обвиненіе. Я послалъ списокъ всего писаннаго имъ во время соглашенія (τῆς συμβάσεως), дабы ты, владыко, зналъ, что онъ не дѣлалъ объ нихъ никакого упоминанія и что отправляющимся на соборъ нужно взять съ собою писанное во время соглашенія (τῆς συμβίσεως) и ясно сказать, чтó произвело разногласіе и какимъ способомъ было согласовано различествующее. Призваннымъ къ борьбѣ за благочестіе должно употребить весь трудъ и призывать къ содѣйствію божественную помощь, чтобы сохранить въ цѣлости достояніе, оставленное намъ предками нашими. Изъ боголюбезнѣйшихъ епископовъ твоей святости слѣдуетъ выбрать единомышленниковъ и отправиться вмѣстѣ съ ними, а изъ благоговѣйнѣйшихъ клириковъ — имѣющихъ ревность о благочестіи, чтобы мы, будучи преданы даже своими, не были вынуждены дѣлать что-либо неугодное Богу всяческихъ, или чтобы мы, оставшись одни, не попали въ руки враговъ. Я умоляю: есть вѣра, въ которой мы имѣемъ надежды на спасеніе, — и нужно употреблять всякое средство, чтобы не было внесено въ нее чего-либо нечестиваго и чтобы не повредить апостольское ученіе.

Находясь вдали, стенающій и плачущій, я пишу это и молю общаго Владыку разсѣять это мрачное облако и подать намъ чистую радость.

Примѣчанія:
[1] По Мартэну (Pseudo-Synode, p. 84, note 4, et p. 85), это отвѣтъ Ѳеодорита на письмо 110-ое, которое онъ (неправильно) считаетъ посланіемъ Домна епископу Кирскому.
[2] Разумѣется Флавіанъ Константинопольскій.
[3] Православный епископъ Антіохійскій въ 70-хъ г.г. IV вѣка (Le-Quien, Or. chr. II, col. 713).
[4] Аріанствующій епископъ Антіохійскій въ 70-80-хъ г.г. IV вѣка (Le-Quien, Or. chr. II, col. 713-714).
[5] T. e., кромѣ «Востока» — съ Антіохіею во главѣ.
[6] Эти опасенія вполнѣ оправдались; см. письмо 147 и ср. у Н. Н. Глубоковскаго, Блаж. Ѳеодоритъ I, стр. 216-217.
[7] Сохранилось только письмо къ Фирму (Synodicon, cap. IV: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 579-581).
[8] См. Mansi IV, 1420 C. Дѣянія вселенскихъ соборовъ I, стр. 850; 2-е изд. 338 стр. См. ниже № 165.
[9] Мартинъ; см. Mansi, IV, 1416 D. Дѣянія вселенскихъ соборовъ I стр. 844; 2-е изд., стр. 335.
[10] Это письмо Іоанна до насъ не сохранилось.
[11] Сохранилосъ въ Synodicon (cap. LIII: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 658-659), гдѣ это письмо надписывается такъ: Propositiones quae directae sunt ab Acacio Berrhoensi episcopo per Aristolaum tribunum et notarium Cyrillo episcopo Alexandrino ex concilio episcoporum Ioannis Antiochiae, Alexandri Hierapolis, Macarii Laodiceae, Andreae Satosatae et Theodoreti Cyri, de pace faciena.
[12] Cp. Synodicon cap. LVI: (Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 661-665), гдѣ Кириллъ Александрійскій, между прочимъ, пишетъ (col. 664) Акакію: Саpitulorum virtus contra sola Nestorii dogmata scripta est. Quae euim ille non recte dixit ac scripsit, ipsa ejiciunt... Videbuut (i. e. qui anathematizant atque nigant ejus vesaniam) capitulorum sensa sous illius (Nestorii) contraire blasphemiis. Reddita vero communione factaque inter Ecclesias pace, quando rescribere absque suspectone licuerit, vel eis, qui illic sunt, vel nobis rursus ad eos, tunc et satisfaciemus facillime... Satisfaciemus enim, Deo favente, non jam sicut repugnantibus, sed sicut fratribus, quod omna recte hebeant.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть восьмая: Письма блаженнаго Ѳеодорита (№ 1-268). Сергiевъ Посадъ.: Типографiя Св.-Троицкой Сергiевой Лавры, 1908. – С. 128-132. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 68.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online