Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

XI-XV ВѢКЪ

Преп. Ѳеодосій Печерскiй († 1074 г.)
Поученіе о казняхъ Божіихъ.

Богъ наводитъ какую-либо казнь или иноплеменниковъ, по гнѣву Своему, за то, что мы не обращаемся къ Нему, а междоусобная брань бываетъ по наущенію отъ діавола и отъ злыхъ людей. Богъ не хочетъ зла людямъ, но добра; а діаволъ радуется всякому злу, совершаемому между людьми: онъ издревле врагъ намъ, хочетъ убійства, кровопролитія, воздвигая свары, убійства, зависть, братоненавидѣніе, клеветы. Поэтому если какая-либо страна согрѣшаетъ, Богъ наказываетъ ее смертію, или голодомъ, или нашествіемъ иноплеменниковъ, или бездождіемъ и другими различными казнями, чтобы мы, покаявшись, жили такъ, какъ Богъ велитъ, вѣщая намъ чрезъ пророка: обратитеся ко Мнѣ всѣмъ сердцемъ вашимъ въ постѣ и плачи (Іоил. 2, 12). Если бы мы пребывали въ заповѣдяхъ Божіихъ: то и здѣсь удостоились бы получить блага земныя, и по отшествіи изъ міра — жизнь вѣчную. Но мы постоянно вращаемся въ нечестіи, прилагая грѣхи ко грѣхамъ, во всемъ прогнѣвляя Бога, совершая злое предъ очима Его. Посему-то Богъ чрезъ пророка говоритъ къ намъ: разумѣхъ, говоритъ Онъ, яко упорны, жестокосерды и лѣнивы творить волю Мою, того ради удержахъ отъ васъ дождь, и предѣлъ единъ одождихъ, а другаго не одождихъ и изше земля нивъ вашихъ, и поразихъ васъ различными казнями, и послѣ того вы не обратились ко Мнѣ. Сего ради винограды ваши и дерева всякія, приносящія плодъ, и нивы, все сотрохъ, говоритъ Господь, а злобъ вашихъ не могу стереть. Пошлю на васъ постепенно различныя бѣдствія, пока не обратитесь ко Мнѣ, покаявшись отъ злобъ вашихъ. Слыша это, подвигнемся на добро; взыщите судъ, избавите обидимаго, и пріидите на покаяніе, не воздавая зломъ за зло, ни клеветою за клевету; но любовію обратимся ко Господу, постомъ, рыданіемъ и слезами омывающе грѣхи свои, не словомъ называясь христіанами, а живя по язычески. Напримѣръ, не по язычески ли мы поступаемъ? Если кто встрѣтитъ чернеца или черницу, или свинью, или лысаго коня, то возвращается назадъ: развѣ это не по язычески? Ибо это — суевѣріе держатъ по наущенію отъ діавола. Иные вѣрятъ чиханью, которое часто бываетъ на здравіе главѣ; но этимъ обольщаетъ діаволъ, равно какъ и другими обычаями и всякими обольщеніями, удаляющими отъ Бога, волхвованіемъ, чародѣйствомъ, запоемъ, рѣзоиманіемъ (мздоимствомъ), приклады (процентами), воровствомъ, лжею, завистію, клеветою, зубами (дракой), скоморошествомъ, гуслями, сопѣлями и другими играми и непотребными дѣлами. Замѣчаемъ и иныя злыя дѣла: вси падки на пьянство, на злыя игры, которымъ христіане не должны предаваться. И вотъ еще, когда стоимъ въ церкви, какъ смѣемъ мы смѣяться или творить шепотъ? Припадаетъ окаянный діаволъ и внушаетъ намъ творить смѣхъ, шепотъ и другія непотребства, когда мы стоимъ въ церкви предъ небеснымъ Царемъ: какой муки мы не достойны за это? Ты же, братъ, стоя въ церкви, когда замѣчаешь кого-либо неблагоговѣйно стоящимъ, запрети ему и выговори ему строго. Молю васъ, братія, да стоимъ на молитвѣ со страхомъ и любовію другъ къ другу, и молясь воистину, будемъ говорить: да исправится молитва моя, яко кадило предъ Тобою, воздѣяніе руку моею жертва вечерняя. Если руки твои не совершали никакого грабежа, — хорошо говоришь: воздѣяніе руку моею. Поэтому осматривай твои руки и