Святитель Николай СербскийФеодул, или раб Божийпредыдущая глава К оглавлению следующая глава ПророкЧасть 1Много есть звуков на свете, Феодул; числа им нет. Ухо наше слышит только малую их часть. Много цветов и форм на свете; поистине, числа им нет. Наш глаз видит только малую их часть. И много запахов на свете; кто их когда-либо мог сосчитать? Нос человека чувствует едва только малую их часть; также одну лишь малую часть того, с чем соприкасаемся, мы ощущаем. Вся вселенная гудит какой-то мелодией звуков и нот без числа, вне нашего восприятия. Кто-то держит в Своих руках вселенский оргАн, заводит его по Своей воле, слушает и слышит все. Наше ухо создано не чтобы воспринимать все звуки, а чтобы почти все их отбросить и лишь малую часть воспринять. И глаз наш не создан, чтобы разглядеть все цвета и все формы, но чтобы ограничить наше зрение до весьма скромной меры. И наш нос не создан, чтобы обонять все запахи, но только некоторые: или привлекающие, или отталкивающие. Если бы было дано человеку лишь на мгновение услышать все звуки во вселенной, и увидеть все цвета и формы, и ощутить все запахи, а еще и узнать обо всех невидимых существах вокруг себя, - взорвались бы все его чувства и он сошел бы с ума. А как ты думаешь, что стало бы с человеком, если бы ему дано было прозреть в будущее, в грядущие события и происшествия близких и дальних времен, в конечную драму своей жизни, или жизни своих сродников и друзей, или своего народа, со всеми катаклизмами и ужасами, которым дОлжно прийти? Поистине, мало людей с достаточно крепким рассудком и сильными нервами, которые, видя бездонную пропасть ужасов перед собой, не пришли бы в нервное расстройство или не обезумели бы. Даже красота, превосходящая наш обычный опыт, ужасает нас, что говорить тогда об уродстве? Пророк Даниил увидел прекрасного Ангела Божия, облеченного в льняную одежду с поясом из чистого золота. Тело его - как топаз, говорит, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники [1]. Какая возвышенная красота! Но эта красота превышает обычное человеческое представление о красоте. Потому ясновидец так сильно испугался этого явления небесной красоты; он говорит: во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости... в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле (ср.: Дан. 10, 8, 9). Святой Антоний Великий сподобился подвигами поста, молитвы и бдения видения невидимых существ и духов вокруг себя. И рассказывал своим ученикам, как велико количество злых духов вокруг человека, подобных рою ос, и как пугающе уродлив вид их. Если бы вдруг открылось духовное зрение у обычного человека, не подготовленного долгим подвигом монашеским, он бы тут же сошел с ума. Так говорил святой Антоний [2]. Мы знаем по опыту, что все, кому открывается какое-либо надприродное, то есть сверхчувственное, видение, должны переболеть им. В истории рода человеческого было много и подлинных пророков, и подлинных тайновидцев, но все они против Христа как слуги против господина или ученики против учителя. По бедной земле никогда от начала мира не ходил такой тайновидец, ясновидец, прозорливец и пророк, каким был Мессия мира, Господь Иисус Христос. Он ясно видел драму мира в прошлом от начала времен; видел все бывающее в настоящее время среди людей и в людях и прозирал то, что еще произодет до скончания великой мировой драмы. Как в малом, так и в великом. И обладал умственными и нервными силами, силами сверхчеловеческими, чтобы все это видеть и спокойно выдержать и сдержанно открыть людям. Призывая к Себе рыбаков в первые ученики Свои, Он сказал им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков [3]. Это Он сказал в первые дни, в начале Своего мессианского служения в мире. И это со временем целиком сбылось. Его апостолы стали ловцами человеков, ловя их в сети истины о Царстве Небесном, как некогда они, будучи рыбаками, ловили рыб на озере в свои рыбацкие сети. Нафанаил при первой встрече с Иисусом сильно устрашился Его слов: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя; так сильно устрашился прозорливости Того, Кого он только что перед Филиппом отрицал, что воскликнул: РаввИ! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев [4]. Иисус видит мысли человека, знает, чтО помышляет кто в сердце своем. Когда Он совершил одно из чудес, некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? [5] И снова, по другому поводу, когда фарисеи еврейские помыслили о Нем, что Он изгоняет бесов с помощью беса, Иисус, зная помышления их, стал отвечать словами на их мысли (Мф. 12, 25). Евангелист Иоанн записал следующее свидетельство об Иисусе: Он не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Ин. 2, 25). Бог знает сердцА ваши (Лк. 16, 15), то есть Он, Иисус, знал их сердца, и мысли их, и суетные желания, и намерение убить Его. Он предсказывает Свои страдания, смерть и воскресение почти в начале Своего служения. В тайной беседе с Никодимом Он говорит о Своих страданиях на Кресте так: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (на Крест), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 14-15). Свое тридневное пребывание во гробе и воскресение Он предсказал тогда, когда книжники и фарисеи требовали от Него какого-нибудь знамения. Тогда Он ответил этим лицемерам такими пророческими словами: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12, 39-40). И еще в другом случае, когда эти проклятые очевидцы бесчисленных чудес Христовых требовали какого-нибудь особого знамения, Он снова повторяет им притчу об Ионе как образе Своих тридневной смерти и воскресения (см.: Мф. 16, 1-4). Ученикам Своим Он говорил много раз, что пострадает от старейшин и вождей-священников, что они Его убьют и что Он в третий день воскреснет. Все это сказано Им много раз. Когда проходили через Галилею, сказал им Иисус: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и в третий день воскреснет [6]. И они опечалились весьма. И снова по другому поводу сказал им, что евреи предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но апостолы ничего из этого не поняли (Лк. 18, 32-33, 34). Так Он им обычно говорил после какого-нибудь Своего славного деяния: после преображения или после какого-нибудь чудесного исцеления, чтобы это послужило нам уроком, дабы мы не гордились и не хвалились, а думали о последнем часе. Но немощная природа человеческая с трудом принимает даже такие удивительные и ясные уроки. Однажды, когда Он говорил ученикам о Своих предстоящих страданиях и о смерти, пришла им мысль: кто бы из них был больше? (ср.: Лк. 9, 46). А Он им как раз нарочно говорил о Своих страданиях и смерти всегда после какой-нибудь славы Своей, дабы их научить смирению и уничижению и страху Божию. Ах, Боже, какими слабыми были и они, стоявшие так близко к Источнику вселенской и небесной славы! Он видит прошлое людей и знает их судьбы. Расслабленному говорит Он в Вифезде, после того как его исцелил: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже [7]. Ясно из этого, что Господь прозрел в прошлую жизнь расслабленного больного и узнал причину его болезни. А причина была в его грехе. Потому и говорит ему: больше не греши. Он прозревает в прошлое слепорожденного юноши. Апостолы Его, видя вместе с Ним этого слепого нищего перед роскошным храмом Соломоновым, спросили Его: РаввИ! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? К великому изумлению учеников, отвечал Иисус: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии [8], то есть чтобы Он, как Мессия и Спаситель мира, открыл ему очи, что и произошло. Проникая Своим прозорливым умом в далекие горизонты прошлого, Он говорит евреям о праотце Аврааме: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8, 56). Это тайна, непостижимая для нас. Апостолам Он прорек: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь [9], то есть все разбегутся, спасая свою жизнь, а Его оставят одного, что и сбылось. Петру Он прорек: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня [10]. Это сбылось, вопреки уверениям Петровым, что он не отречется от Него. Об Иуде Он знал с самого начала, что тот предаст Его. Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его (Ин. 6, 64). И снова, по другому поводу пишет святой Иоанн, что Иисус знал предателя: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол (Ин. 6, 70). И снова в другом месте: Знал Он предателя Своего (Ин. 13, 11). А когда собрались они на Вечери, сказал Он предателю: что делаешь, делай скорее [11]. Словно Господь торопился как можно скорее уйти из этой жизни и перейти к Отцу Своему. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему [12]. Никто не знал; Он один знал. Никто не видел; Он один видел, что скрывают в себе вчера, сегодня и завтра. Он изумляет женщину-самарянку знанием всей ее жизни: у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе [13]. А на вопрос женщины, где дОлжно молиться Богу: в Иерусалиме или Самарии, отвечает ей Прозритель: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу [14]. И это дословно исполнилось. Он видел низвергающегося сатану: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10, 18). Он всегда видит Отца Своего Небесного и делает то, что благоугодно Отцу: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего [15]. Когда Он изъявляет желание в мыслях или в молитвах, то пред Ним раскрываются небеса и Он свободно общается с Отцом Своим и святыми Ангелами. Если бы Он в напасти лишь только пожелал, Отец послал бы Ему более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26, 53).
|
![]() ![]() ![]() |
Вопросы и замечания по работе сайта направляйте в службу технической поддержки. |