Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Православие и современность. Электронная библиотека.
к каталогу библиотеки...

Святитель Николай Сербский

Феодул, или раб Божий

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Сыны Царства

Часть 2

Сыны Царства не должны быть двоедушными, не должны раздваивать свое сердце и служить двум господам, как сыны тьмы: Не можете служить Богу и маммоне [1].

Освобожденные от рабства сатане, сыны Царства должны теперь задуматься о возвращении в свой дом, к своему Отцу, Который ждет их с родительской любовью. Но с каким бы нетерпением Он их ни ждал, Он не примет тех, кто грязен, нераскаян, лицемерен, двоедушен и прилепился к земле. Потому Человеколюбец заповедует далее: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [2].

Настоящий сын Царства трезвенно и сознательно забывает все, что было, и сосредоточенно смотрит только на Царя, Отца своего Небесного, и спешит в Его объятия, и украшает себя, и облачается во все добродетели, чтобы быть узнанным и признанным на пороге Царства Небесного, и потому ему некогда ни озираться на чужие пороки и беззакония, ни порицать и судить чужие проступки.

  1. Не судите, да не судимы будете [3].
  2. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [4].
  3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? [5]
  4. Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та€к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки [6].
  5. Не осуждайте, и не будете осуждены [7].
  6. Прощайте, и прощены будете [8].
  7. Давайте, и дастся вам [9].
  8. Сыны Царства должны беречь себя от алчности и забот мира сего:
  9. Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения [10].
  10. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному [11].
  11. Душа больше пищи [12].
  12. Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться [13].
  13. Отец же ваш знает, что вы имеете нужду в том [14].
  14. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи [15].

Сыны Божии должны просить у Отца своего прежде всего Царства Небесного [16], то есть того, что есть наибольший дар Царя Бога, а если они просят наибольшего, то все остальное приложится им как довесок.

С верой, терпением и любовью возвращаются дети из адского рабства к Отцу своему, в дом свой.

С верой - в кого? В Спасителя своего, Господа Иисуса, Мессию. Он говорит каждому раскаявшемуся грешнику и каждой скорбящей и боящейся душе: Не бойся, только веруй [17].

  1. Вера твоя спасла тебя [18].
  2. По вере вашей да будет вам [19].
  3. Всё, чего ни просите в молитве с верою, полУчите [20] .
  4. Имейте веру Божию [21].
  5. Все возможно верующему [22].
  6. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб [23].
  7. Верующий в Него (Христа) не судится, а неверующий уже осужден [24].
  8. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни [25].
  9. Верующий в Меня не будет жаждать никогда [26].
  10. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную [27].
  11. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет [28].
  12. Если будешь веровать, увидишь славу Божию [29].
  13. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света [30].
  14. Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал [31].
  15. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет [32].
  16. Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное [33].

Думаю, Феодул, это наиболее ясное описание правой веры, какой Спаситель требует от людей. Язычники, как несмышленые дети, уклонились в веру сатане, а он их соблазнил и в пропасть завел. Спаситель требует теперь от людей, желающих освобождения и спасения от сатаны, чтобы они, как благоразумные дети, имели совершенную веру в Него, такую совершенную, какую дети имеют к своим родителям.

О терпении говорит Проводник в Царство Небесное так:

  1. Терпением вашим спасайте души ваши [34].
  2. Претерпевший же до конца спасется [35].
  3. Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня [36].
  4. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир [37].

Эти и другие слова о терпении и страдании лучше всего восприняли святые апостолы Христовы; они и стали первыми страдальцами и мучениками. Терпение страшно для того, кто не ожидает награды в конце. Страдание и мученическая смерть невыносимы для того, кто не знает об Отце Небесном, о Царстве Небесном и о жизни вечной. Об этом дивно говорит страдалец Павел, сказавший о себе: Много раз я был в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение… в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (ср.: 2 Кор. 11, 23-25, 26-27). И он, испытавший столь многое, говорит об этом так: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас [38]. История мира не видела более сияющего ореола над мрачным страданием человеческим, чем этот.

