Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

VI-X ВѢКЪ

Св. Кириллъ Скиѳопольскій († ок. 560 г.)
Житіе преподобнаго Киріака Отшельника.

1. Часто я упоминалъ въ составленномъ мною сочиненіи о великомъ Евѳиміѣ [1] про отшельника и лучшаго изъ всѣхъ отшельниковъ Киріака: посему я счелъ необходимымъ представить это болѣе извѣстнымъ, вкратцѣ разсказавъ читателямъ нѣкіе немногіе начатки его подвиговъ, ибо если начатокъ излагаемаго повѣствованія святъ, то ясно, что освятилась вмѣстѣ съ нимъ и закваска всей его жизни. И такъ, сей Киріакъ, имѣвшій просвѣщенную душу, родомъ былъ изъ Еллады, изъ города Коринѳа; родители его были — отецъ Іоаннъ, пресвитеръ святой Божіей каѳолической церкви въ Коринѳѣ, мать же Евдокія. Отъ нихъ онъ родился въ концѣ царствованія Ѳеодосія младшаго, мѣсяца Января въ 9-й, втораго индиктіона [2]. Онъ приходился племянникомъ по матери Петру, епископу Коринѳскому [3], который сдѣлалъ его еще въ отрочествѣ чтецомъ той же святой церкви. Сей авва Киріакъ, читая божественное Писаніе, какъ самъ мнѣ разсказывалъ, и еще юношей, проводя за нимъ день и ночь, удивлялся, какъ многообразно въ родъ и родъ Богъ прославлялъ тщавшихся благоугодить ему правымъ образомъ жизни, и явилъ ихъ свѣтильниками міру, и все съ самаго начала устроилъ на спасеніе рода человѣческаго.

2. Онъ прославилъ Авеля жертвою, Еноха почтилъ ради его угодности переселеніемъ, Ноя сохранилъ, подобно искрѣ человѣческаго рода, ради его праведности, Авраама явилъ отцомъ народовъ ради вѣры, пріялъ благочестивое жречество Мельхиседека, Іосифа и Іова возставилъ жизнію какъ образцы терпѣнія и цѣломудрія, Моисея поставилъ законодавцемъ, Іисусу Навину далъ повелѣвать надъ солнцемъ и луною, Давида явилъ пророкомъ и царемъ и прародителемъ страшнаго таинства, пламень Вавилонской пещи перемѣнилъ въ росу, Даніила научилъ принудить львовъ во рвѣ воздерживаться отъ пищи, морское чудовище превратилъ въ пророческій чертогъ. Къ этому, низумѣвалъ его умъ, размышлявшій о томъ, что выше сего — о таковомъ безсѣменномъ рожденіи, о Дѣвѣ и Матери, о томъ, какъ Богъ Слово, не измѣнившись, сдѣлалось человѣкомъ, честнымъ своимъ крестомъ и воскресеніемъ совлекло адовы доспѣхи и попрало, торжествуя, лукаваго змія, и ожививъ Адама, умерщвленнаго собственнымъ паденіемъ; паки возвело въ рай. Когда Киріакъ размышлялъ о семъ и сему подобномъ, умилилось сердце его страхомъ Божіимъ и онъ возжелалъ удалиться во святый градъ и отречься отъ дѣлъ житейскихъ.

3. Предаваясь такимъ размышленіямъ, онъ въ одинъ воскресный день услышалъ слова Евангелія: аще кто хощетъ no Мнѣ идти, да отвержется себѣ, и возметъ крестъ свой, и no Мнѣ грядетъ (Матѳ. 16, 24), и тотчасъ выйдя изъ церкви и никому не сказавъ ничего, пришелъ въ Кенхреи [4] и взойдя на корабль, отправлявшійся въ Палестину, прибылъ въ Іерусалимъ, на восемнадцатомъ году возраста, на восьмомъ году святительства въ Іерусалимѣ Анастáсія [5], на десятомъ царствованія великаго царя Льва, въ началѣ индиктіона [6]. И придя въ святый градъ, онъ былъ принятъ иже во святыхъ Евсторгіемъ, мужемъ святымъ и блиставшимъ дарами Всесвятаго Духа, уже устроившимъ монастырь близъ святаго града Сіона; рабъ Божій Киріакъ, проведя тамъ зиму, пожелалъ поселиться въ пустынѣ. И слыша почти ото всѣхъ разсказы о божественномъ Евѳиміѣ, просилъ великаго отца Евсторгія отпустить его съ молитвою.

