|
 |
 |
СВЯТИТЕЛЬ
ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) |
 |
Письма к мирянам |
 |
Письмо № 206
По поводу политических событий в Европе 1848 года
Приветствую Вас письменно - в ответ на Ваше Дружеское письмо и христианское приветствие - прежде чриветствия личнаго, котораго, надеюсь, Господь вскоре меня сподобит. Сердечно утешен тем, что Вы провели Страстную седьмицу по обычаю Вашему в обители преподобнаго Сергия, - в временном земном пристанище, которое благоволил Бог дать мне с единомудренными моими братиями - моим семейством духовным. В будущем веке да даруется нам неизреченною благостию Господа обитель "ечная, в которой да будет и для Вас приют, не для срочнаго приезда, - для постояннаго пребывания. Письмо Ваше в декабре я получил: тогда я был очень слаб. Действие сильнаго и полезного лекарства держало меня наиболее в постеле, а голову так одурманило, что я сделался неспособным ни к каким умственным занятиями. Поэтому, как пред Вами, так и пред многими другими, провинился одною и тою же виною: молчанием.
Когда я услышал о происшествиях, изменяющих лице земли, - я не почувствовал ни удивления, ниже того интереса, который бывает при слухе о чем-нибудь новом. Когда я услышал об этих происшествиях - я как бы услышал о смерти человека, давно-давно страдавшаго и изможденнаго неисцельным недугом, заживо умерщвленнаго этим недугом прежде умерщвления смертию. Такой всегда мне казалась образованная Европа, или так называемый просвященный мир. Мое неудивление показалось странным мне самому. В то время, как я размышлял о моей холодности - внезапно вспомнились мне слова Спасителя: «Егда услышите брани, и слышания бранем, не ужасайтеся: подобает бо быти: но не у кончина. Возстанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут труси по местам, и будут глади и мятежи, начала болезнем сия» (Марк. 13, 7, 8). Здесь особенно замечательно то, - и на этом слове Евангелия я всегда останавливался, - что последним признаком начальных болезней, долженствующих предшествовать окончательной болезни - антихристу, писание выставляет «мятежи».
Рационализм с своими постановлениями не может остановиться в движении своем, как имеющий основанием непрестанно изменяющийся разум человеческий. Надо ожидать большаго и большаго развития болезни. Она начала потрясать спокойствие народов с конца прошлаго столетия; чем далее, тем действие ея обширнее, разрушительнее. Из окончательнаго всемирнаго действия этой болезни должен возникнуть «беззаконник», гений из гениев, как из французской революции родился его предьизображение - колоссальный гении, Наполеон. - Что меня поражало больше, нежели нынешния обстоятельства? Меня поражали причины этих обстоятельств: общее стремление всех исключительно к одному вещественному, будто-бы оно было вечно, - забвение вечнаго, как-бы несуществующаго, - насмешки и ругательство над христианством, - утонченное и лютое гонение на на Церковь, гонение на жизнь ея, на Святаго Духа -заменение Духа и Его уставов лжеименным разумом и уставами, исходящими от миродержца. Обман, всесветная молва, как-бы при столпотворении, - повсеместное устройство железных дорог - работа, подобная столпотворению. Надо заметить, что Бог, как говорит Писание, с тою целию смесил языки и разделил народ на народы, чтоб лишить людей возможности все греховныя предприятия приводить в исполнение общими силами всего соединеннаго человечества: паровозы возвращают людям эту возможность. Тогда, при столпотворении, низшел Бог, говорит Писание, взглянуть на дела человеческия, и остановил безумное начинание смешением языков; теперь близок час, в который снова сойдет Бог воззреть на дела человеческия, и положить им конец уже не смешением языков, а заменением мира, созревшаго и обветшавшаго в беззакониях, миром новым и непорочным.
Во время странствования моего я имел возможность довольно подробно взглянуть на землю Израилеву, - на Церковь. Что сказать о ней? О ней надо сказать слова пророка о земле, «низвращенной от меча, собранных от язык многих на землю Израилеву». «Бысть пуста весьма» (Иеаек. 38, 8). Это говорит пророк вдохновенный, когда чндел в дали времен время последнее, судьбу Церкви, и могущественное царство, возникшее на севере.
По непостижимой милости Божией нам дано туне величайшее благодеяние Божие: «познание Христа, православная вера во Христа». Народ, - и, в частности, - душа человеческая, неприступны для безбожнаго рационализма и его последствий, доколе они ограждены святою верою. Надо бдеть и молиться по завещанию Господа, чтоб избежать напастей видимых и невидимых.
|
 |