Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ПИСЬМА БЛАЖЕННАГО ѲЕОДОРИТА
146. Эконому Іоанну
[1].

1. Мнѣ пріятны спокойствіе и жизнь, свободная отъ заботъ. Посему я затворилъ входную дверь монастыря и уклоняюсь отъ встрѣчъ съ людьми знакомыми. Но послѣ того, какъ я узналъ, что воздвигаются нововведенія, противныя евангельской вѣрѣ, я считаю молчаніе не безопаснымъ. Вѣдь если въ томъ случаѣ, когда иные оскорбятъ человѣка, на долю котораго выпало быть царемъ, предстоитъ опасность не однимъ обидѣвшимъ, а и присутствовавшимъ при этомъ, но не отражавшимъ беззаконниковъ; то какому наказанію, по справедливости, должны подвергнуться тѣ, которые не обращаютъ вниманія на хуленія противъ Бога и Спасителя нашего? Этотъ страхъ заставилъ меня теперь писать о томъ, что я узналъ о проповѣдуемыхъ нѣкоторыми новшествахъ.

2. Какъ утверждають нѣкоторые, въ городѣ возбуждаетъ много толковъ слѣдующее обстоятельство: тогда какъ пресвитеры, заключая молитву обычнымъ возгласомъ, говорили — одни: «яко Тебѣ подобаетъ слава, и Христу Твоему, и Святому Твоему Духу», — другіе: «благодатію и человѣколюбіемъ Христа Твоего, съ Нимъ же Тебѣ подобаетъ слава со Святымъ Твоимъ Духомъ», — мудрѣйшій архидіаконъ сталъ настаивать, что нужно упоминать не Христа, но славить Единороднаго. Если это правда, то — значитъ — онъ превышаетъ всякую мѣру нечестія. Онъ или раздѣляетъ одного Господа нашего Іисуса Христа на двухъ сыновъ и считаетъ Единороднаго Сына законнымъ и природнымъ, Христа же усыновленнымъ и незаконнымъ и посему недостойнымъ славословія, или старается утвердить неистовствующую нынѣ ересь.

3. Такъ какъ теперь господствуетъ весьма тяжкая буря, то кто-нибудь можетъ подумать, что онъ, убоявшись могущества породившихъ ересь, своимъ хуленіемъ старался угодить духу времени. Но поелику Поносимый запретилъ вѣтрамъ на морѣ, даровалъ спокойствіе обуреваемымъ церквамъ и повсюду, на сушѣ и на морѣ, стала возглашаться проповѣдь Апостоловъ; то какое же тутъ мѣсто для этого хуленія? Вѣдь и тѣ, которые вопреки церковнымъ канонамъ злостно распространяютъ, что одно естество плоти и божества, не отрицаютъ, что Владыку нужно восхвалять, какъ Христа, — и это легко узнать отъ лицъ, возвратившихся оттуда. А ему, стоящему во главѣ церковнаго чина, слѣдовало бы знать божественное Писаніе и научиться изъ него, что проповѣдники истины какъ Единороднаго Сына сопоставляютъ съ Отцемъ, точно такъ же, употребивъ наименованіе «Христосъ» вмѣсто «Сынъ», полагаютъ его то вмѣстѣ съ Отцемъ, то — со Всесвятымъ Духомъ. Поелику нѣтъ другого Христа, кромѣ Единороднаго Сына Божія. И позволительно послушать божественнаго Павла, писавшаго Коринѳянамъ, но учившаго вселенную такъ: единъ Богъ Отецъ, изъ Него же вся: и единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имъ жe вся (1 Кор. 8, 6), гдѣ онъ назвалъ одного и того же и Христомъ и Іисусомъ и Господомъ и Творцомъ всего. А въ посланіи къ Ѳессалоникійцамъ онъ говоритъ слѣдующее: Самъ же Богъ и Отецъ нашъ, и Господь нашъ Іисусъ Христосъ да исправитъ путь нашъ къ вамъ (1 Ѳес. 3, 11). И во второмъ посланіи къ тѣмъ же Ѳессолоникійцамъ онъ поставилъ Христа прежде Отца не ради нарушенія порядка, но для наученія, что порядокъ именъ не свидѣтельствуетъ о различіи достоинствъ и естествъ. Онъ говоритъ здѣсь такъ: Самъ же Господь нашъ Іисусъ Христосъ, и Богъ и Отецъ нашъ, возлюбивый насъ и давый утѣшеніе вѣчно и упованіе благо въ благодати, да утѣшитъ сердца ваша, и да утвердитъ во всякомъ дѣлѣ и словѣ блазѣ (2 Ѳес. 2, 16-17). Въ концѣ посланія къ Римлянамъ, преподавъ нѣкое увѣщаніе, онъ прибавляетъ: молю же вы, братіе, Господемъ нашимъ Іисусъ Христомъ, и любовію Духа (Рим. 15, 30). Еслибы онъ зналъ какого-нибудь другого Христа кромѣ Сына, то онъ не поставилъ бы Его прежде Всесвятаго Духа. Пиша къ Коринѳянамъ, въ самомъ началѣ онъ поставилъ только одно имя Христа, какъ достаточное для того, чтобы возбудить благоговѣніе вѣрующихъ: молю же вы братіе, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, да тожде глаголите ecu (1 Кор. 1, 10). Дважды писавъ имъ, онъ оба посланія заключаетъ одними словами: благодать Господа нашего Іисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общеніе Святаго Духа со всѣми вами (2 Кор. 13, 13; ср. 1 Кор. 16, 23-24). Здѣсь онъ поставилъ наименованіе Христа не только прежде (наименованія) Духа, но и (прежде наименованія) самого Отца. Таково же и начало таинственной литургіи во всѣхъ церквахъ. Итакъ, согласно этому дивному закону дозволительно заимствовать изъ таинственныхъ писаній это досточтимѣйшее имя Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа. Но излишнимъ представляется много распространяться объ этомъ, такъ какъ вступленіе каждаго посланія божественный Апостолъ украшаетъ этимъ наименованіемъ, говоря: Павелъ рабъ Іисусъ Христовъ, званъ Апостолъ (Рим. 1, 1,) или: Павелъ званъ Апостолъ Іисусъ Христовъ (1 Кор. 1, 1), или: Павелъ рабъ Божій, Апостолъ же Іисусъ Христовъ (Тит. 1, 1). И соединяя съ такимъ вступленіемъ благословеніе, онъ почерпаетъ его изъ того же самаго источника и наименованіе Сына совокупляетъ съ Богомъ и Отцемъ, говоря: благодать вамъ и миръ отъ Бога Отца нашего и Господа Іисуса Христа (Рим. 1, 7). И заключенія посланій онъ украшаетъ такимъ же благословеніемъ: благодать Господа Іисуса Христа со всѣми вами, аминь (Рим. 16, 24).

4. Можно бы привести много и другихъ свидѣтельствъ, изъ которыхъ легко узнать, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ есть не другое лицо, кромѣ Сына, дополняющее Троицу. Ибо одинъ и тотъ же прежде вѣковъ былъ Единороднымъ Сыномъ и Богомъ-Словомъ, a по вочеловѣченіи называется и Іисусомъ и Христомъ, принявъ эти наименованія отъ дѣлъ. Вѣдь Іисусъ по изъясненію значитъ Спаситель: наречеши бо имя Ему Іисусъ: яко той спасетъ люди своя отъ грѣхъ ихъ (Матѳ. 1, 21). Христомъ же Онъ называлъ, какъ помазанный Духомъ Всесвятымъ по человѣчеству и какъ сдѣлавшійся нашимъ первосвященникомъ, апостоломъ, пророкомъ и царемъ. Еще божественный Моисей ясно предрекалъ: пророка вамъ бозставитъ Господь Богъ отъ братіи вашея, якоже мене (Втор. 18, 15). И божественный Давидъ восклицалъ, говоря: клятся Господь, и не раскается: ты іерей во вѣкъ, no чину Мелхиседекову (Псал. 109, 4). Это пророчество подкрѣпляетъ и божественный Апостолъ (Евр. 7, 21), а въ другомъ мѣстѣ онъ говоритъ: имуще убо архіереа велика, прошедшаго небеса, Іисуса Сына Божія, да держимся исповѣданія (Евр. 4, 14). А что Онъ, какъ Богъ, есть и предвѣчный царь, этому опять научаетъ пророческое пѣснопѣніе, гдѣ говорится: престолъ Твой Боже во вѣкъ вѣка: жезлъ npaвocmu жезлъ царствія Твоего (Псал. 44, 7). Этимъ Давидъ показываетъ намъ человѣческое могущество Его (Іисуса Христа), ибо, имѣя господство надъ всѣмъ, какъ Богъ и Творецъ, Онъ получаетъ его, какъ человѣкъ; посему-то псалмопѣвецъ и присовокупилъ: возлюбилъ ecu правду, u возненавидѣлъ ecu беззаконіе: сего ради помаза Тя Боже Богъ Твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ (Псал. 44, 8). И во второмъ псалмѣ самъ Помазанникъ говоритъ: Азъ же поставленъ есмь царь отъ Него надъ Сіономъ горою святою Его, возвѣщая повелѣніе Господне. Господь рече ко мнѣ: Сынъ Мой ecu Ты, Азъ днесь родихъ Тя. Проси отъ Мене, и дамъ Ти языки достояніе Tвoe, u одержаніе Твое концы земли (Псал. 2, 6-8). Это Онъ сказалъ, какъ человѣкъ, ибо, какъ человѣкъ, Онъ принимаетъ то, что имѣетъ, какъ Богъ. И въ началѣ того же псалма пророческая благодать ставитъ Его вмѣстѣ съ Богомъ и Отцемъ, говоря: Вскую шаташася языцы, и людіе поучишася тщетнымъ? Предсташа царіе земстіи, и князи собрашася вкупѣ на Господа и на Христа Его (Псал. 2, 1-2).

