Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

XI-XV ВѢКЪ

Никифоръ, митр. Кіевскій († 1121 г.)
Поученіе въ недѣлю сыропустную, въ церкви, ко игуменамъ, и ко всему іерейскому и діаконскому чину, и къ мірскимъ людемъ.

Много поученій, о любимцы мои и возлюбленныя чада о Христѣ, мнѣ надлежало бы предлагать вамъ языкомъ моимъ, чтобы водою его напоить добрую и плодоносную землю, разумѣю души ваши. Но не данъ мнѣ даръ языковъ, о которомъ свидѣтельствуетъ божественный Павелъ и посредствомъ котораго я могъ творить порученное мнѣ: оттого я стою посреди васъ безгласенъ и совершенно безмолвенъ. А такъ какъ нынѣ потребно поученіе по случаю наступающихъ дней св. великаго поста: то я разсудилъ предложить вамъ поученіе чрезъ писаніе. Ибо время, возлюбленные (мои), совершая постоянно свое теченіе, привело насъ, наконецъ, къ симъ пречистымъ днямъ великаго поста и предъ дверьми его поставило. Пріимемъ наступающіе дни съ радостію и вмѣстѣ съ пророкомъ возопіемъ: пріидите, возрадуемся Господеви, воскликнемъ Богу, Спасителю нашему, предваримъ лице Его во исповѣданіи; восплачемся предъ Господемъ, сотворшимъ насъ: яко Той есть Богъ нашъ, и мы людіе пажити Его и овцы руки Его (Псал. 94, 1-2. 6-7). Никто да не будетъ лишенъ добраго пѣнія, никто да не будетъ дряхлъ, но всѣ будемъ тихи и свѣтлы: о грѣхахъ только будемъ печальны; если здѣсь будемъ сокрушаться о нихъ, то послѣ получимъ воздаяніе. Пусть никто не думаетъ безъ сокрушенія очистить свои грѣхи и безъ поста омыть свои скверны. Очистилъ тебя Христосъ крещеніемъ и омылъ твои скверны, — а ты опять осквернился грѣхами? Опять замаралъ себя? Опять загноились струпья злобы твоей? — Прослезись же, восплачи горько, воздохни; потерпи на землѣ всякое страданіе; бдѣніе, неяденіе; покажи крѣпкую молитву и милостыню къ нищимъ; отпусти должникамъ долги; а если это невозможно, — то отпусти, по крайней мѣрѣ, большой ростъ, который, подобно змію, снѣдаетъ убогихъ. Если же ты постишься и между тѣмъ съ брата берешь ростъ: то нѣтъ тебѣ никакой пользы. Ты считаешь себя постящимся, а вкушаешь мясо, не мясо овцы или другихъ животныхъ, а плоть брата твоего, закалая его злымъ ножемъ лихоиманія, неправедной мзды, тяжкаго роста. Смирись предъ лицемъ Бога, смирившагося ради тебя даже до зрака рабія. Прости обиды всѣмъ, оскорбившимъ тебя, отпусти имъ все, что имѣешь на нихъ, чтобы самому имѣть отпущеніе грѣховъ, дабы чиста была твоя молитва. Въ противномъ случаѣ если будешь молиться, то это напрасный трудъ: — изъ устъ злаго человѣка Богъ молитвъ не принимаетъ. Не мое это слово, но слово Христа и Бога, Который не принимаетъ отъ такого человѣка дара, принесеннаго въ церковь, если предварительно онъ не помирится съ братомъ. Сегодня особенно, по заповѣди Его, мы должны прощать ближнимъ согрѣшенія: — Аще бо, сказалъ Онъ, отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный, аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ согрѣшеній вашихъ. Если такъ потрудишься въ постѣ, какъ научаетъ тебя слово (Божіе), то сподобишься пѣть съ Давидомъ: растерзалъ еси вретище мое и препоясалъ мя еси веселіемъ, яко да поетъ Тебѣ слава моя, и не умилюся. Вретище — это знакъ покаянія; ради поста и воздержанія Богъ раздираетъ нашу грѣховную одежду и препоясуетъ насъ веселіемъ невинности, и тогда мы поемъ Ему во славѣ, т. е. въ чистой совѣсти, — во славѣ, которую, говорится, имѣлъ Адамъ до паденія. Одѣнемся въ это прекрасное вретище, да препояшемся въ веселіе; потрудимся, да прославимся, да вѣнчаемся: — трудъ раждаетъ славу, дѣла приносятъ вѣнцы, какъ и Господь сказалъ: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша (Лук. 21, 19). Потерпимъ и сохранимъ налагаемыя на насъ отъ духовныхъ отцевъ епитиміи. — Не устыдимся объявить грѣхи наши, чтобы не остаться намъ не исцѣленными, чтобы, вмѣсто срама временнаго, не подвергнуться вѣчному осужденію и посрамленію предъ избранными ангелами Божіими и всѣми людьми; ибо всѣ мы предстанемъ предъ судилищемъ Христовымъ и коегождо дѣло огнь искуситъ. Умолимъ Судію прежде осужденія, убоимся страшныхъ мукъ. Богъ не лжетъ, не усомнимся въ этомъ. Послушаемъ Павла, великой трубы Христовой, какъ онъ сегодня учитъ насъ: — нынѣ ближайшее намъ спасеніе, нежели егда вѣровахомъ. Нощь прейде, а день приближися. Отложимъ убо дѣла темная и облечемся во оружіе свѣта. Яко во дни, благообразно да ходимъ: не козлогласованіи и піянствы, не любодѣяніи и студодѣяніи, не рвеніемъ и завистію; но облецытеся Господемъ нашимъ Іисусомъ Христомъ и плоти угодія не творите въ похотехъ (Дѣян. Ап. нед. сыроп.). Ночь — это жизнь грѣшниковъ, не думающихъ о днѣ суда, не думающихъ о свѣтѣ приблизившагося дня спасенія. Возлюбимъ же этотъ свѣтъ, какъ сыны свѣта, какъ днемъ, будемъ вести себя благочинно. Отложимъ дѣла тьмы и облечемся во оружіе свѣта, отгоняя всякую злобу отъ душъ нашихъ и насаждая въ нихъ всякую добродѣтель: ибо недостаточно только отстать отъ зла, — необходимо еще творить добро: — уклонися отъ зла, говоритъ Давидъ, и сотвори благо. Не могу здѣсь оставить безъ зазрѣнія нѣкоторыхъ, которые, не внимая Божественному ученію христопроповѣдника — апостола, дерзаютъ утверждать, будто не творятъ никакого зла чрезъ свое пьянство. Между тѣмъ они чрезвычайно много дѣлаютъ грѣховъ, постоянно пьянствуя и посрамляя себя. Послушайте апостола, называющаго пьянство матерью всякой злобы, всякой нечистоты и блуда: а ты говоришь, якобы нимало не согрѣшаешь, предаваясь пьянству? Пьянство есть вольный бѣсъ, пьянство есть дщерь діавола, пьянство есть смерть уму. А погубившій умъ хуже скота: ибо скоты не губятъ своего разума, а словесные за ничто продаютъ полученный отъ Бога разумъ, какъ Исавъ продалъ первенство. Пьяница подобенъ мертвецу, подобенъ помѣшанному, безчувственному; онъ отъ всѣхъ достоинъ смѣха и поруганія, подобно Сампсону, остриженному наложницею и поруганному отъ иноплеменниковъ. Къ этимъ и подобнымъ имъ людямъ относятся пророческія слова Исаіи: мертвіи живота не имутъ видѣти, ни врачеве могутъ воскресити. Подъ мертвыми онъ разумѣетъ умершихъ въ пьянствѣ, а подъ врачами — учителей, которые ничего не могутъ пособить имъ, пока не отстанутъ они отъ пьянства. Все это сказалъ я не для того, чтобы посрамить своихъ, — да не будетъ! — я ихъ отъ души люблю; но чтобы отогнать отъ нихъ на постное время такое зло, каково пьянство; Господь помогаетъ намъ въ этомъ. Се нынѣ, возлюбленные, время благопріятное! се нынѣ день спасенія! Пришла весна душъ нашихъ! Нынѣ бѣсы боятся; нынѣ князь міра сего, видя насъ, гнѣвается и скрежещетъ зубами; нынѣ ангельскія силы радуются, нынѣ апостолы и всѣ лики праведныхъ веселятся; скажу болѣе, — и Самъ Богъ радуется о нашемъ покаяніи, не хотя нашей смерти, но ожидая обращенія. Поэтому умоляю васъ, — приготовимся въ сему наступающему времени и проведемъ его, какъ дóлжно; а если не дождемъ его, — ибо смерть не имѣетъ срока, — то лучше, если умремъ, имѣя благое въ рукахъ. Станемъ единодушно всѣ на брань противъ врага, силою Святаго Духа; ибо оружіе нашего врага совсѣмъ истреблено, — силу его совсѣмъ уничтожилъ Господь, вознесшійся на крестѣ. Дерзайте всѣ: на подвигъ этотъ вы вооружены крещеніемъ во Христа. Чтобы противостоять кознямъ діавола, облецытеся во вся оружія Божія, какъ наставляетъ божественный Павелъ: Препояшите чресла свои истиною, одѣньтесь въ броню правды, обуйте ноги во уготованіе благовѣствованія мира, возьмите щитъ вѣры, защищающій отъ всѣхъ огненныхъ стрѣлъ лукаваго, возьмите также шлемъ спасенія и мечъ духовный — слово Божіе, и тогда смѣло противоборствуйте врагу-діаволу. Если облечемся въ эти оружія и ополчимся противъ врага: то посѣчемъ его мечемъ духовнымъ и, одержавъ побѣду, получимъ чистый покой, достигнемъ свѣтлаго дня истинной Пасхи, неосужденно причастимся честнаго тѣла и крови Господней въ настоящей жизни, а въ будущей — насладимся вѣчныхъ благъ и созерцанія Святой и Богоначальной Троицы, въ трехъ лицахъ воспѣваемой и во единомъ Божествѣ покланяемой, въ разлученіи не разлучно разлучаемой и въ совокупленіи не разливаемой, которой подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданію: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской духовной Семинаріи. – Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. – С. 67-70.

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online