Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Православие и современность. Электронная библиотека.
к каталогу библиотеки...

Святитель Николай Сербский

Феодул, или раб Божий

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Повелитель природы

Часть 2

Такие невиданные чудеса ничем не могут быть объяснены, кроме следующих слов Христовых: Невозможное человекам возможно Богу. Богу же все возможно (ср.: Лк. 18, 27; Мф. 19, 26).

По воде, как по суше, ходить - что ты скажешь, Феодул: это человеческое, от человека? Конечно, нет, но от Бога, Повелителя природы. Когда Иисус накормил и отпустил народ, Он повелел Своим ученикам войти в лодку и переправиться через озеро. А Сам взошел на гору и встал наедине на молитву. Между тем подул ветер, когда лодка была посреди озера, и стали вздыматься большие волны. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь, это Я, не бойтесь. И ветер утих (ср.: Мф. 14, 25-27, 32).

Повелевать рыбам наполнить сети рыбацкие - что ты на это скажешь, Феодул? Разве это человеческое и от человека, хотя бы и самого великого человека? Нет, никак, но только от Бога. Сказал Иисус Петру: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. А Петр на это отвечает: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась… и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5, 4, 5-6, 7-8). Схожий с этим случай произошел и по воскресении Господа, когда Он живым явился Своим ученикам на берегу того же Геннисаретского озера. Ученики целую ночь ловили рыбу и ничего не поймали. Тут стоял Иисус на берегу и сказал им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы… А когда извлекли сеть и пересчитали, то оказалось сто пятьдесят три большие рыбы. Сверх того, произошло еще одно чудо: когда они вышли на берег, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб (Ин. 21, 5-6, 11, 9). Откуда все это? Не от учеников, ведь они, будучи на воде, отвечали, что у них нет еды. Не от людей, но от Повелителя природы.

ПОдать заплатить, не имея ни гроша в кармане,- и это истинное чудо. Когда все были в Капернауме, пришли сборщики налогов и спросили: "Не заплатит ли ваш Учитель подать?". Петр пошел к Иисусу, чтобы сообщить Ему об этом, но не успел сказать ничего - опередил Его всеведущий Иисус такими словами: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир [1]; возьми его и отдай им за Меня и за себя (ср.: Мф. 17, 25, 26-27). Повелитель природы находит сокровища где хочет и сколько хочет. Рыбы - слуги Его, и вся природа Ему служит.

Проклясть смоковницу бесплодную, чтобы смоковница тотчас засохла,- поистине это дело Того, Кто имеет полную власть над всеми тварями. Написано об этом в Евангелии, что Господь Иисус однажды проголодался и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? (Мф. 21, 19-20).

Преображение Иисуса на Фаворе свидетельствует о силе и власти Господней и над Своей телесной природой, и над людьми, тысячи лет назад покинувшими мир сей. Как Спасителем и сказано было ученикам Его: дана Мне всякая власть на небе и на земле [2], или как Церковь на отпевании своих верных поет: "Живыми и мертвыми обладаяй Христос, истинный Бог наш" и так далее [3] - ты, Который владеешь живыми и умершими. Про преображение говорится в Евангелии, как Иисус с тремя Своими учениками, Петром, Иоанном и Иаковом, поднялся на гору высокую. И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф. 17, 2-3). Кто когда-либо из людей мог сделать свое лицо сияющим, как солнце ,и свои одежды белее снега? Далее, кто мог перед тремя свидетелями вызвать и представить знаменитых людей с того света, живших на земле тысячи лет тому назад? Никто и никогда. Единственно Он, вовеки таинственный и явный, Мессия мира, Повелитель природы.

Ах, Феодул мой, а что же сказать о страшных чудесах Господа Иисуса, предсмертных и посмертных? Когда Он страдал и умирал на Кресте - Он, Чью невинную Кровь евреи взяли на себя и на детей своих,- как солнце померкло и тьма охватила землю от полудня до трех часов пополудни (от шестого до девятого часа по-восточному), как земля потряслась, как гробы раскрылись и мертвые из гробов встали и явились в Иерусалиме, как в храме Соломоновом, оскверненном торговцами верой, плотная и тяжелая завеса, катапетасма [4], сама собой разорвалась сверху донизу? Без повеления вся природа взбунтовалась - и покорилась своему Повелителю. Ведь вся природа Ему покорялась не как тирану и врагу, а как законному Господину и Другу. Так бывает, когда конь и вол узнаЮт своего господина и радостно склоняют свои головы перед ним.