4. И будучи отпущенъ, онъ пришелъ въ лавру великаго Евѳимія и прилѣпившись тамъ къ Анатолію пресвитеру и Солимпію монаху, братьямъ по плоти, родомъ изъ Коринѳа, знакомымъ ему съ долгаго времени, поклонился великому Евѳимію и былъ облеченъ въ образъ святыми его руками; оставаться же тамъ тотъ ему не дозволилъ, ради юнаго его возраста [7] но отослалъ его на Іорданъ къ иже во святыхъ Герасиму, такъ какъ великій Ѳеоктистъ [8] уже скончался: великій Евѳимій совершенно остерегался имѣть въ своей лаврѣ безбородыхъ. Иже во святыхъ Герасимъ, принявъ его, приказалъ ему жить въ общежитіи, гдѣ онъ рубилъ дрова, носилъ воду, служилъ въ поварнѣ, съ готовностію исполнялъ всякое послушаніе, дни проводилъ въ трудахъ и скорбяхъ, а ночи въ молитвахъ къ Богу, будучи весьма готовымъ на исполненіе правила псалмопѣнія и на работу.

5. Исполняя послушаніе въ общежитіи, онъ превосходилъ подвиги отшельниковъ двумя особенностями: употребленіемъ лишь хлѣба и воды; масла, вина и смѣси онъ не употреблялъ, такъ что великій Герасимъ, видя воздержаніе и подвиги юноши, удивлялся ему и любилъ его. Въ подтвержденіе сего онъ во время поста бралъ его въ великую пустыню Рувы [9], и тамъ они безмолствовали до праздника Ваій, пріобщаясь по воскреснымъ днямъ изъ рукъ великаго Евѳимія. По прошествіи небольшаго промежутка времени, при кончинѣ во Христѣ великаго Евѳимія, иже во святыхъ Герасимъ видѣлъ, какъ его душу провожаютъ Ангелы и возносятъ на небо, и, взявъ авву Киріака, пришелъ въ его обитель и, похоронивъ тѣло, возвратился [10]. На девятый годъ пребыванія аввы Киріака въ Палестинѣ, великій отецъ нашъ Герасимъ скончался и былъ увѣнчанъ вѣнцомъ праведности, мѣсяца марта въ 5-й день, 13-го индиктіона, при чемъ игуменство пріяли его братья Василій и Стефанъ. Тогда авва Киріакъ удалился и пришелъ въ лавру великаго Евѳимія; будучи принятъ игуменомъ Иліею, онъ взялъ келлію и безмолвствовалъ на 27 году своего возраста, ничего не пріобрѣтая отъ вѣка сего.

6. Много онъ потрудился при постройкѣ общежитія, ибо тогда лавра преобразовывалась въ общежитіе [11]. Тамъ былъ въ то время нѣкто Ѳома [12] по имени, великій по жизни; авва Киріакъ, узнавъ объ его добродѣтеляхъ и преуспѣваніяхъ, прилѣпился къ нему, совершенствуясь и упражняясь въ духовной любви и слѣдуя его образу жизни. Сей Ѳома, будучи посланъ діакономъ Фидомъ [13] въ Александрію, пріобрѣлъ у архіепископа покровы для жертвенника въ строющуюся киновію. Тогда монастыри отцовъ нашихъ Евѳимія и Ѳеоктиста были въ единомысліи, имѣя общую жизнь и единое управленіе, находясь подъ однимъ икономомъ, по заповѣди великаго Евѳимія. По истеченіи двѣнадцати лѣтъ послѣ его святаго успенія, когда скончался авва Лонгинъ [14], игуменъ обители аввы Ѳеоктиста, и игуменство пріялъ Павелъ, Саракинъ Теревонъ [15], нѣкогда крещенный и исцѣленный иже во святыхъ Евѳиміемъ, передъ смертью оставилъ обоимъ монастырямъ значительныя средства. Когда же Павелъ сталъ упорствовать и завладѣлъ остатками и средствами Теревона, произошла смута и раздѣленіе монастырей.

7. Когда мѣстности преподобнаго Евѳимія возлѣ монастыря раздѣлились, Павелъ построилъ пиргъ на раздѣленныхъ мѣстностяхъ и далъ двѣсти златицъ на покупку страннопріимницы для того, чтобы ему одному удерживать за собою общую страннопріимницу во святомъ градѣ. Тогда иноки обители великаго Евѳимія пріобрѣли также за двѣсти златицъ страннопріимницу у отцовъ лавры Сука, близъ столпа Давидова. Авва же Киріакъ, оскорбѣвъ въ умѣ по причинѣ происшедшаго раздѣленія монастырей, удалился въ лавру Сука подъ конецъ 8-го индиктіона [16] и въ различные годы проходилъ четыре послушанія: пекаря, больничнаго, страннопріимника и иконома. Дослуживъ всѣмъ отцамъ и назидавъ ихъ, онъ былъ возведенъ на степень священства: онъ былъ рукоположенъ во діакона въ обитель великаго Евѳимія и четыре года спустя былъ сдѣланъ ризничимъ [17] и уставщикомъ на сороковомъ году своего возраста. Исполнивъ это послушаніе 13 лѣть, онъ сдѣлался пресвитеромъ и пробылъ ризничимъ и уставщикомъ другія 18 лѣтъ.

8. Онъ увѣрялъ меня, говоря, что въ теченіе толикаго промежутка времени — тридцати лѣтъ, когда онъ былъ уставщикомъ и ризничимъ, солнце не видѣло его ни ядущимъ, ни гнѣвающимся. Говорилъ мнѣ и то, что онъ не переставалъ бить въ било въ лаврѣ къ ночному псалмопѣнію до тѣхъ поръ, пока не окончитъ стихогласовать непорочны [18]. На 55 году возраста онъ передалъ обязанности ризничаго въ третій индиктіонъ и удалился въ великую пустыню Натуфа [19], имѣя съ собою нѣкоего ученика. И такъ какъ въ этихъ мѣстностяхъ не находилось мелагрій [20] для нихъ, то онъ молилъ Бога ради нужды тѣлесной дать имъ возможность питаться отъ растущихъ тамъ скиллъ [21]. И увѣровавъ въ Создателя всѣхъ, могущаго превратить горькое въ сладкое, онъ сказалъ своему ученику: поди, чадо, собери скиллъ и свари; и благословенъ Господь, ибо мы будемъ обрадованы ими. И ученикъ собралъ и сварилъ, и подалъ съ солью, и тотчасъ скиллы сдѣлались сладкими, и они пребывали, питаясь ими, отъ того времени въ продолженіе четырехъ лѣтъ. По прошествіи четырехгодичнаго срока нѣкій мужъ изъ первыхъ въ селеніи Ѳекуѣ [22], узнавъ объ нихъ отъ пасшихъ скотъ въ пустынѣ, пришелъ къ нему, имѣя осла, навьюченнаго теплыми хлѣбами, и, сложивъ поклажу, ушелъ; и они ѣли хлѣбъ.

9. И ученикъ, помимо согласія старца, сваривъ по обыкновенію скиллъ, вкусилъ ихъ и, не вынесши горечи, лежалъ безъ голоса. Старецъ же, узнавъ причину несчастія, помолился надъ нимъ и поднялъ его; затѣмъ, преподавъ ему Пречистыя Тайны и возставивъ здравымъ, увѣщевалъ его, говоря: чадо, Богъ творитъ чудеса всегда, но гораздо болѣе во время необходимости и обстоянія, и въ особенности когда это относится къ душевному спасенію. И посему не бойся. И когда хлѣбы уже вышли и для нихъ опять настала нужда, старецъ, опять благословивъ, приказалъ ученику приготовить изъ скиллъ пищу ко времени ѣды; ученикъ же боялся прикоснуться. И старецъ, взявъ и благословивъ, и сотворивъ знаменіе креста, началъ вкушать первый, и затѣмъ ученикъ, дерзнувъ, ѣлъ и остался невредимымъ. Когда же исполнялся пятый годъ его пребыванія въ Натуфѣ, нѣкій мужъ изъ Ѳекуи, услышавъ объ немъ, привелъ къ нему своего сына, сильнаго лунатика, и умолялъ его сотворить надъ нимъ молитву; старецъ же, сжалившись надъ нимъ, сотворилъ молитву о немъ и, помазавъ его елеемъ святаго Креста, возставилъ здравымъ.

