Слово отцов

Журнал Слово О проекте Новости Карта портала Ссылки Контакты
Поиск:
Слово отцов
Человек Слова
Голос Слова
Мир слова
Слово эксперта
Памяти отцов посвящается

  Слово отцов

Слово в навечерие Рождества Христова

Изъяснение пророчеств о Мессии
Святитель Феофан Затворник Версия для печати

Не обременю внимания вашего долгою речью. Только несколько слов намерен вам в руководство, как бы лучше провесть навечерие наступающего праздника. В час события Рождества Христова все небо подвиглось изумлением и радованием, видя начало исполнения предвечных предначертаний, подготовленное откровениями, учреждениями, прообразами, явлениями, пророчествами. Готовящимся торжественно праздновать сие событие нельзя лучше провесть последние пред тем часы, как благоговейно размышляя о том, как оно подготовлялось. Итак, когда наступит тишина ночная и улегшиеся заботы дадут свободу уму вашему, погрузите мысль свою в глубину ветхозаветных времен и в бывших тогда откровениях соберите все начертание имевшего быть явления на земле Сына Божия во спасение наше. Я же предложу вам нечто в пособие к тому.

Станете ли вы у входа в вертеп Рождества, чтоб смотреть назад, или у заключенных врат Рая едемского, чтоб устремлять взор вперед, — картина не изменится в существе. Вы увидите, как живописавшие лик Спасителя от простейших черт восходили все к более сложным, от общих — к частным, от многообъятных — к подробнейшим.

Первая черта — спасительное семя жены, имевшее стереть главу змия. Как во мраке ночи, где-либо вдали показавшийся огонек благонадежным указанием пути радует заблудшегося путника, так сие обетование чрез долгий ряд веков спасительно руководило не имевших зде пребывающего града, а грядущего взыскивавших (Евр. 13, 14). Слышанное прародителями, оно перешло чрез долговечных патриархов, потоп и смешение языков и обновлено в обетованиях Аврааму, Исааку и Иакову — всем одними и теми же словами: благословятся о семени твоем все люди, — благословятся о семени твоем все языцы, — или все концы земли (Быт. 12, 3; 18, 18; 22, 18; 26, 4; 28, 14). — Вскоре затем патриарх Иаков видит уже нового скиптродержавца — примирителя; далее — ходатай народа Моисей указывает Пророка с заповедию слушать его; а царь Давид — Иерея нового, по чину Мелхиседекову. В ряд с сими изречениями шли разительные прообразы.— Вот жертвоприношение сына отцем — в Исааке, союз неба с землею — в лествице Иакова, спасение чрез отверженного и проданного — в Иосифе; далее — купина, горевшая, но не сгоравшая, столп облачный, переход чрез море, услаждение древом горьких вод Мерры, манна, источение воды из камня, медный змий, все устройство скинии — что суть, как не тень грядущих благ (Евр. 10, 1), как уверяет Апостол?

Конечно, несмотря на такую общность и таинственность черт в указаниях будущего избавителя, верою просвещенное и согретое сердце способно было ощущать сокрытую в них силу, подобно Аврааму, сквозь сень преобразовательную узревшему день Господень и возрадовавшемуся. Но нельзя было не желать яснейшего истолкования таинственного и подробнейших очертаний для многообъятного. И вот, когда для народа Божия, образовавшегося уже в царство и успевшего войти в славу при Давиде и Соломоне, належала опасность, как бы заботы о благоуспешном порядке дел временного быта не вытеснили из памяти начертание вечного порядка устроения спасения, воздвигается пророк за пророком, и черта за чертою прилагается к изображению лика и деяний Христа Спасителя; так что все предсказания в совокупности составят полное Евангелие, предписанное в Ветхом Завете. Спросите теперь, кто сей, грядущий избавить нас? — Пророки ответят вам многообразно: Это Сын Божий, Коему говорит Бог: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 7). Это Господь, седящий одесную Господа, как написано: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109, 1). Это Бог крепкий, рождающийся, как отроча, чтоб быть Отцом будущего века, как провидит Исаия: младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9, 6).

