Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Православие и современность. Электронная библиотека.
к каталогу библиотеки...

Святитель Николай Сербский

Феодул, или раб Божий

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Приукрашенная ложь

Часть 1

Позволь мне, Феодул, позволь мне рассказать тебе нечто из моего детства, нечто личное, хоть и неприятное, что и доныне не может изгладиться из моей памяти. Знаменитая Свято-Ильинская ярмарка в Валеве [1]. В каком-то году я, ребенок, прижавшись к своему старшему родственнику, шел по ярмарке. Великая пестрота ярмарки веселила и удивляла мою детскую душу, раскрытую всему, словно подсолнечник, восхищенно глядящий на солнце. Вдруг мы пришли к большому шатру со столь нарядным входом, что я подумал, будто в нем находится Сам Бог и рай Божий. Резные ворота, украшенные флагами, и разрисованное яркими красками полотно, и зажженные китайские фонарики, и райские птицы намалеванные, и колокольчики позвякивающие, и трубы трубящие, и человек в бархате с золотыми пуговицами, зазывающий людей войти и увидеть невиданное чудо Божие.

- Давай, дядя, войдем,- сказал я.

- Брось, деточка, они всё лгут,- ответил мне мой дядя. (Мы, сельские, всегда боялись, Феодул, городской лжи и мошенничества. И тем более ультрагородской - ярмарочной!) Но тут нахлынули и другие мои родственники, и мы заплатили и вошли.

Что мы увидели? Гнусность. В большом пустом помещении, полумрачном и неопрятном, стоял тощий теленок с двумя головами. И ничего больше.

Ах, Феодул, мы заплатили бы в десять раз больше, чтобы только этого не видеть.

Но, должно быть, и это было по Божию Промыслу. Не знал я, что это видение когда-нибудь пригодится мне, как точный обрАз огромного языческого мира на протяжении всей истории человечества.

В чьих интересах было показывать это чудовище, это безобразие - теленка с двумя головами? Хозяину теленка и художнику. Хозяин зарабатывал деньги, показывая ненормального теленка, а художник был нанят хозяином, чтобы размалевать и испестрить фасад павильона.

Жрец и художник, Феодул,- главные опоры язычества и главные слуги сатаны во всю историю рода человеческого до Пришествия Христа.

Хочешь ли доказательств? Начнем с Афин, этого оплота западного язычества. Поднимемся на Акрополь [2]. Что ты видишь? Мраморный скелет эллинского язычества. Остатки гнилых зубов лжи, над которыми в бывшем храме Минервы [3] ныне возвышается крест Христов. Руины множества храмов множеству божеств. Какой удивительный материал этот мрамор греческий! Сколь непревзойденны шедевры Фидия [4] и Праксителя [5], высеченные из мрамора, словно вылепленные из белого воска! А лестницы, а статуи богов, а кариатиды, а фризы бога Зевса и Пана [6] и прочих мужских и женских божеств. И хотя все разрушено, все потрескалось, все выщерблено, все мертвее смерти и непонятнее мимолетного сна, но все-таки привлекательно, и глаза не могут наглядеться на все это. Неудивительно, что два дегенерировавших и дехристианизировавшихся европейца - хромой англичанин Байрон [7] и французский поп-расстрига Ренан [8] - пели дифирамбы этому скелету эллинского язычества. Это будут делать и в будущем все, кто смотрит на все телячьими глазами и не знает другого мерила, кроме чувств.

Но это все только украшенный и привлекательный фасад, а что внутри? Это людская, а что такое сами палаты? Ничего, Феодул, ровным счетом ничего. Не только сейчас ничего, но и тогда, в апогее новизны и неведения, ничего. Гнусный теленок с двумя головами! В пустых каменных храмах стояло по одной каменной статуе, перед которой жрец воскурял благовония и собирал деньги, чтобы поделиться с художниками, каменотесами, мастерами и золотильщиками. Это все. Ни света для этой и для той жизни, ни утешения, ни исцеления, ни радости, ни истины, ни здоровья, а более всего нет боголюбия и человеколюбия. В этих каменных зданиях люди примиряли рассерженных богов с помощью денег. Не богов-людей, что куда еще ни шло, а людей-богов. Тут все олимпийские окаменевшие боги стояли друг рядом с другом. Окаменевший стан врагов. А народ приходил, чтобы дать подачку богам и чтобы они оставили его в покое. Под величественными аркадами из белого позолоченного мрамора прогуливались и самые мудрые греки: Сократ, Платон, Аристотель [9] и Перикл [10] - и восхищались скорлупой и, вероятно, гнушались молча ее гнилым ядром. Никогда еще в этом мраморном загоне для звероподобных богов не слышно было сияющего слова истины, пока согбенный Павел-еврей не заговорил перед жрецами, художниками и вельможами афинскими о неведомом Боге и о воскресении мертвых [11]. [12].

