Неделей ваий называется воскресный день шестой и последней седмицы Святой Четыредесятницы, также именуемой седмицей ваий. Эти день и седмица так называются потому, что во время входа Господня в Иерусалим еврейский народ встречал, сопровождал и устилал самый путь Спасителя ветвями пальмовых деревьев, или вайями. Так же это воскресенье называется цветным, цветоносным или Вербным. Последнее название есть уже чисто русское и объясняется оно тем, что еврейские пальмовые ветви (см. 1 Макк. 13, 51; Ин. 12, 13; Мк. 11, 8; Мф. 21, 8), которых у нас на Руси нет, заменяются у нас ветвями вербы, как дерева, которое у нас расцветает прежде всех других деревьев.
Событие, воспоминаемое Церковью в этот день, то есть торжественный вход Господень в Иерусалим, называется также царским входом Спасителя, согласно с пророчествами и Евангелием, где грядущий в Иерусалим Иисус Христос прямо называется Царем: се, царь твой грядет к тебе кроток (Зах. 1, 9; Мф. 21, 5). И по самому внутреннему смыслу или значению этот вход Спасителя был истинно царский и единственный. И перед входом и при самом входе Своем Иисус Христос показывает, что Ему известно о предстоящей Голгофе и Он шествует в Иерусалим по воле Его, тотчас же безропотно удаляются из храма. Царский вход Спасителя запечатлевается всемогущей Его властью над законами природы: приступиша к Нему хромии и слепии в церкви, и исцели их (Мф. 21, 14). Так всё повиновалось и служило Иисусу Христу при последнем Его входе в Иерусалим, как своему Творцу, Господу и Царю*. Одни лишь книжники среди общего торжества Сына Давидова, видя Его Божественные чудеса, негодоваша (Мф. 21, 15), яко мир по Нем идет (Ин. 12, 19).
Но царский вход Иисуса Христа был вместе с тем и кротким. Се, Царь твой грядет тебе кроток. Ничто не отличает Его от народа, путешествующего в Иерусалим, кроме Того, что Он благоволил воссесть на жребя осля, покрытого бедными одеждами учеников. Но се, точно, Царь твой грядет. Ибо весь народ, Его сопровождающий, исполнясь чувством благоговения к Нему, вдруг единодушно изъявляет Ему почести, достойные Царя. Се, Царь твой - но Он идет не с тем, чтоб воцариться на престоле земном и земными же благами обогатить народ: се, Царь твой грядет тебе кроток и спасаяй - идет, неся спасение вечное, если примешь Его с верою. Сей кроткий Царь готов принять и Иерусалим, и всех чад Его под Свое отеческое покровительство, и всем иудеям, и всем народам всей вселенной даровать мир истинный: видев град, Он плакася о нем, глаголя: яко аще бы разумел и ты в день сей твой, еже к смирению твоему: ныне же скрыся от очию твоею (Лк. 19, 41-42).
Но для ослепленных завистью и злобой книжников и старейшин народа иудейского торжественный и кроткий вход Спасителя в Иерусалим явился лишь новым побуждением ускорить погубление Мессии. Негодуя на Него за чудеса Его и за то, что отроки возглашали Ему: осанна Сыну Давидову, фарисеи говорили: видите, се мир по Нем идет (Ин. 12, 19). И скоро, через пять только дней, после криков народа Спасителю: осанна, тот же самый народ начал кричать с неистовством: распни Его.
Праздник ваий, почитаемый Святой Церковью как двунадесятый, принадлежит к числу тех особенно уважаемых торжеств, начало которых относится еще к первым векам христианства. Уже в III веке по Рождестве Христовом Мефодий, епископ Тирский или Патарский, говорил в этот праздник поучение. В IV веке в день Входа Господня в Иерусалим читали поучения святой Амвросий Медиоланский, святой Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский; в V веке - святой Прокл, архиепископ Константинопольский; в VII веке - святой Андрей Критский, в VIII - Косьма Маиумский, Иоанн Дамаскин.
В IX веке - Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан, в XIV - Никифор Ксанфопулос - составили священные песнопения, которые и доныне Православная Церковь воспевает в день Входа Господня в Иерусалим.
В событии царского входа Господня в Иерусалим Церковь созерцает исполнение пророчеств о царском служении Иисуса Христа: пророчество патриарха Иакова в первой паремии: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему, и Той чаяние языков (Быт. 49, 10); пророка Софоний, во второй паремии: радуйся, дщи Сионова, зело... воцарится Господь посреде тебе, и не узриши зла к тому (3, 14, 15); пророка Захарии, в третьей паремии: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи иерусалимля: се, Царь твой грядет тебе, праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (9, 9).
В утреннем Евангелии Церковь благовествует о событии царского входа Господня, предсказанного пророками, и о злобе завистливых первосвященников и книжников иудейских, которые при восклицаниях народа: осанна Сыну Давидову, негодоваша (Мф. 21, 1-11; 1, 5-17).