Наконец, любовь - на вершине вершин любовь. Как свет солнца, делающий излишним свет всех звезд, так любовь, когда засветится, делает излишними все остальные заповеди и все законы на свете.

Весь Новый Завет сияет под знаком любви. Мессия - Бог любви. Отцовство Божие открывается через любовь к людям; сыновство людей проявляется через любовь к Богу, Отцу Небесному.

Мессия мира больше не высекает десяти заповедей на каменных скрижалях, но две заповеди врезает в сердца человеческие. Первая заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим. А вторая заповедь: возлюби ближнего твоего, как самого себя [39].

После многовекового страха перед ложными, пакостными богами и после многовековой ненависти человека к своему ближнему эти две заповеди выглядели бы поистине невероятными и фантастическими, если бы Он прежде всего не показал любовь к нам, как пишет святой Иоанн евангелист [40], и не послал бы Сына Своего Иисуса, чтобы Он нас, рабов бесовских, спас ценой Своей жизни; и далее еще: если бы Сын Божий с Креста в смертных муках не произнес этих никогда не слыханных слов: Отче! прости им, ибо не знают, что делают [41].

Достичь любви к Богу и ближнему - самая большая задача после освобождения от сатаны. Ведь если Христос освободил человека от сатаны, а он себя не очистил, не омыл, не переодел, не очеловечил, не обОжил и любовью себя не просветил и не согрел, то остается по-прежнему беззаконником. Первое это первое, а второе - второе. Первое - извлечение из дегтя, а второе - очищение; первое - освобождение от гадких бесов, а второе - приведение к Отцу света. Без этого первого не было бы и второго, а без второго не было бы ничего.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие [42].

Ясно, следовательно, из этого, Феодул, что недостаточно перестать быть бесовскими, но необходимо стать Божиими.

  1. Мф. 6, 24. ^
  2. Мф. 6, 19-21. ^
  3. Мф. 7, 1. ^
  4. Мф. 7, 2. ^
  5. Мф. 7, 3. ^
  6. Мф. 7, 12. ^
  7. Лк. 6, 37. ^
  8. Лк. 6, 37. ^
  9. Лк. 6, 37. ^
  10. Лк. 12, 15. ^
  11. Лк. 21, 34-35. ^
  12. Лк. 12, 23. ^
  13. Лк. 12, 22. ^
  14. Лк. 12, 30. ^
  15. Лк. 12, 35. ^
  16. См.: Лк. 12, 31. ^
  17. Мк. 5, 36; Лк. 8, 50. ^
  18. Мф. 9, 22. ^
  19. Мф. 9, 29. ^
  20. Мф. 21, 22. ^
  21. Мк. 11, 23 ^
  22. Мк. 9, 23. ^
  23. Ин. 3, 16. ^
  24. Ин. 3, 18. ^
  25. Ин. 3, 36. ^
  26. Ин. 6, 35. ^
  27. Ин. 6, 47. ^
  28. Ин. 11, 25. ^
  29. Ин. 11, 40. ^
  30. Ин. 12, 36. ^
  31. Ср.: Ин. 6, 29. ^
  32. Мк. 16, 16. ^
  33. Мф. 18, 3. ^
  34. Лк. 21, 19. ^
  35. Мф. 10, 22. ^
  36. Мф. 10, 38. ^
  37. Ин. 16, 33. ^
  38. Рим. 8, 18. ^
  39. Лк. 10, 27; ср.: Мф. 22, 37, 39; Мк. 12, 30-31. ^
  40. См.: Ин. 3, 16. ^
  41. Лк. 23, 34. ^
  42. Ср.: Мф. 7, 22-23. ^

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава


Православное христианство       liveinternet.ru       Rambler's Top100            

Вопросы и замечания по работе сайта направляйте в службу технической поддержки.
При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православие и современность. Электронная библиотека." (www.lib.eparhia-saratov.ru).
design by Анастасия Смоленская