|
 |
 |
СВЯТИТЕЛЬ
ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) |
 |
Письма к монашествующим |
 |
Письмо № 157
К брату, занимающемуся умною молитвою. Наставление в духовной жизни
Первое письмо твое от 7-го сентября я получил. Уже много было написано в ответ на него в письме моем от 5-го, И поэтому я положил себе: дождаться ответа, и тогда на два твои письма отвечать вместе - что Бог вложит в мое недостойное сердце, у котораго в распоряжении едва пишущая от слабости рука. - Я постоянно болен и хил, в особенности по зимам; ныне же вдобавок принимаю лекарство, которое врачует боли, но ослабляет силы. - Думал я написать некоторыя подробности о духовном делании, тебе идущем. Останавливаюсь исполнить это до другого времени; спешу, получа второе твое письмо, способствовать сколько-нибудь, с Божиею помощию, возстановлению в тебе нарушеннаго спокойствия душевнаго. И ты просишь меня поспешить ответом.
«Иди скоро», - сказал Господь Моисею, внимавшему Его Таинственным учениям в уединении, на вершине горы Синайской, в уединении мрака, произведеннаго низшедшими на гору небесными облаками: «сниди отсюду, беззаконоваша бо людие твои, ихже извел из земли Египетския: преступиша с пути скоро, егоже заповедал оси им: сотвориша себе тельиа, и поклонишася ему, и пожроша ему» (Исх. 32, 7, 8). Знай, что человек, когда находится вне состояния мира, находится в состоянии неправильном по отношению к закону Христову, в состоянии самообольщения и заблуждения, в кумиро-служении.
Смотрю на кипящия в тебе волны - и нет от них никакой печали в моем сердце; оне не устрашают моего сердца, не приводят его в сомнение. Мое сердце спокойно; - мало того: оно ощущает утешение духовное. От чего бы это было? Мое сердце - чувствительно по природе; оно не может быть холодным и равнодушным. Скажу тебе от чего: а нем действует с убедительностию извещение, что есть к тебе милость Божия. Вышло такое определение о тебе от горняго Престола Царя Царей. Не устрашись бурь, не ослабей от них: оне - признак добрый. Тебя скоро осенит помощь Божия; на весы твоего сердца положится тяжеловесное духовное сокровище, от чего противуположная чаша, земных скорбей и утешений сделается без весу. Поверь моему сердцу!... Не знаю, стоит ли оно доверия, но уверяет так сильно, что я, оставя всякое соображение и умствование, пишу - что внушает мне, велит писать сердце. Вижу пристань духовную, приготовленную тебе Всеблагим Богом, тебя ожидающую. Но Он, Многомилостивый и, Всепремудрый, попускает тебе сперва потрудиться в волнах, чтоб ты утомился, умучился в борьбе с ними, - дал цену пристани. Человек не дает должной цены тому, что достается ему Ценою слишком дешевою. Не была-ли пристань - рай? И этой пристани человек не дал цены, был недоволен ею, - захотелось большаго, несбыточнаго!...
Получив твое письмо, я прочитал его; спустя несколько часов прочитал еще раз, и, когда сердце мое отделило шум слов и выражений от голоса души, взял перо, обмакиваю его, больше, кажется, в сердце, чем в чернила, - отвечаю тебе. Прости мою нескромность, которую позволяю себе для твоего ободрения: меня объемлет невыразимое духовное, просветительное утешение, поглощающее в сладости своей мой ум, соделывающее вдохновенным мое сердце. Из среды этого утешения пишу тебе!... «И ныне, Израилю, послушай оправданий и судов, елика аз учу вас днесь делати, да поживете и умножитеся, и вшедше, наследите землю, юже Господь Бог отец ваших дает вам в наследие», - говорил Израилю его Законодатель - Боговидец (Второзак. 4, 1).