10. Этотъ мужъ изъ Ѳекуи, пріявъ своего сына здравымъ, разсказалъ о чудѣ, и, когда оно разгласилосъ по всѣмъ тѣмъ окрестностямъ, многіе стали приходить къ нему и его безпокоить. И авва Киріакъ, убѣгая отъ стеченія, удалился во внутреннѣйшую пустыню Рувы [23] и оставался тамъ въ теченіе пяти лѣтъ, довольствуясь корнями мелагрій и сердцевиною тростника. И нѣкоторые, узнавъ, стали приходить къ нему, приводя недугующихъ и одержимыхъ нечистыми духами, и ихъ онъ исцѣлялъ призваніемъ Христа и знаменіемъ честнаго креста. Тогда, тяготясь большимъ стеченіемъ, онъ удалился изъ Рувы и вошелъ въ совершенно пустынное и сокровенное мѣсто, гдѣ не жилъ никто изъ отшельниковъ. Мѣсто это туземцами называется Сусакимъ [24]. Тутъ соединяются оба потока — новой лавры и лавры Сука [25], весьма глубокіе и ужасные. Нѣкоторые говорятъ, что это рѣки Иѳамъ [26], про которыя Давидъ въ величаніяхъ къ Господу говоритъ: Ты изсушилъ ecu рѣки Иѳамскія (Псал. 73, 15). Проведя семь лѣтъ въ Сусакимѣ во дни величайшей пагубы, онъ былъ отведенъ изъ Сусакима въ лавру отцами лавры Сука, которые боялись надлежащаго страха и единодушно пришли къ нему съ мольбою и сильнымъ воззваніемъ. Сей авва Киріакъ, придя въ лавру, оставался въ отшельнической келліѣ иже во святыхъ Харитона [27] пять лѣтъ въ борьбѣ съ послѣдователями Оригена.

11. Тогда и я, переселившись изъ обители великаго Евѳимія въ великую лавру блаженнаго Савы къ аввѣ Іоанну епископу и молчальнику, былъ посланъ имъ къ сему аввѣ Киріаку съ посланіемъ, которое повѣствовало о внутренней брани, происшедшей во святомъ градѣ и просило его нынѣ подвизаться въ молитвахъ къ Богу о томъ, чтобы низверглась гордыня ополчившихся въ новой лаврѣ противъ Христа ради ученій Оригена, вмѣстѣ съ Нонномъ и Леонтіемъ [28]. И я, прибывъ въ Суку и вмѣстѣ съ учениками его Зосимой и Іоанномъ придя къ нему въ пещеру иже во святыхъ Харитона, и поклонившись ему, отдалъ ему посланіе, передавъ ему и устно то, что было сказано аввой Іоанномъ молчальникомъ. Авва же Киріакъ, прослезившись, сказалъ: Скажи пославшему тебя: не будемъ малодушествовать, отче, ибо вскорѣ мы увидимъ смертную гибель Нонна и Леонтія и изгнаніе остальныхъ изъ новой лавры, и истинные ученики блаженнаго Савы поселятся въ новой лаврѣ, а незаконные будутъ изъ нея изгнаны.

12. Я же сказалъ: Что же отче, они проповѣдуютъ? Такъ какъ они утверждаютъ, что ученія о предбытіи и возстаніи безразличны и безопасны, приводя и слѣдующія слова, сказанныя святымъ Григоріемъ: «Любомудрствуй мнѣ о мірѣ, о матеріи, о душѣ, о разумныхъ существахъ какъ высшихъ, такъ и низшихъ, о воскресеніи, о страстяхъ Христовыхъ: въ этомъ и угадать истинное не безполезно, и ошибиться безопасно». На это старецъ отвѣтилъ, говоря: Ученія о предбытіи не безразличны и не безопасны, но опасны и вредны, и богохульны. Въ подтвержденіе сего я попытатось въ немногихъ словахъ очертить тебѣ ихъ многообразное безбожіе. Они говорятъ, что Христосъ не есть Единый изъ Троицы; они говорятъ, что тѣла наши по воскресеніи дойдутъ до конечнаго уничтоженія, и перваго — тѣло Христа; они говорятъ, что Святая Троица не создала міръ и что при возстаніи всѣ разумныя существа, даже и демоны, будутъ въ состояніи творить эоны [29]. Они говорятъ, что при воскресеніи тѣла наши возстанутъ эѳирными и сферовидными, и утверждаютъ, что таковымъ возстало и тѣло Христа; они говорятъ; что при возстаніи мы будемъ равными Христу.

