Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Православие и современность. Электронная библиотека.
к каталогу библиотеки...

Святитель Николай Сербский

Феодул, или раб Божий

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Изгонитель бесов

Часть 1

Подул ветер, а ты испугался, Феодул. Почему ты боишься свежего ветра на этом солнцепеке летнем? Он благословение Божие, милость Господня. Мухи, разъедающие раны в жару, и всякие червь и гад бегут от сильного ветра, а люди его благословляют. Ветер уносит трупное зловоние, отгоняет насекомых, очищает дороги и улицы от пыли, освежает и оздоровляет воздух; волнует моря и озера, разметывает напластовавшуюся в них гниль и вздымает темные утробы их на поверхность, на солнечный свет. Чего хочешь лучше? Радуйся же, Феодул, этому ветру, приносящему свежесть, чистоту и здоровье; да и ветер - слуга Божий. Как же нет, когда Господь называет и гусениц слугами Своими, войском Своим? Через пророка Иоиля говорит Господь: И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас (Иоил. 2, 25).

Подобно сильному и свежему ветру, явился обетованный Мессия, Спаситель мира, Которого долго-предолго ожидали, вглядываясь вдаль. Явился как раз тогда, когда солнцепек лжи все сильнее обжигал людей, а жажда истины иссушала и сердца их, и мозг. В прохладе мраморных храмов ползали змеи - олицетворение того, кто назван лжецом и отцом лжи (ср.: Ин. 8, 44). Даже один-единственный на свете храм, посвященный Богу Единому, люди сделали вертепом разбойников (Мф. 21, 13) - храм Соломонов в Иерусалиме; что же остается сказать о храмах язычников! А что сказать о душах человеческих, о семье, об обществе, о городе и селе! Отец лжи посеял свое злое семя на всех нивах Божиих, начав с сердца человеческого, среди всего человечества, во всех установлениях и во всех делах людей,- да и в делах Божиих.

Спал ли Домовладыка мира, когда этот злодей сеял свое семя среди пшеницы? Нет, не спал, но наблюдал и ждал. Он давал людям жизнь, посылал росу, дождь и снег в определенные времена и осиявал солнцем и добрых, и злых. Но ждал, пока мощь вражия достигнет своего апогея, а немощь человеческая - предела отчаяния, как в случае с Иовом: Бог явился тогда, когда сатана подумал, что уже одолел праведника, когда друзья Иова исчерпали всю свою мудрость и когда Иов, бессильный и беспомощный, проклинал час своего рождения. Тогда явился Бог в вихре: Он отогнал сатану и устыдил немилосердных приятелей Иова, а Иову вернул и здоровье, и все имение его (см.: Иов, 38).

На пепелище всех своих надежд и в гное бесчисленных недугов, телесных и душевных, лежало человечество, обманутое и растерзанное этим стервятником [1] и его мрачными легионами, когда явился Господь Иисус.

На Горе искушения Иисус отверг все предложения сатаны и не сделал ему ни единой уступки. Это нечто неслыханное для Индии, Египта, Эллады и всех остальных стран, где соглашение с сатаной было обычным делом: без него нельзя было ни жить, ни философствовать. Эта решительная позиция Иисуса означала объявление войны с обеих сторон, и это было первое дело Его после крещения на Иордане - встреча с главным Божиим и человеческим противником, то есть сначала разговор с ним, тираном людей, а потом разговор с людьми. Поистине, это чудно, но тем не менее понятно: не пришел Господь искать славы от людей - не принимаю славы от человеков [2],- а пришел ради спасения их. И потому прежде встретился с тем, от кого нужно было спасать людей,- от змия древнего, который есть диавол и сатана (ср.: Откр. 20, 2).

Невыносима была для отца лжи правдивость, чистота и небесная свежесть Христова. Еще тогда, когда Господь крикнул ему: отойди от Меня, сатана [3], он в страхе мгновенно отполз, словно от света, слепящего его, и ветра, валившего его. Никогда больше с тех пор он не являлся пред лицем Христовым, но по-змеиному заползал в сердца людей и воздвигал их против Спасителя. Так он заполз в еврейских старейшин, священников и книжников. Они этого не заметили, но зато Господь знал и видел, потому и сказал им открыто: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8, 44), после чего Он все-таки пытается их вразумлять и им растолковать, кто такой сатана: он, говорит, человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет истины в нем. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8, 44). Точно так же вползает сатана и в Иуду, когда тот решается предать Учителя своего: И после сего куска вошел в него сатана (Ин. 13, 27).

Спустившись с Горы искушения, Господь тотчас приступил к Своей великой задаче, то есть к победоносной войне против сатаны. Провидел это заранее славный пророк, сказавший: Господь муж брани [4].

Злые духи узнали в Иисусе своего погубителя. В Капернауме в толпе народа был человек с духом нечистым, и он закричал Иисусу: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. А Иисус запретил ему и сказал: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него [5].

Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных [6].

