Преподобный Максим Грек

Ответы христиан против агарян, хулящих нашу православную христианскую веру

Часто случается вам состязаться с враждебными христианам измаильтянами о благочестивой нашей вере так как эти ненавистники христиан не только не хотят исповедывать Христа истинным Богом и Сыном Божиим, но еще и надругаются над нами за то, что мы исповедуем Его Сыном Божиим и Богом. Если же хотите заградить им уста и посрамить их, то не приводите им доказательств ни из какого другого боговдохновеннаго писания, как только из Евангелия, ибо бесовдохновенная их книга, называемая у них "Коран", во многих местах хвалите святое Евангелие, и называет его правильным и святым и считает ниспосланным с неба, В доказательство того, что Xpиcтос есть и истинный Бог и Сын Божий, каким мы, верующие в Него, признаем Его, как мы веруем в Него и покланяемся Ему, говорите им так со всякою кpoтостию и с правильным пониманием: так как и вы признаете что Евангелие наше - справедливо и истинно, то почему не слушаетесь его, когда оно так ясно говорить о Божестве Христовом? Ибо в Евангелии от Иоанна говорится ясно так: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Иоан. 1,1). Видишь ли, как ясно называет Богом Слово Бога Отца, и что Слово изначала всегда было у Бога, то есть, неразлучно было от Бога Слово, и что Оно есть Творец и Создатель всего? Вся, говорить, Тем быша, то есть, все видимое и невидимое. И без Него ничтоже бысть, еже бысть. А чтобы мы не подумали, что Слово Бога Отца есть такое же, как наше, слово, непричастное жизни, разливающееся по воздуху и исчезающее, - святое Евангелие учит нас, говоря: В том живот 6е, то есть, в самом Слове Бога заключается жизнь, и Он - живот и свет человеком, верующим в Него. А что Слово Бога Отца пришло в мир сей и соделалось совершенным человеком, кроме греха, то же святое Евангелие говорить далее: в Mиpе бе, и мир тем бысть, и мир Его не познал, со своя прииде, и свои Его не прияша, то есть, неверующий народ иудейский. Затем говорить: и Слово плоть бысть, то есть, облеклось в человеческую плоть и явилось в мир сей повидимому совершенным человеком, разумеваемый же как совершенный Бог. Далее говорить: елицы же прияша Его, то есть, которые уверовали в Него и исповедуют Его совершенным Богом и совершенным человеком, и уповают на Него, даде им область чадом Божиим быти. Которые же Его отметают и не исповедуют Его Сыном Божиим, те не могут ни быть, ни называться чадами Божиими, по слову того же божественнаго Евангелия. Вот святое Евангелие показывает, что Xpиcтос есть Слово Бога Отца и Творец и Создатель всех видимых и невидимых созданий, что Он - свет и живот человекам, верующим в Него, что пришел уже в мир, и облекся в плоть человеческую, Он и пил с людьми и был совершенным человоком. И это - действительно, а не по привидению, как лжесловят некоторые еретики.