Пишет к тебе искушенный волнами многими, бурями многими, многими пропастями и подводными камнями, - хотя и доселе неискушенный, - искушаемый скорбями многими с того самаго времени, как только себя помню. Много я страдал! - страдал наиболее из-за своей пламенной крови, - из-за своей пламенной любви к ближнему, любви, соединенной, казалось мне, с чистым, полным самоотвержением, - из-за расположения к справедливости, чести, - из-за своего плотскаго разума. И теперь должен смотреть и смотреть за своею кровию; без этого она как раз похитит у моего сердца святой мир, отнимет меня из водительства Святаго Духа» предаст водительству сатаны.
Знай: Бог. управляет миром; у Него нет неправды. Но правда Его отличается от правды человеческой. Бог отверг правду человеческую, и она - грех, беззаконие, падение. Бог установил Свою всесвятую правду, правду Креста, - Ею отверзает нам небо. Ему благоугодно, чтоб мы входили в Царство Небесное многими скорбями. Образ исполнения этой Правды Бог подал Собою: Он, вочеловечившись единою из покланяемых Ипостасей Своих, подчинил Себя всем разнородным уничижениям и оскорблениям. Святейшее Лице Его подвергалось заушениям и заплеваниям. Не отвратил Он от них Лица Своего. Он вменился с беззаконными; в числе их, вместе с ними осужден на поносную, торговую казнь, предан ей; - какими-же людьми? - гнуснейшими злодеями и лицемерами. - Все мы безответные пред этой всевысшею Правдою; - или должны ей последовать, или к нам отнесутся слова: «И же не приимет креста своего и в след Мне грядет, - честь Мене достоин»... «Иже несть со Мною, на Мя есть» (Матф. 10, 38; 12, 30).
Против правды Христовой, которая - Его Крест, вооружается правда испорченнаго естества нашего. Бунтуют против Креста плоть и кровь наши. Крест призывает плоть к распятию, требует пролития крови; а им надо сохраниться, усилиться, властвовать, наслаждаться. Путь к кресту - весь из бед, поношений, лишений; оне не хотят идти по этому пути; оне - горды, оне хотят процветать, величаться. Понимаешь-ли, что плоть и кровь - горды? Всмотрись на украшенную плоть, на обильную кровь, - как оне напыщенны и надменны! - Не без причины заповеданы нам нищета и пост!
Не устрашись слов моих: оне по наружности, с перваго взгляду, - страшны, жестоки. Исполнишь спасительный совет мой - и обретешь мир, исцеление сердцу твоему. Твое расположение к Н. болезненное. Воню твоего сердца обонял я, бывши у Вас в обители: - потом при получении перваго письма твоего; во втором же письме душа твоя сама сознает его: болезнует, мучится, мечется, стонет. Писал я тебе, свидетельствуясь деланием и учением святых Отцов, что желающий перейти из плотскаго сословия в духовное, должен умереть для всех человеков. - Какая смерть без болезней! - При свидании я тебе сказал: «ты должен быть один». Сердце твое, ум, сознали справедливость произнесеннаго; но услышала кровь твой приговор смертный на нее - и ужаснулась. Я понимал это; - не останавливался, не останавливаюсь сказать истину, необходимую для твоего спасения и преуспеяния. Услышь, услышь голос грешника, слово грешника, голос и слово, избранные Богом в орудие твоего оживления в Духе, - и, хотя б то было с пролитием кроваваго пота, исполни их. Мечем и луком твоим отними у Аммореев землю, отдай ее Сыну возлюбленному Отца, таинственному Иосифу, - Христу. Так сделал преобразовательно святый Патриарх Иаков (Быт. 48, 22). Землею - называю твое сердце; Аммореями - кровь, плоть, злых духов, завладевших этою землею. У них надо отнять ее душевным подвигом, т.е. деланием умным и сердечным. Как и чем исцелить твое болезненное расположение? Ты веришь Спасителю? - Ты веришь словам Его? - Он сказал: «Вам же и власи главный вси изочтени суть» (Матф. 10, 30); так бдителен, заботлив до мелочной подробности Промысл о нас Всеблагаго Бога нашего! Бог, столько о нас заботящийся, имеющий на счету все волосы наши, - смотрит: первомученика Стефана побивают камнями, - и не препятствует убийству. - Зрит: Апостолы умирают ежедневно, страдают непрестанно, оканчивают земное течение свое насильственною смертию. - Взирает: и тысячи тысяч мучеников претерпевают отсечение, строгание, ломание членов, продолжительное заключение в смрадных и душных темницах, убийственныя работы в рудокописях, сожигание на кострах, замерзание в озере, потопление в водах.. --Он смотрит: иноки совершают невидимое мученичество в борьбе с плотию и кровию, с нечистыми духами, с людьми любителями мира, с бесчисленными лишениями телесными и душевными. На все это Он, Человеколюбец и Всемогущий взирает. От всех скорбей Он мог бы избавить избранных Своих, но не делает этого; - возвещает рабам Своим: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лук. 21, 19)... «Претерпевши же до конца, той спасется» (Матф. 24, 13). «Кто-ж поколеблется, о том неблаговолит душа Моя» (Евр. 10, 38).