После Евангелия Церковь благословляет и раздает присутствующим цветущие ветви со светильниками, чтобы живее изобразить первоначальное сретение Господа, при последнем входе Его в Иерусалим, особенно прославляемом в песнопениях утреннего канона. От сих ветвей этот великий и двунадесятый праздник и называется воскресеньем цветоносным, или, в просторечии, Вербным. Как начало празднования Недели ваий в Православной Церкви, так и применение ветвей и свечей относятся к древним временам. На употребление ветвей со светильниками в Неделю ваий святые отцы указывают в IV и V веках. В IV веке святитель Амвросий Медиоланский говорил: "Произошло обыкновение в настоящий праздник, во время славословия, держать в руках ветви финиковые, или масличные; отсюда и самый праздник назван Неделей ваий. То, что мы ныне держим в руках эти ветви, имеет свое значение. Масличное дерево, из которого происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означает дела милосердия; а крепкое финиковое дерево, оконечности ветвей которого белы, означает, что после скорбей этой жизни мы переселимся в свет Небесного Отечества. И Давид-псалмопевец говорит, что праведник яко финике процветет (Пс. 91, 13). Поэтому, держа в руках масличные ветви, покажем в делах - милосердие. Возьмем и финиковые ветви - в чаянии не земных утех за дела милосердия, а радостей Небесного Отечества, в чем Господь Христос есть Предтеча нам, потому что, по словам апостола, Он есть конец закона всякому верующему". В IV веке об обычае православных христиан стоять на утрене с вайями упоминают святители: Иоанн Златоуст в своей беседе на 145-й псалом и Кирилл Александрийский в слове на Неделю ваий, в котором он говорит: "Свети наши светлы возьмем, одежды душевные изменим; ветвие, яко победоносцы, понесем". В V веке святой Прокл, архиепископ Константинопольский, в конце своего слова в Неделю ваий произнес: "Взяв пальмовые ветви, изыдем и мы в сретение Господа нашего". В VIII веке о ветвях в руках верующих в день Входа Господа в Иерусалим упоминает Косьма Маиумский в 9-й песни канона в Неделю ваий.
Зеленеющие ветви со светильниками, по изъяснению Церкви, служат в этот праздник знамением победы над смертью и благословения Иисуса Христа, Которому мы, яко Победителю смерти вопием: осанна в вышних.
Восхвалите согласно, людие и языцы! Царь бо ангельский взыде ныне на жребя и грядет, хотяй на Кресте поразити враги, яко силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе, пришедшему Победителю, слава Тебе, Спасу Христу, слава Тебе, благословенному Единому Богу нашему (седален праздника). Ветви служат знамениями победы над смертью и воскресения не только Иисуса Христа, но и верующих в Него. Ибо Церковь возглашает в Неделю ваий: Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних. Таким образом, верба, которую мы держим в день царского Входа Господня в Иерусалим, означает и Крест, которым Господь попрал смерть и даровал верующим жизнь.
Светильники при знамениях Господней победы и Воскресения изображают величие торжества и немерцаемый свет нашего блаженного воскресения, начала вечной жизни. Осля, по изречениям Церкви и святых отцов, духовно указует на народ израильский, а жребя, не носившее ига, изображает язычников, которых Господь хотел подклонить под Свое благое и легкое иго.
Чтением Апостола Церковь напоминает радость апостолов и народа при входе кроткого Царя во Иерусалим, а также и нам говорит: радуйтеся всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся. Кротость ваша разумна да будет всем человеком.
Чтением литургийного Евангелия Церковь благовествует о вечери, уготованной в доме Лазаря для Иисуса Христа, за шесть дней до Пасхи, о помазании драгоценным миром Христа, послужившем предзнаменованием погребения Его, и входе Господа, на другой день после вечери, в Иерусалим. Причем народ встретил Господа как Царя, потому что Он воскресил Лазаря (Ин. 12, 1-8).
На Литургии, которая ради двунадесятого праздника ваий бывает святого Иоанна Златоустого, Церковь, ведя нас к духовному сретению Господа, призывает всех принести Христу Богу вместо ваий - милостыню и сердечно в молитве вопиять: осанна, и взять ветви добродетелей, чтобы достойно принять Христа в дом души, как в Иерусалим.
* Подобно тому, как был встречен Христос в Вербное воскресенье, еще ранее, за три века до Рождества Христова, встречен был знаменитый царь Александр Македонский, а за 130 лет - иудейский вождь Симон Маккавей (1 Мак. 43, 51), и затем царь Агриппа. Самый выбор животного (не коня, употреблявшегося главным образом в военное время, а осла - "вестника мира") имел также особое значение. На ослах обыкновенно ездили в мирное время люди знатные.
Из книги: Вход Господень в Иерусалим. Слова. Поучения. Проповеди. Москва, 1999