Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Православие и современность. Электронная библиотека.
к каталогу библиотеки...

Святитель Николай Сербский

Феодул, или раб Божий

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Исцелитель недугующих

Часть 1

Взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его [1]. Это слова последнего ветхозаветного пророка, ангелоподобного Малахии [2]; в этом удивительном образе он предсказал Мессию как исцелителя недугующих и носителя здравия.

Вот радость, Феодул, вот радостные вести! Явился в мир Сын Божий как истинный Феодул, чтобы послужить людям как исцелитель от мук и болезней, чтобы взять наши немощи и понести наши болезни, как провидел великий пророк Исаия [3].

Нет болезни, которая не бежит от лучей Божественного существа Иисусова - от лучей Его мыслей, от лучей Его прикосновения, причем не только прикосновения рук Его, но и одежд. Лучи Его существа уничтожают в больном все болезни - от лихорадки до проказы - быстрее и полнее, чем лучи солнечные убивают бациллы в воздухе или в воде. И не только Сам Иисус имел такую неограниченную власть мгновенного, не требующего усилий и полного исцеления всех болезней в людях, но такую власть Он даровал и Своим апостолам, и апостольским преемникам, и всем Своим истинным последователям до сегодняшнего дня. И они лучи Его - апостолы и все верные последователи. Исцеление было, есть и будет в этих лучах Солнца Правды, сияющих над всем миром.

Аминь, аминь, говорю тебе, Феодул: история нехристианского мира не отметила ни одного похожего случая. Ни Индия с Китаем, ни Египет с Балканами. Аминь, аминь, говорю тебе: у истории мира всего две главы: "Христианство" и "Нехристианство", то есть "Исцеление" и "Болезнь". Но должен тебя наедине предупредить, что и я, и ты должны заглянуть в свою личную жизнь и посмотреть, нет ли во всей нашей жизни на земле, твоей и моей, таких двух глав - нехристианской и христианской, Савловой и Павловой, Феодул? И, если увидим, что есть, тогда поторопимся, чтобы до кончины нашего века умолить святого апостола Павла, некогда узника Христова [4], а сейчас на небе Херувимам подобного,- чтобы умолить его о молитвенной помощи пред Господом, дабы до кончины века своего я и ты исполнились страхом пред Богом и стыдом перед людьми, и чтобы Господь стер из памяти, и Своей, и нашей, нехристианскую главу нашей жизни.

Пойдем же теперь за Врачом, за всесильным Исцелителем, Который в лучах Своих несет здоровье всякому чающему здоровья от Бога.

  1. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях [5].
  2. И Он требовавших исцеления исцелял [6].
  3. И великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих [7].
  4. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы [8].
  5. В доме Петровом Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им [9].

Рукой касается Иисус прокаженного человека; за руку поднимает горящую в лихорадке женщину. Соприкосновение - это любовь. А любовь не боится и не брезгует. Не боится Иисус заразной болезни; не боится того, чтО Его боится. И не брезгует, как мать не брезгует безобразным чадом своим. Настоящая любовь не боится - даже смерти на Кресте и не брезгует - даже прокаженными телами.

При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их [10]. Тяжелобольные чувствуют, что заходит солнце их жизни. Но Иисус приносит им здоровье и жизнь в лучах перстов Своих.

И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что из Него исходила сила и исцеляла всех [11]. Чудесно, быстро и полностью выздоравливали все, кто к Нему прикасался. Прикосновение - это любовь; прикосновением передается сила. Народ верил в Его прикосновение; и сейчас верит, особенно на Востоке.

Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафА", то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто [12]. В этом случае соединилось все: и прикладывание пальцев к ушам и языку глухонемого, и плюновение, и молитва с воздыханием, и слово. Это следует понимать не так, будто один из этих способов был недостаточен, но как бОльшую любовь к страдальцу.

Два слепца шли за Ним, крича: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их [13].

Немного отличается случай со слепцом из Вифсаиды. И приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно [14]. Господь берет слепца за руку и уводит его от людей, уединяется с ним. Из любви Он становится вождем слепого. Плюет ему на глаза, словно выражая презрение к его болезни. На Востоке плюновение часто используется как целебное средство. Дважды возлагает Христос руки Свои на незрячие глаза и наконец повелевает слепцу посмотреть.

К чему вся эта таинственная процедура, когда Он мог лишь только слово сказать, как в случае слепого Вартимея, и слепец прозрел бы? Несомненно, что в этой тайне содержится духовный смысл, для духовных слепцов. Некоторые из этих духовных слепцов, слепых для вИдения Бога, Мессии и своей души, прозревают, как только услышат евангельское слово Христово. Другим же зрение возвращается постепенно: они погружаются в одиночество, чтобы пребывать им только со Христом, чтобы размышлять и учиться. Сперва им нелегко было понять духовное без материального: отсюда возложение рук и плюновение. Далее, в то время как раньше они вовсе не видели живых людей как людей, а как ничтожные и преходящие тени, то теперь понемногу начинают воспринимать людей как движущиеся деревья, то есть уже нечто реальное. Наконец у них открываются очи духа, и они узнаЮт Господа Иисуса как Сына Божия и Спасителя мира, а людей как сынов Божиих и наследников Царства Небесного и жизни вечной.

Таков же смысл исцеления слепорожденного в Иерусалиме.

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. И, объяснив ученикам Своим причину его слепоты (не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии, как на праведном Иове), Он плюнул на землю, сделал брение [15] из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам. Он пошел и умылся, и пришел зрячим [16]. И здесь видна постепенность в открытии духовного зрения многим пораженным и ослепленным материальным восприятием мира и жизнью без Бога.

