Для чего мы крещаемся? Во оставление грехов - ответствует сама Церковь. Крещаемся для освящения оскверненного грехом естества нашего, для восстановления в нем образа Божия, для возвращения ему первобытной невинности и способности к добродетели и блаженству. Но что очищает и освящает нас в Крещении? Неужели вода, которой омываемся в купели? Но водой может очищаться только тело. Для души, оскверненной грехом, потребно очищение высшее, духовное. Что же производит его, если не может произвести вода? Производит всеосвящающая Кровь Богочеловека. Нас очищает купель - потому что в воде сокрыта благодать Святого Духа, низведенная на землю воплощением Сына Божия; нам оставляются при Крещении грехи, потому что за эти грехи принесена жертва на Кресте. Мы выходим из купели чадами Божиими с правом наследовать жизнь вечную - потому что в купели облеклись верой в заслуги Искупителя. Таким образом, крещаясь во оставление грехов, мы видимо погружаемся в воду, а невидимо - в Смерть и Кровь Христову, в благодать Духа Святого. И все это невидимое погружение соделывает; а без спогребения не будет и погребения ветхого человека. Удалите от купели веру в Распятого - и вместе с ней удалится благодать, а поэтому не будет никакого оставления грехов. Отнимите Крест - и не станет Крещения. Это-то самое выражает, братья, апостол, когда говорит, что мы крещаемся в смерть Христову (См.: Рим. 6, 3). Христианин, погружаясь в смерть Его, сам умирает, или, по выражению апостола, спогребается Христу. Спогребение это весьма явственно выражается уже для чувственного ока погружением крещаемого в воде. Погружаясь, мы сокрываемся от мира, как бы перестаем на некоторое время существовать - погребаемся. А выходя из воды, мы являемся вновь, начинаем как бы существовать - воскресаем. Это, говорю, видит самый глаз; но это - один символ. На самом деле в Крещении, при видимом, образном погребении в воде тела, происходит погребение невидимое, действительное, объемлющее всего человека, оставляющее неизгладимые следы на всю жизнь, временную и вечную.
Мы приступаем к купели нечистыми, греховными, ветхими - врагами Божиими; а выходим из нее оправданными, очищенными - чадами Божиими, людьми новыми. Куда же девается наш прежний, ветхий человек? Остается в купели. Что происходит с ним там? Он умирает и исчезает. Как и чьей силой? Силой Креста. Искупитель и Господь наш приемлет в купели нашей на Себя грехи наши, нашу ветхость и греховность, уничтожает их силой заслуг Крестных, всемощной благодатью Духа Святого; а нам дарует Свою правду, Свою жизнь, Свои силы и права на бессмертие и славу. Поэтому мы и выходим из купели людьми новыми.
Таким образом, в купели, при погружении нашем, происходит погребение нашего ветхого человека. Верой наши грехи съемлются с нас и возлагаются на нашего Искупителя; по вере мы умираем и воскресаем перед судом правды Божией, в лице нашего Xодатая. Удалите веру от Крещения - и не будет спогребения Христу, а останется в Крещении нашем одно простое погружение - символ для глаз, но не будет силы для души, действия для сердца, Таинства для жизни вечной.
Позвольте вопросить вас, братья, навсегда ли остался погребенным ветхий человек наш с его страстьми и похотьми? Не воскрес ли он и не действует ли в нас самовластно? И не погребен ли вместо него человек новый, с коим мы вышли из купели? Можем ли мы сказать людям, не верующим в силу Крещения, в благодать обновления, то, что говорили некогда христиане язычникам: Придите и посмотрите на обновление в жизни крещеных, на их благие дела и непорочность нравов"? Помним ли, по крайней мере, что мы когда-то крещены в смерть Христову? Что же значит наше христианство, если мы не помним, в Кого и во что мы крестились?!.
(†1857)
Из книги: Крещение Господне. Слова. Поучения. Проповеди.
Издательство Московской Патриархии, 1998г