Просили сыны Зеведеевы у Господа престолов славы; - Господь даровал им «чашу Свою». Чаша Христова - дар Христов, подаемый Им любимым Его, избранным Его. Чаша Христова - условие, залог вечнаго блаженства. Чаша Христова - страдания. «Посему познается, - говорит св. Исаак Сирский; - особенный Промысл Божий над человеком, когда этому человеку пошлются непрестанныя скорби». В заключение употреблю слова св. Апостола Петра: «Темже и страждущий по воле Божией, яко верну Зиждителю, да предадят души своя во благотворении» (1 Петр. 4, 19).
Основываясь на вышесказанном, утверждаю: Н. под особенным Промыслом Божиим; все совершающееся над Ним - пред взорами Бога, по попущению Бога, его Создателя, Искупителя и Владыки... Неужели ты еще не увидел Бога в Промысле Его и управлении Его?... Благоговейно отступи ничтожная пылинка!... останови руку, дерзостно простирающуюся с рукою Божиею к браздам правления судьбами человека! - Остановись!... вытрезви твой ум, упоенный порывами, волнением крови: больное твое сердце представило тебе Бога, покинувшим бразды, Ему Единому принадлежащия, - забывшим Свое святейшее обещание...
Приступи же к врачеванию прокаженной и расслабленной, беснующейся души. твоей. Опираясь на веру, на живую веру, ежедневно вставай - сперва по нескольку раз в день, раза три или четыре - в течении краткой минуты на колени, говори Господу: «Господи! Н., котораго я думал так любить, думал так уважать, - называл, обманываясь, моим, - Твой, Твое создание, Твоя собственность. Он Твой - Всеблагаго Творца и Владыки своего! Ты Всеблаг: хочешь устроить для него все благое. Ты Всесилен: все можешь для него устроить, что ни восхочешь. Ты Всепремудр: путей твоих духовных, судеб Твоих, изследовать, постичь человеку невозможно... А я - кто? - Пылинка, горсть земли, сегодня существующая, завтра исчезающая. Какую могу принести ему пользу? - Могу лишь более повредить ему и себе моими порывами, которые кровь, которые грехи. {1редаю его в Твою волю и власть! Он уже есть, всегда был в Твоей полной воле и власти; но этого доселе не видел слепотствующий ум мой. Возвращаю Тебе Твое достояние, которое безумно похищал я у Тебя обольщавшим меня мнением моим и мечтанием. Исцели мое сердце, которое думало любить, но которое только больно: потому что любит вне- Твоих святых заповедей, с нарушением святаго мира, с нарушением любви к Тебе и ближним». - И врагов нам поведено любить; и нарушение любви к ним есть нарушение заповеди, нарушение любви к ближнему. Встав с колен, повторяй несколько раз неспешно: «Господи! предаю его, себя, всех святой воле Твоей; буди во всем воля Твоя! За все - слава Тебе!» Когда с людьми, и увидишь, что приближается к душе невидимое искушение, то повторяй мыслпю вышесказанным слова. Когда видишь неустройство мира и Вашего маленькаго мира - монастыря, повторяй слова: «Госп^и! Ты, Всесильный, все это видишь; да будет поля Гвоя, да совершаются недомыслимыя судьбы Твои. А я - кто, пылинка, - чтоб мне вмешиваться в Твое непостижимое управление!»