Теперь разсмотрим и то, что святое Евангелие называет Его Сыном Божиим, и что правильно ли мы, xpистиане, исповедуем и именуем Его Сыном Божиим? Что Он правильно и преподобно именуется Сыном Божиим, явствует из того, что сам Бог Отец, в святых Евангелиях, именует Его Сыном Своим возлюбленным, и свидетельствует это о Нем свыше гласом, который был слышан, когда Он крестился во Иордане реке от Иоанна Предтечи, и вторично, когда преобразился пред учениками Своими на гори Фаворской, когда слышан был с неба глас Божий, говорящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немь же елаговолих, Того послушайте. Если же святое Евангелие показывает, что Бог Отец именует Христа Сыном Своим возлюбленным, то почему вы, агаряне, отрицаетесь сыновства. и Божества Его, укоряете нас, исповедующих Его Сыном Божиим и Богом? Если признаете святое Евангелие правильным и истинным, то верьте и вы, и с нами исповедуйте, что Христос воистину и действительно есть Сын Божий. Имея такое свидетельство Самого Бога Отца, сшедшее с неба, мы xpиcтиaнe, веруя свидетельству Бога Отца, хорошо и правильно исповедуем Христа Сыном Божиим, а не рабом и не простым человеком, как вы называете его и этим оказываетесь Его досадителями. Услышим еще и другое евангельское свидетельство и доказательство о Xpиcте, что Он, действительно, есть Сын Божий. Князь некоторый иудейский, по имени Никодим, пришел ночью ко Христу, желая услышать от Него какое-либо высокое и дивное учение. Ему Xpиcтос так ответил: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного даль есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный, И далее: не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судить Mиpoвu, но да спасется Им мир. Веруяй в Онь не будет осужден: а не веруяй, уже осужден есть, яко не верова во имя Ееинороднаго Сына Божия. Сей же есть суд, яко свет прииде в Mиp, и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: беша бо их делай зла (Иоан. 3, 16-19). Видишь ли, как явственно Он три раза Сам Себя именует Единородным Сыном Бога Вышняго, что Он - Свет в мир пришел, и что не верующий в Него уже осужден, а верующий не боится осуждения, ибо спасен будет от грядущаго праведнаго и страшнаго гнева Божия на сыны непокоривые. Вы же как надеетесь получить спасение в день страшнаго Его пришествия, когда отметаетесь Божества Его и сыновства? Если вы искренно, а не лицемерно, хвалите святое Евангелие и говорите о нем инзиль-хак ["Евангелие истинно" - Коран]: то перестаньте уже досаждать и хулить Xpиcтa, а исповедуйте Его с нами Сыном Божиим, как свидетельствует о Нем святое Евангелие, - если желаете избежать грядущаго праведнаго и страшнаго гнева Божия на сыны непокоривые, отрицающихся Единороднаго Сына и Слова Божия. Также и блаженный Иоанн Креститель и Предтеча Христов свидетельствует в Евангелии от Иоанна ясно и утвердительно о Xpиcте, где говорится так: и свидетельствова Иоанну глаголя, яко видех Духа сходяща яко голубя с небесе, и пребысть на Нем, и аз не ведех Его: но пославый мя крестити водою, то есть Бог Отец, Той мне рече: над негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым. И аз видях и свидтьтельствовах, яко сей есть Сын Божий (Иоан. 1, 32-34). Тот же божественный Иоанн говорить о Спасителе Xpиcте и следующее: Грядый свыше, над всеми есть. Это он говорить о Xpicте, а о себе говорить с самоуничижением: сый от земли, от земли есть, и от земли глаголет, И опять о Xpиcте: грядый с небесе над всеми есть, И еже виде и слыша, cie свидгьтельствует: и свидетельства eгo никтоже приемлет, Отец бо любить Сына, и вся даде в руце Его. Веруяй в Сына, имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Иоан. 3, 31-36).

