Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Православие и современность. Электронная библиотека.
к каталогу библиотеки...

Святитель Николай Сербский

Феодул, или раб Божий

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Сыны Царства

Часть 1

Сейчас я хочу спросить тебя, Феодул. До сих пор ты меня спрашивал. Что ты думаешь: если разбойники уведут домочадцев из дома в темный лес, в непроходимые пропасти и ограбят и осквернят их, заморят голодом, изранят и убьют, что будет делать хозяин дома, отец семьи?

Говоришь, прежде всего нападет на разбойников, чтобы их разгромить и связать. Хорошо ты сказал. Так же мы и раньше говорили с тобой. Господь Иисус, Спаситель и Мессия, прежде всего напал на главного врага рода человеческого - на сатану и его мрачное войско. И сатана умчался от Него, словно унесенный страшным небесным вихрем, а воины сатаны, пакостные и смрадные бесы, выходили из людей с криком и воплем великим, где бы ни появлялся Он, Изгонитель бесов. Так Спаситель начал с того, что первое.

Скажи мне, Феодул, а что дальше будет делать хозяин дома, когда разбил неприятеля и домочадцев своих освободил? Введет ли сразу в дом этих освобожденных, но грязных, голодных, израненных и обезумевших от страха?

Говоришь, что нет. Он сначала их умоет, накормит, вылечит, оденет, успокоит и окадит ладаном. Поистине, даже небо и земля не могут дать лучшего ответа. Ведь такой ответ на самом деле и дало Небо через Своего Посланника, Господа Иисуса Христа.

Первое есть первое, а второе - второе. Но и первое тут было бы бессмысленно без второго. Собственно говоря, главная цель во втором, в нашем случае - чтобы домочадцы были приготовлены и удостоены войти в дом отца своего. Говорю "удостоены" потому, что сами домочадцы во многом виноваты в своем пленении и порабощении. Ведь они отложились от домохозяина и потянулись, как некогда Ева, за лживыми и заманчивыми обещаниями разбойников, пока те не завели их в мрачный лес и в непроходимые дебри, пока не превратили в голодных батраков и закованных рабов своих. И это батрачество и рабство длились тысячи лет во всех странах и народах до Пришествия Спасителя мира.

Очень мало говорил Господь Иисус с бесами, причем говорил только ради людей, чтобы люди узнали, кто враги, терзающие их. Иначе и этого не сказал бы. Он не как Будда, с бесами водящий дружбу и благожелательно предлагающий им свою нирванскую науку спасения. Он и не как маги египетские, предающие себя в полную власть бесам, лишь бы только с их помощью совершить какое-нибудь чудо. Он и не как йоги индийские, которые творят то же самое, что маги египетские и пифии дельфийские. Нет и никак нет. Он Царь света, и у Него не будет никакой дружбы с тьмой, никакого компаньонства, никакого союза со лжецами и человекоубийцами. Сосна не нуждается в помощи терновника, и горный ветер - в трупных испарениях.

С кем же тогда Он разговаривает? С кем Иисус ведет беседы тысячу дней и тысячу ночей, Феодул? Втайне - с Отцом Своим Небесным, а открыто - с людьми. О чем говорит Иисус с людьми? В основном - о трех предметах:

  1. во-первых, о Царстве Небесном, еще неизвестном людям;
  2. во-вторых, о Себе как единственном настоящем Друге и всесильном Спасителе людей, но враге бесов;
  3. в-третих, о приготовлении людей к Царству Небесному, к сыновству Божию, к чему не допускается никто неверный, дерзкий, нечистый, оземлянившийся, боязливый, нераскаявшийся, небратолюбивый и так далее.

Мы уже говорили с тобой о первых двух предметах, остановимся же и на третьем и последнем. Что значит подготовка к всыновлению в Царстве Небесном?

Покаяние прежде всего.

  1. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, говорит Господь [1].
  2. Покайтесь и веруйте в Евангелие [2].
  3. Если не покаетесь, все тАк же погибнете [3].

Говоря о поведении по отношению к грешникам, Он так заповедует: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему [4].

На вопрос Петра: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семиджы семидесяти раз [5].

Сказываю вам, что так на небесах больше радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии [6].

Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию [7].

Сыны Царства покаянием добровольно разрывают связь с сатаной, обманувшим и соблазнившим их, исправляются и обращаются к Царю, Отцу своему Небесному. Всем Бог оставил покаяние ко спасению [8], и язычникам дал покаяние в жизнь (ср.: Деян. 11, 18). Кто покается, того Бог прощает и принимает его в чада Свои в Царстве Своем Небесном.

В беседе на Горе [9] Господь назвал блаженными, то есть счастливыми, тех, кто нищ духом, кто плачет, кто кроток, кто алчет и жаждет правды, кто милостив, кто чист сердцем, кто миротворец, кто изгнан правды ради, кто осмеян и оклеветан Христа ради. Таковым Он говорит: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах [10].

Таковым дОлжно быть сынами Царства, сынами Отца Небесного и братьями друг другу.

  1. Ибо у вас один Отец, Который на небесах; один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья [11].
  2. Вы - соль земли [12].
  3. Вы - свет мира [13].
  4. Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного [14].