Итакъ, пусть никто не мыслитъ какого-то другого Христа, кромѣ единороднаго Сына; не будемъ считать себя мудрѣйшими благодати Духа, но будемъ слушать великаго Петра, который восклицаетъ: Ты ecu Xpuстосъ, Сынъ Бога живаго (Матѳ. 16, 16). Будемъ внимать Владыкѣ Христу, подтвердившему это исповѣданіе: на семъ камени, — сказалъ Онъ, — созижду церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. XVI, 18). Посему-то и премудрый Павелъ, превосходнѣйшій строитель церквей, полагалъ не другое какое-нибудь, но это же самое основаніе: ибо я, — говоритъ онъ, — яко премудръ архитекотонъ основаніе положихъ: инъ же назидаетъ: кійждо же да блюдетъ, како назидаетъ. Основанія бо инаго никто же можетъ положити паче лежащаго, еже есть Іисусъ Христосъ (1 Кор. 3, 10-11). Посему какъ же выдумываютъ другое основаніе, когда повелѣно не полагать основанія, а строить на положенномъ? Тотъ божественный мужъ (Павелъ) признаетъ основаніемъ Христа и славится этимъ наименованіемъ; онъ говоритъ: Христови сораспяхся: живу же не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ (Гал. 2, 19-20); еще: мнѣ еже жити, Христосъ: и еже умрети, пріобрѣтеніе (Флп. 1, 21); въ другомъ мѣстѣ: не судихъ бо вѣдѣти что въ васъ, точію Іисуса Xpucma, u сего распята (1 Кор. 2, 2); и немного раньше: мы же проповѣдуемъ Христа распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ же безуміе: самимъ же званнымъ Іудеемъ же и Еллиномъ Христа Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 23-24). И въ посланіи къ Галатамъ онъ говоритъ: егда же благоволи избравый мя отъ чрева матере моея, и призвавый благодатію Своею, явити Сына Своего во мнѣ, да благовѣствую Его во языцѣхъ (Гал. 1, 15-16). Въ посланіи къ Коринѳянамъ онъ не сказалъ: «мы проповѣдуемъ Сына», но: «Христа распята», не противное дѣлая тому, что повелѣно, но признавая одного и того же и Іисусомъ, и Христомъ, и Господомъ, и Единороднымъ, и Богомъ-Словомъ. Посему же, начавъ писать Римлянамъ, онъ назвалъ себя рабомъ Іисуса Христа; онъ сказалъ здѣсь: избранъ во благовѣствованіе Божіе, еже прежде обѣща пророки своими въ писаніихъ святыхъ, о Сынѣ Своемъ, бывшемъ отъ сѣмене Давидова no плоти, нареченнѣмъ Сынѣ Божіи въ силѣ (Рим. 1, 1-4) и прочее. Одного и того же онъ (Павелъ) назвалъ и Іисусомъ Христомъ, и Сыномъ Давида, и Сыномъ Божіимъ, какъ Бога и Владыку всяческихъ. Точно такъ же и въ срединѣ посланія, вспомянувъ объ іудеяхъ, онъ присовокупилъ: ихъ же отцы, отъ нихъ же Христосъ no плоти, сый надъ всѣми Богъ благословенъ во вѣки, аминь (Рим. 9, 5). Объ одномъ и томъ же онъ (Павелъ) сказалъ, что по плоти Онъ ведетъ свой родъ отъ іудеевъ, но есть вѣчный Богъ и Владыка всего происшедшаго, восхваляемый всѣми благомыслящими людьми. To же ученіе онъ (Павелъ) преподалъ намъ и въ томъ, что писалъ дивному Титу: ждуще, — говоритъ онъ, — блаженнаго упованія, и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 13). Онъ наименовалъ здѣсь одного и того же и Спасителемъ, и великимъ Богомъ, и Іисусомъ Христомъ. И въ иномъ мѣстѣ: въ царствіи Христа и Бога (Ефес. 5, 5). И хоръ Ангеловъ говорилъ пастырямъ: се родися вамъ днесь Христосъ Господь во градѣ Давидовѣ (Лук. 2, 11).

