|
 |
 |
СВЯТИТЕЛЬ
ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) |
 |
Письма к монашествующим |
 |
Письмо № 112
К больной старице, вступившей в монастырь с двумя дщерями своими. Об ответственности родителей за воспитание своих детей, благодарение Бога в скорбях
Простите, что за незнанием имени Вашего, смею назвать Вас «Матушкой». В приезд мой в святую обитель Спасо-Бородинскую Вы приветствовали меня с таким сердечным радушием, как-бы роднаго сына, - припомните, когда Г-жа Игумения меня представила Вам на монастыре. Тогда Вы меня глубоко тронули! Вы мне сказали: «мы Вас ждали и ждали сюда». Ваши слова остались в памяти моей в противность обычаю моему: я - очень, забавно - безпамятлив.
Ублажаю Вас! Вижу над Вами какую-то чудную руку Божию! Сами Вы под крестом недуга; а дети Ваши - плод чрева Вашего - подклонили рамена свои кресту Христову, отвергши иго мира, как непотребное! - Моя родительница много огорчалась при вступлении моем в монастырь; но на смертном одре, за несколько минут до кончины, произнесла: «Теперь, в этот час, у меня одно утешение: мой старший сью - в монастыре». Часто размышляю: какое неизъяснимое горе обымет на Страшном Суде Христовом тех родителей, которых гневно и грозно обличит и осудит нелицеприятный Судия за принесение чад их в жертву миру и миродержцу! - Какая ни с чем несравнимая радость обымет тех родителей, которых этот Судия благословит и восхвалит за принесение чад их в жертву Богу, за приготовление их в жители светлаго рая! - Эта радость Вас ожидает! Два венца ожидают Вас: один за Ваши собственныя скорби, другой за детей Ваших. Хороши венцы блаженства! Не угодно-ли Вам примерять их!... В полное владение они даются в той жизни, - а примерять их можно и здесь. Хотите-ли? - по милости Божией научу Вас как ухватить (они тонки, духовны: не всякий знает, как они похищаются!), и как примерять? - Положите себе за правило ежедневно благодарить Господа за Вашу чашу, т. е. за недуги, за все скорби Ваши, за жребий дщерей Ваших; в особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные: при нашествии таких помыслов «благодарение» произносится в простых словах, со вниманием и часто, - доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только разстраивают душу и тело. Значит: они от бесов - и надобно их отгонять от себя. Отгоняются же скорбные помыслы «благодарением» Богу. «Благодарение» сперва успокоивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование - залог, предвкушение радости вечной. Будите благодарить - венчик примеряете. Мне бы хотелось увидеть на душе Вашей примерянный венчик Небесный, венчик радования духовного!» - «Благодарение» из простеньких и немногих слов, а дела неделает больше, нежели сделают его тысячи умнейших книг. «Благодарение» - оружие, завещанное христианам Духом Святым чрез Апостола. «Благодарение» - Апостольское, Божие учение и предание, благодарение Богу совершает чудеса и знамения! И зрятся эти знамения не очами телесными, - несравненно превосходнейшими их очами душевными - ив душевной клети: там от Божественнаго прикосновения оставляет болезненный огнь скорби тещу Петрову, - она начинает услуживать Господу. Петр - образ веры: теща его - образ души, ближайшей родственницы Петру. Благодарение - сильно Богом всесильным, Которому оно приносится! Благодарение - сильно верою, которая одна, решительно одна, способна восприять и объять неограниченную силу Божию: у веры нет границ, как нет их у Бога и у всего, что относится к Богу. Разум, как ни разумен, - ограничен: не годится для дел Божиих. Все Божие, всякое знамение он встречает отталкиванием: «как?» «неужели?» почему?» -Прочь - непотребный отверженный Богом!... Придите - святая вера и буйство проповеди Христовой - спасите нас!
|
 |