Пойдем теперь в Дельфы, самое известное святилище древних греков. Встань на вон тот опрокинутый столб, а я встану на этот. Какое удивительное художество - этот мрамор под нашими ногами! И посмотри, сколько его еще вокруг! Все опрокинуто и разбито. Это строительный материал бывшего знаменитого храма Аполлона [13], оракула дельфийского. Короли и полководцы из Афин и Спарты [14], народ со всех островов греческих и из Азии толпами валил в это святилище, чтобы услышать предсказание о том, что произойдет в будущем. И пророчицы, пифии, сидя на треногом стульчике [15] над паром и в дыму благовоний, прорицали, всегда двусмысленно, что кому принесет будущее. Храм был снаружи чудом, по красоте подобным белому лебедю, но внутри не было ничего, и хуже, чем ничего: в пустом пространстве обитала одна змея [16], заботливо лелеемая! То есть нечто еще более отвратительное, чем двухголовый теленок. К счастью, сейчас эта приукрашенная ложь лежит в руинах и пепле, а вокруг Дельф виднеются маленькие белые церковки, посвященные имени Спасителя мира, Господа Иисуса Христа.

  1. Город Валево расположен на западе Сербии; в 9 км от него находится деревушка Лелич, где родился святитель Николай. ^
  2. Акрополем (гр.: άκρόπολις - верхний город) называлась крепость, возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города. Афинский Акрополь представлял собой 156-метровый холм, на котором располагались главные культовые сооружения. В 480 г. до Р.Х. храмы эти были разрушены в ходе греко-персидских войн, через 33 года их восстановлением руководил знаменитый скульптор Фидий. ^
  3. Римская богиня МинЕрва, или, что то же, греческая Афина, считалась покровительницей искусств и ремесел. При храме Минервы в 207 г. до Р.Х. была организована в Риме коллегия писателей и актеров. Афина считалась богиней мудрости и войны. Ее отец Зевс, уничтожавший своих детей, проглотил ее беременную мать, но Гефест разрубил ему топором голову, из которой с воинственным кличем вышла новорожденная Афина в полном боевом вооружении. Атрибутами Афины являются сова и змея; орфические гимны называют саму ее змеей, а, по сообщению Геродота, в ее храме в Афинах обитала огромная, посвященная ей змея, охранявшая Акрополь. Периклом были задуманы и Фидием воздвигнуты в Акрополе два храма в честь Афины: Парфенон и Эрехтейон, а также две ее огромные статуи высотой 16-21 м, одна из бронзы, названная Промахос (воительница), а другая из золота - Парфенос (девственница). В 426 г. по Р.Х. Парфенон был освящен и переоборудован в церковь святой Софии, в 622 г. он был вновь освящен - в честь Пресвятой Богородицы. Статуи Афины, как и других языческих идолов, были в V в. перевезены в Константинополь и там во время пожара погибли. Турки, захватив Афины в 1460 г., превратили Парфенон в мечеть, а в 1687 г.- в пороховой склад, поскольку началась осада Афин венецианцами. Пушечное ядро попало в Парфенон, и вся его средняя часть была разрушена. ^
  4. Фидий (нач. V в. - ок. 432 до Р.Х.), знаменитый древнегреческий скульптор, друг Перикла, реконструировавший афинский Акрополь. Созданные им статуи богов служили образцом для всего античного искусства. ^
  5. Пракситель (ок. 390 - ок. 330 до Р.Х.), древнегреческий скульптор, преемник Фидия, работавший также в Афинах. Ему принадлежат знаменитые статуи "Афродита Книдская", "Отдыхающий сатир" и др. ^
  6. Пан, в древнегреческой мифологии божество стад, лесов и полей, представитель олимпийского пантеона. Родился бородатым, обросшим шерстью и с козлиными ногами. Мать его ужаснулась, но богов-олимпийцев его вид развеселил, и они назвали его Паном, что означает "понравившийся всем". Питал пристрастие к вину и увеселениям в обществе женщин, для чего подстерегал и преследовал нимф, а они боялись его: так одна из них от страха перед Паном превратилась в свирель. Он наводил ужас не только на свою мать и нимф, но и на всех смертных. В раннем христианстве Пан считался "бесом полуденным". ^