13. Какой же адъ изрыгнулъ это? научились они сему — да не будетъ! — не отъ Бога, глаголовшаго черезъ Пророковъ и Апостоловъ, но отъ Пиѳагора и Платона, Оригена и Евагрія [30] и Дидима [31] приняли они эти нечистыя и безбожныя ученія. Я же удивился, какимъ образомъ такъ безцѣльно и безразсудно они претерпѣли толикіе труды на подобныя вредоносныя суемудрованія и какимъ образомъ они такъ вооружили свои языки противъ благочестія. He должно ли имъ было скорѣе хвалить и славить братолюбіе; гостепріимство, дѣвство, нищелюбіе, псалмопѣніе и цѣлонощное стояніе, слезы сокрушенія? не слѣдовало ли имъ скорѣе угнетать тѣло постомъ и молитвою, переселяться къ Богу, и изъ жизни дѣлать заботу о смерти, не думая о подобныхъ еретическихъ безуміяхъ? Старецъ же сказалъ: Но они не захотѣли идти смиреннымъ путемъ Христовымъ, и осуетишася помышленіи своими и омрачишися неразумное ихъ сердце: глаголющеся быти мудри, объюродѣша (Рим. 1, 21). Сѣятелемъ же всѣхъ плевелъ и виновникомъ всѣхъ золъ сдѣлался Ноннъ, который прославившись послѣ успенія блаженнаго отца нашего Савы [32], началъ питать своихъ близкихъ нечистымъ питіемъ, имѣя помощникомъ, защитникомъ и соратникомъ Леонтія Византійскаго.

14. И прежде всего онъ увлекъ въ свою грязную ересь наиболѣе образованныхъ, или скорѣе неразсудительныхъ въ новой лаврѣ, и не удовольствовался ими, но старался передать свою заразу и въ пустынные монастыри. Какихъ ухищреній не употреблялъ онъ для того, чтобы увлечь съ собою и меня смиреннаго? Богъ же черезъ откровеніе указалъ мнѣ грязь его ереси. Какія козни онъ не прилагалъ къ тому, чтобы пріобщить къ своему зломудрствованію дружину Суки, и не былъ въ силахъ потому, что я, благодатію Христовою, увѣщевалъ каждаго и побуждалъ не отставать отъ правой вѣры. И когда онъ старался поставить въ нашей лаврѣ игуменомъ поборника своей ереси, Петра Александрійскаго [33], и поработить дружину, не былъ съ состояніи, но дружина, возбужденная противъ, изъяла Петра изъ игуменства. И опять нѣкоторые приверженцы Нонна, безстыдно возбуждаемые, поставили намъ игуменомъ другаго Петра изъ Эллады, бывшаго поборникомъ заразы Оригена. Но дружина, паки движимая духовною ревностью, изгнала Петра изъ игуменства и, уйдя въ лавру блаженнаго Савы, взяла себѣ нынѣшняго игумена авву Кассіана [34] родомъ изъ Скиѳополя, православнаго и украшеннаго словомъ и жизнью; и тогда съ трудомъ могли мы оттолкнуть поборниковъ Оригена.