И еще: что сказать о чуде Его воскресения, когда Его мертвое тело ожило, встало и вышло из гроба, не тронув приваленной к гробу каменной плиты? [5] Или о том, как воскресший Господь дважды входил в комнату, двери которой были заперты, и являлся Своим ученикам, не открывая дверей? [6]

Или о том, как в Еммаусе Он вдруг сделался невидимым для Клеопы и другого ученика, с которыми только что шел и долго говорил? [7]

Или о Его вознесении: как Он вознесся телесно на небо с Елеонской горы перед Своими верными? [8] Причем вознесся в том самом теле, которое Он носил на земле, ибо Ему нисколько не было нужно, как это будет нужно нам, переоблачаться в более чистое тело, поскольку тело Его всегда и вовек было чистым и ничем не оскверненным.

Не отваливая гробовой плиты, Он восстал, не открывая запертых дверей, Он явился в горнице иерусалимской. Как? Этого нам не нужно знать. Но думаю, что так же точно, как вышел из утробы Пречистой Девы Марии, не причиняя Ей боли и не повреждая Ее материнского тела. Как это? И этого нам не нужно знать. Только одно нам нужно: знать и веровать, что явился в мир Сильнейший мира, Повелитель природы, Единственный и Единый, способный спасти людей от силы бесовской, от греха и смерти и вернуть человеку власть над природой.

Всё это усвоили наши праотцы и отцы христианские, и бесчисленные миллионы их спаслись верой в Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Все это и мы, православные, усваиваем и трудимся, чтобы такой же верой в Того же Единственного Спасителя спастись.

Мы можем только жалеть евреев и индийцев: первых потому, что они никак не могут открыть свои глаза и увидеть в Господе Иисусе Христе того Спасителя мира и Мессию, Которого ветхозаветные пророки ясно прорекли, а вторых потому, что они не могут увидеть различия между своими йогами и Христом. "И наши йоги совершают чудеса, как Христос",- говорят индийцы. Поистине, непонимание, проистекающее от отчаяния. Да, совершают йоги чудеса, но какие? Иллюзорные, бесполезные и бессмысленные, причем с помощью сил бесовских, воюющих через людей против Христа. Создают для людей иллюзии и показывают им, например, дерево, которое якобы из земли проклевывается и за несколько минут поднимается в полный рост; или делают, чтобы веревка сама собой поднималась от земли и стояла в воздухе прямо, как палка [9]. Кому приносят пользу эти никчемные и иллюзорные чудеса? Христос совершал действительные чудеса, причем только чудеса полезные и спасительные для людей. Магия всегда бывает от бесов. Магам египетским удалось подражание чудотворцу Божию Моисею, но они совершили только три чуда из десяти, совершенных им [10]. Так коротка власть сатаны. А здесь мы имеем не Моисея, а Христа, всемогущего Повелителя природы. Ему одному вся природа радостно покоряется. Ему радуются все праведники, избавленные от рабства природе. Его славят небо и земля и будут славить во веки веков.

  1. СтатИр (греч.: στˆατήρ - установленный вес), греческая монета, равная двум дидрахмам, т.е. четырем драхмам (серебряный статир), или двадцати драхмам (золотой статир). Одна драхма весила около 4,4 грамм. Размер подати, взимаемой с одного человека, был равен двум драхмам; таким образом, именно один серебряный статир был необходим для уплаты подати за двух человек. ^
  2. Мф. 28, 18. ^
  3. Приводимые слова взяты из отпуста чина погребения: "Живыми и мертвыми обладаяй Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых душу от нас преставльшагося раба Своего (имя) в селениих праведных учинит, в недрех Авраамлих упокоит, и с праведными сопричтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец". ^
  4. КатапЕтасма (греч.: καταπέτασμα), завеса. ^
  5. См.: Мф. 28, 2. ^
  6. См.: Ин. 20, 19, 26. ^
  7. См.: Лк. 24, 31. ^
  8. См.: Мк. 16, 19; Лк. 24, 50-51. ^
  9. Интересно, что йоги с презрением относятся к фокусам индийских факиров. Разоблачению приведенного святителем Николаем фокуса и других чудес факиров посвящена целая глава в книге одного из популяризаторов йоги (см.: Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. М., 2004. С. 618-636). ^
  10. См.: Исх. 7, 11, 22; 8, 7. ^

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава


Православное христианство       liveinternet.ru       Rambler's Top100            

Вопросы и замечания по работе сайта направляйте в службу технической поддержки.
При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православие и современность. Электронная библиотека." (www.lib.eparhia-saratov.ru).
design by Анастасия Смоленская