Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Православие и современность. Электронная библиотека.
к каталогу библиотеки...

Святитель Николай Сербский

Феодул, или раб Божий

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Исцелитель недугующих

Часть 2

Не исцеляют, следовательно, одежды Его сами по себе, но исцеляет сила Божия через одежды. Так же, как сила Божия действует и исцеляет через иконы и крест. Это известно православным христианам по опыту. Потому они в болезни и напастях прикасаются к иконе и кресту, ко всякой освященной вещи в церкви, напоминающей об одежде Христовой. Да и сами здания церковные исцеляют, когда у людей есть вера в то, что сила Господня поможет и им, как она помогла той женщине кровоточивой.

Был некий человек, страдавший водяной болезнью. Привели его к Иисусу. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил [1]. Как только, следовательно, Христос прикоснулся, болезнь ушла, а здоровье вернулось.

Была и ещё некая женщина, болевшая восемнадцать лет. Она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус увидел ее в собрании среди множества народа. И жалко Ему стало. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех [2].

Но Исцелитель больных исцеляет и без прикосновения, Феодул. Слово - лекарство. Он скажет, и все совершается, как при сотворении мира: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет [3]. Не написано ли так на первой странице Библии?

Человек, имевший сухую руку, стоял в собрании, когда Иисус вошел. В истории медицины не отмечено случая, чтобы когда-либо какой-нибудь врач смог излечить сухую руку. А Иисус, увидев этого человека, сказал ему: протяни руку твою [4]. Только сказал и повелел. Феодул, не Тот ли это, Кто вначале сказал: да будет свет, и стал свет?

Юношу расслабленного, полностью парализованного, так что его должны были нести четверо, поставили пред Иисусом. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои… И он встал и пошел в дом свой [5].

Слово - лекарство.

Человек некий лежал расслабленный не менее тридцати восьми лет. Какой ужас и какое мучение и для него, и для других! Принес его кто-то в Овчую купель, Вифезду, в Иерусалим, чтобы он вылечился. И тут он лежал необыкновенно долго. Может, лежал бы в расслаблении до самой смерти, если бы не взошло Солнце Правды с исцелением в лучах Своих. Воссиял Иисус перед ним и спросил его: хочешь ли быть здоров? [6] Отчаявшийся, пронесший боль через тридцать восемь лет,- каждый год по триста шестьдесят пять дней и триста шестьдесят пять ночей,- отвечал: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню [7]. Какой ужас охватывает от немилосердия в святом граде Давидовом, где священники ходили в длинных одеждах с широкими рукавами и хотели, чтобы им каждый кланялся на улицах и базарных площадях! Тогда Иисус сказал ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел [8].

Слово - лекарство.

За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными [9].

И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех [10].

Сотник римской стражи в Капернауме пришел к Иисусу и сказал Ему: слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой... И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час [11].

Слово, причем слово на расстоянии, без прикосновения и без самого больного, слово - лекарство.

Десять прокаженных с телами, изъязвленными гнойными язвами, услышали, что Иисус проходит дорогой через Самарию, и издали воззвали: Иисус Наставник! помилуй нас. Стояли они поодаль, в стороне от дороги: ведь им законом было запрещено ходить по дороге и встречаться с людьми. Услышав их и увидев их, Иисус сказал: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились [12].

Здесь Иисус не употребляет даже и обычного слова: по вере вашей да будет вам [13], или: освобождены вы от недуга своего [14] и тому подобное. Но только приказывает больным исполнить одно из предписаний закона и показаться священникам [15]. Следовательно, Он мыслью исцеляет десять людей на расстоянии, причем десять страдающих самой тяжкой болезнью, от которой медицина даже нашего столетия не знает никаких лекарств.

Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть [16].

Видя это неслыханное чудо, дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? [17] Бесноватый, немой и слепой - Феодул, представь себе! Собери всех врачей со всего света, поставь их перед таким больным и спроси их о нём. Что ты услышишь в ответ?- "Нет для него лекарств".

Слепой Вартимей сидел на обочине дороги, ведущей в Иерихон, и просил милостыню. Услышав сильный шум, спросил: кто это? Сказали ему, что это Иисус проходит. И он, услышав, что это Иисус Назорей, начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Подозвал его Иисус к Себе и спросил: чего ты хочешь от Меня? Отвечал Ему слепец: Учитель, чтобы мне прозреть. А Иисус сказал: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге [18].

Без прикосновения, без плюновения, без глины, без умывания - одно лишь только слово, и ночь слепого Вартимея превратилась в день.