Сын Божий сказал о Себе: «Сын Человеческий предается в руу,е грешников» (Матф. 26, 45). Если Он, Всесвятый, предаетря в эти руки, - что страннаго, когда грешник предается в руки подобных ему грешников? Научимся говорить подобно распятому близ Христа грешнику: «Приемлю достойное по делом моим; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
И Н. должен также поступать относительно тебя, - предавать тебя Богу, Его воле. Его Промыслу. Для духов-наго руководства он слаб, - влечется твоею немрщию. А в немощи твоей большая сила крови, красноречивой, крови, возстающей против духовнаго закона: - кто не ощутил в себе явнаго духовнаго действия, дарующаго свободу, независимость, тому не выстоять против напора твоей крови. «Ты должен быть один». Для тебя сказал я это; - сказал и повторяю: Те, которым поверяешь твои брани, повредятся - и, может быть, неисцельно. Мой жребий был - постоянное одиночество; - был и есть. Что делать? Претерпим тягость уединения. Увидев его, увидев сиротство наше на земле, Дух Святый, в Свое, известное Ему время, придет к нам. Тогда будешь не один и порадуешься тому, что . был один. Умертвите взаимное пристрастие истинным смирением, которое предложено в вышенаписанных молитвах Боговидения. Не должно Вам безвременно, по влечению нежнаго чувства, т.е. глупой крови, учащать друг к другу. Не будь Нежен! Не позволяй себе разнеживаться! Будь истинный муж! В противном случае, чтоб не постыдили нас жены, не причислили нас к женам по причине нашей слабости! Так некоторая Преподобная инокиня сказала нерадивым, некрепким инокам: «Вы - жены!» Имею основание искать от тебя этого. Дай! - потому что можешь дать.
Когда придут тебе помыслы ревности и нежности к Н., а ему к тебе, говорите сами себе: «Господи, он Твой! а я что?» - Когда же усилится брань, - к себе в келлию и на колени!... Подвизаясь так Вы ощутите по милости Божией исцеление от пристрастия друг к другу, которым сердца Ваши лишены свободы; они в плену и от того в муке. Время Ваше и здоровье теряются в пустых смущениях и бесплодных мучениях. Когда Бог дарует Вам исцеление от пристрастия и Вы ощутите свободу и легкость, тогда познаете, что настоящее Ваше состояние было «искушение», было состояние ложное, а не духовное, - и потому греховное, Богопротивное. Малости, незаметныя в мирской жизни, в монастырской делаются уже не малостями, но весьма важными недостатками, могущими нанести неисцельный вред, - не только остановить, прекратить всякое духовное преуспеяние, но и сделать жительство в монастыре вполне безплодным. В особенности это относится к монашествующим, которым на ниве Христовой досталась в удел для возделания - умная молитва и прочие сопряженные с нею подвиги внутренние.
Краткия слова вышенаписанных молитв и смиреннословия, которыми должно вращать чаще пред лицем души, чтоб не успели насесть на него разный насекомыя и изъязвить его, - принадлежат к числу сильных и действительных орудий душевнаго невидимаго подвига. Употребление этих и подобных орудий называется деланием, которым зиждутся стены Иерусалима душевнаго, - разсьшаются стены градов иноплеменников, построенныя ими в сердце нашем. «Ты должен быть один!...» «Умри для человеков»... Да падут под острием меча Левитов, верных Богу, их родныя братья и соседи, поклонники кумира. Помыслами и чувствованиями, служителями Бога, да истребятся из души помыслы и чувствования, служители греха. Родители их одни и те же: ум и сердце; потому они - братья. Они - ближние и соседи: потому что имеют вид близкий к добру и очень к ним привязано сердце. Когда, по повелению Моисея, сыны Левия препоясали каждый меч свой по бедре и прошли по всему стану Израильскому от врат до врат, убивая каждый ближняго своего и» соседа своего; то сказал им Моисей: «Наполните руки ваши днесь Господу, кийждо в сыне своем и в брате своем, да дастся на вас благословение» (Исх. 32, 29). И ты поступи так, - да дастся на тебя благословение. Если же не умрешь для людей, если будешь дозволять сердцу своему увлекаться, пленяться пустыми привязанностями, - всю жизнь твою будешь пресмыкаться по земле, не сподобишься ничего духовнаго: кости твои падут вне земли обетованной.