15. Когда рабъ Божій Киріакъ разсказалъ мнѣ это и узнавъ, что я изъ великой обители блаженнаго Евѳимія, обрадовался и сказалъ: вотъ, ты мой сокиновитъ. И затѣмъ онъ началъ разсказывать мнѣ многое о самихъ иже во святыхъ Евѳиміѣ и Савѣ, что я помѣстилъ въ двухъ сочиненіяхъ, уже написанныхъ объ нихъ. И такимъ образомъ, напитавъ мою душу такими разсказами, онъ отпустилъ въ мирѣ. Когда же нѣкоторые начали безпокоить его въ пещерѣ иже во святыхъ Харитона, и вождь послѣдователей Оригена Ноннъ умеръ, и ихъ владычество прекратилось, а брань на православныхъ сокрушилась и зловѣрные занялись междоусобною бранью, то старецъ, оставивъ заботу, удалился паки изъ пещеры святаго Харитона въ Сусакимъ на 99 году жизни и безмолствовалъ тамъ 8 лѣтъ. Я, пожелавъ поклониться ему, пришелъ въ лавру Сука и, взявъ съ собою ученика его Іоанна, пошелъ въ Сусакимъ, каковое мѣсто отстоитъ отъ лавры Сука на 90 стадій. Когда мы приближались къ мѣсту, намъ попался огромный и страшный левъ, и когда я испугался, авва Іоаннъ сказалъ мнѣ: не бойся ничего. И левъ, увидя, что мы идемъ къ старцу, уступилъ намъ мѣсто.

16. И старецъ, увидѣвъ насъ и обрадовавшись, сказалъ: вотъ сокиновитъ мой Кириллъ. И сказалъ ему авва Іоаннъ: онъ совершенно перепугался, увидѣвъ льва. И сказалъ мнѣ старецъ: не бойся ничего, чадо. Этотъ левъ живетъ у меня здѣсь и охраняетъ мелкія овощи отъ дикихъ козъ. И разсказавъ мнѣ многое про святаго Евѳимія и про другихъ отцовъ этой пустыни, предложилъ вкусить. Когда же мы вкушали, то левъ стоялъ предъ нами, и старецъ, вставъ, далъ ему укрухъ хлѣба и послалъ стеречь овощи. И старецъ сказалъ мнѣ, что левъ не только сторожитъ овощи, но и отгоняетъ разбойниковъ и варваровъ. Когда я провелъ у него одинъ день и достаточно насладился его ученіемъ, онъ на слѣдующій преподалъ мнѣ благословеніе и, сотворивъ мнѣ молитву, отпустилъ вмѣстѣ съ ученикомъ своимъ въ мирѣ. И такъ выйдя, мы нашли льва сидящимъ на пути и пожирающимъ дикую козу; этотъ левъ, увидѣвъ, что мы остановились и не дерзаемъ продолжать путь, оставилъ животное и удалился до тѣхъ поръ, пока мы не миновали его. И такъ какъ въ этой мѣстности нѣтъ бассейна, то старецъ соорудилъ себѣ въ камнѣ ямы и зимою собиралъ въ нихъ воду, которая въ обиліи служила ему и для пользованія, и для поливки овощей въ теченіе цѣлаго лѣта.

17. Однажды въ Іюлѣ мѣсяцѣ не хватило воды, и онъ былъ въ большомъ стѣсненіи, и, устремивъ очи къ Богу, молился ему, говоря: Господи Боже, даждь мнѣ немного воды ради необходимой потребы смиреннаго этого тѣла. И услышалъ его Богъ, и тотчасъ взошло небольшое облако надъ Сусакимомъ и оросило кругомъ келію его и наполнило всѣ его ямы между камнями. Я считаю заслуживающимъ вниманія упомянуть здѣсь о душеполезныхъ разсказахъ, которые разсказалъ мнѣ авва Іоаннъ. Когда мы шли по пустынѣ, онъ показалъ мнѣ нѣкое мѣсто, про которое сказалъ, что это гробница блаженной Маріи. Я же, удивившись сему, просилъ его разсказать объ этомъ. Онъ же сказалъ въ отвѣтъ, что не задолго передъ этимъ, когда я уходилъ вмѣстѣ съ соучастникомъ моимъ аввою Параммономъ къ аввѣ Киріаку, взглянувъ издалека, мы увидали кого-то, подобно человѣку, стоявшаго близъ дикаго тамариска и, подумавъ, что это одинъ изъ тамошнихъ отшельниковъ, ибо въ этихъ мѣстностяхъ было много отшельниковъ, поспѣшили, чтобы поклониться ему.