  7. Байрон (1788-1824) дважды был в Афинах, где селился поблизости от Акрополя. Когда англичане откалывали от античных построек фрагменты скульптур и вывозили их из Афин в Британский музей вместе с древними статуями, Байрон был в числе осуждавших этот вандализм. Видевшим великолепные портреты Байрона трудно понять, почему святитель Николай называет его дегенерировавшим. Но вспомним, что в век Байрона искусство было далеко от реализма. К тому же у Байрона была особая страсть к портретной мистификации, поскольку внешность была самым слабым его местом: он был на редкость некрасив. Хромота Байрона была врожденной и всю жизнь причиняла ему много страданий не только физических, но и душевных. К невозможности передвигаться, как все люди, добавлялось другое: с самого детства "его почти уродливая полнота, необыкновенно толстое лицо и заплывшие жиром глаза вызывали смех и отчасти даже отвращение" (Александров Н.Н. Джордж Байрон// Боккаччо. Бомарше. Беранже. Байрон. Бальзак: Биогр. повествования. Челябинск, 1998. С. 291 [Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова: В 39 т. Т. 26]). Байрон всю жизнь занимался своей внешностью: измерял окружность талии и боролся с ожирением с помощью голода, эпсомской соли (слабительное) и раствора опиума, каковые вместе с многолетними дикими утехами вконец подорвали его здоровье. Портреты были для него своеобразной компенсацией затраченных усилий. Но его нравственный облик был куда отвратительнее внешности: Байрон был поистине исчадием ада. В Англии, хорошо знавшей это свое "национальное достояние", не возникло не только литературного движения под названием "байронизм", но даже сколько-нибудь заметных последователей Байрона. "На родине его произведения считались нечестивыми… отцы смотрели на него чуть ли не как на антихриста и окрестили литературную школу, которую он основал, "сатанинской". Когда останки "самого знаменитого англичанина XIX века"… прибыли в Лондон, их не пустили в Вестминстерское аббатство" (там же, с. 344-345). ^
  8. Здесь, очевидно, допущена опечатка: святитель Николай, несомненно, имел в виду Эрнеста Ренана (1823-1892), автора "Жизни Иисуса" и менее известных "Молитв на Акрополе". Ренан учился в двух семинариях, но отказался стать священником, поскольку перестал верить в Бога. "Наука есть религия,- писал он в 25 лет.- Лишь наука способна разрешить все проблемы, и со временем она заменит религию". Ренан отрицал Божественность Иисуса Христа, зато греческие статуи для него были "истинными богами" и "истинными богинями", он отрицал все сверхъестественное в Евангелии, зато Эллада для него была "греческим чудом". Его скандально известная книга "Жизнь Иисуса" (1863-1868), за полтора года выдержавшая 13 изданий, была воспринята как вызов католицизму. Репутация Ренана была такова, что люди, завидев его на улице, старались обойти его, боясь ненароком прикоснуться к нему. ^
  9. Аристотель (384-322 до Р.Х.), самый выдающийся древнегреческий философ, ученик Платона и учитель Александра Македонского, оказавший самое сильное влияние на развитие европейской мысли. Он разработал формальную логику, на которой строится все современное мышление, ввел множество общепринятых доныне понятий, впервые осуществил классификацию животных и т.д.

    Прогуливались - Аристотель читал свои лекции в основанном им в Афинах Ликее (или Лицее), прогуливаясь со слушателями, потому его ученики, а затем вся школа аристотелизма вошли в историю как перипатетики (греч.: περιπατητικός - прогуливающийся). ^