О Феодул, думая о чуде над слепым Вартимеем, вспомни Того, Кто в начале творения повелел воссиять свету над вселенской тьмой. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет [19]. Не был ли это Тот Самый, Кто воскликнул иерихонскому слепцу: "Прозри"?

Но разве слепой Вартимей единственный, кому Господь даровал зрение? И разве только те несколько слепых и больных, о которых мы говорили, выздоровели? Нет, никак нет.

Когда Иоанн Предтеча в темнице Иродовой послал своих учеников спросить Иисуса, тот ли Он, Который должен прийти, или другого им ожидать [20] (а это Иоанн сделал не потому, что сомневался в Нем, но чтобы уверить учеников своих), в это время перед учениками Иоанновыми Иисус многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. Вдумайся и запомни: многим. И передал такие слова страдающему Иоанну: скажите Иоанну, чтО вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют [21].

В медицине нашего времени больше всего славится хирургия. Но разрезание человеческого тела, зашивание его и залечивание нигде и сейчас, как и раньше, не бывает без напряжения и риска. Один пример из этой области мы имеем в Евангелии.

Когда Иуда со слугами первосвященника еврейского пришел в Гефсиманию, чтобы схватить Иисуса, кто-то из верных извлек нож, ударил им одного из слуг и отсек ему правое ухо. Увидев это, сказал Иисус: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его [22]. Как Божественно, легко, быстро и совершенно!

О существовании многочисленных случаев исцеления больных, не упомянутых в Евангелии, свидетельствует евангелист Иоанн, когда завершает свое повествование о Христе такими словами: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг [23].

Все чудно и пречудно, что совершил Иисус. Но не менее чудно, если даже не более, то, чтО обычные люди - Его ученики и последователи - совершили и что совершают во имя Его через Церковь доныне.

Божественный Исцелитель даровал власть и Своим последователям быть исцелителями больных: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь [24]. И разошлись апостолы, как лучи Солнца Правды, по свету, неся с собой исцеление и здоровье. Молитвой, словом, прикосновением и елеопомазанием исцеляли они одержимых, больных и немощных. Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли… Руками же апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса (Мк. 6, 13; Деян. 5, 12).

И до наших дней совершаются через Церковь Христову многие знамения и чудеса по всему свету. Всё во имя Господа Иисуса, Сына Божия, человеколюбивого Исцелителя. Его лучи исцеления побеждают и пространство, и время. Происходившее во времена апостольские происходит и сегодня. Все болезни и немощи верующих людей лечатся и сегодня молитвой, постом, возложением рук, помазанием елеем, словами и воздыханиями. И никогда не лечат люди, но Христос лечит через людей.

За пятьсот лет до явления Христа провидел дивный Малахия, что взойдет Солнце Правды. О Феодул, если бы евреи верили своим пророкам, то поверили бы и в Господа Иисуса как в единственного, истинного Мессию. И радовались бы вместе с нами. И вместе с нами ответили бы пророку Малахии радостным известием:

Воистину взошло Солнце правды и исцеление в лучах Его [25].

  1. Лк. 14, 4. ^
  2. Лк. 13, 11-13; 6, 19. ^
  3. Быт. 1, 3. ^
  4. Мф. 12, 13. ^
  5. Ср.: Мф. 9, 2, 7. ^
  6. Ин. 5, 6. ^
  7. Ср.: Ин. 5, 7. ^
  8. Ин. 5, 8-9. ^
  9. Ин. 6, 2. ^
  10. Мф. 12, 15. ^
  11. Мф. 8, 6-8, 12. ^
  12. Лк. 17, 13, 14. ^
  13. Мф. 9, 29. ^
  14. Ср.: Лк. 13, 12. ^
  15. См.: Лев. 14, 2. ^
  16. Мф. 12, 22. ^
  17. Мф. 12, 23. ^
  18. Ср.: Мк. 10, 47, 51, 52. ^
  19. Быт. 1, 3. ^
  20. Ср.: Лк. 7, 20. ^
  21. Лк. 7, 21, 22. ^
  22. Лк. 22, 50, 51. ^
  23. Ин. 21, 25. ^
  24. Мф. 10, 1. ^
  25. Ср.: Мал. 4, 2. ^

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава


Православное христианство       liveinternet.ru       Rambler's Top100            

Вопросы и замечания по работе сайта направляйте в службу технической поддержки.
При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православие и современность. Электронная библиотека." (www.lib.eparhia-saratov.ru).
design by Анастасия Смоленская