В подготовительной школе, то есть в Ветхом Завете, сказано: Не убий [15]. В высшей школе Христова Евангелия заповедь углубляется и запрещается даже гнев на брата [16]; здесь вырывается корень, из которого произрастает убийство.

В подготовительной школе сказано: Не прелюбодействуй [17]. В высшей школе Христовой эта заповедь углубляется до самого корня и семени прелюбодеяния: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем [18].

В подготовительной школе еще сказано: Не нарушай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои [19]. В высшей школе Спасовой идут намного глубже и запрещается клятва вообще: А Я говорю вам: не клянись вовсе… Да будет слово ваше: да, да; нет, нет [20]. Ведь когда брат брату говорит в присутствии Отца, клятва не только не нужна, но и оскорбительна.

Еще сказано в подготовительной школе: око за око, зуб за зуб [21]. В высшем университете Христовом это считается товариществом, а для братства потребна новая заповедь: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую [22]. Вот что значит братство. Ведь Отец Небесный со всеми Своими небесными Ангелами все видит и помнит.

Еще сказано в подготовительной, низшей школе: Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего [23]. Это только часть добра, но не совершенное добро: в высшем университете Мессии это считается недостаточным. Потому Мессия заповедует: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас [24]. Ведь люди, которые враждуют против вас и которые не по-братски поступают с вами, не знают, что делают; не знают, что их против вас гонит злой дух - человекоубийца, богоотступник и кровавый палач. Когда бы они это знали, то застыдились бы; действительно застыдились бы, что стали слугами этого стервятника и его орудием, направленным против братьев их. А вы все - сыны Царя, Домовладыки, и должны видеть в брате брата, а не врага. Ведь человек не может быть человеку врагом, пока сатана его на это не наведет и не подвигнет.

Вот высокая наука высшей школы Мессии мира. Что сосновая лучина против электрического света, то подготовительная школа против высшей школы Христовой. И что жертвование козлами и баранами против Жертвы Единородного Сына Божия, то та малая школа против этой великой. То было начало, а это конец. То символ - это действительность. То заря, а это полдень.

В высшей школе Мессии мира презирается и отвергается всякое лицемерие и всякое славолюбие. Я не принимаю славы от человеков, сказал Он [25]. И сыны Царства не должны искать никакой славы от людей. Что такое люди? Неучи и лживые свидетели того, что существует в действительности. А Отец Небесный видит все и знает все, и от Него ничто не может скрыться.

  1. Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас [26].
  2. Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно [27].
  3. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд [28].

Так следует оказывать милосердие слабой и немощной братии своей. То же говорится и о молитве. Нельзя молиться из-за людей, чтобы люди тебя видели. Это лицемерие и глупость. Это как если бы мы обращались к одному человеку за помощью, а помощь ждали бы от другого. Значит, мы обманывали бы обоих. Но людей можно и обмануть, а Бога - никогда. Потому сын Царства, когда молится Отцу Небесному, забывает о людях и не думает о них, по заповеди Господней:

  1. И, когда молишься Богу, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми… Ты же, когда молишься, войди в комнату твою (то есть в сердце свое) и, затворив дверь твою (то есть все чувства свои), помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно [29].
  2. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение [30].
  3. Сей же род (то есть бесовский) изгоняется только молитвою и постом.

Эта заповедь относится и к посту. Сыны Царства должны поститься не напоказ людям, будто ожидают от людей похвалу и награду, но чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно [31].

  1. Мф. 3, 2. ^
  2. Мк. 1, 15. ^
  3. Лк. 13, 3. ^
  4. Лк. 17, 3. ^
  5. Мф. 18, 21-22. ^
  6. Лк. 15, 7. ^
  7. Мф. 9, 13. ^
  8. 2 Кор. 7, 10. ^
  9. См.: Мф. 5, 3-11. ^
  10. Мф. 5, 12. ^
  11. Мф. 23, 9, 8. ^
  12. Мф. 5, 13. ^
  13. Мф. 5, 14. ^
  14. Мф. 5, 16. ^
  15. Исх. 20, 13; Втор. 5, 17. ^
  16. См.: Мф. 5, 22. ^
  17. Исх. 20, 14; Втор. 5, 18. ^
  18. Мф. 5, 28. ^
  19. Ср.: Чис. 30, 3; Втор. 23, 21-23. ^
  20. Мф. 5, 34, 37. ^
  21. Исх. 21, 24; Лев. 24, 20; Втор. 19, 21. ^
  22. Мф. 5, 39. ^
  23. Мф. 5, 43. ^
  24. Мф. 5, 44. ^
  25. Ср.: Ин. 5, 41. ^
  26. Мф. 6, 1. ^
  27. Мф. 6, 3-4. ^
  28. Лк. 6, 36. ^
  29. Мф. 6, 5, 6. ^
  30. Мк. 14, 38. ^
  31. Мф. 6, 18. ^

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава


Православное христианство       liveinternet.ru       Rambler's Top100            

Вопросы и замечания по работе сайта направляйте в службу технической поддержки.
При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православие и современность. Электронная библиотека." (www.lib.eparhia-saratov.ru).
design by Анастасия Смоленская