|
 |
 |
СВЯТИТЕЛЬ
ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) |
 |
Письма к монашествующим |
 |
Письмо № 117
К ней же: о молитве вообще; о чтении книг, соч. инославных; о милости
Милосердый Господь наш Иисус Христос, приемлющий в лице меньшей братии Своей даяния человеков, да приимет Ваше повержение к грешным стопам моим и да благословит Вас, да подкрепит, и да наставит на путь Святых Заповедей Своих. - Если Вы чувствуете, что от назначеннаго числа поклонов не утруждается Ваше тело, то прибавьте несколько, дабы тело ощутило некоторую усталость, которая способствует сокрушению сердца, помня и следующия слова святаго Исаака Сирина: «Смотри, чтоб желая приумножить несколько труды, тебе не остановиться вовсе и не пресечь всего течения твоего. Не простирай ноги твоей выше силы, чтоб не соделаться совершенно праздным» (Сл. 10-е). А и следующия слова принадлежат также Исааку: «Всякая молитва, в которой не утрудится тело и не утеснится сердце вменяется отверженною: ибо таковая молитва без души» (Сл. 11). Сколько эти последния слова справедливы, столько и первыя важны и основательны: они были сказаны брату, особенно занимавшемуся поклонами. Святый Исаак говорит в 40-м Слове: «Возлюби в молитве более поклоны, нежели упражнение в стихословии», т.е. в чтении псалмов и канонов. Количество поклонов пусть назначается удовлетворением цели их. Цель их согреть тело, причем разгорячается и дух. При этом хорошо вспомнить слова Святителя Димитрия, сказанныя им от опыта и принадлежащия к келейному пребыванию; «Лучше краткая и частая молитва, чем продолжительная с продолжительными промежутками». - Вы спрашиваете, что значит телесная молитва? - Это вообще молитва новоначальных, в особенности же клиросное пение, а наипаче нотное, где все внимание обращено на голос. От этой молитвы, сопровождаемой сильною наружною ревностию, также плотскою, переходит человек к сердечному и умственному вниманию, причем ревность действует с тихостию и благообразием. Вы это можете уразуметь из Вашего сердечнаго опыта. Пишете, что при начале упражнения в Иисусовой молитве бороли Вас только уныние и его порождения: отчаяние, недоумение, сон и проч. Это хороший признак: «пользу молитвы, - сказал святой Иоанн Лествичник, - можно заметить из бесовских препятствований, возникающих во время собрания», т.е. молитвеннаго. Вы конечно помните, что я Вам завещал внимать умом языку, тихо произносящему молитву, отнюдь не позволяя себе самочинно вдаваться в художество, описанное в «Добротолюбии», и превосходно сокращенное святым Нилом Сорским в следующия слова: во время Иисусовой молитвы тихо дыши, а не сильно: это способствует к собранию ума, что скажет самый опыт. - Вы начали читать книгу: «Брань духовная» и ее оставили. Почему оставили? - Потому что ощутили в сердце сомнение. Вас обезпокоившее. - И я Вам завещаваю довольствоваться чтением святых Отцев, коих Богодухновенность не подвержена никакому сомнению, а переводов с новейших языков, крайне охраняться: они едва-ли не все написаны духом лестным, как и Апостол Павел сказал (2 Кор. 11; 13--15). - Читающий их сообщается сатане; ум таковаго и сердце прелюбодействует. К таковым относится пророческое слово: «погубиши всякого прелюбодействующаго от Тебе»... Сказали Отцы: «Кто хочет достичь Царствия кратким путем, тот да внедрит в сердце свое милость». Милостию преподобные Отцы наши уподобились Богу и носили немощи человеческий.
|
 |