Злые духи узнали в Иисусе Сына Божия. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий [7]. Господь их изгонял из людей и запрещал им открывать, кто Он. Не зависит Он от них, чтобы они открывали Его миру. Есть Некто больший бесов и людей, и Он возгласит о Нем: это Отец Его Небесный и Дух Святый, возвестившие о Нем на Иордане. Однако лукавые духи пытаются сделать Иисусу якобы некую услугу, чтобы Он их оставил в покое. Но напрасно. Он не пошел на сделку и не стал торговаться на Горе искушения даже с отцом этих мелких бесов, тем более не пойдет на сделку с ними. Потому обрушивается на них, подобно вихрю, вырывающему их из людей неодолимым словом: замолчи и выйди из него [8].

Он рвет цепи бесовские, словно паутину, не рукой и не мечом, но одним-единственным словом: выйди! Одну женщину связал злой дух, скрючил, сделал из нее уродину, только бы унизить Бога и напакостить творению Божию. И держал ее так целых восемнадцать лет. Однажды увидел Иисус эту несчастную в собрании, как раз когда держал слово перед многочисленным народом. Увидев ее, Он сразу прервал Свою речь. Важно слово, но важнее дело, а более всего важно слово, соединенное с делом. Он подозвал ее и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего [9]. И женщина сразу выпрямилась и стала благодарить Бога. В этом случае Господь обращается не к злому духу, а к женщине и не приказывает злому духу выйти из женщины, но говорит ей: ты освобождаешься от недуга твоего. Это одно и то же. Болезнь женщины - проявление власти диавольской в ней и над ней. Потому было все равно, повелеть ли диаволу выйти из своей жертвы или сказать жертве, что она освобождена от болезни.

В другом месте столпился народ вокруг одного юноши, также жертвы злого духа. Измученный страданиями, отец юноши стоял тут и жаловался книжникам и Христовым ученикам. Но и те, и другие с целой толпой народа беспомощно глядели на страдальца, пока не появился Он, Единственный имевший силу подать помощь. Как только Он появился, бедный отец начал жаловаться Ему, что дух нечистый, дух немой [10], мучает сына его еще с детства падучей болезнью, ломает и бросает его то в огонь, то в воду, лишь бы погубить его. Но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам [11] , то есть избавь от муки мое дитя и от тяготы мое сердце. Потому отец говорит во множественном числе: "Помоги нам, сжалься над нами. Вот тут стоят ученые книжники, но они не могут помочь. Тут и Твои ученики, но и они не могут ничего. Тут столько народа, но он бессилен перед силой бесовской".

Тогда Иисус огорчился из-за маловерия всех, даже учеников Своих, и грозно приказал духу нечистому: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него [12]. Услышав это, злой дух еще раз яростно сотряс свою жертву и вышел и убежал. А Иисус взял ребенка за руку, поднял его и передал родителю здоровым.

Весь народ всем сердцем радовался невиданным чудесам Господа Иисуса. Массы, толпы народа, теснясь и толкаясь, бежали за Ним, только бы увидеть вновь и вновь и услышать еще и еще то, что до тех пор было невиданным и неслыханным. Поистине, народ чувствовал, что исполнилось слово древнего пророка, прорекшего: Господь муж брани. И весь народ, восхищенный, славил и благодарил Бога, говоря: "Бог посетил народ Свой". Только великие господа еврейские не радовались этому: фарисеи, саддукеи, священники и книжники. В злобе своей на Иисуса говорили они, что Он изгоняет бесов силою князя бесовского [13]. Именно диавол, отец их, нашептал им сказать так: ведь и они были одержимы бесами. Только они не хотели этого знать и признавать. И мысли, и слова, и дела их были от диавола. Но они не хотели этого знать и признавать. И не вспомнили они слова своего пророка, предсказавшего, что огрубеют у них сердца, и глаза ослепнут, и уши оглохнут, когда явится Господь, и не уразумеют сердцем и не обратятся к Нему, чтобы Он исцелил их (см.: Ис. 6, 10; Ин. 12, 38-40).

  1. Стервятник, хищная птица из семейства ястребиных, обитает в Юго-Западной и Средней Азии, Африке, на юге Европы и России. Питается падалью, экскрементами, отбросами и прочими гниющими веществами животного происхождения. В Древнем Египте почиталась как священная птица, отсюда и ее научное название: neophron perenopterus - "стервятник египетский священный". ^
  2. Ин. 5, 41. ^
  3. Мф. 4, 10. ^
  4. Исх. 15, 3. ^
  5. Мк. 1, 24, 25-26. ^
  6. Мф. 8, 16. ^
  7. Мк. 3, 11. ^
  8. Мк. 1, 25; Лк. 4, 35. ^
  9. Лк. 13, 12. ^
  10. Мк. 9, 17. ^
  11. Мк. 9, 22. ^
  12. Мк. 9, 25. ^
  13. Мф. 9, 34. ^

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава


Православное христианство       liveinternet.ru       Rambler's Top100            

Вопросы и замечания по работе сайта направляйте в службу технической поддержки.
При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православие и современность. Электронная библиотека." (www.lib.eparhia-saratov.ru).
design by Анастасия Смоленская