|
. |
Леонид (Л. В. Краснопевков, 1817–1876), в период
переписки епископ Дмитровский, викарий Московской епархии
(1859–1876), впоследствии архиепископ Ярославский и
Ростовский. В его судьбе митрополит Филарет принимал
непосредственное участие: Краснопевков, после смерти отца, по
предложению Московского митрополита переехал из СПбДА в
Троице-Сергиеву лавру для продолжения духовного
образования.
Из книги
Святитель Филарет
Московский. "Призовите Бога в помощь", изданной в серии
«Письма о духовной
жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
 |
Леонид (Краснопевков), архиепископ Ярославский и Ростовский |
Кажется, вопрошающий, не предлагая вопроса, мог
бы сказать: смею ли рядом с воспоминанием крестной смерти
Господней поставить память кончины моей матери[1], когда в сей день Церковь
святых прославленных поминать не позволяет? Если не хочет совсем
подчиниться уставу Церкви, пусть совершат панихиду завтра пред
литургией, а не в пятницу.
Господь да дарует Вам крепость и в святой печали[2] святое утешение.
19 апреля 1861
года
Если обращаете и обращают взор мой на прошедшее, будет правда,
если обращу оный на милосердные пути Провидения Божия.
Пройти сорокалетнее поприще— это не мое приобретение, но дар
милосердия Божия[3].
Пережить, например, несколько эпидемий[4], и особенно первую, которая
не менее затрудняла преувеличенным страхом, как своею силою,—
это также не мое приобретение, а милость Божия, которая в то
время явилась, и особенным образом. Говорили, что опасны
собрания народа в церквах и в крестных ходах, и представляли в
пример город, в котором церкви были заперты. Я обещал некоторые
предосторожности: и мне уступили свободу собраний в церквах. А
когда по совершении крестных ходов в середине города и около
всех церквей на другой день прибыл государь император и, следуя,
конечно, суждениям врачей, спросил меня, не опасно ли, что я
собираю массы народа и становлю на коленопреклонную молитву на
сырой земле, Провидение дало мне возможность тотчас отвечать:
«Ваше Величество, Господь оправдал церковное действие по крайней
мере против сего сомнения; число заболевающих после крестных
ходов не больше, а несколько меньше, нежели во дни прежде
крестных ходов». Так еще более подтвердилась свобода церковных
молитв.
Не умножу примеров. Недостанет ми времени повествующу, как
многократно и многообразно Господь попускал на моем поприще
трудности и милосердно их разрешал. Ему да будет исповедание и
слава.
Обращаясь к возлюбленным во Христе братиям и сослужителям и к
добрым чадам Церкви Московской, знаменательно в сие время
выразившим мне свое благорасположение и доброжелательство, приемлю
сие с утешением в том отношении, что вижу в сем не только
добродушную мысль, но и усердие к Святой Церкви, без которого не
пришел бы на мысль счет моих лет. С утешением вижу, что добродушная
мысль свободна. Соединила она в себе многих, в чем открывается
единение в церковном духе. […]
6 июля 1861 года
Бог дает здоровье, чтобы человек действовал, но и берег
здоровье, чтобы обеспечивал продолжение действования; и посылает
болезнь, чтобы человек переносил бездействие в спокойном послушании
воле Божией и тем споспешествовал восстановлению здоровья.
Да не будет тяжко, если и молитвословия нужно сократить.
Довлеет, что речет сердце[5] Господеви.
2 апреля 1862
года
Попечение о здоровье во всяком случае должно возлагать на
милосердие Божие, но и с нашей стороны не должно отлагать того, что
может быть полезно нашему здоровью. Не чудес требовать дерзаем,
предаваясь Его попечению, но смиренно просим благословить
благотворные средства, которые Он положил в силах природы и которые
по нашей возможности и разумению употребляем. Если Бог даровал нам
сил на 70 лет, не имеем права истратить их в 7 лет или менее, что€
может случиться, если совсем бросим попечение о сохранении здоровья
или о укреплении поколебавшегося.
Без даты
Благодарю за воспоминание моего летосчисления, за которое я
должен благодарить Бога со страхом, а от других просить молитвенной
помощи. […]
3 июля 1863 года
Строго судят польских членов человеколюбивого учреждения за то,
что они у бедных православных матерей покупают будущих детей, чтобы
рожденных воспитывать в своем латинском вероисповедании. А как
судить матерей, которые продают своих детей и их веру? И если
начать сей суд, не коснется ли он и православных священников и
православных мирян не бедных, которые могли бы иметь лучшее
польского человеколюбие и благочестие и не допустить продажи
православных детей и их веры?
Велик сучец в чужом оке. Дай Бог, чтобы чистое око не открыло в
нашем оке бервна!
Преподобный Сергий и паки да оправдит веру нашу. […]
10 октября 1863
года
Логический и математический разум недоволен, что не он по своим
формам построил десять заповедей, и он «при взгляде на связь десяти
заповедей закона Божия» решился перестроить их по своим формам, не
примечая, что не столько строит, сколько ломает.