Но здесь есть и один новый момент. Брение из земли и вода в бане - что это значит? Это значит, что и земля, и вода - Божии твари и Божия собственность. И одно, и другое целебно, но только в Божием присутствии и по повелению Божию. Иначе никакие порошки и жидкости не помогут. Бог всевидящ и всемогущ. Если бы даже тысячи врачей вымазали глиной глаза этому слепорожденному и если бы он тысячи раз умылся в воде силоамской, истинно не прозрел бы. Но пришел Божий Сын и Бог и сделал так, чтобы на этом слепце явились дела Божии. В чем тут дела Божии? В том, что, когда Бог рядом с нами, больными, и когда Бог хочет, мы можем излечиться от всякой болезни ничем и всем. Истинно тебе говорю: ничем и всем. В действительности - только волей и силой Божией. Все другое лечение, и все врачи, и все лекарства обычных врачей имеют только символическое значение.

Женщина-грешница была исцелена от своей блудной скверны прикосновением к ногам Спасовым. Став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром [17]. После объяснения с лукавым хозяином дома, смотревшим на это и толковавшим происходящее на свой глупый манер, повернулся Господь к этой женщине и сказал ей: прощаются тебе грехи. Вера твоя спасла тебя, иди с миром [18].

Но сила Господня действовала не только через прикосновение к рукам или ногам Иисусовым, не только через прикосновение к телу Его пречистому, но даже через прикосновение к одеждам Его. В наш прогрессивный век мы имеем подобие этого в электрической силе, передающейся или непосредственно, или через наэлектризованные тела; такова же и магнитная сила.

И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись [19]. Все: и мучимые лихорадкой, и страдающие головными болями, и болью в костях, и слепые, и глухие, и немые, и увечные, и сухорукие, и чахоточные. Все без изъятия, независимо от того, легкой или тяжкой была болезнь, или, говоря языком врачей, невзирая на излечимость и неизлечимость болезни. Христу было все одинаково легко, все одинаково возможно. И это, слышишь, Феодул, это тоже невиданные чудеса! Без прикосновения Его рук и Его тела, без Его слова, без глины и плюновения и без единого слова - только от прикосновения к одеждам Его!

В другом месте снова повторяется это чудо, для еще более убедительного подтверждения: и принесли к Нему все больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись [20]. Поистине прозорливейшим был святой пророк Малахия, провидевший и предсказавший, что взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его [21]. Ведь вот, сила Божия излучалась даже от одежд Иисусовых, исцеляла тела, просветляла души, согревала сердца озябших и отчаявшихся людей.

Женщина кровоточивая прикоснулась к краю одежд Его и тотчас выздоровела. Что сказать об этом случае, описанном подчеркнуто исчерпывающе? Жила некая женщина, целых двенадцать лет страдавшая непрестанным течением крови из тела своего. Какая беда, какая боль и какой стыд! Без конца мыться и всегда оставаться нечистой. Все время очищаться и всегда ощущать зловоние. Убегать от людей и горевать в одиночестве. Несчастная женская природа. Какое отчаяние для женщины! "Почему она не пошла к врачам?" - спросили бы в наше время. Ходила она, несчастная. Известно было и тогда о врачах. И ходила она не к одному, а ко многим. И много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние [22]. Тогда она положилась на Иисуса. Но вокруг Него стояли тысячи людей, теснясь к Нему со всех сторон, чтобы увидеть Его, услышать Его, прикоснуться к Нему. Тогда решила эта отчаянная прикоснуться к Нему во что бы то ни стало. Ведь она говорила сама себе: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его. И тотчас иссяк у ней источник крови [23]. Тогда Иисус спросил учеников Своих, кто прикоснулся к Нему, на что они Ему отвечали: "Учитель, Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто это прикоснулся ко Мне?" [24]. И тут Господь сказал следующие чудные слова, великие и удивительные, наводящие на размышления: кто-то прикоснулся ко Мне, ибо Я почувствовал силу, исшедшую из Меня [25].

  1. Мал. 4, 2. ^
  2. Имя МалахИя переводится как "Ангел Яхве". ^
  3. Ср.: Ис. 53, 4. ^
  4. См.: Еф. 3, 1; Флм. 1; 2 Тим. 1, 8. ^
  5. Мф. 4, 23. ^
  6. Ср.: Лк. 9, 11. ^
  7. Лк. 5, 15. ^
  8. Мф. 8, 1-3. ^
  9. Мф. 8, 14. ^
  10. Лк. 4, 40. ^
  11. Лк. 6, 19. ^
  12. Ср.: Мк. 7, 32-35. ^
  13. Мф. 9, 27, 28-30. ^
  14. Мк. 8, 22-25. ^
  15. Брение, глина, грязь. ^
  16. Ин. 9, 1, 3, 6-7. ^
  17. Лк. 7, 38. ^
  18. Лк. 7, 48, 50. ^
  19. Мк. 6, 56. ^
  20. Мф. 14, 35-36. ^
  21. Мал. 4, 2. ^
  22. Мк. 5, 26. ^
  23. Мк. 5, 28, 27, 29. ^
  24. Мк. 5, 31. ^
  25. Ср.: Мк. 5, 30. ^

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава


Православное христианство       liveinternet.ru       Rambler's Top100            

Вопросы и замечания по работе сайта направляйте в службу технической поддержки.
При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православие и современность. Электронная библиотека." (www.lib.eparhia-saratov.ru).
design by Анастасия Смоленская