Святитель Николай СербскийФеодул, или раб Божийпредыдущая глава К оглавлению следующая глава Таинственная книгаЧасть 1Много есть книг на свете, Феодул, воистину много-премного. Если они будут множиться с сегодняшней скоростью, то будет больше учителей, чем учеников. И расколется ум человека от книг, как зеркало разбивается на сотни осколков. И невроз станет главной болезнью человечества. Если бы могло подтвердиться, что чем больше книг, тем больше мудрости, то можно было бы радоваться множеству книг и множеству библиотек. Но это невозможно подтвердить. Напротив, кажется, что и те, кто книги пишет, изливают весь ум свой в книги и живут без ума. Пишется много книг не только в наше время - время быстрой печати и дешевой бумаги, но и в праветхое время писалось много книг. Три тысячи лет назад сказал мудрый царь Соломон: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела. Не знаю, почему только он не добавил: "И губительно для духа"? Главное, говорит этот мудрый царь, изо всего, что ты слышал, следующее: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо (Еккл. 12, 12-14). Много книг на свете, Феодул мой, но только одна из них названа Книгой жизни. Это Священное Письмо Божие [1]. Есть ли какой-нибудь народ на свете, кроме сербского, который эту Книгу жизни называет Письмом? Я не знаю. Может быть, ты знаешь, Феодул? А как раз именно это слово "Письмо" о многом говорит. Когда злой сын удаляется от отца, тогда отец общается с ним с помощью писем. Не говорит с ним, не видит его, а шлет ему письма. Это нечто совершенно обычное в повседневной жизни людей. Между тем самое обычное объясняет то, что необычнее всего. Через грех Адама, Каина и Каинова потомства, Хама и Хамова потомства [2] люди возрастали во зле и все больше удалялись и отделялись от Бога, Создателя своего. И Бог больше не принимал их для беседы, как некогда принимал праведных праотцев Ноя, Авраама и Моисея, а посылал им через Своих пророков письма. Все, что от Бога приходит, свято, и письма Божии заблудшим Его чадам святы. Я очень радуюсь, Феодул, что сербы назвали Библию, или Книгу жизни, Священным Письмом. Ведь это название соответствует действительному отношению Бога к людям. Но сейчас я не стану говорить тебе о Священном Писании, а скажу об одной невидимой книге. Веришь ли ты, Феодул, что существует некая невидимая книга? Если веришь Священному Писанию Божию, тогда должен быть последовательным и верить в таинственную невидимую книгу. Ведь Священное Писание - и Ветхий, и Новый Заветы - свидетельствует о такой книге. Пророк Моисей упоминает невидимую книгу Божию. Когда евреи отлили золотого тельца и провозгласили его богом своим, Господь хотел уничтожить весь этот народ. А Моисей молился Господу, говоря: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. На это Господь отвечает Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей (Исх. 32, 32-33). Упоминает эту книгу и царь Давид и называет ее книгой живых. Говоря о насильниках и злодеях, он их так проклинает: да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся (Пс. 68, 29). И еще в другом месте упоминает псалмопевец эту таинственную книгу. Свидетельствуя о том, что Бог все знает и все видит, он говорит: Когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138, 15-16). Пророк Иезекииль видел в видении одну книгу небесную, но, кажется, это не таинственная книга имен и судеб. Он так говорит: И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе" (Иез. 2, 9-10). Пророк Даниил в своем видении видел Страшный Суд Божий, поистине страшный, даже в видении издалека. Видел, как престолы были поставлены и как Старец сел на Свой престол, подобный пламени огня, а колеса его - как разгоревшийся жар. Перед Старцем потекла река, вся из огня, а вокруг Старца предстояли тысячи тысяч и тьмы тем Его слуг; судьи сели, и раскрылись книги (Дан. 7, 10). Ангел, открывавший Даниилу последнее время человеческой истории, начал так: Я возвещу тебе, что начертано в истинном писании (Дан. 10, 21). И, описав все несчастья, которые выпадут на долю людей последнего времени, Ангел Божий заканчивает так: спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге (Дан. 12, 1). Последний ветхозаветный пророк, ангелоподобный Малахия, также говорит об этой таинственной книге: Внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его (Мал. 3, 16). Так написано в Ветхом Завете об этой невидимой книге. Не меньше упоминается эта книга в Новом Завете. Особенно у апостола Павла и апостола Иоанна Богослова. Пишет святой Павел филиппийцам о своих сотрудниках, подвизавшихся, говорит, со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни (ср.: Флп. 4, 3). Быть изглаженным из этой книги - значит быть отъединенным от Христа и Его Царства. В этом смысле сказаны и слова Павловы о нем самом и о народе израильском: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим. 9, 3). Святой Иоанн, тайнозритель, в своих видениях, превосходящих все, что когда-либо смертный человек мог увидеть и предвидеть от сотворения мира до конца света, слышал от Христа и эти слова: Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его [3]. Только тот и войдет в Царство и в бессмертную жизнь, чье имя назовет Христос. Об этом свидетельствует и притча о богаче и Лазаре [4]. Господь не хотел упомянуть мирское имя немилосердного богача, и богач попал в ад. Упомянуто имя убогого нищего Лазаря, и душа Лазаря отошла в Царство жизни и света. Видение книги. И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями [5] [6]. Только Агнец Божий был достоин снять печати с этой таинственной книги. И когда Он снимал их, происходили различные события на земле. Книга исторических судеб народов и людей - не она ли та таинственная книга? Незаписанные и записанные в книге жизни. Когда перед концом времени появится зверь с семью головами и десятью рогами [7], видел святой апостол Иоанн, то поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца (Откр. 13, 8). Таинственная книга эта, следовательно, есть книга Агнца, то есть Христова книга. И снова далее говорит: и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится (Откр. 17, 8). Видение Страшного Суда, каким его видел святой Иоанн, согласуется с видением пророка Даниила: И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими (Откр. 20, 12) [8] [9]. По совершении Суда Божия являются Иоанну новое небо, и новая земля, и горний Иерусалим - город, полный сияния славы Господней. Никто нечистый не войдет в этот город; никто, кроме Ангелов и праведников Божиих. Ибо говорится: И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр. 21, 27). В завершение святой Иоанн предупреждает всякого, кто решится что-либо добавить к его видениям или что-либо отнять от них, и говорит: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни (Откр. 22, 19).
|
![]() ![]() ![]() |
Вопросы и замечания по работе сайта направляйте в службу технической поддержки. |