Впрочемъ, излишне выписывать всѣ подобныя мѣста мужамъ, размышляющимъ о законѣ Господа день и ночь (Псал. 1, 2): и приведенныхъ достаточно, чтобы и весьма упорныхъ убѣдить — не раздѣлять божественныхъ наименованій; посему я оставлю это.

5. Но — говорятъ — онъ (архидіаконъ) сказалъ, что христовъ много, а Сынъ одинъ. Я полагаю, что онъ согрѣшилъ въ этомъ случаѣ по невѣдѣнію. Еслибы онъ прочиталъ божественное Писаніе, то онъ узналъ бы, что щедрый Владыка многимъ даровалъ наименованіе Сына. Вотъ и Моисей законодатель, написавшій древнюю исторію, говоритъ: видѣвше сынове Божіи дщери человѣчи, яко добры суть, пояша себѣ отъ нихъ жены (Быт. 6, 2). Самъ Богъ всяческихъ говорилъ тому же пророку: возглаголи Фараону: сынъ первенецъ Мой Израиль (Исх. 4, 22). И въ великой пѣсни Моисей говоритъ: возвеселитеся языцы съ людьми Его (Бога), и да укрѣпятся Ему ecu сынове Божіи (Втор. 32, 43). Чрезъ пророка Исаію Онъ (Богъ) говоритъ: сыны родихъ и возвысихъ, тіи же отвергошася Мене (Ис. 1, 2). И чрезъ треблаженнаго Давида Онъ говоритъ: Азъ рѣхъ: Бози есте и сынове Вышняго вcu (Псал. 81, 6). Премудрѣйшій же Павелъ писалъ Римлянамъ: Елицы бо Духомъ Божіимъ водятся, сіи суть сынове Божіи. He пріясте бо духа работы паки въ боязнь: но пріясте духа сыноположенія, о немъ же вопіемъ, Авва Отче. Самый духъ спослушествуетъ духови нашему, яко есмы чада Божіи. Аще же чада, и наслѣдницы: наслѣдницы убо Богу, сонаслѣдницы же Христу: понеже съ Нимъ страждемъ, да и съ Нимъ прославимся (Рим. 8, 14-17). И въ посланіи къ Галатамъ онъ сказалъ такъ: Понеже ecme сынове, посла Богъ духа Сына Своего въ сердца ваша, вопіюща: Авва Отче. Тѣмъ же уже нѣси рабъ, но сынъ: аще ли жe сынъ, и наслѣдникъ Божій Іисусъ Христомъ (Гал. 4, 6-7). Сему же онъ училъ и Ефесянъ, говоря: въ любви нарекъ насъ во усыновленіе Іисусъ Христомъ въ Него (Ефес. 1, 5). Итакъ, если не должно прославлять Христа, какъ Бога, поелику имя «Христосъ» есть общее, то не будемъ покланяться Ему и какъ Сыну: ибо многіе участвуютъ и въ этомъ имени. Да и что я говорю о Сынѣ? Даже самое наименованіе «Богъ» многіе получали отъ Бога. Богъ боговъ Господь глагола, и призва землю (Псал. 49, 1); еще: Азъ рѣхъ: бози есте (Псал. 81, 6); опять: боговъ да не злословиши (Исх. 22, 28). Вообще же многіе усвояли себѣ таковое названіе, и обманывавшіе людей демоны прилагали это наименованіе идоламъ. Посему Іеремія восклицаетъ: бози иже небесе и земли не сотвориша, да погибнутъ отъ лица земли и отъ лица неба (Іер. 10, 11) [2]. И еще: «сотвориша себе боги сребряныя и боги златыя» (Дан. 5, 4. 23). И Исаія, осмѣявши изготовленіе идоловъ (словами): полъ его (дерева) сожже огнемъ, и испекши мясо, яде, и рече: сладко мнѣ, яко, согрѣхся, и видѣхъ огнь (Ис. 44, 16), присоединилъ: изъ оставшаго же сотвори яко бога, и преклоняется ему, глаголя: избави мя, яко богъ мой ecu ты (Ис. 44, 17). Посему-то, оплакивая ихъ, онъ (Исаія) говоритъ: увѣждь, яко пепелъ сердце ихъ (Ис. 44, 20). И пѣснотворецъ Давидъ научилъ насъ воспѣвать: яко вcu бози языкъ бѣсове: Господь же небеса сотвори (Псал. 95, 5).

