Братство св. Александра Невского
Братство св. Александра Невского   Библиотека    
Братство св. Александра Невского Напишите нам письмоНа главную страницу
Братство св. Александра Невского

Письмо N
Поиск

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ)
Письма к монашествующим

Письмо № 16

К ЕПИСКОПУ ФЕОФАНУ ЗАТВОРНИКУ. К вопросу о природе ангелов и совет Епископу Феофану без призвания Божия не оставлять кафедру

Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец!
     Приношу Вам искреннейшую благодарность за откровен­ное письмо Ваше от 29 Мая. Отвечаю на него с такою же откровенностию.
     По вступлении моем в жизнь аскетическую и, потом в монастырь, хотя и случались со мною разные опыты, свойственные этому пути, но о душе и духах я имел понятие неопределенное, признавая и называя их по общему поверх­ностному пониманию безплотными и невещественными; нужды входить в дальнейшее разсматривание не представ­лялось. Вступил я в монастырь в 1824-м году, а начал заниматься Писанием и Отцами гораздо раньше, можно сказать с детства. С 1843 года, независимо от меня, необходимость заставила вникать подробнее и точнее в значение души и сотворенных духов. Справедливо сказал Антоний Великий, что это познание крайне нужно для подвижников. Особенно нуждаются в нем те подвижники, которые в подвиге своем введены перстом Божиим в брань с духами. Да и для всех оно имеет существенную пользу: лучше ознакомиться с миром духов прежде смерти, нежели при наступлении смерти, как ознакомились многие к величайшему удивлению и ужасу своему, в противность понятиям заимствованным у западных мечтателей. Опыт доказывает верность учения Отцов со всею решительностию. Темное и загадочное делается очень ясным и простым. - Чтож касается до слова эфир. то химия называет этим словом материю, совершенно отличную от газов, принадле­жащих земле, несравненно тончайшую, но неопределенную, вовсе неизвестную человекам. Существование же ея призна­ется по той необходимой причине, что пространство за земною атмосферою, как и вообще всякое пространство, не может быть чуждым материи. В собственном смысле - невеществен Один, необъемлемый пространством - Бог. Духи сотворенныя безплотны по отношению к нам. Но естество их, как и естество души, пребывает неопределенным для нас по невозможности определить его. Наука признает невозможным определение нашего тела, равно как и всех тел, имеющих органическую силу - жизнь. Мечта Декарта о независимости духов от пространства и времени - решительная нелепость. Все ограниченное, по необходимости зависит от пространства.
     Паства Ваша пользуется обильно назидательным словом и примером Вашим. Если Промысл Божий поставил Вас на свещнике, - зачем сходить с него без призвания Божия? Может быть, в свое время, откроется это призвание! Может быть все обстаятольства единогласно выразят его! Тогда оставите мирно кафедру Вашу, тогда уйдете мирно в келлию - преддверие вечности. Пребывая в келлии, не будете трево­житься мыслию при келлейных искушениях, что эти искуше­ния последовали за предупреждение воли и указаний Божиих. Простите за слово любви!
     Поручаю себя Вашим Святительским молитвам. Силы мои и здоровье оскудели до крайности, до невероятия; но Милосердый Господь отлагает призыв на Суд Свой, ведая мою неготовность и даруя время на покаяние. С чувствами и проч. Ваше Преосвященства Милостивейшаго Архипастыря и Отца покорнейшим послушником Епископ Игнатий
     4 июня 1865

Предыдущее письмо К оглавлению Следующее письмо
?аверх?апишите нам письмо?а главную страницу