Братство св. Александра Невского
Братство св. Александра Невского   Библиотека    
Братство св. Александра Невского Напишите нам письмоНа главную страницу
Братство св. Александра Невского

Письмо N
Поиск

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ)
Письма к монашествующим

Письмо № 166

К брату, подвергшемуся душевному смущению от обвинения ближних. Об обвинении себя, вреде безвременного покоя, должном отношении к ближним

«Возлюбиши искренняго твоего яко сам себе» (Матф. 22, 39), заповедует нам Слово Божие.
     В исполнении этой заповеди Евангелия предлагаю тебе врачество, которое всегда приносило пользу душе моей, когда душа моя прибегала к нему. Когда душа моя забывала об этом врачестве, искала облегчить болезнь свою оправданиями человеческими, думала разрешить задачу страданий человека на земли иначе нежели крестом Христовым; тогда она - лишь трудилась напрасно! Тогда мучения ея - только умножались и усиливались! Врачество, о котором я говорю «обвинение себя».
     Много прекрасных изречений о обвинении себя произнес Святый Пимен Великий. Прочитай их в книге, которая есть у тебя: «Достопамятное сказание о подвижничестве святых и блаженных Отцов».
     Инок, обвиняющий себя, устоит во всех напастях! Какая скорбь может сокрушить того, кто признал себя достойным всякой скорби? - того, кто всякую приходящую скорбь встречает словами блаженыаго разбойника: «достойное по делам моим приемлю; помяни меня. Господи, во Царствии Твоем!»
     Какой скорби устрашится тот, кто верует, что на него неуклонно взирает око Божие, что никакая скорбь не может прикоснуться к нему без попущения или мановения Божия? - Огради душу твою крестным знамением, и с верою пустись в море скорбей иноческих! Благополучный попутный ветер да надувает паруса твои, да несет быстро ладию души твоей в пристанище безстрастия и святыни. Этот ветер, дующий всегда благотворно, всегда постоянно, в одном направлении Божия Духа и Истины: учение Евангелия, учение св. Отцов Православной Церкви. Один из этих Отцов, св. Иоанн Лествичник, сказал: «кто отверг обличение, правильно или неправильно, тот отвергся своего спасения». Научись носить немощи ближних, угождать им ради Бога, а не себе, научись полагать душу свою за ближних твоих! научись претерпевать выговоры и оплевания! держись за обвинение себя, как упавший в воду держится за кинутую к нему веревку, - и избавишься от потопления в смущении и печали! Некий великий инок, наставник многочисленнаго собрания монашествующих в горе Нитрийской сказал: «Нужнейшее душевное далание инока: непрестанно обвинять себя». - Новый человек, описанный, изображенный в Евангелии, да снидет мало-помалу из Евангелия в твою душу, да изобразится в душе твоей. Да изгладятся из нея черты человека ветхаго, черты которыя получаем наследственно при рождении, которыя внезапно явились на душе нашего Праотца, согрешившего, - и обезобразили эту душу - дотоле образ совершенный Совершеннаго Бога. Из этого расстройства - все наши смущения и мучения, временныя и вечные! - Как безобразна душа, когда она в смущении! Как она прекрасна, когда спокойна! - еще прекраснее, когда завеет в ней благодатный мир от Господа. Это спокойствие, самый этот святой мир исходит в душу, обвиняющую себя, - и вот тому причина: «душу, которая будет обвинять себя, - сказал великий Пимен, - Господь возлюбит». Обвинять себя может только умерщвляющийся для человеков. Кто же попустит себе малейшее пристрастие к человеку, тот не возможет сохраниться в самоосуждении, а потому и в мире. Надо отдать всех людей Богу. Этому научает нас и Мерковь; она говорит: «сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Кто предаст себя и всех Богу, (тот может сохранить мертвость ко всем; без этой мертвости не может возсиять в душе духовное оживление. Если пребудешь верным Богу, и сохранишь умерщвление к человекам, то явится, в свое время, нетленное духовное сокровище в душе твоей, узришь воскресение души твоей действием Духа. Об этом плотские люди не могут составить никакого понятия. Когда же, в свое время, человек увидит себя измененным, возсозданным - удивляется, как бы вновь сотворенный, рассматривает страну Духа, в которую ввел его неожиданно Бог, недоумевает - за что-бы излилась такая милость Божия на ничтожное создание - человека.
     Не унывай при случившихся переменах. Никому из людей не свойственно постоянное, без всяких унижений, пребывание в добре: тем более не свойственно ато новоначальному! Отдай долг страстям! - сказал некоторый Святой Наставник монашествующих. Побеждения врачуй покаянием! Борьба нового человека с ветхим соделает тебя искусным в невидимых бранях, твердым, мужественным. Не желай преждевременно состояния спокойнаго! Во время войны воин обогащается корыстями. Да даст тебе Господь полную и славную победу над грехом, да даст состояние нерушимаго мира в свое, законное время. Всему есть время! Безвременно снятый плод хотя и с превосходного древа, - кисел, горек, жидок. Спокойствие безвременное - потеря, - не приобретение! - лишает драгоценных опытов, духовнаго преуспеяния и просвещения.
     Предай Богу скорбящего брата. Бог устроит о нем во благо, и изведет от печали душу его. - Сохраняет святую любовь к ближнему тот, кто имеет с ним общение ради Бога; сохраняет эту святую любовь и тот, кто ради Бога удаляется от таковаго общения. Наше естество повреждено падением: повреждена мм и наша естественная любовь. Поэтому, для исполнения условий святой любви надо руководствоваться не сердечными чувствами и влечениями, а велениями Евангелия, всесвятыми заповедями Господа нашего Иисуса Христа. Одна из таких заповедей говорит: «аще десная рука твоя соблазняет тя, отсецы ю, и верзи от себе» (Мф. 5, 30), т.е. если какой-нибудь человек, столько нужный и близкий тебе как правая рука, приносит тебе душевный вред, - прерви с ним общение. Так велит нам поступать заповедь Законоположителя совершенной любви. А мечты и чувствования нашего падшего сердца легко могут увлечь нас в пропасть!...
     Христос с тобою!

Предыдущее письмо К оглавлению Следующее письмо
?аверх?апишите нам письмо?а главную страницу