Сей Отец будущего века царствовати будет, как Царь премудрый (Иер. 23, 5); Ему даны будут все языки в достояние и в одержание вси концы земли. Царство Его будет царство всех веков, и владычество Его во всяком роде и роде (Пс. 144, 13).

Но это царство Его — не как другие царства, утверждаемые и расширяемые мечом. Народы сами придут и поклонятся Ему (Пс. 85, 9). Он устроит дом и исполнит его всем, что питает, утоляет жажду, дает крепость и здравие. И пошлет с высоким проповеданием: идите — пейте, вкушайте (Притч. 9, 5).

И скажут все народы: пойдем — взойдем в дом Божий, и покажут нам путь, и пойдем по нему (Мих. 4, 2).

Этот путь будет Новый Завет, не по завету, который завещан прежде дому Израилеву. В сем завете говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иер. 31, 33). И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом (Иез. 11, 19-20).

Но прежде чем совершится все сие, Ему Самому надлежит пройти путь уничижения, родиться в безвестности, прожить среди всяких противлений, понесть страшные страсти и умереть, как изображают святой Давид и пророк Исаия. Сей грехи наши понесет и о нас будет болезновать. Он язвен будет за грехи наша и мучен за беззакония наша. Это Господь предаст Его грех ради наших (Пс. 21; Ис. 53).

А вот и вся история пути, коим пройдет Он по земле!

Родится Он от Девы, Которая во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо с нами Бог (Ис. 7, 14). — Родится в Вифлееме, ибо из него произойдет старейшина, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2). Сюда приидут к Нему с дарами цари Аравии (Пс. 71, 10), приидут носяще злато, и ливан, и камень честен ( см.: Мф. 2, 11). Потом глас в Раме слышан будет, плач и рыдание и вопль мног. Рахиль восплачет о чадах своих и не захочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31, 15). Далее — воззван будет Сын сей из Египта (Ос. 11, 1) и поселится в Назарете, яко да Назорей наречется (Суд. 13, 5; Мф. 2, 23).

Приближится время открытого действования Его среди людей. И вот пошлется Ангел пред лицем Его — уготовить путь Ему, и весь Израиль услышит глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Его (Ис. 40, 3; Мал. 3, 1).— Затем внезапно приидет и Сам Господь, Его же ищем, и Ангел завета, Его же хощем. И почиет на Нем Дух Господень (Ис. 11, 2), — о Коем он потом засвидетельствует, говоря: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня... проповедывать лето Господне благоприятное (Ис. 61, 1-2).

В первый раз свет проповеди Его воссияет для седящих во тьме и сени смертной в Галилее, около Иордана и Тивериадского моря, в пределах Завулоних и Неффалимлих (Мф. 4, 11).

Затем три с половиною лета (Дан. 9) благовествуя, будет врачевать всякие болезни, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленникам отпущение и слепым прозрение (Ис. 61, 1). Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь (Ис. 35, 5-6). Укрепятся руки ослабленные и колени расслабленные (Ис. 35, 3). Он трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; но о славе имени Божия ревность будет снедать душу Его (Ис. 42, 3).

Всуе, однако ж, будет простирать Он руки Свои весь день к людям непокаряющимся и противуглаголющим, которые ходят не путем истинным, а вслед грехов своих (Ис. 65, 2). По сих пророческому внушению внемля, возрадуется дщерь Сиона и восторжествует дщерь Иерусалима, видя Царя своего кроткого грядущим к себе на молодом осле (Зах. 9, 9). И из уст младенцев и грудных детей совершится Ему хвала (Пс. 8, 3). Но цари земли и князья соберутся на Господа и на Помазанника Его (Пс. 2, 2). Один из ядущих с ним хлеб возвеличит на него запинание (Пс. 40, 10), и продаст за тридесять сребренников — цену оцененного (Зах. 11, 12). Тогда враги Его скажут и подстерегающии душу Его совещают, говоря: "Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего" (Пс. 70, 10-11)...