Имея такие великие и сильные свидетельства святого Евангелия мы, xpиcтиaнe, веруем и исповедуем всею душою и всем сердцем, что Христос есть Сын Божий и Бог, и посредством крещения очищаемся от грехов наших, призывая Отца и Сына и Святаго Духа, по заповеди и завещанию Самого Спасителя Христа, Который сказал святым Своим ученикам и апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Mф. 28, 19); иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будете (Марк. 16. 16). Вы же, агаряне, если, действительно, верите, что Евангелие - истинно и справедливо, и сошло с неба, то почему вы отрекаетесь и не слушаетесь таких сильных евангельских свидетельств и доказательств о Божестве Xpиcтовом и не исповедуете Его ни Богом, ни Сыном Бога Вышняго, и не крещаетесь во имя Отца и Сына и Святаго Духа? Чем же после того надеетесь спастись? Или тем, что обрезываете, по-иудейски, срамные свои уды и этим думаете спастись? Сильно обманываетесь: это обрезание не приносить теперь никакой пользы. До пришествия Xpиcтовa в мир сей, обрезание, совершаемое по закону Моисееву, имело силу, так как совершалось по повелению Божию, и обрезавшиеся имели надежду спасения, но лишь при условии исполнения остальных заповедей Божиих. А с того времени, как Xpистос пришел и преподал новый и совершеннейший евангельский закон, Моисейское обрезание прекратилось и окончательно упразднено и не имеет уже никакой силы. Ибо с пришествием Истины - Христа, прекратились прообразы, то есть, Моисейские завещания о жертвах и все иудейские обычаи. Также и самое ежедневное омовениe водою срамных ваших членов, не очищает душ ваших от плотских ваших нечистот, как и псов никогда не очищает от скверны и мерзкого их смрада то, что они лижут языком свои проходы и срамные уды, ибо они и при этом остаются всегда мерзкими, злосмрадными и нечистыми. Не получаете и вы также отпущения грехов посредством омовения афедронов ваших и срамных членов, ибо этим вы только внешность стекляницы и блюда очищаете, а внутренность их полна всякой нечистоты. Выполощите внутренность чаши, то есть, очистите души свои святым крещением, совершаемым во имя Отца и Сына Святаго Духа, и тогда души и сердца ваши будут чисты от всякого нечестия беззакония и всякой нечистоты: так повелевает святое Евангелие, которое вы почитаете и о котором говорите "инзиль-хакъ", то есть, что оно правильно и истинно. В нем говорится, что Никодиму, князю иудейскому, сам Xpicтос сказал: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия. И опять ему же: аминь, аминь глаголю тебе аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие (Иоан. 3, 3-5). Почему же так? А потому, что одна вода, без призвания Святыя Троицы, только внешнюю грязь тела очищает, а не душевную гнилость. Очистите же душевную вашу проказу святым крещением, совершаемым во имя Отца и Сына Святого Духа, и тогда будете чисты.

Но вы еще говорите, что мы, христиане, исповедуя Отца и Сына и Святого Духа, вводим трех Богов. Не дай Господи! Этого быть не может! Если кто исповедует трех Богов, тот да будет проклят на веки веков, аминь! Мы знаем единого Бога, Творца и Создателя всего, имеющего Слово и Дух, равночестных и тождественных по Божеству, собезначальных и соприсносущных, ибо никогда Бог не был без Слова и Духа. Такой хулы не будет в нас. Поэтому и говорим: вечен Бог Отец, вечен Сын и Слово Его, и с Ним вечен и Дух Святый, исходящий от Отца. Един Бог в Троице, а не три Бога, да не будет сего! Как ум, слово и дух все три называются одною душою, а не три души; также круг солнечный, свет и лучь, все три составляют одно солнце, а не три солнца: таково и таинство Святыя Троицы. Хотя и говорим: Бог Отец, Бог Сын и Слово Его, Бог и Всесвятый Дух; но эти три - не три Бога, а все три - един Бог, безначальный и безконечный. Услышьте и другой пример: высокий трехэтажный дом, разделяется на три: и подвальная часть есть и называется дом, и следующий этаж есть и называется дом, и самая верхняя часть, которую мы называем горницею, также есть и называется дом; однако эти три этажа составляют не три дома, а один дом. Также, всякое дерево имеет корень, стебель, ветви; но эти три составляют одно дерево, и так называются, а не три дерева. Также и относительно дня: время от утра до завтрака есть и называется день, время от завтрака до полудня также есть день, и время от полудня до вечера также есть и называется день; однако эти три времени дня составляют не три дня, а один день, Так и о Божестве: Бог Отец, Бог и Сын, Бог и Святый Дух; однако не три Бога, но все три - один Бог, едино царство, едина власть, едина сила. Если же еще не веруете, и таинство cie, превосходящее всякий ум и всякое слово, не приемлете и уразуметь не можете, то я вам покажу, что и вы, не разумея и не хотя, исповедуете единаго Бога триипостасным. Скажите: когда вы исповедуете свое зловерие, то почему подымаете не большой палец, а указательный? Очевидно, потому, что большой палец имеет только два сустава, и потому он не соответствует для изъявления трех Богоначальных Ипостасей. Указательный же палец имеет три сустава, - и как каждый сустав пальца в общем составе называется палец, однако не три пальца, но все эти суставы суть один палец. вот и вы, сами не понимая и не желая, подниманием указательного пальца, исповедуете трисоставнаго единаго Бога, то есть, Святую Троицу. во имя Ея соизвольте и вы креститься, чтобы сподобиться вам быть верными и родными чадами Сарры, свободной жены патриарха Авраама. Ибо пока вы не крещены, вы - беззаконныя чада рабыни Агари, отчужденные и изгнанные от наследия праведнаго Авраама, и не имеете никакого соучастия с Исааком, сыном свободной.

