Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Православие и современность. Электронная библиотека.
к каталогу библиотеки...

Святитель Николай Сербский

Феодул, или раб Божий

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Воскреситель мертвых

Часть 2

Другое чудо воскрешения мертвеца произошло в городе Наин под Фавором. Об этом чуде сообщает божественный Лука такими словами:

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности [1].

Прежде всего, Феодул, обрати внимание на эти слова: сжалился над нею. Сжалился Иисус над вдовой, оплакивавшей своего единственного сына, свое единственное утешение. Мы не слышали, чтобы факиры индийские совершили какое-нибудь чудо из сочувствия к людям. Ни маги египетские, ни пифии дельфийские. Но все, что они совершали, совершали с помощью черной магии, то есть с помощью ограниченных сил бесовских, причем или корысти ради, или ради стяжания славы. Какая огромная разница между ними и Христом Человеколюбцем, из сожаления и любви совершавшим столько Божественных чудес!

Далее, мы видим, что Иисус даже не прикасался к умершему юноше, но только взялся рукой за его гроб и произнес слово. Итак, опосредованное прикосновение и слово. И покойник ожил.

Но вот и третий случай; здесь нет прикосновения вообще, ни непосредственного, ни опосредованного, а есть только слово.

Если и сегодня на муле ехать из Иерусалима около двух часов через Елеонскую гору, то попадаешь в селение Вифания. В этом селе и сейчас показывают место, где был дом Лазаря Четверодневного, названного так потому, что он мертвым пролежал в гробу четыре дня. Этот Лазарь был друг Иисусов, и его сёстры, Марфа и Мария, служили Господу, когда Он к ним по пути заходил.

Однажды, как только Иисус вышел из Иудеи и отправился в Галилею, узнал Он, что друг Его Лазарь болен. Он прозрел Духом Своим и сказал ученикам: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий [2]. Ведь Он знал все, что будет. И не вернулся тотчас, но оставался в Галилее еще два дня, ожидая, чтобы Лазарь умер и чтобы исполнилось четыре дня, когда Он придет в Вифанию к гробу покойника.

В Вифании встретила Его Марфа и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус ей отвечал: воскреснет брат твой.

Марфа: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Это учение должна была она ранее принять от Самого Иисуса.

Иисус: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.

Потом Мария повторила слова Марфы: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

И заплакала Мария. И заплакали все присутствовавшие. Тогда и Сам Господь заплакал.

Заплакал Иисус.

И пришли к гробу Лазаря. А это была пещера, и каменная плита была привалена ко входу. Ведь на Востоке многие пещеры служат для погребения мертвых.

Тогда Иисус сказал: отнимите камень.

Марфа: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

А Иисус ей сказал: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Когда отняли камень, Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

Из этого следует, что Иисус перед этим возносил тайную молитву Отцу Своему Небесному, через которую Ему подтверждено было, что Отец согласен с волей Сына и в этом деле.

Потом Иисус позвал Лазаря - воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и по ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком.

Тогда Иисус сказал: развяжите его, пусть идет.

И было так.

Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него [3].

Как видишь, Феодул, в этом случае нет прикосновения, как в прежних двух. Иисус не прикоснулся ни к плите на гробе, ни к мертвому Лазарю, но только позвал: Лазарь, иди вон! И четверодневный мертвец, уже начавший разлагаться и смердеть, ожил, встал и вышел из гроба. Слово, только слово Христово, без прикосновения, производит неслыханное чудо, причем и в этом случае, как и всегда, быстро и легко.

Сестра засвидетельствовала о своем умершем брате, что он уже смердит. Господи, сказала Марфа, уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Сестре, любящей брата своего, нелегко произнести эти слова, что брат ее смердит. Но здесь, по Божию Промыслу, как раз сестра об этом свидетельствует. Ведь если для нее смердит тело ее брата, как же оно должно смердеть для остальных? Итак, свидетельство сестры Лазаревой Марфы имеет первостепенную важность, ибо Христос воскресил Лазаря не как Иаирову дочь в тот же день, когда она умерла, и не на другой день, и как еще не погребенного сына наинской вдовы, но мертвеца, который в гробе начал гнить и издавать трупный запах. Ведь если бы неверящие и решились сказать о первых двух случаях, что это, может быть, и не была смерть, но обмирание - будто обмирание нечто иное, чем смерть,- то в этом, третьем случае вынуждены они закрыть свои уста и поверить в страшную власть Сына Божия и Мессии.

Какова эта власть? Это абсолютная власть добра над злом, веры в свет над верой в тьму и более всего - власть жизни над смертью.