  10. Перикл (ок. 490 - ок. 429 до Р.Х.), знаменитый оратор, политик и полководец, стал стратегом (главнокомандующим, правителем) Афин в 444 г. В "век Перикла" Греция окрепла и стала могущественной, расширила свои владения и достигла интеллектуального расцвета, сам город был великолепно украшен им, особенно Акрополь. Перикл ввел много новшеств, например, теорикон - раздачу малоимущим афинским гражданам денег на посещение театра, и клерухии - военно-земледельческие поселения на территории подчиненных государств, куда из Афин выводилась беднота. Умер Перикл от чумы. ^
  11. См.: Деян. 17, 22-34. ^
  12. Свою проповедь в Афинах святой апостол Павел произнес в ареопаге (текст этой проповеди впоследствии высекли на бронзовой доске, и она была привинчена к скале ареопага). Ареопаг (греч. Άρειος πάγος - холм Ареса, греческого бога войны, идентичного римскому Марсу), верховное судилище в Афинах, располагался на голой скале, стоявшей прямо у входа в Акрополь. Вокруг этой скалы всегда было многолюдно, и потому с нее часто выступали мудрецы, политики и другие ораторы. ^
  13. Аполлон был сыном Зевса и близнецом Артемиды. Еще в юности Аполлон убил змея, опустошавшего Дельфы, устроил здесь свой оракул - прорицалище, затем такие же храмы с оракулами распространил по всей Малой Азии и Италии. Его дети тоже прорицали - например, Сивилла. Функции Аполлона противоречивы и трудноисчислимы: например, он считался Мусагетом - покровителем муз; демоном смерти, убийств и ритуальных человеческих жертвоприношений; он спускается в аид, чтобы очиститься и обрести новую силу; мрачность и грозность Аполлона сочетаются с изяществом и изысканностью, под его покровительством у мифических гипербореев процветают нравственность и искусства. Кроме пифийских игр, Аполлону были посвящены пышные празднества - теофании и теоксении. Аполлон был заимствован римлянами без переименования. ^
  14. Афины, Спарта, а также Коринф были самыми влиятельными греческими городами ок. 500 г. до Р.Х. Спарта, располагавшаяся в Лаконии (Южная Греция), стала самым большим государством в 740-720-е гг. до Р.Х. Около 630 г. до Р.Х. против Спарты было поднято восстание, реакцией на него было преобразование ее в государство воинов. Каждый мужчина в Спарте в 20 лет становился профессиональным военным, жили они в казармах в суровых условиях, производительным трудом занимались илоты - покоренные народы. Выше всего ценились здоровье и сила; женщины тоже должны были развивать выносливость, занимаясь атлетическими упражнениями; дети, родившиеся слабыми, обрекались на смерть. В 404 г. Спарта победила Афины, а в 371 г. потерпела поражение от Фив. Прекрасная Елена, ставшая причиной Троянской войны, была царицей Спарты. ^
  15. На таких треножниках совершались жертвоприношения (см. примеч. 112). ^
  16. О храмах, посвященных змее, мы узнаём прежде всего из жития святого апостола Филиппа (память 30 июня / 13 июля и 14/27 ноября). Прибыв в Иераполь Фригийский, святой апостол обнаружил множество языческих храмов и среди них храм, посвященный змее, в котором обитала огромная ехидна. Апостол силой молитвы умертвил ее и исцелил многих, уязвленных ею, в том числе жену правителя Иераполя. Узнав об этом, правитель схватил 87-летнего апостола и распял его вниз головой.

    Особенно почитаются змеи в Индии, где каждый индус боготворит тысячеголового змея Шешу, на котором покоится бог Вишну на дне океана. Змеи считаются стерегущими вход в любое помещение, поэтому их изображают над входом, в том числе в храмы. Змеи - неотъемлемый атрибут культа Шивы, и вокруг его храмов всегда содержат множество змей, а сам он изображается с ожерельем из змей, с коброй над головой. Об обожествлении змей в других странах имеется много свидетельств. Например, большой 36-метровый храм в Мехико был расположен на имевшей форму квадрата громадной площадке, на которой могло уместиться до 500 домов. Все это пространство окружала каменная стена толщиной 2,5 м, зубцы которой были украшены фигурами в виде змей. Главный колдун мексиканских индейцев, нагал, был одновременно и хранителем культа змей. В Огайо, на севере США, существует курган длиной 300 м, сооруженный в виде змеи. На латиноамериканском острове Коати найдено святилище, стена которого украшена фигурой человека с исходящими от него лучами и змеями с гребнями на головах, и т.д. ^

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава


Православное христианство       liveinternet.ru       Rambler's Top100            

Вопросы и замечания по работе сайта направляйте в службу технической поддержки.
При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православие и современность. Электронная библиотека." (www.lib.eparhia-saratov.ru).
design by Анастасия Смоленская