Мы могли бы предложить вам, для вашего уверения, много и других сильных свидетельств и указаний из книг Моисеевых и пророческих, в удостоверение того, что одна только истинная, непогрешительная и богоугодная вера есть - вера евангельская и апостольская, которую содержать православные христиане. Но так как вы более всех других книг хвалите Божественное Евангелие и удивляетесь ему, то и мы сделали вам указания из одного только Евангелия, дабы вы не могли сказать, что - де вы xpиcтиaне приводите нам ложные свидетельства и доказательства.

Еще вы поносите нас, говоря: „Если бы Христос ваш был Бог, то иудеи, будучи люди, никак не могли бы причинить Ему страданий и умертвить безчестной смертью." Против этого безумного и богоборного прекословия вашего, отвечу вам опять из того же святого Евангелия. Что Xpиcтос есть Бог Вседержитель и Творец всего, это мы уже показали приведенными нами евангельскими свидетельствами, А что Он добровольно предал Себя на смерть, а не по причине безсилия человеческого Его естества, иудеи схватили Его и умертвили, и что Он мог в мгновение ока не только Иерусалим и живущих в нем иудеев погубить, но и находящихся по всей вселенной непокорных иудеев сразу истребить, - это мы покажем вам тем же святым Евангелием. Что Он Сам Себя добровольно предал на смерть ради спасения людей, - об этом Он сам свидетельствует, говоря так в Евангелии от Иоанна: Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагаете за овцы. И опять: Аз есмь пастырь добрый: и душу Мою полагаю за овцы. Сего ради Мя Отец любит, яко Аз думу Мою полагаю, да паки npииму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю, и область имам паки npияmu ю. Сш заповедь приях от Отца Моего (Иоан. 10, 11-18), то есть, по совету и изволению Отца Моего Небесного Я пришел в мир сей, чтобы через Меня всем людям стало известно святое имя Его, и чтобы Мне ради спасения людей принять плотию смерть. Потому Отец и любит Меня, что Я твердо соглашаюсь умереть, чтобы род человеческий посредством Моей смерти получил жизнь вечную. И Я, исполняя волю Отца Моего, добровольно полагаю душу свою за спасение многих, то есть, подъемлю смерть по человечеству. Как и в другом месте говорит: Сын человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лук. 9, 56), и дати душу Свою избавление за многих (Mф. 20, 28), как и в другом месте говорить: се восходим во Иерусалим, и скончаются вся писанная пророки о Сыне человеческом. Предадят бо Его языком, и поругаются Ему, и бивше убиют Его: и в третий день воскреснет (Лук. 18, 31-33). А как пророки Божии по воле Божией так о Нем предсказали, и Он Сам соизволил все это твердо претерпеть, то почему вы, агаряне, отметаетесь такого человеколюбия и промысла Божия и поносите нас, которые веруем и исповедуем все это как совершившееся по неизреченному Божию совету? Разве мы все это предсказали о Нем и написали? Нет; но святые пророки Божии, просвещенные Духом Святым, предвозвестили это о Xpicте Спасителе. Какой срам и какое безславие Христу и нам: - Ему, что Он так пострадал по воле Божией, а нам, что мы веруем этому и спасаемся поклоняемыми страстями Сына Божия? Не слышите ли, как Сам Христос поносить неверие учеников Своих, а в лице их всех, отметающихся того, что о Нем предсказано святыми пророками? В Евангелии от Луки Он говорить так: о несмысленная и косная сердцем еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы. Не сия ли подобаше пострадати Xpиcту, и внити в славу Свою? (Лук. 24, 25. 26). Итак, вы, несмысленные и косные сердцем и неверные, которые не верите сказанному пророками о спасительных страданиях Xpиcтовых, которыми Он прославился и вошел в славу Свою и в царство небесное. Мы же, верные, оказываемся у Бога мудрыми и спасаемся верою в Него. Спрашиваем вас: скажите нам, каким святым писаниям последуя, отметаетесь Христова Божества и сыновства, и спасительныя страсти Его считаете для Него безчестием и безславием, и нас укоряете и поносите? Этого вы показать не можете, Ибо Сам Xpиcтос опять, святым Евангелием Своим заграждает вам уста, говоря: ныне прославися Сыне человеческий, и Бог прославися в Нем, и Бог прославить Его в Себе, и aбиe прославить Его (Иоан. 13, 31-32). Это Он сказал после того, как иуда-предатель, вставь с вечери, отправился к архиереям иудейским, чтобы предать им Xpicтa, так как они жаждали Его смерти, Поэтому и Господь наш Иисус Христос, желая пострадать за наше спасение и зная лукавое намерение иудеев с великим веселием воззвал к прочим своим ученикам: ныне прославился Сын человеческий, и прочее. Видите ли, как Он крест, трехдневную смерть Свою и прочия страдания называет и считает Своею славою и славою самого Бога Отца? Как же Он прославился? Прославился тем, что через спасительные Его страдания, через воскресение и вознесение на небо, излилась благодать и преподан дар Святаго Духа святым Его ученикам, а через них и всем народам, прелесть же богомерзкаго идолослужения окончательно прекратилась, и всюду возсиял свет непогрешительнаго боговедения. В этом заключается слава Христова, то есть, в спасении человечества, от которого вы, по великому своему нечувствию, отпадаете без ума. Поймите же, что, иначе говоря, страсти Христовы составляют Его славу, а не безчестие, как вы неправильно думаете. Какими страшными знамениями прославил Его Отец Его небесный после того, как Он добровольно предал Себя беззаконным иудеям на распятие! Вися на кресте, по-видимому как бездыханный мертвец, Он тотчас превратил день во тьму, так что луна омрачила солнечный свет на три часа, земля вся страшно трепетала, камни распались, гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли и явились многим в святом граде Иepycaлиме, как написано в святом Евангелии. Поймите же, какова страшная сила Распятого и преданного погребению. Неужели Он не мог и прежде Своего распятия совершить такие страшные знамения и привести в ужас сопротивляющихся Ему и погрузить их в пропасти адовы, как Дафана и Авирона? Воистину мог, как Бог всесильный! Если будучи бездыханным мертвецом, мог явить такие страшные знамения, то тем более мог бы сделать это, будучи жив, но Он хотел не яростью и неудержимым гневом, а кротостью, благостью и долготерпением обратить к Себе и спасти род человеческий.

