Слово отцов

Журнал Слово О проекте Новости Карта портала Ссылки Контакты
Поиск:
Слово отцов
Человек Слова
Голос Слова
Мир слова
Слово эксперта
Памяти отцов посвящается

  Слово отцов

Слово в неделю святых жен мироносиц

Святитель Димитрий Ростовский Версия для печати

Слово в неделю святых жен мироносиц

"Иисуса ищете Назарянина распятого, воста, несть зде" (Мк. 16, 6)

Святым мироносницам, во гробе Христа ищущим, сказует ангел, яко несть его в мертвых, воста, нет зде, слышателие возлюбленнии! Не ищите, глаголет, во гробе источившего рабы, животодавца между мертвыми не испытуйте, не взыскуйте нетленного во Тли, не даде бо Бог Отец Сыну своему видети истления. Воста, несть зде.

Несть зде: где же есть? Кто нам скажет? Любопытствовал в прошедшую неделю св. Фома, желая точно уведать и увериться в воскресении Христовом, и говорил: "аще не вижу, аще не осяжу не иму веры (Иоан. 20, 25)! В нынешнюю же неделю аз грешный любопытствовати хощу, и искати, и уведати: где ныне Христос обретается? На коем месте?. Между коими лицами и чинами?

Речет кто богословски: всюду есть Христос. яко Бог везде сый и вся исполняяй. Аще и везде есть Христос, Бог наш всемогущею и всесодержательною силой своею, обаче благоволением и благодатию своей не везде обитает, инде есть, а инде не бывал, а инде быв, отъиде, глаголя: се оставляется дом ваш пуст. Воста, несть зде. Где же бы подлинно уведати место обитания Его?

Сказует псаломник "Господь во храме святем Своем" (Псал. 10, 3). Но правду Божию говоря, иногда в рукотворенных храмах и не изволяет обитать Господь, когда неблагоговейные и неимущие страха Божия люди дом Его святый разбойническим делают вертепом, как Сам говорит: "дом Мой, дом молитвы, вы же сотвористе его вертеп разбойником" (Мф. 21, 13). Соберутся люди в храм будто на молитву, а между собою молвят и празднословят о постороннем, - или о купле, или о бранях, или о пиршествахъ, - осуждают других, мечтают о жене, о детях, о деньгах, а ин стоя дремлет, а ин скверная и злая помышляет. И те люди храм молитвы не храмом, а вертепом некиим делают. И можно тогда сказать, что нет тамо Христа. "Воста, несть зде!"

Было то время, когда Господь наш сотворил бич от вервий, - и изгна вся продающая и купующая в церкви (Иоан. 2, 15). Но, о Господи, уже прошло то время Твое,
когда Ты изгонял безчинников от святого Твоего храма: ныне наше окаянное время настало; уже мы Тебя изгоняем, а храм Твой претворяем в вертеп разбойников!

Несть зде; где же есть? "Вышний не в рукотворенных живет храмех", говорит св. Стефан (Деян. 7, 48). А где тот нерукотворенный храм Вышнего? Каждый человек одушевленный, просвещенный святым крещением, есть храм Божий, по свидетельству апостола: "храм Божий есте вы" (1 Кор. 3, 7)! Итак во всяком христианском человеке можно бы искати Христа обитающего, и сказать "есть зде!" Но и cиe сомнительно есть, не известно, не подлинно есть. Многие крещением и правоверием просвещены; но мало таких, в коих бы Христос, яко в истом Своем обитал храме. И вор крещен, и разбойник, и прелюбодей, и каждый злодей правоверием просвещен: но Христа в них не спрашивай. - Несть зде! разве давно некогда был, когда младенческие дни вор имел; и как пришел в возраст, и начал воровати, —aбиe отыде от него Христос: "воста, несть зде!"

Иной взором и добродетелен видится, но тайная его Бог весть: ибо говорит негде апостол: "бываемая от них отай срамно есть и глаголати" (Еф. 5, 12). Не скоро и здесь Христос обрящется: "несть зде!" Иной показывается богомолом, иной подвижником, иной постником, нищелюбивым, иной иное что доброе делающим; но, если все то делает он из тщеславия, из того чтобы показаться пред людьми, — и тамо не ищи Христа: "несть зде!"

