То, что совершилось ныне над Господом и Спасителем нашим во храме Иерусалимском, - подобное тому совершено было, братья мои, некогда и над каждым из нас. И мы, подобно Ему, были принесены во храм, поставлены пред Господом, воцерковлены и посвящены Ему на вечное служение. Все это сделано над нами в том возрасте, когда у нас, яко у младенцев, не было еще понятия о самих себе, и потому мы не знали, что с нами происходит. Но Святая Церковь не могла ни сама заниматься, ни занимать нас обрядами праздными; совершенное над нами имело важный смысл; вместе с принесением нас во храм и воцерковлением мы прияли многие права и обетования; равно как вместе с тем возлегли на нас важные и священные обязанности. Не исполняя последних, мы лишимся первых, и не только лишимся, но и будем судимы, как напрасно являвшиеся пред лицо Божие и вотще принявшие благодать Духа. Посему с пришествием в возраст нам должно как можно чаще возобновлять в памяти нашей то, что совершено над нами Церковью в младенчестве, вникать в дух и силу совершенного, дабы, сообразуясь с ним в своем поведении и нравах, действительно сделаться тем, чем быть обещали, и принять то, что нам за это предоставлено. Настоящий день, как день принесения во храм Господа нашего, по образу Которого совершено было и принесение нас во храм, есть потому самый приличный для подобных воспоминаний и размышлений. Итак, перенесемся, братья мои, мысленно к нашему младенчеству и посмотрим, что происходило с нами в четыредесятый день бытия нашего.
Что это за жена, которая с младенцем у груди трепещущей стопой подходит к порогу церковному? Видимо, спеша для какого-то святого дела, она, подойдя к церковным дверям, останавливается и, как бы воспященная какой-то силой невидимой, не смеет идти далее... Что это за жена, и кто этот младенец? Это - твоя мать, возлюбленный слушатель! А ее младенец - ты сам! Настал четыредесятый день по твоем рождении, и вот, по закону Святой Церкви, мать несет тебя в храм для воцерковления. Зачем же медлит она у порога церковного и не входит во храм? Кто остановил ее? - Этот же самый закон Церкви, воспрещающий жене родившей, до четыредесяти дней по рождении, входить в дом Божий. Для чего это запрещение? Да разумеем: все мы зачинаемся во грехах и рождаемся в беззакониях и потому становимся недостойными того, чтобы явиться лицу Божию, неприступному для грешников святостью Своей.
Но не будем смущаться: нас недолго заставят стоять вне храма, потому что, благодаря любви Божественной, у всех нас есть Заступник и Ходатай всемощный. Покрытые Его заслугами, очищенные Его благодатью, украшенные Его именем, мы, несмотря на прирожденную порчу и несовершенство наше, будем приняты в дом Божий, представлены самому лицу Цареву, приобщены даже к лику друзей и присных Его.
В самом деле - является служитель алтаря, приемлет на свои руки, подобно Симеону, младенца, то есть тебя, возлюбленный слушатель, подымает его пред вратами церкви горе, образует из него на воздухе крест и восклицает: Воцерковляется раб Божий, во имя Отца и Сына и Святого Духа! Когда вслед за этим двери храма, как бы уступив крестному знамению, разверзаются, священнослужитель входит с младенцем, вещая от лица его словами святого Давида: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему!
Дойдя до середины храма, он останавливается, снова подымает младенца горе и, образуя им крест, возглашает: Воцерковляется раб Божий, во имя Отца и Сына и Святого Духа, - и вслед за тем присовокупляет: Посреде Церкви воспою Тя! Затем подходит к царским вратам алтаря, снова подымает младенца во образ креста и в третий раз вещает: Воцерковляется раб Божий, во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Таким образом рожденное уже посвящено Богу, уже введено в дом Царев. Этим могло бы окончиться священнодействие. Но христианину, как сонаследнику Христа, предоставлены большие права: ему дано право входить во внутреннейшие завесы (см.: Евр. 10, 19). И вот священнослужитель, по тому же Уставу Церкви, несет младенца сквозь южные двери в самое святилище, обходит с ним вокруг престола и, исходя из алтаря противоположным путем, то есть дверями северными, полагает его на земле перед вратами царскими, откуда мать уже сама должна воспринять его, как бы от лица Господня.
Что может быть знаменательнее и вместе трогательнее этих священнодействий! Это троекратное образование креста из младенца, это внесение его во святилище и обхождение с ним вокруг престола, это положение его на земле пред вратами царскими и принятие его отсюда самой матерью: сколько здесь уроков и для приносимого, и для приносящей - и для детей, и для самих родителей!
Крест - им видимо символизируется то, что если мы и имеем теперь доступ и в земной храм, и в небесный Эдем, то - лишь страданиями за нас на Кресте Сына Божия, которыми отверст теперь для всех нас рай, недоступный из-за преступлений нашего прародителя и собственных грехов. Внесение младенца во святилище не матерью или отцом, а иереем, показывает, что силы природы достаточны только для дарования ему одной жизни естественной, но недостаточны для введения его в жизнь духовную и благодатную; а обхождением вокруг престола видимо указывается на высокое предназначение христианина - откровенным лицом созерцать славу Божию, быть причастником еще на земле тайн жизни Вечной, приготавливать себя к блаженному сожитию с Архангелами и Ангелами, окружающими престол Божий, в месте селения самой славы Божией. В частности, обхождением вокруг престола, напоминающим собой чин посвящения и бракосочетания, младенец как бы посвящается во иереи Богу, а душа его уневещивается Духу Святому. Наконец, положение младенца на землю перед дверями царскими дает понимание того, что, несмотря на множество прав духовных, ему теперь дарованных, он как христианин должен всю жизнь пребывать в смирении духа и сердца, вменять себя яко ничто же перед Господом; взирать на себя, как на жертву, которая единожды и навсегда посвящена Господу, для него умершему и воскресшему, - Спасителю.
А мать, подымающая от царских врат плод чрева своего, должна помнить, что с этого мгновения он ей снова поручается Самим Господом, и должна заботиться о нем прежде всего духом, как прежде болела телом, до тех пор пока вообразится в нем Христос.
Как, наконец, выразительно само название этого священнодействия! Воцерковляется раб Божий! То есть вводится в Церковь, вставляется как часть в свое великое и святое целое, вместе с тем сам делается церковью, живым храмом Бога живого. Мать принесла его как плод природы - принимает назад как дар благодати.
Помни же, принесенный и взятый, чем ты принесен и каким взят! Помни, где ты был, кому и для чего представлен! Помни, какое знамение открыло тебе врата дома Божия. Помни престол, вокруг которого тебя носили и который тебе предназначен, и землю, на которой был положен и в которую пойдешь. Помни, что ты опять и также чужими руками будешь принесен некогда в церковь с крестом в руках. О, если бы ты тогда мог усвоить себе слова праведного Симеона: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое! Но они усвоятся тебе, и ты почиешь с миром до дня всеобщего воскресения, если в продолжение своей жизни не будешь забывать своего воцерковления. Аминь.
(†1857)
Из книги:Сретенье Господне. Слова. Поучения. Проповеди. Издательство
Московской Патриархии. 1998г.