Не устрашись ни подвига, ни сражения, ни исполинов! Не пощади, как истинный Израильтянин, как истинный Левит, ни братьев, ни сынов, ни дщерей, ни соседей и ближних! Не тронься сожалением к крови, убивающей вечною смертию снисходительных к ней! - За мечь, Леонид, за меч! - На бой, на бой отчаянный! На бой упорный, постоянный, доколе не увенчает его решительная победа! «Лучше смерть в подвиге, - сказал св. Исаак, - нежели жизнь в падении». - И что за жизнь - жизнь в грехе. Не стоит она названия - жизни; назвало ее Писание смертию; она - начаток смерти вечной, может быть и смертию вечною, если не умертвится жизнию о Христе. - Сколько дряхлых старцев, нежных дев, слабых детей остались победителями? - Неужели и ты позволишь двоедушию поколебать себя, выпустишь из рук победу и венец вечнаго торжества за цену мгновеннаго, мучительнаго колебания, которое обольстительно, насмешливо, ругательно силится представиться нам наслаждением добродетели. Не убойся твердынь греховнаго града: с постоянством «укрепи брань твою на град, - говорит Писание, - и раскопай и»... Да увижу на тебе венец победы, венец Духа, венчающий сперва главу твою, а потом и сердце! Да истекут из них источники воды живой! Из этих источников да пьешь, во-первых, сам до сытости и пресыщения; да пьют от них и насытятся, и восхвалят Господа все, которых привлечет к тебе жажда Слова Божия. Любовь духовная ближних да вознаградит тебя сторицею за умерщвление кровяной любви. До обновления же - будь один; до него соединение особенною любовию с кем-нибудь - говорю в духовном отношении - «блуд». После обновления является истинная любовь к ближним, святая, духовная: она Вся в Боге; она - видение духовное. Стоит пролить кровь, Когда за нее дается безмерное сокровище - Дух. Но принятии Духа человек увидит ясно, - кровь - Богопротивная, смрадная мерзость. И потому говорит Писание: «Проклят возбраняли мечу своему от крове». - Умри, умри! - и погребись... чтоб наследовать святое воскресение души Духом Божиим.
Как ты не должен сообщать другим своих браней и искушений душевных; так не должен выслушивать брани и искушения других. Частная тому причина: твоя сильная, горячая кровь. Ты передаешь сильно и воспринимаешь сильно. От того твоими возмущениями очень потрясаешь других и сам очень потрясаешься от сообщаемых другими скорбей их. - Вторая причина заключается в общем правиле для всех подвижников: брани душевной невозможно обнять и объяснить естественным разумом: потому что все естество наше - в падении. Для этого нужен разум духовный, т.е. явившийся в человеке от действия Духа. И потому только духовный способен выслушать брань ближняго и преподать ему спасительный совет; а держимый во мраке страстей еще не способен к этому. Умолкни, умолкни! Сперва надо умолчать, по совету святаго Псалмопевца, о самых благах; - тогда уже должно не возбранять устам своим, когда в поучении ума, т.е. в непрестанно рождающихся в уме мыслях, возгорится огнь Божественный.