Впрочемъ, такое сходство именъ нисколько не вредитъ тѣмъ, которые разумѣютъ, какъ жить благочестиво: ибо мы знаемъ, что демоны ложно прилагали себѣ самимъ и идоламъ это божественное наименованіе, а святые получили эту честь по благодати, истинно же и по природѣ Богъ есть только Богъ всяческихъ и Единородный Его Сынъ и Всесвятый Духъ. И этому ясно научилъ насъ всехвальный Павелъ; онъ говоритъ (1 Кор. 8, 5-6) такъ: аще бо и суть глаголеміи бози мнози, или на небеси, или на земли: якоже суть бози мнози, и господіе мнози: но намъ единъ Богъ Отецъ, изъ Него же вся, и мы у Него: и единъ Господь, Имъ же вся, и мы Тѣмъ [3]. Далѣе, Всесвятый Духъ называется Духомъ Божіимъ, но такъ же называется и душа человѣка. Изыдетъ духъ его (Псал. 145, 4), говоритъ псалмопѣвецъ. И въ другомъ мѣстѣ читается: благословите дуси и души праведныхъ Господи (Дан. 3, 86). И Ангеловъ псалмотворецъ Давидъ наименовалъ духами, говоря: творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный (Псал. 103, 4). Да что говорить объ Ангелахъ и душахъ человѣческихъ? Даже вѣдь демоновъ Господь называлъ такъ, говоря: пойметъ седмь другихъ духовъ горшихъ себе, и войдутъ въ него: и будетъ послѣдняя человѣку тому горша первыхъ (Лук. 11, 26) [4]. Ho такая одноименность не оскорбляетъ благочестиваго, такъ какъ единый по природѣ Богъ есть только Отецъ и Единородный Его Сынъ и Всесвятый Его Духъ, и одинъ по природѣ Сынъ, единородный Отцу — вочеловѣчившійся Богъ-Слово, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, и одинъ Духъ Святый — Утѣшитель, Который восполняетъ число (членовъ) Троицы. Точно такъ же, хотя многіе называются отцами, но мы покланяемся одному Отцу, — Отцу предвѣчному, давшему и людямъ это наименованіе, по слову Апостола: преклоняю колѣна моя, — говоритъ онъ, — ко Отцу Господа нашего Іисуса Христа, изъ Него же всяко отечество на небесѣхъ и на земли именуется (Ефес. 3, 14) [5].

Итакъ, изъ того, что другіе называются христами, мы не должны лишать себя поклоненія Господу нашему Іисусу Христу: ибо, хотя многіе называются богами и отцами, но одинъ есть надъ всѣми Богъ и предвѣчный Отецъ, — хотя многіе нарицаются сынами, но истиный и по природѣ Сынъ лишь одинъ, и хотя многіе именуются духами, но одинъ — Всесвятой Духъ; точно такъ же, хотя многимъ усвояется наименованіе «христовъ», но единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имъ же вся (1 Кор. 8, 6). Посему вполнѣ справедливо и Церковь удержала это наименованіе, внявъ гласу невѣстоводителя Павла: обручихъ васъ единому мужу, дѣву чисту представити Христови (2 Кор. 11, 2); и въ другомъ мѣстѣ: мужіе любите жены ваша [6]; яко же и Христосъ возлюби церковь (Ефес. 5, 25); и еще, сказавъ: сего ради оставитъ человѣкъ отца и матерь свою [7], и прилѣпится къ женѣ своей, и будета два въ плоть едину, онъ присовокупилъ: тайна сія велика есть: азъ же глаголю во Христа и во церковь (Ефес 5, 31-32). Послушай его, говорящаго: Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, бывъ no насъ клятва (Гал. 3, 13); и въ другомъ мѣстѣ: или не разумѣете яко елицы во Христа [8] крестистеся, въ смерть Его крестистеся? (Рим. 6, 3); и въ иномъ мѣстѣ: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27); и опять: облецытеся Господемъ нашимъ Іисусъ Христомъ, и плоти угодія не творите въ похоти (Рим. 13, 14).