Так взят будет Пастырь, и разыдутся овцы стада. Посмотрит Он одесную, и не будет того, кто бы узнал Его (Пс. 141, 4). Восстанут свидетели неправедные, и солжет неправда себе (Пс. 26, 12).

Но Он не откроет уст Своих; как овца, поведется на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзет уст Своих (Ис. 53, 7). Враги поскрежещут на Него зубами своими, а Он не воспротивится и не воспротивоглаголет. Хребет Свой предаст биющим и ланиты поражающим; лица Своего не закроет от поруганий и оплевания (Ис. 50, 5). Чрез древо предадут Его смерти (Иер. 11, 19), пронзят руки Его и ноги Его, и перечтут все кости Его; разделят ризы Его себе, и об одежде Его бросят жребий (Пс. 21, 18-20). Дадут в пищу Ему желчь и в жажду напоят Его уксусом (Пс. 68, 22). Все, видящие Его, поругаются над Ним, скажут устами, кивая головою: Он уповал на Господа; пусть избавит Его, пусть спасет, если Он угоден Ему (Пс. 21, 8-10).

Так Христос Старейшина — Святой святых — умрет (Дан. 9, 26). Но кость не сокрушится от Него, хотя будут прободены ребра Его (Исх. 12, 46; Чис. 9, 1; Зах. 12, 10). Душа же Его не будет оставлена во аде, и плоти Его не дано будет видеть истления (Пс. 15, 10). В день третий воскреснет и живым явится Он пред всеми (Ос. 6, 2). Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа (Ос. 13, 14)?

Так Господь на земле явится и с человеки поживет. Потом на высоту обратится паки: Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном (Пс. 46, 6). Поднимут врата верхи свои и поднимутся двери вечные, и войдет Царь славы (Пс. 23, 7-9). И скажет наконец Господь Господу: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109, 1).

Здесь кончим собрание пророчеств, хотя дело Христа Спасителя сим не кончилось и прозрение простиралось до конца веков!

Так ясно и подробно провидели святые Божии весь путь, коим имел пройти на земле Господь в тридцатитрехлетнее пребывание Свое на ней!

И сими-то помышлениями займите себя ныне, чтоб напитать тем и возгреть веру свою. Зерцало Евангелия — пророчества, Евангелие же для пророчеств есть тело созерцаемого в них образа. Одно в другом — двойное удостоверение! Образ в зеркале можно бы еще заподозрить — не призрак ли то? Но когда осязается стоящее пред ним тело, тогда взаимное соответствие и образа, и тела рождает непоколебимое убеждение в истине ведения. И вот почему пророческие предсказания суть воистину светильник, сияющий в темном месте. Нельзя сказать, что они темны. Они прикровенны, но ясны и вразумительны. Как в семени знающие дело видят все дерево, так при виде младенца Иисуса все изострившие свое умное зрение посредством пророческого света тотчас уразумели в Нем Господа. Таковы: Захария, Симеон, Анна Пророчица, Пресвятая Богородица и все, чаявшие избавления. Неверие некоторых не умаляет силы и значения приготовительных к явлению Господа сказаний. Неверие не от недостатка силы в слове, а от грубости и оплотенения душ. Как тогда, так и теперь причина неверия одна — погружение в плоть и навык к плотским воззрениям на вещи. Как ясно светит свет Христов! — а они не видят его. Кто погрузится глубоко в воду, да еще мутную, как увидит солнце, хотя бы оно самым ярким светило светом?! Вот от сего-то и освободись прежде, ищущий истину, — и ясно увидишь свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! Аминь.

24 декабря 1863 г.


Версия для печати


 
Rambler's Top100