Пишешь: «Бросить Н. - это бросить в лице его Самаго Христа, обнаженнаго, изъязвленнаго, привязаннаго к столбу темничному? Не бросит ли и Он меня тогда?» и проч. - Видишь, как красноречива кровь твоя. Кто не увлечется ею! Ты, как Цицерон, можешь выпросить милость у Кесаря самому ненавистному для него Аппию Милону, - как Демосфен можешь поднять всю Грецию на Филиппа!... Пощади немощных! Не устремляй на них твоего слова сильнаго!... Пощади и немощнаго, так живо чувствующаго и выражающаго страдания других, - живее, нежели они сами! - В твои прекрасныя выражения облеклись, так называемыя монашествующими святыми Отцами - «оправдания». Оправдание - личина добродетели, которою ловитель душ наших прикрывает разставляемью им сети для ума и сердца нашего. О избавлении от оправданий мы молимся с коленопреклонением: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех». Говорил св. Пимен Великий о естественной, падшей воле нашей и о оправданиях: «Своя воля человеческая есть стена медная между им и Богом, камень противуударяющий. Если человек оставит свою волю, то и он скажет: «О Бозе моем прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его». Если же к воле присоединится оправдание, то погибает человек». Твоя «своя воля»: наклонность сердца к Н.; оправдания помогают твоему пристрастию; - мыслишь, говоришь, невидимому Божественно, а мучишься ужасно, - можешь, если не примешь мер, очень повредиться, повредиться неисцельно. За простоту и искренность твоего сердца Бог посылает тебе руку помощи!... Понимаешь ли что сердце у тебя самое простое? Ничего в нем нет сложнаго. Не годишься для мира: там нужны хитрые. Гы можешь быть хитрым и скрытным только тогда, когда молчишь. Приучись к молчанию: оно необходимо тебе и для духовнаго подвига и для отстранения наружных, безплодных скорбей. Твое сердце для Бога! Твое сердце для Духа Святаго: Он любит почивать в сердцах простых и незлобивых. Гы и незлобив; - только тебя сбивает кровь твоя. Уйми ее смирением и молчанием. Смотри чаще на Христа: «Се Отрок Мои, - свидетельствует о Нем Отец: Егоже изволих, Возлюбленный Мой, Наньже благоволи душа Моя: положу Дух Мой на Нем и суд языком возвестит: не проречет, ни возопиет; ниже услышит кто на распутиих гласа Его. Трости сокрушенны не преломит, и лена внемшася не угасит: дондеже изведет в победу суд. И на имя Его яэыцы уповати имут» (Матф. 12, 18-21).
С помыслами никогда не должно разсуждать. Может враг представить много логическаго, неопровержимаго, склонить наш ум к принятию лукавых, убийственных помыслов, замаскированных личиною добродетелей и благочестия. Пробным камнем помыслов для тебя да будет твое сердце. Как бы ни благовиден был помысл, но если отнимает «мир» у сердца, тонко приводит к нарушению «любви с ближними»,- он вражеский. Не спорь с ним, не разсуждай; - а то уловит и заставит вкусить от запрещеннаго древа; - вооружайся скорее против него, гони прочь от себя оружиями духовными: «Славословием Бога»,- «Благодарением Бога»,- «Преданием себя Его воле»,- «укорением и осуждением себя»,- «молитвою». Превосходное оружие при сильной брани: прийти в свою келлию, повергнуться на минуту пред Богом с прошением Его помощи и преданием себя Его воле. При сильной брани это повторяется несколько раз в день и - очень помогает.
Наблюдал ли ты за умом твоим? Изучал ли - какое его свойство? - У тебя ум не аналитический, который все разбирает по частям, анатомирует; и, после этой работы, выводит свое заключение. Большая часть умов человеческих имеют свойства анализа, и по этому свойству способны хитрить, ловко устраивать дела свои, строить козни. Твой ум без работы видит, обнимает предметы. Этот ум - для духовнаго'видения. - Вот еще что заметь в нем: он с свободою, наслаждением может пасть в прах пред величием Божества; но чтоб смириться пред ближним ему нужен труд над собою. Почему? - Потому что он по естеству своему имеет презрение ко всему подлому, пошлому, мелочному, - неспособен к изгибам и изворотам. Видя эти недостатки в ближнем, он презирает ближняго вместе с его недостатками. Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится пред каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа.