18. Когда же мы приблизились къ мѣсту, онъ сдѣлался невидимымъ, мы же, пораженные страхомъ и робостью, стали на молитву, полагая, что это лукавый духъ, и, по окончаніи: аминь, осмотрѣвшись тамъ и сямъ, обрѣли подземную пещеру, въ которую спустившись, какъ мы полагали, скрылся отъ насъ истинный рабъ Божій. Приблизившись къ пещерѣ, мы его молили и заклинали, говоря: не лишай насъ, отче, твоихъ молитвъ и благаго свиданія съ тобою. Онъ же, едва отвѣтивъ, сказалъ: что хотите вы отъ меня? Я вѣдь женщина. И она спросила насъ, говоря: куда вы идете? Мы же сказали: мы идемъ къ отшельнику аввѣ Киріаку, но скажи намъ, какъ твое имя и какъ ты живешь, и какъ ты здѣсь очутилась? Она же сказала: проходите; и когда вы вернетесь, я скажу вамъ. Когда же мы утверждали, что не уйдемъ никуда прежде чѣмъ она скажетъ объ себѣ, она отвѣтила, говоря: имя мое: Марія зовусь я. Я была пѣвчею свѣтаго Христова Воскресенія и діаволъ соблазнилъ многихъ на меня; и я, убоявшись, чтобы какъ либо не сдѣлаться отвѣтственною за соблазнъ ихъ и не присоединить прегрѣшенія къ моимъ прегрѣшеніямъ, молила Бога избавить меня отъ вины въ ихъ соблазнахъ.

19. Однажды, умилившись сердцемъ, вслѣдствіе страха Божія, я спустилась къ святому Силоаму и зачерпнула воды въ этотъ сосудъ; я взяла также и эту корзинку моченыхъ овощей и ночью вышла изъ святаго града, предавъ себя Богу, который и привелъ меня сюда; и вотъ я живу здѣсь 18 лѣтъ. И благодатію Божіею ни вода не изсякла, ни корзинка съ моченьемъ не оскудѣла до сегодняшняго дня, и я не видала человѣка, исключая васъ сегодня. Но, ступайте, сказала она, и исполните ваше послушаніе, a нa обратномъ пути навѣстите меня. Услышавъ это, мы отправились къ аввѣ Киріаку и возвѣстили ему и объ этомъ; онъ же, услышавъ, удивился и сказалъ: слава тебѣ, Боже, что ты имѣешь столькихъ сокровенныхъ святыхъ. Но, ступайте, чада, и какъ она сказала вамъ, такъ и сотворите. И взявъ благословеніе святаго старца, мы пришли къ пещерѣ и постучавшись, по обычаю отшельниковъ, такъ какъ никто не отвѣчалъ, вошли, и обрѣли ее скончавшеюся. И не имѣя въ чемъ ее положить во гробъ и похороншъ, пошли въ нашу лавру Сука и принесли все потребное и, опрятавъ ее, погребли въ пещерѣ, заваливъ дверь каменьями.

20. Это разсказалъ авва Іоаннъ, и я счелъ необходимымъ, какъ было сказано, передать письму на умиленіе слушающихъ и читающихъ и на прославленіе Христа, дающаго до конца постоянство Своей любви. Ho слѣдуетъ разсказу возвратиться къ аввѣ Киріаку. Когда онъ исполнилъ восемъ лѣтъ въ Сусакимѣ и достигъ глубокой старости, то отцы лавры Сука, придя привели его въ пещеру иже во святыхъ Харитона, послѣ удаленія приверженцевъ Оригена изъ новой лавры. Когда онъ жилъ въ пещерѣ, я, смиренный, часто приходилъ къ нему и получалъ большую пользу для своей души; онъ былъ совсѣмъ пожилой, исполнивши сто седьмой годъ. Онъ прибылъ во святый градъ 18 лѣтъ, и оставался у иже во святыхъ Герасима 9 лѣтъ, и въ обители великаго Евѳимія 10 лѣтъ, и провелъ въ лаврѣ Сука, отличаясь въ различныхъ послушаніяхъ, 39 лѣтъ, и въ пустынѣ Натуфа, питаясь скилами, 5 лѣтъ; онъ безмолствовалъ въ Сусакимѣ 7 лѣтъ, и въ пещерѣ иже во святыхъ Харитона 5 лѣтъ, и, удалившись опять въ Сусакимъ, 8 лѣтъ.