В его построении заповедь «II. Правильно познавай Бога». Но сия
положительная мысль заключается в первой заповеди. Вторая имеет
свою мысль, отрицательную.
«IV. Правильно делай». Это так неопределенно, что здесь и намека
нет на четвертую заповедь истинную.
«VI. Не вреди». Св[ятой] апостол не так понимает шестую
заповедь. Он говорит, что ненавидящий брата есть человекоубийца,
хотя и не вредит «телу» брата.
«VII. Не вреди душе». Неужели нарушение седьмой заповеди вредит
только «душе», а «телу» не вредит?
«VIII. Не вреди имению». Золото не чувствует никакого «вреда» от
того, что оно украдено. Вор вредит не имению, а собственнику. В
Катехизисе осторожнее сказано: «Не вреди собственности», то есть не
веществу имения, а праву собственности над имением.
«Противоположения и соответствия» между заповедями составлены
принужденно и едва ли могут вести к убеждению и пользе.
Например: «четвертая соответствует восьмой». Четвертая заповедь:
Помни день субботний[6]. Восьмая: Не
укради[7]. Видно ли здесь соответствие?
Не нужно ли сильного напряжения, чтобы оное найти?
Нужно ли логическому разуму брать на
себя притязание составить систему заповедей,
когда ее уже составила Божия премудрость? Первая и большая
заповедь: люби Бога[8]; вторая последующая: люби
ближнего[9]. Вот истинный источник
духовно-нравственной жизни! Вот чистый от сего источника
поток
духовно-нравственной жизни! Апостол дополняет: исполнение…
закона любы есть[10].
14 февраля 1865
года
В принятии того, что происходит по воле Божией, не должно быть
смущения. Будьте покойны. […]
22 апреля 1865
года
Глубоко соскорблю Владимиру Ивановичу[11]. Да внушит ему Ангел
Хранитель
его, что судьбы Господни неисповедимы, но всегда премудры и благи и
что в смиренном послушании оным всегда можно найти подкрепление к
перенесению скорбного посещения. […]
18 июля 1865
года
Возвращаю статью «О превосходстве христианского нравоучения пред
иными». Мысль такого сравнения, если обработается ясно и точно,
может принести плод. Но сделанный опыт не представляется мне
удовлетворительным. Для кого это нужно? Конечно, для искушаемых
сомнением о божественном достоинстве христианства. Не доверяющий
Священному Писанию и Церкви не будет доверчив какому-нибудь
писателю, защищающему христианство, который от себя рассказывает
мнения народов и философов. Откуда он это взял? Верно ли понял и
изложил? Надобно не только указывать, откуда взяты сведения, но в
важнейших случаях представлять точные выписки. Только таким образом
можно действовать на сомневающихся. «Труд, достойный занять не одни
руки». Но если Вы предпримете огромный труд многими руками, не
увеличите, а уменьшите пользу. Многие ли имеют средства приобрести
дорогую книгу, время и охоту прочитать ее? Сочинение небольшого
объема в нынешний рассеянный век может не устрашить читателя
трудом, и привлечь основательностью и привлекательностью, и много
может найти читателей. «Погрешают те, которые излагают одну худшую
сторону в понятиях языческих народов». Не станем спорить против
сего. Но излагать лучшую и худшую сторону надобно весьма осторожно,
чтобы не показать, что разум бродил во тьме, и потом засветил свет,
и продолжает это в христианстве. Путь разъяснения лучше и проложит
делу путь надежный.
25 августа 1865
года
Как изменяется образ века сего разнообразно, приятно для одних и
несоответственно желаниям и надеждам других! […]
1 сентября 1865
года
Утруждаю вас делом человеколюбия, может быть с
малою надеждою успеха: но в делах человеколюбия позволительно
действовать и с малою надеждой успеха и не стыдно получить отказ.
[…]
Мы, служащие Церкви, по древнему Преданию имеем право и
обязанность ходатайствовать за несчастных. […]
24 июня 1866
года
[1]
Просьба барона М. Л. Боде на совершение
панихиды в годовщину смерти матери.
[2]
В службах Великой Пятницы.
[3]
Ответ на поздравление московского
духовенства с сорокалетием служения на московской
кафедре (3 июля 1821г.).
[4]
Эпидемии холеры в России в 1831,
1847,
1853 гг.
[6]
Исх. 20, 8.— Прим.
сост.
[7]
Исх. 20, 10.— Прим.
сост.
[8]
См.: Мк. 12, 30.— Прим.
сост.
[9]
См.: Мк. 12, 31.— Прим.
сост.
[10]
Рим. 13, 10.— Прим.
сост.
[11]
У врача, лечившего епископа Леонида, умер
сын.— Прим. сост.
15/08/06
Смотри также: Сретенский монастырьИнтернет журналВстреча с православием
|