Святитель Николай СербскийФеодул, или раб Божийпредыдущая глава К оглавлению следующая глава Повелитель природыЧасть 1Облегчения, облегчения, Феодул, хочет человек, облегчения от довлеющей над ним природы, от страха перед природой, от сил природных. Предназначенный Творцом быть владыкой над природой (см.: Быт. 1, 28), человек стал ее слугой и рабом. Кто принесет человеку облегчение, кто даст свободу? Кто вернет ему власть над природой? Не кто иной, кроме Того, Кто ему вначале и даровал эту власть над природой.
Действительно, Феодул, только Тот может человека вернуть в достоинство владыки над природой, Кто ему от начала и дал его, а человек это достоинство грехом своим погубил, как тот блудный сын, что, отделившись от отца, погубил имущество свое и стал слугой злого хозяина;
И, действительно, вековые пророчества сбылись тогда, когда явился на землю Бог Слово как Чудотворец, как Изгонитель демонов, Человеколюбец, Исцелитель болезней, Отверзитель рая. Одновременно таинственный и явный, Он встал лицом к лицу к природе, но не как низший в сравнении с природой и не как равный ей, а как Повелитель природы. И никто другой, меньший Его, не был нужен роду человеческому. Никто другой и более слабый не мог бы быть ни Мессией, ни Спасителем людей от сил бесовских, от греха, от смерти. Никогда и никто не был в состоянии вернуть людям достоинство властителей над природой и природным порядком. Он не захотел даже родиться в природном порядке, от отца и матери,- а только от Матери. Родился Он от Пречистой Девы Марии, единственной Личности, избранной и предназначенной для этой единственной роли в истории мира. Даже Его Предтеча святой Иоанн Креститель родился не совсем по природному порядку: хоть от отца и матери, но бесплодных и престарелых. О Господе Иисусе говорится в церковном песнопении: "Явился Ты, как Ты Сам хотел, родился Ты, как Ты Сам изволил" [10]. Всякое рождение в Его власти. Звезда на востоке воссияла, когда Он родился, звезда необычная. Мы видели звезду Его на востоке [11], говорили мудрецы-звездочеты, расспрашивая о новом Царе. Это была, следовательно, Его звезда; не то чтобы другие не были Его - всё Его,- но эта восточная звезда называется Его звездой по необычайному сиянию и служению, предназначенному Ему. Служение этой звезды было в том, чтобы возвестить мудрым людям на востоке, что родился новый Царь, и чтобы привести их в Вифлеем, к месту, где Он родился. Звезды, следовательно, в Его власти и у Него на служении. Владеть своим телом - значит природой владеть. Спаситель мира и в этом показал Себя Повелителем природы. Сорок дней и сорок ночей Он постился, без какого бы то ни было питья и пищи телесной. Воду в вино претворил - разве это не показывает власть над природой? На свадьбе в Кане Галилейской не хватило хозяину вина. Тогда Иисус повелел наполнить шесть больших сосудов водой. И, когда это сделали, вода та претворилась в вино, причем в самое лучшее вино. Не говорится, что Господь прикоснулся к воде Своими пречистыми руками, которыми Он слепым открывал зрение, или чтобы произнес какое-нибудь слово, как, скажем: "Да будет эта вода вином!". Нет, ничего. Только мысленно приказал, и природа почувствовала своего Господина, и вода превратилась в вино (см.: Ин. 2, 1-11). Бурю на море утишить и одним словом сильный ветер остановить - разве и это не показывает власть над природой? И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме… Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина… И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Мк. 4, 37-39, 41). Так апостолы спрашивали. Но и тогда, и позже они уверились, что это Христос, Сын Бога Живаго, Повелитель природы и всего порядка в природе. Невидимым сделаться для глаз человеческих - разве это тоже не означает власть над природой? Когда Иисус был на родине Своей, Он укорял израильтян за то, что их вера меньше и слабее веры язычников. И привел им два классических примера: первый, как во время голода великий пророк Илия укрылся и прокормился не у какого-нибудь "правоверного" израильтянина, но у язычницы, жены-вдовицы в Сарепте Сидонской [12]; и второй, как во времена пророка Елисея было много прокаженных в Израиле, но по причине их маловерия никто из них не излечился, кроме одного Неемана Сириянина, язычника [13]. Ведь этот язычник поверил всем сердцем пророку Божию Елисею, искупался в Иордане и стал здоров. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости [14]. И, схватив Его, вывели на окраину города и хотели столкнуть со скалы в пропасть. Но Он, пройдя посреди них, удалился (Лк. 4, 30). Невидимым Он стал для глаз Своих врагов и, будучи невидимым, удалился со Своей родины; даже на Нем было явлено, что не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем [15]. И во второй раз произошло это же самое в Иерусалиме, когда евреи хотели забросать Его камнями в храме: но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Ин. 8, 59). Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей [16]. В другом месте при других обстоятельствах снова сказал Господь Своим ученикам: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. Ответили Ему ученики, что есть у них только семь хлебов и немного рыбок. А Он распорядился рассесться всем на земле. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей (ср.: Мф. 15, 32, 36-38).
|
![]() ![]() ![]() |
Вопросы и замечания по работе сайта направляйте в службу технической поддержки. |