21. За два года до его кончины отцы, придя, увели его, употребивъ много моленій, въ пещеру блаженнаго Харитона, когда онъ былъ уже, какъ сказано, совсѣмъ пожилымъ. И будучи толикимъ старцемъ, онъ оставался крѣпкимъ и съ охотою выстаивалъ правило псалмопѣнія и собственноручно прислуживалъ приходящимъ къ нему, нисколько не утомляясь, но будучи силенъ во всемъ въ укрѣплявшемъ его Христѣ. Онъ былъ мужъ кроткій, доступный, пророческій, учительный, православнѣйшій, высокій ростомъ, благовидный, имѣвшій невредимыми всѣ члены, и былъ во истину исполненъ благодати и Духа Святаго. Впавъ послѣ многихъ дней въ тѣлесную слабость, онъ призвалъ всѣхъ отцовъ лавры и цѣловавъ ихъ почилъ въ мирѣ [35], предавъ духъ Господу и пріялъ отъ него вѣнецъ праведности, который Онъ обѣщалъ любящимъ ее. И теперь онъ въ покоищѣ праведныхъ, молясь за насъ, дабы и мы, послѣдовавъ по стопамъ его, получили возвѣщенныя блага во Христѣ Іисусѣ Господѣ, съ нимъ же слава Отцу и Святому Духу во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Пал. пат. изд. И. Пр. П. общ. вып. 2.
[2] 9 Января 449 г. Смерть Ѳеодосія Младшаго относится къ 28 Іюля 450 г.
[3] Принималъ участіе на Халкидонскомъ соборѣ 451 г.
[4] Портовый городъ въ 70 стадіяхъ отъ Коринѳа, нынѣ Кенкріе.
[5] Патріархъ Іерусалимскій 458-478 г.
[6] 457-474 гг.
[7] Житіе Св. Савы гл. 7.
[8] 469 г.
[9] Находилась у сѣверо-западныхъ береговъ Мертваго моря.
[10] Пал. пат. изд. И. Пр. П. общ. выпускъ 6.
[11] При патріархѣ Мартиріѣ въ 479-480 г. См. Пал. пат. вып. 2 гл. 62 и сл.
[12] Отличный отъ Ѳомы изъ Апамеи, который упоминается въ числѣ преемниковъ Св. Евѳимія въ его житіи гл. 72.
[13] Пал. пат. вып. 2 гл. 63 и сл.
[14] Въ 484 г.
[15] Пал. пат. вып. 2 гл, 17 и сл.
[16] Въ 485 г.
[17] Кимеліархъ, т. е. тотъ, кто хранитъ церковныя драгоцѣнности.
[18] Т. е. псаломъ 118.
[19] Между обителью Св. Савы и Мертвымъ моремъ.
[20] Корни ближайшимъ образомъ неизвѣстной травы, служившіе пищей для пустынниковъ.
[21] Родъ дикой луковицы необычайно горькаго вкуса.
[22] Нынѣ хирбетъ Теку'я, къ югу отъ Виѳлеема.
[23] У сѣверо-западныхъ береговъ Мертваго моря, между нимъ, нынѣшнею Іерусалимскою дорогой и лаврой Св. Савы.
[24] Мѣстность ближайшимъ образомъ неизвѣстяая.
[25] Нынѣ мугарат-Харетунъ.
[26] Айн-'Атанъ между Виѳлеемомъ и Уртасомъ, къ востоку отъ прудовъ Соломона.
[27] † ок. 340. Память 28 Сентября.
[28] Пал. пат. вып. 1 гл. 72.
[29] Терминъ, заимствованный изъ ученія Валентіановъ и обозначаетъ высшія существа, вродѣ полубожествъ.
[30] Изъ Понта, послѣдователь Оригена.
[31] Александрійскій толкователь Оригена.
[32] 5 Декабря 532 г.
[33] Пал. пат. вып. 1, гл. 86.
[34] Пал. пат. вып. 1, гл. 78, 88.
[35] Въ 556 году.

Печатается по изданiю: Палестинскiй Патерикъ. Выпускъ седьмой: Житiе преподобнаго Кирiака Отшельника. – Второе изданiе Императорскаго Православнаго Палестинскаго общества. СПб.: Типографiя В. Киршбаума, 1899. – 23 с.

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online