Зная это и подобное сему, сподобившіеся по любви щедраго Владыки божественныхъ даровъ постоянно носятъ въ устахъ своихъ это желаннѣйшее наименованіе Его и восклицаютъ словами Пѣсни Пѣсней: братъ мой мнѣ, и азъ ему: подъ сѣнь его восхотѣхъ и сѣдохъ, и плодъ его сладокъ въ гортани моемъ (Пѣсн. 2, 3). Кромѣ того, и то любимое наименованіе, которое носимъ, мы получили отъ наименованія Христа, ибо называемся христіанами. Предсказывая объ этомъ имени, Богъ всяческихъ говорилъ: работающимъ же Мнѣ наречется имя новое, еже благословится на земли (Ис. 65, 15-16). Посему-то и Церковь особенно держится этого наименованія, ибо когда Единородный Сынъ Божій вочеловѣчился, тогда Онъ сталъ называться Христомъ, тогда природа людей получила лучи разумнаго свѣта, тогда проповѣдники истины просвѣтили вселенную. И учители Церкви всегда безразлично пользовались этими наименованіями Единороднаго. Они то прославляютъ Отца и Сына и Святаго Духа, то Отца со Христомъ и со Святымъ Духомъ, но что касается смысла, то тутъ въ обоихъ случахъ нѣтъ никакого различія. Посему-то, получивши повелѣніе крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа, треблаженный Петръ, спрошенный принявшими проповѣдь, что должно дѣлать, сказалъ: вѣруйте, и да крестится кійждо въ васъ во имя Господа нашего Іисуса Христа (Дѣян. 2, 38) [9], какъ будто это наименованіе заключало въ себѣ всю силу божественной проповѣди. И сему мудро училъ Василій, свѣтильникъ Киппадокійцевъ или — лучше — вселенной; онъ говорилъ такъ: «наименованіе Христа есть исповѣданіе всего» [10]. Оно указываетъ и Отца помазавшаго, и Сына помазаннаго, и Святаго Духа, Которымъ Онъ помазанъ. И сошедшіеся въ Никеѣ треблаженные отцы, сказавъ, что должно вѣровать во единаго Бога Отца, присовокупили: «и во единаго Господа Іисуса Христа, Сына Божія Единороднаго», научая, что Господь Іисусъ Христосъ есть и единородный Сынъ Божій.

6. Къ сказанному нужно присоединить и то, что не слѣдуетъ говорить: «по вознесеніи Господь Христосъ — не Христосъ, но Сынъ Единородный», ибо вѣдь по вознесеніи написаны и божественныя Евангелія, и исторія дѣяній, и посланія самаго Апостола (т. е. Павла). Послѣ вознесенія божественный Павелъ восклицаетъ: имуще архіереа велика, прошедшаго небеса, Iucyca Xpucma Господа нашего [11], да держимся исповѣданія (Евр. 4, 14); и еще: не въ рукотворенная бо святая вниде Христосъ, противообразная истинныхъ, но въ самое небо, нынѣ да явится лицу Божію о насъ (Евр. 9, 24); и опять, сказавъ нѣчто объ упованіи на Бога, онъ присовокупилъ: еже аки котву имамы тверду же u извѣстну, и входящую во внутреннѣйшее завѣсы, идѣже предтеча вниде о насъ Іисусъ, no чину Мельхиседекову первосвященникъ бывъ во вѣки (Евр. 6, 19-20). И, пиша блаженному Титу о второмъ явленіи, онъ (Павелъ) сказалъ такъ: ждуще блаженнаго упованія, и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Iucyca Xpucma (Тит. 2, 13). Подобное сему онъ писалъ и Ѳессалоникійцамъ: тіи бо о насъ возвѣщаютъ, каковъ входъ имѣхомъ къ вамъ, и како обратистеся къ Богу отъ идолъ, работати Богу живу и истинну, и ждати Сына Его съ небесъ, Его же воскреси изъ мертвыхъ, Iucyca, избавляющаго насъ отъ гнѣва грядущаго (1 Ѳес. 1, 9-10); и еще: васъ же Господь да умножитъ, и да избыточествитъ любовію другъ кo другу и ко всѣмъ, яко же u мы къ вамъ, во еже утвердити сердца ваша непорочна въ святыни, предъ Богомъ и Отцемъ нашимъ, въ пришествіе Господа нашего Iucyca Xpucma co всѣми святыми Его (1 Ѳес. 3, 12-13). И во второмъ посланіи къ нимъ онъ писалъ: молимъ же вы, братіе, о пришествіи Господа нашего Iucyca Xpucma, и о нашемъ собраніи о Немъ (2 Ѳес. 2, 1); и чрезъ нѣсколько