испытывай, чисты ли онѣ отъ грабежа и мздоимства. Если же ты грабилъ, или бралъ проценты, или корчемный прикупъ, или чѣмъ кого-либо обидѣлъ, что запретило св. Писаніе; то не говори, не воздѣвай рукъ своихъ, пока не очистишься отъ всякаго зла. Ибо если попущеніемъ Божіимъ ты будешь воздѣвать руки, то молитва твоя гнусна и непріятна Богу. Но слыши Господа, Который говоритъ чрезъ пророка: егда простреши ко Мнѣ руцѣ свои, отвращу очи Мои отъ васъ, и аще умножиши молитву, не послушаю тебя, говоритъ Господь, потому что руки твои полны неправды. Знайте и то, возлюбленныя чада, что св. отцы наши уставили постные дни по наученію Господню и по заповѣди св. апостолъ, и заповѣдали св. праздники праздновать духовно, а не тѣлесно, чтобы мы не чреву работали безвременнымъ пьянствомъ, но молились Богу о своихъ согрѣшеніяхъ, кормили съ собою немощныхъ въ приличное время, питая тѣло земною пищею, а душу — духовною. Эта пища принесена съ неба въ сосудахъ книжныхъ и называется хлѣбомъ ангельскимъ, о которомъ говорится: хлѣбъ ангельскій яде человѣкъ, брашно посла имъ до изобилія, т. е. писаніе священныхъ книгъ. Въ великіе же праздники пировъ не устрояйте, удаляйтесь отъ пьянства, пейте мало и сохраняйте души свои, обращайте вниманіе на время, въ которое молитесь Богу; молитесь трезвымъ умомъ, а не пьянымъ, какъ говоритъ ап. Петръ: братія, будьте трезвы, потому что супостатъ вашъ діаволъ ищетъ пьяныхъ, чтобы ихъ поглотить. О горе, и еще скажу, о горе пребывающимъ въ пьянствѣ! Пьянствомъ отгоняемъ отъ себя ангела хранителя своего и привлекаемъ къ себѣ злаго бѣса; чрезъ пьянство удаляемся отъ Святаго Духа и приближаемся къ аду, не имѣя въ устахъ своихъ слова Божія чрезъ пьянственную гниль. Бѣсы радуются нашему пьянству и, радуясь приносятъ діаволу пьянственную жертву отъ пьяницъ. Діаволъ же радуясь, говоритъ: никогда я столько не веселюсь и не услаждаюсь жертвами языческихъ народовъ, какъ пьянствомъ христіанъ, потому что въ пьяницахъ всѣ дѣла моего хотѣнія. Ибо написано, что и объ язычникахъ печется Богъ, а пьяницъ ненавидитъ и отвращается отъ нихъ. Такъ супостатъ нашъ радуется о нашемъ пьянствѣ, ибо изначала не желаетъ добра человѣческому роду, и говоритъ: пьяницы — мои, а трезвые — Божіи. И посылаетъ діаволъ бѣсовъ, говоря: идите, научайте христіанъ пьянству и всѣмъ дѣламъ моего хотѣнія. Ангелы же святые, пришедши, повѣдали св. отцамъ съ великою скорбію, чтобы они писаніемъ отъучали христіанъ отъ пьянства, а не отъ питья: ибо иное дѣло — пьянство злое, а иное — питье умѣренное, по закону, и въ приличное время, и во славу Божію. А св. отцы, написавши это честное православное ученіе, передали христіанамъ для продленія этой и на причащеніе вѣчной жизни, да кто исполнитъ это правило св. отецъ, и поживетъ свои лѣта, поступая по волѣ Божіей, тотъ наслѣдуетъ жизнь вѣчную, а кто не послушаетъ этихъ книгъ, тотъ будетъ осужденъ съ діаволомъ на муку вѣчную.

Слыша это, братія, подвигнемся работать Господу и исполнять заповѣди Его, и поживемъ въ законѣ Его всѣ дни живота нашего о Христѣ Іисусѣ, Ему же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ и нынѣ, и присно.

Печатается по изданію: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской духовной Семинаріи. – Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. – С. 62-65.

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online