Воскреситель мертвых! Какого еще мессию чают и ожидают евреи? Неужели такого, который учредит земное царство Израилево размером в сто тысяч квадратных метров? [4] Но это может сделать и какой-нибудь Бар-Кохба [5], и Варавва [6], и Ротшильд [7]. В любом столетии можно найти такого мессию в доме Израилевом. Но любое царство такого мессии будет кратковременным и преходящим, каким было царство Саула, и Соломона, и Ровоама, и Манассии [8]. А что потом? Потом им нужно ждать нового мессию, вновь нового и нового, как это и делают помраченные евреи до нынешних дней. Но подлинный Мессия только один, один навеки, без повторений. Мессия Тот, Кто может сделать намного больше для всего рода человеческого, чем сделали для своего маленького народа на маленькой земле иудейской и Саул, и Соломон, и Ровоам, и Манассия, и Варавва, и Бар-Кохба. Что комитаджии [9] в сравнении с великим завоевателем мира, то маленькие, смешные еврейские мессии в сравнении с подлинным Мессией, Воскресителем мертвых.

Тот, Кто может победить смерть, может победить и все остальное зло в мире.

И Тот, Кто в состоянии совершить самое великое, поистине в состоянии совершить и все остальное, малое и второстепенное. Но зрение Израилево помрачено преступлением, совершенным им над истинным Мессией, и израильтяне до сегодняшнего дня ждут малого мессию - насильника, Бар-Кохбу или Варавву, чтобы он создал для них маленькое царство в Палестине, которое просуществует полстолетия и погибнет, как погибло царство Саулово [10].

Не видят они, какое чудо Бог через них совершил. Не хвалятся они истинным Мессией, Владыкой жизни и смерти, непреходящим, бессмертным, непобедимым Мессией, явившимся у них в Назарете и Иерусалиме. Они Его отвергли и убили. Преступника Варавву предпочли Ему. Потому преступники - их идеал до сегодняшнего дня. А мы, некогда язычники, признали и восприняли истинного Мессию, всечеловечного и единственного. Его, Воскресителя мертвых, мы славим и восхваляем ныне и во веки веков.

  1. Лк. 7, 11-17. ^
  2. Ин. 11, 4. ^
  3. Ин. 11, 21, 23-25, 32, 39-41, 43-45. ^
  4. Земное царство Израиль было образовано в 1947 г., спустя всего лишь 5-6 лет после написания святителем Николаем настоящих строк. Говоря о ста тысячах квадратных метров, святитель Николай, возможно, имел в виду Старый город в Иерусалиме, площадь которого не более 1 км2. ^
  5. Бар-Кохба ("сын звезды") был провозглашен мессией равви Акибой, фарисеем, казненным за это. Бар-Кохба в 132 г. возглавил восстание против римлян. Восставшим удалось занять Иерусалим. На подавление восстания были брошены отборные римские войска, сам император Адриан приехал, чтобы наблюдать за военными действиями. В 135 г. римляне взяли Иерусалим, Бар-Кохбу казнили, Иерусалим переименовали в Элиа Капитолину, а иудеям под страхом смерти запретили приближаться к нему. ^
  6. Варавва ("сын раввина"), разбойник, которого евреи предпочли освободить, когда Пилат спросил их: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? (Мф. 27, 17). Так же как и два разбойника, распятые со Христом, Варавва мог быть каннанитом - так назывались зилоты, анархисты, начавшие после 6-7 гг. партизанскую войну против римлян. Главным делом мессии, на которого уповали тогда иудеи, было свержение римской власти, а затем - установление владычества Израиля над всем миром. Задачу свою каннаниты видели в том, чтобы расчистить путь для такого мессии. Таким образом, если Варавва был каннанитом, то первосвященникам и старейшинам было несложно возбудить народ просить его освобождения (см.: Мф. 27, 20). Святой Иоанн Богослов пишет, что Варавва был вор (Ин. 18, 40), но здесь одно другому не мешает. ^
  7. РОтшильды, первые в Европе миллиардеры, "заступившие место папы и предписывающие свои условия и законы даже светским государям" (Соловьев Е. Ротшильды // Адам Смит. Беккариа и Бентам. Джон Милль. Прудон. Ротшильды: Биогр. повествования. Челябинск, 1998. С. 399 [Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова: В 39 т. Т. 32]), ведут свое происхождение от безграмотного менялы-ростовщика, жившего в 1744-1812 гг. во Франкфурте-на-Майне в грязном еврейском квартале. Последний был обнесен валом и запирался тяжелыми железными воротами, отворявшимися лишь в определенные часы. "Ворота квартала должны были оставаться запертыми в течение всех воскресных дней; ни один еврей не смел проходить мимо церкви, дотронуться до чего-нибудь на рынке, купить рыбу раньше известного часа дня, нанять христианина себе в услужение, назвать себя гражданином, торговать новым платьем" и т.п. (там же, с. 403). Фамилия менялы не сохранилась, а Ротшильдом он был прозван по вывеске над своей меняльной лавкой (нем.: Rot - красный, Schild - вывеска). Но это неважно - важно то, что к моменту его смерти одна лишь Дания была должна ему 12 млн талеров. Другой его заслугой было уравнение франкфуртских евреев в правах с христианами.