словъ, предсказывая гибель антихриста, онъ прибавляетъ: его же (беззаконника) Господь [12] убіетъ духомъ устъ Своихъ, и упразднитъ явленіемъ пришествія Своего (2 Ѳес. 2, 8). А убѣждая Римлянъ къ единомыслію, онъ присовокупилъ: Ты же почто осуждаеши брата твоего? или и [13] ты что уничижаеши брата твоего? Вси бо предстанемъ судищу Христову. Писано бо есть [Иса. 45, 23]: живу Азъ, глаголетъ Господь: яко Мнѣ поклонится всяко колѣно и всякъ языкъ исповѣстся Богови (Рим. 14, 10-11). И самъ Господь, предвозвѣщая Свое второе пришествіе, между многимъ другимъ сказалъ и слѣдующее: Тогда аще кто вамъ речетъ: се здѣ Христосъ, се [14] ондѣ: не имите вѣры. Яко же бо молнія исходитъ отъ востокъ и является до западъ, тако будетъ пришествіе Сына человѣческаго (Матѳ. 24, 23. 27). По безсмертію и нетлѣнію тѣла, Онъ назвалъ Себя Сыномъ человѣческимъ, заимствуя это наименованіе отъ видимаго для глазъ естества, ибо оно явится въ то время, божественное же естество невидимо даже и Ангеламъ: Бога никтoжe видѣ нигдѣ же (Іоан. 1, 18), по слову Самого Господа. И великому Моисею Онъ сказалъ: никтоже узритъ лице Мое, и живъ будетъ (Исх. 33, 20). Посему слова: ни единаго вѣмы no плоти: аще же u разумѣхомъ [15] Xpucma, no нынѣ ктому не разумѣемъ (2 Кор. 5, 16) божественный Апостолъ сказалъ не къ уничиженію воспринятаго естества, но въ подтвержденіе имѣюшихъ быть намъ нетлѣнія, безсмертія и духовной жизни. Ради сего онъ и прибавилъ: тѣмъ жe аще кто во Христѣ, нова тварь: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2 Кор. 5, 17); о будущемъ онъ говоритъ здѣсь, какъ уже о случившемся, ибо мы еще не сподобились безсмертія, но только имѣемъ получить его и, получивши его, не сдѣлаемся безтѣлесными, но лишь облечемся въ безсмертіе. He хощемъ, — говоритъ божественный Апостолъ, — совлещися, но пооблещися, да пожерто будетъ мертвенное животомъ (2 Кор. 5, 4); и еще: подобаетъ бо тлѣнному сему облещися въ нетлѣніе, и мертвенному сему облещися въ безсмертіе (1 Кор. 15, 53). Такимъ образомъ онъ не сказалъ, что Господь безтѣлесенъ, но что и видимое естество нетлѣнно и безсмертно, а равно научилъ вѣровать, что оно прославлено божественною славой. Объ этомъ наияснѣйшимъ образомъ онъ наставилъ насъ въ посланіи къ Филиппійцамъ: наше бо житіе, — говоритъ онъ здѣсь, — на небесѣхъ есть, отъонудуже и Спасителя ждемъ Господа Іисуса: Яже преобразитъ тѣло смиренія нашего, еже быти сему сообразну тѣлу славы Его (Флп. 3, 20-21). Этими словами онъ ясно научилъ, что Владычнее тѣло есть тѣло, но тѣло божественное и прославленное божественною славой.

7. Посему не будетъ избѣгать этого наименованія, чрезъ которое все обновлено, какъ сказалъ тотъ же учитель въ посланіи къ Ефесянамъ: no благоволенію Своему, еже прежде положи въ немъ въ смотрѣніе исполненія временъ, возглавити всяческая о Христѣ, яже на небесѣхъ и яже на земли въ Немъ (Ефес. 1, 9). Будемъ учиться у сего блаженнаго языка и тому, какъ должно славить Благодѣтеля, соединяя наименованіе Христа съ «Богомъ» и «Отцемъ». Ибо вотъ что говоритъ онъ въ посланіи къ Римлянамъ: благовѣствованіе мое и проповѣданіе Іисусъ Христово, no откровенію тайны, лѣты вѣчными умолчанныя, явлшіяся же нынѣ писаніи пророческими, no повелѣнію вѣчнаго Бога, и въ послушаніе вѣры во всѣхъ языцѣхъ познавшіяся, единому премудрому Богу Іисусъ Христомъ, Ему же слава во вѣки, аминь (Рим. 14, 24-26). Въ посланіи къ Ефесянамъ онъ воспѣваетъ такъ: могущему же паче вся творити no преизбыточествію, ихъ же просимъ или разумѣемъ, no силѣ дѣйствуемѣй въ насъ, тому слава въ церкви о Христѣ Іисусѣ, во вся роды вѣка вѣковъ. Аминь (Ефес. 3, 20-21). И немного ранѣе этого онъ говорилъ такъ: сего