|
 |
 |
СВЯТИТЕЛЬ
ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) |
 |
Письма к мирянам |
 |
Письмо № 214
О самоотвержении
Какая легкость, какое благополучие, какая блаженная чистота в душе, когда человек не останавливает в себе чувств расположения к нему ближних, но служит только проводником их к святому, чистому небу! когда он говорит Богу о возлюбленных своих: «Боже! Они - Твое достояние, - Твои создания! Твое тебе принадлежит, а я - что? Кратковременный странник на земле, внезапно на ней являющийся и внезапно с нея изчезающий». Кто таким образом очищает любовь от самолюбия и пристрастия, тот обретает в себе чистую любовь, любовь в Боге. Для приобретения этой любви заповедано нам самоотвержение; такое значение имеют слова Господа: «Иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» (Матф. 16, 25). В этих словах повеление соединено с обетованием.
Напротив того, кто вздумает найти душу свою в исполненном обольщений мире, т.е. захочет исполнять свои неочищенныя пожелания, тот погубит ее. В самоотвержении - спасение.
Покорите ум Ваш Христу, Когда ум покорится Христу, то не будем оправдывать ни себя, ни сердца. Когда оправдания оскудеют у сердца, - оно приходит в состояние смирения и умиления. «.Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»; а оправдания - ужасная греховная смерть.
Молился так святый Давид и так научает нас молиться:
"Не уклони сердце в словеса лукавствия, непшевати вины о гресех». «Непщевати вины о гресех» значит приводить извинения, оправдываться в своих согрешениях. Мысли и слова, в которых изображается это оправдание, названы «словеса лукавствия». Лукаво старается грешник обмануть себя и людей! лукаво старается он представиться праведником пред собою и пред людьми! Оправдаться пред людьми, скрыть пред ними грех свой заставляет иногда самая необходимость, польза ближняго, котораго мог бы соблазнить грех наш. Оправдываться пред собою, обольщать, заглушать свою совесть, - всегда беззаконно, всегда бедственно; усвоившияся «словеса лукавствия» соделывают человека ожесточенным фарисеем, способным на всякое преступление. Оправдание в согрешениях, не нуждающееся в вымыслах и многословии, оправдание, всегда принимаемое Богом - покаяние.
От лица покаяния бежит всякий грех; никакой грех не может устоять пред всемогущим покаянием. Покаяние - евангельскоя добродетель, дар Божий безценный, купленный для нас ценою крови Сына Божия, - этою ценою, выкупающей всякое наше согрешение.
Решитесь сначала, хотя по уму, отречься себя ради Христа, лишите ум Ваш пагубнаго, безтолковаго самовластия, подчините его заповедям Христовым, подчините его Евангелию. Начало самоотвержения - в уме: покорившись Христу, он постепенно приведет к этой блаженной покорности и сердце и тело.
Самоотвержение страшно при первом, поверхностном взгляде на него. Но только что человек решится на него, как и ощутит в душе необыкновенную легкость и свободу: легкость, свобода - свидетели истины.
|
 |