    Пятерым его сыновьям, поселившимся в разных странах Европы, в первые 14 лет после его смерти европейские правительства были должны уже 400 млн рублей золотом. Ни начать, ни закончить войну без согласия Ротшильдов было нельзя (см.: там же, с. 415). Один из сыновей Ротшильда нажил более 1 млн фунтов стерлингов в один только день битвы при Ватерлоо, за 5 лет он увеличил свое состояние в 2 500 раз и т.д., и т.п., а внук первого Ротшильда добился равноправия евреев в Англии. По закону он даже не мог занять место в английском парламенте, куда был избран в 1847 г., поскольку должен был принести присягу и клятву на Евангелии; тогда формула присяги была законодательно изменена и было разрешено клясться на Ветхом Завете. Еще в 1815 г. Ротшильды были возведены в достоинство потомственных дворян Австрии, а затем стали сэрами, пэрами и баронетами других стран - аристократами, не имеющими даже образования. Умирая, первый Ротшильд завещал не изменять иудейству и действовать всем сообща. Этому следовали неукоснительно: "одним из правил дома Ротшильдов были внутренние браки. Двоюродные братья обыкновенно женились на своих двоюродных сестрах, племянницы выходили замуж за дядей… хотя эти браки, с точки зрения европейского законодательства и европейских нравов, являются не чем иным, как кровосмешением" (там же, с. 456-457).

    Мессианские чаяния, возлагаемые евреями на Ротшильдов, ярко выразил Гейне, сравнивавший их с героическими Маккавеями, ревностными защитниками Израиля. "Их власть, могущество, их миллионы для него - залог будущей свободы, равноправия и, быть может, даже владычества еврейства над миром. В своенравном и наглом биржевике Натане, в скаредном бароне Джеймсе он непременно хочет видеть героев, созидающих башню миллионов во имя торжества национальной еврейской идеи" (там же, с. 463). ^

  8. МанассИя, царь иудейский, в 12 лет возведен на пре-стол, правил полвека (696-642 до Р.Х.). Он был жестоким и нечестивым (см.: 4 Цар. 31), соорудил много идольских капищ и проводил своих детей через огонь в долине сынов Енномовых (см. примеч. 32). Манассия был за это жестоко наказан Богом: был уведен в плен Вавилонский, окованный цепями, с кольцами в ноздрях, как зверь (см.: 2 Пар. 22, 11). В плену искренне покаялся, был освобожден, вернулся на родину и перед смертью успел сделать много добра. ^
  9. Комитаджии - повстанцы, члены Македонского комитета, образованного в 1895 г. для борьбы за автономию, завоеванную для Македонии в 1878 г. ценой русской крови, но не полученную ею. В 1902-1903 гг. "286 деревень - около 40 000 македонцев, в том числе ни в чем не повинные старики и дети, были вырезаны, женщины и девушки изнасилованы, все македонские народные требования объявлены были незаконными, повстанческие движения названы были разбойническими" (Димов Н.Д. Исторический очерк Македонии// История Сербии и Черногории. М., 2002. С. 401). ^
  10. Саул, первый царь израильский (XI в. до Р.Х.), был разбит в сражении с филистимлянами. Три его сына были убиты у него на глазах, а сам он, израненный, просил своего оруженосца избавить его от предстоявших мучений и стыда и добить его. Когда тот не согласился, Саул бросился на свой меч и умер (см.: 1 Цар. 31, 4-5; 2 Цар. 1). ^

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава


Православное христианство       liveinternet.ru       Rambler's Top100            

Вопросы и замечания по работе сайта направляйте в службу технической поддержки.
При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православие и современность. Электронная библиотека." (www.lib.eparhia-saratov.ru).
design by Анастасия Смоленская