Где же есть? Поищем Тебя, Господи. Поищем Тебя например, в чине духовном. В нем-то бы и быть Христу, как в Своих истых служителях, образ Христов носящих. Но и здесь не всегда Христа найдем; ибо и из духовных иной своих си ищет, себе добра желает, а не людям пользы; себя пасет, а не стадо Христово. Посмотря, во-первых, на высочайший чин духовный,- спросил бы я кого (чтобы сказал правду), с каким намерением и желанием пришел ты в высокость сего пречестнейшего сана духовного,—для одной ли славы и чести Божией, или и своея ради славы и чести? Для приобретения ли душ человеческих во спасение, или своего ради приобретения, — чтоб был богат? Овцы ли Христовы пасти, или себя довольно питати? Поистине, не один нашелся бы, который пришел в тот сан не столько для славы и чести Божией, сколько для своего прославления, не столько для пользы людей, сколько для своей корысти. Простите мне, о превысочайшие власти духовные, что я так говорю! Не о всех говорю, а только о некоторых, в числе коих, может быть, и я нахожусь. Знаю лица превысочайшего чина духовного, которые суть ангелы во плоти; обаче между теми ангелами может обрестися и человек, немощам подлежащий. Ангелам убо безпорочным блюдется честь и венец от начальника пастырей; а приопорокованным ангелам (как и мне грешному), подпадшим немощи человеческой, говорится от Господа, иному cиe: "имам нечто на тя мало" (Апок. 2, 14); иному cиe: "вем твоя дела: имя имаши, яко жив, а мертв еси" (—3, 1); иному же cиe: "ни студен еси, ни тепл; изблевати тя имам от уст моих" (—15 и 16).

Посмотрим, во-вторых, в низший чин духовный—на мирских иереев и диаконов, ища в них Христа. Спросить бы и их каждого особо: что привело тебя в чин священный, — то ли, чтоб спасти себя и других? Нет, — но чтоб прокормить жену и детей и домашних. И то правда, что служащие алтарю от алтаря должны питаться; однако, если кто для одного только пропитания, а не больше для славы Божией и спасения душ принимал на себя св. сан, в таковом трудно сыскать Христа. Иной, взяв ключ разумения, сам не входит и входящим возбраняет; а иной, вовсе не взявши ключа разумения весьма неделен в звании своем пребывает, не только овец своих не приводит ко спасению, но и сам не разумевает пути спасения. Не скоро в таких людях сыскать Христа, "воста, нестъ зде"!

Где же есть? Пошли бы мы в монастыри искать Христа: но и в тех ныне многие попортились; токмо клопот да ропот, печаль да воздыхание. "Воста, нестъ зде"!

Разве не нашелся ли бы Христос в людях великих, в боярах и судиях, на правде посажденных. Пошли бы мы к ним искать Христа, но—там недоступно; скажут: не пора, иным временем придешь. А ныне что и ходить к ним; ибо говорит Писание: "изыде беззаконие от судей и старец". В таких людях едва ли когда и бывал Христос, понеже от нынешних времен злых и они сделались злы, и правда в них скудна, и милocepдия ни мало. А где нет правды ни милосердия, там и Христа не ищи: "нестъ зде"!

Поищем ли Христа в простом народе? Но где более воровства, если не в простом народе? Тамо татьбы, тамо убийства, тамо молвы и мятежи. Если же и есть в народе какие-нибудь богобоязливые и добрые человеки; то и они в нынешнее время за своими делами и утеснением, и Бога забыли, и от молитвы отстали.

Где же обрести Христа? поистине Бог весть. Разве сетовать с Магдалиною, глаголющею: "взяша Господа моего, и не вем где положиша Его" (Иоан. 20, 13). Грехи наши взяли от нас Господа нашего—и не знаем где искать Его.

О вы страждущие в крайних бедах! К вам обращаю слово мое; в вас ныне Христос, как в Своих членах, если только вы с благодарностию переносите свои несчастия. Вы—новые мученики последних сих времен. Вам соплетаются венцы небесные; только не изнемогайте в терпении, но взирайте на страдания Господа своего, и на Его святую волю полагайтесь, говоря: "буди воля Твоя, Господи"! А Господь с любовию обитает посреди вас, хотя и невидимо. "Есть зде"!

Любит Господь плачущих, а вы всегда в слезах. Итак, в вас Он живет. "Есть зде"!

Любит Господь алчущих и жаждущих, а у вас мало, что есть и пить; у иного и на половину недостает хлеба. Итак, в вас Он обитает. "Есть зде"!

Любит Господь страждущих безвинно; а в вас и не исчислить того страдания: иных до крови биют, иных на правежах мучат; и уже в ином едва душа держится в теле. В вас убо Господь вселяется, смотря на ваше злострадание и за то готовя вам вечную отраду.

О новые страдальцы! Молю вас и увещеваю, не изнемогайте в терпении, но благодарите Христа своего; а Он в вас есть, и будет, и пребудет. Аминь.

Сборник проповеднических образцов. – СПб, 1912, с. 243-246.


Версия для печати


 
Rambler's Top100