Итак, познав из безчисленных чудес, какие сотворил Он Сам в зловерном народе иудейском, и какие совершил через учеников Своих по всей вселенной, и из страшных знамений, совершившихся в день распятия Его, благость Его и неизследимую Божественную силу, отступите от сатанинского, преданного вам отцами, неверия вашего и приступите с истинным покаянием к Спасителю Христу и Богу всех и просветитесь просвещением непогрешительнаго богопознания, возьмите на себя иго Его - евангельский закон, и учение истинное и благое, и бремя Его легкое, то есть, спасительные Его заповеди, посредством которых души верующих слагают с себя тяжесть многообразнаго греха, и приемлют некрадомое богатство духовных дарований, через что соделываются жилищем Божиим, как обещал Сам Господь, говоря: аще кто любить Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбить его, и к нему придем и обитель у него сотворим (Иоан. 14, 23). Итак, если искренно хвалите божественное Xpиcтово Евангелие и считаете его правильным и истинным, то позаботьтесь исполнять написанное в нем слово Xpиcтово, то есть, заповеди Его, повеления и догматы об Отце и Сыне и Святом Духе, чтобы быть вам отселе домом Святыя Троицы и чтобы были изгнаны из вас живущие в сердцах ваших лукавые и нечистые духи.

email: umaximov@newmail.ru