ради преклоняю колѣна моя къ Отцу Господа нашего Іисуса Христа, изъ Него же всяко отечество на небеси и на земли именуется (Ефес. 3, 14-15). И гораздо ниже онъ говоритъ: благодаримъ всегда о всѣхъ васъ о имени Господа нашего Іисуса Христа Богу и Отцу (Ефес. 5, 20). Щедрость Филиппійцевъ онъ вознаграждабтъ слѣдующими благословеніями: Богъ же мой да исполнитъ всякое требованіе ваше no богатству Своему въ славѣ о Христѣ Іисусѣ (Флп. 4, 19). А евреевъ онъ умолялъ такими словами: Богъ же мира, возведый изъ мертвыхъ пастыря овцамъ великаго кровію завѣта вѣчнаго, Господа нашего Іисуса, да утвердитъ вы во всякомъ дѣлѣ блазѣ, сотворити волю Его, творя въ васъ благоугодное предъ нимъ Іисусъ Христомъ. Ему же слава во вѣки. Аминь (Евр. 13, 20-21). И не только въ славословіяхъ, но и въ увѣщаніяхъ и свидѣтельствахъ онъ соединяетъ Христа съ Богомъ и Отцемъ. Такъ въ посланіи къ Тимоѳею онъ восклицаетъ: засвидѣтельствую предъ Богомъ, и [16] Іисусъ Христомъ (1 Тим. 5, 21); и еще: завѣщаваю ти предъ Богомъ оживляющимъ всяческая, и Христомъ Іисусомъ свидѣтельствовавшимъ при Понтійстѣмъ Пилатѣ доброе исповѣданіе: соблюсти тебѣ заповѣдь нескверну, незазорну, даже до явленія Господа нашего Іисуса Христа: еже во своя времена явитъ блаженный и единъ силный Царь царствующихъ, и Господь господствующихъ, единъ имѣяй безсмертіе, во свѣтѣ живый неприступнѣмъ, Его же никтоже видѣлъ есть отъ человѣкъ, ниже видѣти можетъ: емуже честь и держава вѣчная. Аминь (1 Тим. 6, 13-16).

Этому мы научены отъ божественныхъ Апостоловъ, то же ученіе принесли намъ и Іоаннъ и Матѳей, величайшіе потоки евангельскихъ проповѣданій. Послѣдній сказалъ: книга родства Іисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля (Матѳ. 1, 1), а первый показалъ бывшее прежде вѣковъ: въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово: Сей бѣ искони къ Богу; и еще: вся тѣмъ быша (Іоан. 1, 1-3).

Примѣчанія:
[1] Ср. къ сему письму замѣчанія у Н. Н. Глубоковскаго. Блаж. Ѳеодоритъ I, стр. 271 сл.
[2] Теперь это мѣсто читается такъ: отъ земли, и отъ сихъ, иже подъ небесемъ суть.
[3] Вставка «мнози» и опущеніе «Іисусъ Христосъ» — особенности чтенія блаж. Ѳеодорита въ данномъ мѣстѣ.
[4] Чтеніе блаж. Ѳеодорита съ нѣкоторыми особенностями.
[5] См. письмо 14 (стр. 15), 27 (стр. 30) и 223 (XLIII).
[6] Ὑμῶν — особенность чтенія блаж. Ѳеодорита.
[7] Такъ согласно нѣкоторымъ новозавѣтнымъ кодексамъ и церковнымъ писателямъ.
[8] Слово «Іисуса» опускается еще въ нѣкоторыхъ новозавѣтныхъ кодексахъ и у церковныхъ писателей.
[9] «Вѣруйте» (вмѣсто «покайтеся») — особенность чтенія блаж. Ѳеодорита, а вставка «Господа» встрѣчается и въ новозавѣтныхъ кодексахъ и у церковныхъ писателей.
[10] См. 12-ю рѣчь Василія великаго «О Святомъ Духѣ» (Творенія Василія Великаго, ч. III, Москва 1846, стр. 272; 3-е изд., Москва 1891, стр. 221).
[11] «Христа Господа нашего» (вмѣсто «Сына Божія») — особенность чтенія блаж. Ѳеодорита.
[12] «Іисусъ» опускается иногда и въ новозавѣтныхъ кодексахъ и у церковныхъ писателей.
[13] Такъ и въ четвертой редакціи у проф. Г. А. Воскресенскаго, Древне-славявскій Апостолъ, вып. 1 (Сергіевъ Посадъ 1892), стр. 199.
[14] Такое чтеніе изрѣдка встрѣчаѳтся и у другихъ.
[15] Блаж. Ѳеодоритъ опускаетъ здѣсь слова «по плоти».
[16] «Господемъ» опускается и въ авторитетныхъ спискахъ и у многихъ церковныхъ писателей.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть восьмая: Письма блаженнаго Ѳеодорита (№ 1-268). Сергiевъ Посадъ.: Типографiя Св.-Троицкой Сергiевой Лавры, 1908. – С. 204-220. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 68.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online