Все, крестившиеся во Христа, облечены во Христа. Чем бы и как бы они не оскверняли себя, риза Христова, до суда Христова, - на них. Необходимо признать себя хуже всех человеков: этого требует святое смирение. Апостол не просто сказал, что он - первый из грешников; был убежден в этом. И нам надо убедить себя: здесь предлежит работа и труд. Бог да дарует и мне и тебе совершить его. - По причине ума твоего, по причине его отдельнаго устройства, от большей части других умов, тебе придется понести, и вероятно несешь уже, некоторыя скорби. Редкий поймет ум твой. Видя его сметливость и бойкость, кто поймет, кто поверит, что он прост! Большая часть будет признавать тебя хитрым, с замыслами, подозревать тебя; придумывать на тебя и за тебя. Это неизбежно: аналитические умы не могут предположить даже существование ума без анализа, смотрящаго просто и ясно. Видя силу ума, они приписывают ее высшей степени анализа, - признают глубокую, утонченную, обдуманную хитрость в том, кто никогда не думает, - глядит с проницательною простотою на все, подлежащее ; взорам человеческим... Извини ближних. Мы все немощны. Исполнение закона Христова и состоит в том, чтоб носить великодушно, любовно и смиренно тяготы друг друга.
Доволен я, что ты мало читал книг религиозных: лучше - скрижали не записанныя, нежели исписанныя безтолково. Неужели мне придется писать на твоих? - Если так, - пусть будут начертаны на них не мертвыя слова человеческия, но живыя - Духа. Видя твою доверенность ко мне, присваиваю себе право присылать тебе, по возможности моей, книги святых Отцев, какия сочту для тебя полезными. Это «мое», «свое» даю тебе: таково было мое поведение: я напитывал себя и доселе напитываю исключительно чтением св. Отцев Восточной Церкви, тщательно хранясь, по их же святому совету, от книг, содержащих в себе лжеучение, которое содержат в себе все книги, написанныя вне спасительного лона единой истинной Церкви. Прими «мое», когда Бог возвестил тебе желать его. Не читай никаких инославных сочинителей: у них Дух Святый заменен кровию необузданною, пламенною; они могут завлечь в пропасть - и завлекают туда многих. Духа Святаго нет у них; у них свой дух, - мрачный, льстивый дух ереси темной и гордой. Упоминаемое тобою «действие», произведенное в тебе чтением Писания - какое впечатление имели на Иоанна Богослова и Мироносиц отдаленные звуки молотов, ударявших в гвозди при распятии Спасителя, было «кровяное». Пойми: потрясены были нервы. Таковыя действия отвергаются в духовном подвиге, называются «прелестными», т.е. происходящими от самообольщения и приводящими к нему: потому что оне не от благодати Божией, а собственное состояние человеческое, свойственное естеству нашему падшему, до котораго дойдено напряжением воображения, и чувствительности. Неопытные в духовной жизни приписывают такия состояния свои действию благодати; от сего является мнение о себе; усвоившееся мнение есть самообольщение или прелесть. Поэтому должно держать себя в состоянии ревности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв. - Не ударяй себя ни в грудь, ни в голову, для исторжения слез: такия слезы - от потрясения нервов, кровяныя, не просвещающия ума, не смягчающия сердца. Ожидай с покорностию слез от Бога. Какой-то святый, невидимый перст, какой-то тончайший помысл смирения, коснется сердца - и придет слеза тихая, слеза чистая, изменит душу, не изменит лица; от нея не покраснеют глаза, - кроткое спокойствие пролиется в выражение лица, соделает его Ангелоподобным.
Когда я дочитал в твоем письме до следующаго: «ни малейшаго луча благодати или признака добра не нахожу в том, о ком так громко и много говорили люди... И Ваше незлобивое сердце поверило молве и верно осудило в неправде мою раздражительность»...- я от души разсмеялся... Мне нужен письменный твой ответ, чтоб мне оправдаться пред самим собою. Я не доверяю никому так мало, как самому себе; не страшусь никого более, как самаго себя. Кто я, чтоб вести к Богу душу человеческую, созданную по образу и подобию Его? Моя душа заблудилась в пустыне, увязла в тимении. На заботы об ней нужно мне употребить Краткое время моего земнаго странствования. Таков я пред моими очами... Христос с тобою.
12 октября 1847
|
 |