Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2. |
|
Ѳеодору игумену, недоумѣвавшему о томъ, зачѣмъ смерть, этотъ оброкъ грѣха, прежде сразила праведника — Авеля, а не Адама — перваго между людьми грѣшника.
Неизреченная и глубочайшая причина того, о чемъ ты спрашиваешь, да будетъ сокрыта въ Богѣ; а мы скажемъ лишь то, что дано разумѣть уму человѣческому. Праведный Авель умеръ прежде Адама согрѣшившаго и принявшаго приговоръ смертный, — для того, во-первыхъ, чтобы виновный отецъ, познавши въ своемъ невинномъ сынѣ весь ужасъ и неизбѣжность смерти, сильнѣе возчувствовалъ спасительную скорбь и обнаружилъ большее раскаяніе, и такимъ образомъ самъ отошелъ изъ сей жизни съ меньшимъ долгомъ за преступленіе. Далѣе, — для того, чтобы могущество смерти, восхитивъ первымъ невинно-сраженнаго праведника, стало отъ того само слабѣе. Ибо, какъ въ томъ случаѣ, если бы она взяла себѣ первымъ виновнаго ей чрезъ то подставлено было-бы прочное основаніе; такъ теперь, поспѣшивъ восхитить праведника, она, по невѣдѣнію, содѣлала для себя зыбкое и удоборазрушимое основаніе. — Но смотри еще, какъ чрезъ это предуготовляется и предуказывается наше общее воскресеніе. Въ самомъ дѣлѣ, если Богъ благъ и правосуденъ, или лучше, если Онъ есть источникъ всякой благости и правды, то, конечно, Онъ не допустилъ бы преждевременно умереть Авелю, праведному, безъ награды: — что я говорю — безъ награды? Онъ не допустилъ бы, по правосудію своему, быть убитымъ тому, кто оказался боголюбезнымъ, если бы не было другаго міра, другой жизни, гдѣ Онъ, по неизреченному богатству промысла, уготовилъ и хранитъ награды и воздаянія за дѣла наши. — Перестань же, послѣ сего, еще недоумѣвать и изумляться, — для чего Авель, первый другъ правды, первый принесъ жертву смерти. А если при семъ вспомнишь объ Енохѣ, который также былъ однимъ изъ первыхъ праведниковъ, то еще лучше уразумѣешь, зачѣмъ владычество смерти обнаруживается прежде надъ невинными, а не надъ виновными: ибо и здѣсь Слово Божіе опять открываетъ намъ (какъ-бы нарочно для того, чтобы предупредить твои сомнѣнія), что не по другому чему, какъ по особенному попущенію и особенной любви Божіей праведникъ, первый, уловляется сѣтями смерти и испытываетъ на себѣ дѣйствіе ея тиранніи.
Печатается по изданiю: Фотія, Святѣйшаго Патріарха Константинопольскаго, Письма. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1846 г. – Часть II. – с. 7-9.
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.